Главная > Автореферат диссертации


Мандала 3. Шайва Дхарма Мандала. Шиваитский индуизм

Трипундра - важный шиваитский символ в форме трех полос белого вибхути на лбу. Этот священный пе­пел обозначает чистоту и сгорание анавы, кармы и майи. Бинду, или точка на месте третьего глаза, ускоряет погру­жение внутрь себя. Аум.

Шлока 11. Какова природа шиваитской теологии?

Шиваизм провозглашает: Бог Шива есть Любовь, Он одновременно имманентен и трансцендентен, Творец и творение. Этот мир является ареной нашей эволюции, ко­торая постепенно ведет к мокше - освобождению от рождений и смертей. Аум.

Бхашья

Шиваизм - это уникальная религия, в которой Бог и проявлен и непроявлен, и двойствен и недвойствен, внутри нас и вне нас. Эта религия не является строго пан­теистической, политеистической или монотеистической. Ее основополагающая теология известна как монистичес­кий теизм, панентеизм или адвайта-ишваравада. Мо­низм, в противоположность дуализму, представляет со­бой учение о реальности как о едином целом существо­вании без независимых частей. Теизм есть вера в Бога и богов, как имманентных, так и трансцендентных. Шива­изм монистичен в своей вере в одну реальность и в адвайтическое единство человека и реальности. Шиваизм теистичен в своей вере в богов и в Бога Шиву как любяще­го личностного Господа, имманентного миру. Шиваизм выражает единство Пати-пашу-паша (Бог-душа-мир), охватывает недвойственное и двойственное, с верностью несет как веданту, так и сиддханту, чистую Санатана Дхарму Вед и Шайва-агам. ";Тирумантирам"; утверждает: ";Шуддха-шайвы (чистые шиваиты) медитируют на следу­ющее на своем религиозном пути: на свою Самость, Абсо­лютную Реальность и Изначальную Душу; на триедин­ство: Бог, душа и оковы майи; на чистое освобождение и на все, что сковывает душу";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 12. Как шиваиты относятся к другим религиям?

Религиозные верования многочисленны и различны. Шиваиты, понимая силу этого многообразия, глубоко уважают и поощряют всех, кто верит в Бога. Они с поч­тением относятся к тому факту, что Истина одна, а путей много. Аум.

Бхашья

Поскольку внутренняя цель всех религий - вернуть людей к Богу, индуисты-шиваиты стремятся не вмеши­ваться в чью-либо веру или религиозные практики. Мы верим в то, что нет исключительного пути, единого для всех. Шиваиты глубоко убеждены в том, что Бог Шива - одна и та же Высшая Сущность, в которой люди всех ве­рований находят успокоение, мир и освобождение. Вмес­те с тем, мы понимаем, что религии различны. Каждая религия имеет присущие лишь ей верования, практики, цели и пути достижения, и доктрины одной религии часто противоречат доктринам другой. Но даже это никогда не должно вызывать религиозных конфликтов и нетерпи­мости. Шиваиты уважают все религиозные традиции и людей, которые их практикуют. Они знают, что хорошие граждане и стабильные общества происходят из групп ре­лигиозных людей. Лидеры шиваизма поддерживают и участвуют в экуменических собраниях представителей всех религий. Вместе с тем, шиваиты защищают свою ве­ру, с удовольствием предаются своим практикам и избега­ют соблазнов других путей, как древних, так и современ­ных. Веды говорят: ";Пусть у нас будет согласие с нашими собственными людьми и согласие с людьми, которые яв­ляются для нас посторонними. Ашвины, создайте между нами и чужими людьми сердечное единство";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 13. Как шиваизм остается современным?

Внутренние истины никогда не меняются, но внеш­ние формы практики и ритуалов развиваются. Шиваизм стремится сохранить свое мистическое учение, адаптиру­ясь к культурным, социальным и технологическим изме­нениям каждого текущего века. Аум.

Бхашья

Шиваизм является ортодоксальной религией, консер­вативной по своим традициям и в то же время гибкой и всепонимающей. Одновременно это и наиболее суровый духовный путь, и наиболее прощающий. Шиваиты сох­ранились в течение многих веков, успешно адаптируя ра­боту, службу и умение к новым временам, при этом они интернализировали богослужение и твердо придержива­ются вечных ценностей. Внешняя форма службы или род занятий не влияют на духовный поиск. Неважно, кто он - квалифицированный фермер, заводской рабочий, сельский торговец, программист или служащий корпора­ции - религия хорошо служит шиваиту. Шиваизм имеет все возможности для возвращения человечества к Источ­нику всего. Время не вносит различий в отношения шива­ита со своей семьей, с кула-гуру, учителем, садгуру, богами или Богом в его религиозной жизни. Шайва-дхарма не из­менилась. Веды говорят: ";О излучающее свет Божество, сними пелену невежества с меня, чтобы я мог видеть Твой свет. Раскрой мне дух священных писаний. Пусть истина писаний всегда будет со мной. Да буду я денно и нощно постигать то, что я узнал от мудрых";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 14. Какова для шиваитов природа жизни?

Для индуиста-шиваита вся жизнь священна. Вся жизнь - это религия. Шиваитское искусство - священ­ное искусство, шиваитская музыка - это духовная музы­ка, а бизнес для шиваита не только обеспечивает ему про­питание, но это и его служение людям и Богу. Аум.

Бхашья

Каждый шиваит уникален в своем поиске, однако каждый стремится к одним и тем же вещам в жизни: быть счастливым и уверенным, любимым и оцененным, твор­ческим и полезным. Шиваизм имеет развитую культуру, которая удовлетворяет эти основные запросы человека и помогает ему понять мир и наше место в нем. Всем веру­ющим эта культура помогает выработать черты характе­ра, необходимые для духовной жизни: терпение, состра­дание, терпимость, смирение, трудолюбие, набожность. Центрами шиваизма являются дом и храм. Монашеская жизнь - это основа и сила шиваизма. Семейная жизнь незыблема и драгоценна. Шиваизм имеет богатые тради­ции в искусстве, архитектуре, музыке, драматическом ис­кусстве и танце и является сокровищницей философии и учености. В шиваитских храмах ежедневно проходят службы. В писаниях содержатся этические наставления. Садгуру дают духовное посвящение. Все это - храмы, пи­сания и садгуру - суть опоры веры. Так говорят Веды: ";О ученые люди, да услышим мы нашими собственными ушами то, что есть благо, да увидим мы своими глазами то, что есть благо. Да проживем мы, славя Бога, имея здо­ровое тело, полный срок жизни, посвященной Богу";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 15. Какова символика Танца Шивы?

Символика танца Шивы Натараджи - это религия, искусство и наука, слившиеся воедино. В этом бесконеч­ном танце Бога, танце созидания, сохранения, разруше­ния и двойных милостей, скрыто глубокое понимание Вселенной. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

У Натараджи, Царя Танца, четыре руки. Правая верх­няя рука держит барабан, источник творения. Нижняя правая рука поднята в благословении, символизируя сох­ранение. Верхняя левая рука держит огонь, символ разру­шения, растворения формы. Правая нога, символизирую­щая непроявленную милость, покоится на Апасмарапуруше, душе, которая временно привязана к земле, будучи праздной, растерянной и забывчивой. Поднятая вверх ле­вая ступня символизирует милость, освобождающую зре­лую душу от рабства. Нижняя левая рука указывает на эту священную ступню, заверяя нас, что милость Шивы есть прибежище для каждого и путь к спасению. Огненный круг символизирует космос и особенно сознание. Всепог­лощающая форма, вырисовывающаяся вверху, -это Махакала - ";Великое Время";. Кобра вокруг талии Натарад­жи - это кундалини-шакти, пробуждающая душу косми­ческая энергия, содержащаяся внутри всех нас. Танец На­тараджи - это не просто символ. Он происходит в каждом из нас, на уровне атомов, в каждый конкретный момент. Так говорят Агамы: ";Рождение мира, поддержа­ние его, его разрушение, падение души и ее освобождение - это пять актов танца Шивы";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о шиваизме

Сильному Рудре приносим мы наши хвалебные песни, Ему, Господу героев, Ему, чьи волосы заплетены в косы, - чтобы благополучен был наш скот и наши мужчины, чтобы в этом селении все были здоровы и сыты.

Ригведа

Дай нам здоровый счастливый ум, добрую волю и пони­мание. И мы всегда будем радоваться Твоей дружбе, подоб­но коровам, которые нежатся на зеленом лугу. Таково мое радостное послание.

Ригведа

Он - никем не созданный Создатель всего. Он знает все. Он - чистое Сознание, создатель времени, всемогущий, всезнающий. Он - Господь души, природы и трех сос­тояний природы. От Него исходят перерождения жизни и освобождение, узы времени и свобода в вечности.

Яджурведа

Вся Вселенная славит Бога Шиву, Бога любви. Головы и лица людей -это Его головы и лица, и Он - в сердцах всех.

Яджурведа

Бог, воистину, вся вселенная: Он -это то, что было, то, что есть, и то, что когда-либо будет. Он - Бог бессмертной жизни и всей жизни, которая существует за счет пищи. Его руки и ноги - повсюду. Его головы и рты - везде. Он ви­дит все, Он слышит все. Он во всем, и Он Есть.

Яджурведа

Он - Господь бесчисленных форм, которого славят все сущности, даже более мелкие, чем самый мелкий атом, и Он - Создатель всего, когда-либо жившего в таинстве Его тво­рения. Видение этого Бога любви приносит вечный мир.

Яджурведа

У Него нет начала, продолжения и конца, по природе своей Он чист, могуч, всезнающ, всемогущ и совершенен - так говорят о Шиве в шиваитской традиции.

Аджита-агама

Не сравнимый ни с кем, не чувствующий боли, проница­тельный, всепроникающий, нескончаемый, неизменяю­щийся, неподверженный порче, Владыка - такова суть Шивы, Властителя вершины, к которой ведут все пути.

Сваямбхува-агама

Путь Шивы - проверенный путь. Он приводит к Харе. По этому царскому пути прошли избранные души. Этим божественным путем преданные следуют во вселенной. Этот путь ищут, вступают на него и сохраняют его.

Тирумантирам

Они существуют не ради внешней формы и одеяния, не ради почестей или церемоний. Уничтожая все оковы и же­лания, пребывая с чистым Господом, они полностью уни­чтожают эгоизм души и отвлекающие привязанности. Они - воистину чистые шиваиты.

Тирумантирам

Если бы можно было видеть дугу Его бровей, улыбку, расцветающую на устах подобно плоду ковай, прохладные густые волосы, молочно-белый пепел на коралловой коже, прекрасную золотистую ступню, приподнятую в танце, то даже на этой земле стоило бы рождаться.

Тирумурай

Хара! Хара! Шива, Шива, обитающий в сердце любящего Его, Тот, кто воистину является сущностью Вед! О Богатст­во! О Драгоценность! О прекрасный Царь, наш Повелитель, Которого восхваляют поэты, Который наделен глазами, способными видеть все, и свет которых проникает повсюду, подобно свету солнца!

Натчинтанай

Со своим телом как храмом, с умом, всегда подчинен­ным Ему, с правдивостью как чистотой, со светом ума как Его Лингамом, с любовью как топленым маслом, молоком и святой водой, давайте совершать жертвоприношение Гос­поду.

Тирумурай

Упанишада II. Дэва дэвата упанишад. Бог и боги

Мандала 4. Шива Мандала. Наш Всевышний Бог

Натараджа - это Шива в качестве ";Царя Танца";. Изваянный из камня или отлитый из бронзы, Его ананда-тандава, неистовый танец блаженства, создает и уни­чтожает космос в горящем круге, обозначающем созна­ние. Аум.

Шлока 16. Какова природа нашего Бога Шивы?

Бог Шива - все и во всем, единый без второго, Вы­сшее Существо и Абсолютная Реальность. Он - Пати, наш Господь, имманентный и трансцендентный. Тво­рить, сохранять, разрушать, сокрывать и проявлять - та­ковы пять Его сил. Аум.

Бхашья

Господь Шива - единая Сущность, но мы осознаем Его в трех Его совершенствах, каковы суть Абсолютная Реальность, Чистое Сознание и Изначальная Душа. В Сво­ем качестве Абсолютной Реальности Шива - непрояв­ленная, неизменная и трансцендентная Сущность, само­достаточное Божество, вневременное, вне формы и прос­транства. В Своем качестве Чистого Сознания Шива - проявленная первичная субстанция, чистая любовь и свет, струящиеся сквозь все формы, существующие повсюду во времени и пространстве как бесконечный интеллект и си­ла. В Своем качестве Изначальной Души Шива проявляет­ся в пяти измерениях: Брахма - творец, Вишну - все­держитель, Рудра - разрушитель, Махешвара - сокры­вающий и Садашива - проявляющий. Он - наш личностный Бог, источник всех трех миров. Наш Божест­венный Отец-Мать защищает, питает и руководит нами, сокрывая Истину по мере нашей эволюции и открывая ее, когда мы достаточно зрелы, чтобы получить благую милость Господа. Бог Шива есть все и во всем, Его величие выше нашего понимания, это - священная тайна, кото­рая может быть открыта при прямом общении. Воистину, когда постигаешь Шиву, постигаешь все. Так говорят Веды: ";Та часть Его, которая характеризуется тамасом, именуется Рудрой. Та часть Его, что принадлежит раджасу, есть Брахма. Та часть Его, которая принадлежит саттве, есть Вишну";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 17. Какова непроявленная сущность Бога Шивы?

Парашива - это Непроявленная Реальность или Аб­солютное Бытие Бога Шивы, отличное от двух других Его совершенств, которые проявлены и имеют форму. Пара­шива есть полнота всего, отсутствие отсутствия. Аум.

Бхашья

Парашива - самодостаточный Бог, который должен быть реализован, чтобы быть познанным; - ";не сущест­вует"; и вместе с тем кажется существующим. Однако само существование и все состояния ума, существования и опыта могут существовать лишь благодаря конечной ре­альности Бога. Такова великая тайна, которую йоги, риши, святые и мудрецы поняли в течение веков. Для того чтобы открыть Парашиву, йог углубляется в созерцание. По мере того, как в его уме возникают мысли, ментальные кон­цепции мира или Бога, которого он ищет, он мысленно повторяет: ";Нети, нети - это не то, это не то";. Его успо­коенное сознание вырастает в Саччидананду. Он повсюду проникает через все формы в этом блаженном состоянии. Он помнит свою цель, которая за пределами блаженства, и твердо повторяет: ";Нети, нети - это не то, чего я ищу";. Через пранаяму, через мантру, через тантру, йог прояв­ляет неукротимую волю, и последние признаки формы, времени и пространства отступают, когда йог, глубоко по­груженный в нирвикальпа-самадхи, погружается в Пара­шиву. Так говорят Веды: ";Сияющее, бесформенное, не имеющее начала и чистое, то всепроникающее Существо - одновременно внутри и вовне. Он превосходит даже трансцендентное, непроявленное, причинное состояние вселенной";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 18. Что такое Чистое Сознание Бога Шивы?

Парашакти - это чистое сознание, субстрат или пер­вичная субстанция, текущая через все формы. Это непо­стижимое присутствие Шивы, изначальная основа и бы­тие всего сущего, без которой ничто не может продол­жаться. Аум.

Бхашья

Парашакти, ";Высшая Энергия";, называется многими именами: тишина, любовь, бытие, сила и всезнание. Именно Саччидананда - существование-сознание-блаженство - Та изначальная Сила существования, которая недифференцированна, полностью осознает Себя и не имеет объекта своего сознания. Она излучает божествен­ный свет, энергию и знание. Из Парашивы всегда исходит Парашакти, первое проявление разума, сверхсознания или бесконечного знания. Бог Шива знает благодаря бес­конечному, постоянному, любящему сверхсознанию. Ши­ва знает свои творения от глубины до поверхности. Его Сущность пребывает внутри каждой одушевленной и не­одушевленной формы. Если бы Бог Шива убрал свою все­проникающую Парашакти из одного или из всех трех ми­ров, они бы рассыпались и исчезли. Шакти Шивы - это устойчивая Сила, присутствующая во вселенной. Эта не­ограниченная Сила не имеет ни начала, ни конца. Вои­стину, Она - Божественный Разум Господа Шивы. Веды говорят: ";Он - Бог, скрытый во всех существах, их внут­ренняя Душа, Которая во всем. Он наблюдает творение, живет во всех вещах и наблюдает все вещи. Он - чистое Сознание за пределами всех трех состояний природы";. Аум Намах Шивайя.

Шлока 19. Какова природа Изначальной Души?

Парамешвара - это несозданная, вечносущая Изна­чальная Душа, Шива-Шакти, Творец и высший Повели­тель махадэвов и существ всех трех миров. Пребывающий в Своем творении, наш личностный Господь правит из­нутри, а не сверху. Аум.

Бхашья

Парамешвара, ";Всевышний Бог";, Мать всей вселен­ной, есть вечный и независимый Владыка, почитаемый всеми богами и разумными существами. Шива-Шакти так любим, что все связаны с Ним глубокими связями. Он настолько велик и настолько могуч, что люди страшатся перечить Его воле. О Нем так много говорят, что Его имя на устах у всех, ибо Он - изначальный звук. Будучи изна­чальной и совершенной формой, Бог Шива в третьем со­вершенстве Своего Существа - Изначальная Душа, про­явленный и личностный Господь, - естественно творит души по своему образу и подобию. Полюбить Бога - это познать Бога. Познать Бога - это почувствовать Его Лю­бовь к вам. Такой сострадательный Бог - Существо, чье сияющее тело может быть увидено в мистическом виде­нии, - заботится о малых существах, каковыми являемся мы, и о нашей вселенной. Есть много мистиков, которые видели блестящую молочно-белую форму сверкающего тела Шивы с огненными волосами, изящными руками и ногами, большими кистями, совершенным лицом, любя­щими глазами и задумчивой улыбкой. Агамы говорят: ";Парамешвара - причина пяти проявленных аспектов: эманации (сришти), сохранения (стхити), растворения (самхары), сокрытия (тиробхавы) и проявления (ануграхи). Аум Намах Шивайя.

Шлока 20. Каковы традиционные формы Бога Шивы?

Наше почитание великого Бога Шивы направлено на различные образы и изображения. Главными среди них являются Шивалингам, Натараджа, Ардханаришвара, Дакшинамурти, Хари-Хара, Бхайрава и тришула. Аум Намах Шивайя.

Бхашья

Любая форма является формой Шивы. Традиция дала нам несколько особых святынь. Шивалингам - это пер­вый образ Божества. После него в результате мистических видений возникли другие изображения. Мы представляем Бога Шиву как Парашиву, когда мы почитаем Шивалин­гам. Его простая эллипсоидная форма без слов говорит о невыразимом Абсолютном Бытии Бога. Мы превозносим Шиву как Парашакти или Саччидананду, вездесущего Бо­га во плоти, когда мы поклоняемся любой форме Его не­отделимой Шакти, особенно Ардханаришваре, правая по­ловина которого - мужская, а левая половина - женс­кая, в котором примиряются все противоречия. Мы обо­жаем Его как Парамешвару, Изначальную Душу, когда мы поклоняемся Натарадже, Божественному Танцору, кото­рый оживляет вселенную. Таким образом, мы поклоняем­ся трем совершенствам Шивы в трех формах, зная, что Он - единая Сущность, полностью присутствующая в каж­дом из них. Он также является Дакшинамурти, мол­чаливым учителем; Хари-Харой - полу-Шивой, полу­Вишну; и Бхайравой, неистовым обладателем тришулы - трезубца любви, мудрости и действия. ";Тирумантирам"; утверждает: ";Везде есть Священный Образ. Везде - Шива-Шакти. Везде есть Чидамбарам, везде есть Божествен­ный Танец";. Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о Шиве

Здесь бессильны глаза, слова, ум. Мы не знаем. Мы не можемпонять, как Его можно объяснить. Он выше познан­ного, и Он выше непознанного. Так мы слышали от древних мудрецов, которые объяснили нам Истину.

Самаведа

Этот атман - Господь всех сущностей. Царь всех сущ­ностей. Подобно спицам, закрепленным в ступице и ободе колеса колесницы, все существа, все боги, все миры, все живые дыхания и все самости закреплены в атмане.

Яджурведа

Огонь - Его голова, Солнце и Луна - Его глаза, прост­ранство - Его уши, Веды - Его речь, ветер - Его дыхание, вселенная - Его сердце. Из Его ног возникла земля. Воистину Он - внутренняя Самость всех существ.

Атхарваведа

Он, Самость, - не то и не это. До Него нельзя дотро­нуться. Он несокрушимый, потому что Его нельзя раз­рушить. Он ни к чему не привязан, Он ни с чем не связан. Он не страдает, и Он не раним.

Яджурведа

Рудре, Богу жертв, гимнов и целительных средств, мы молимся о счастье, здоровье и силе. Он сияет в великолепии, подобно Солнцу, сверкающий, как золото, добрый, лучший среди богов.

Ригведа

У золотого Существа, которого можно видеть в Солнце, золотая борода и золотые волосы. Он сияет до кончиков ногтей. Его глаза подобны цветку лотоса капьяса. Его имя высоко. Он высоко стоит над силами зла. Воистину, тот, кто знает это, поднимется высоко над силами зла.

Самаведа

Телесная форма Всемогущего Бога состоит из сил, кото­рые несравнимы с нашими. Наиболее яркая из них - это отсутствие анавы. Его телесная форма, имеющая голову и прочее, состоит из пяти мантр, соответствующих пяти видам деятельности - Иша, Татпуруша, Агхора, Вама и Аджа.

Мригендра-агама

Подобно движению в ветре, подобно сахару в сахарном тростнике, подобно гхи в молоке, подобно соку в плоде, подобно аромату в цветке, Господь пронизывает все.

Тирумантирам

Он создает. Он сохраняет. Он разрушает. Он сокрывает. Он делает все это, а потом дарует мукти - Он, всеп­роникающий Господь.

Тирумантирам

В одном ухе у Него серьга из блестящего золота, в дру­гом ухе - раковина. Одна Его сторона поет мелодии риту­альной Веды, другая сторона улыбается. Густые волосы ук­рашены душистыми цветами конрай на одной стороне го­ловы и женскими локонами на другой. Он идет. Одна сторона - это природа Его формы, другая сторона - природа Ее формы, и обе они - самая суть Его красоты.

Тирумурай

Он несет Гангу на развевающихся густых прядях, Его третий глаз сияет, дыхание Его подобно смерчу, Его совер­шенная форма сверкает, как ясное небо, святые стопы простираются до конца земли, Его совершенное сердце служит пьедесталом, звуки Вед исходят самопроизвольно, правая рука обещает прибежище, а левая рука раздает блага с соответствующими жестами, барабанный звук надо, на­полняет воздух - так Шива танцует.

Таюманавар

Любовь к стопам Шивы уничтожает плохую карму. Лю­бовь к стопам Шивы наполняет сердце радостью. Любовь к стопам Шивы - само сознание.

Натчинтанай



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами " Танец с Шивой Совре­менный катехизис индуизма"

    Автореферат диссертации
    ... читателю. "Танец с Шивой" - это украшение любой общественной или личной библиотеки. Содержание СадгуруШивайяСубрамуниясвами 1 "Танец с Шивой. Совре­менныйкатехизисиндуизма" 1 Содержание ...

Другие похожие документы..