Главная > Автореферат диссертации


истолкование понятия «район» как составной и специализированной части народного хозяйства страны;

  • обоснование объективного характера районов, т.е. факта их реального существования,

  • увязывание районообразования с формированием «производст-венных комплексов» и политико-административным делением и управлением;

  • применение сравнительно-географического метода как ключе-вого;

  • использование программы страноведческих комплексных характеристик «как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом», т.е. представляющих целостную систему (в 1946 г. Н.Н. Баранский предложил более укрупненную и обобщенную схему характеристики районов СССР);

  • образность комплексных страноведческих описаний;

  • широкое применение карт, но не только как иллюстративного, вспомогательного материала, а как действенного инструмента синтеза и анализа разнородных данностей на определенных террито- риях [32. С. 33].

    Формирование основных концептуальных идей Н.Н. Баранского происходило в 1920-е гг. Их обычно противопоставляют традиционной отраслево-статистической школе, которую в те годы возглавлял профессор В.Э. Ден. В центре внимания В.Э. Дена (он был большим авторитетом в экономической географии) и его многочисленных последователей было изучение «состояния отдельных отраслей хозяйственной жизни в их географическом распространении, а также тех физических и культурных условий, которые, так или иначе, влияют на каждую из этих отраслей».

    Отличительными чертами работ ученых школы Дена была опора на статистическую информацию, описательный характер, так как многочисленным статистическим данным не хватало должного анализа [3. С. 290].

    Н.Н. Баранский, который в резкой полемической форме выступил против В.Д. Дена и его научного направления, поставил вопрос о переходе экономической географии от функций описания к функциям объяснения и предсказания.

    В условиях, когда стали формироваться новые принципы управления хозяйством, предполагающие комплексное развитие экономики регионов, «районная школа», которую представлял Н.Н. Баранский, оказалась более востребованной. Следует заметить, что школа В.Э. Дена в то время подверглась не только научной, но и партийно-официальной критике. Последняя, в духе атмосферы тех лет, усмотрела в отраслево-статистическом направлении буржуазность, недопустимую для советской науки. Сам В.Э. Ден считал, что оба направления – и отраслевое, и районное (региональное) – равноправны и должны быть объединены под одной крышей [3. С. 379]. По мнению современного ученого Ю.Д. Дмитревского, школа Дена «имела право на существование в свое время и, в модифицированном виде, имеет право на жизнь и ныне, ибо развитие экономической географии немыслимо без синтеза отраслевого и регионального изучения территории» [46. С. 77].

    Победа в конце 1920-х гг. школы Н.Н. Баранского, тем не менее, не оградила ученого от весьма серьезных обвинений в начале 1930-х гг. Н.Н. Баранского и его сторонников критиковали коллеги, пытавшиеся, по его словам, насадить «географический нигилизм». Их не устраивали идеи ученого о том, что экономическое районирование должно базироваться на ряде факторов, в том числе таких, как природные условия и ресурсы, географическое положение, трудовые ресурсы. В этих идеях Н.Н. Баранского его оппоненты усмотрели географический детерминизм.

    В 1946 г. Н.Н. Баранский опубликовал статью «Страноведение и география физическая и экономическая». В ней был дан анализ развития страноведения и предельно четко сформулирована его методоло-гическая основа. Главный ее элемент – это географический, страноведческий синтез. Без него невозможно решение, по сути, главной задачи страноведения – выявления специфики страны или ее района. Для реализации идеи синтеза, по мнению Н.Н. Баранского, нужны не просто физико-географы, экономико-географы, а специалисты-страноведы. Подготовку специалистов-страноведов он считал назревшей необходимостью. Таким образом, Н.Н. Баранский довел до логического конца те идеи комплексного исследования территорий – стран, их внутренних регионов (районов), которые высказывались его предшественниками-учеными дореволюционного периода. Но Н.Н. Баранский развил эти идеи, рассматривая страну, регион как целостную систему, в которой взаимодействуют такие составляющие, как природа, человек, хозяйство. Он был убежден, что только на основе синтеза знаний об этих составляющих возможно выявление своеобразия объекта страноведческого и регионоведческого исследования, что и является его конечной целью.

    Методические и методологические идеи Н.Н. Баранского оказали, несомненно, большое влияние на страноведческие исследования в СССР. А их было проведено немало. По данным Я.Г. Машбица, в 1950–1990 гг. было опубликовано около 100 страноведческих монографий по странам зарубежного мира. Большим научным событием стало 20-томное издание «Страны и народы». Работа над ним велась в 1970–1985 гг. В 1987 г. эта страноведческая серия была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники [32. С. 34].

    В 1972 г. усилиями больших групп ученых была издана серия «Советский Союз» в 22 томах под редакцией С.В. Калесника. Мно-жество работ было посвящено характеристике отдельных регионов СССР. Это исследования В.И. Лаврова о Молдавии, В.А. Анучина о Закарпатье, И.В. Комара об Урале, И.В. Никольского о Восточной Сибири и Дальнем Востоке, А.А. Минца о Подмосковье, С.Н. Рязанцева о Средней Азии, М.И. Помуса о Сибири и т.д.

    Страноведческий, регионоведческий характер имели работы С.Б. Лаврова о ФРГ, Нидерландах, Е.Д. Михайлова, В.М. Гохмана о США, А.А. Долининой о Чили, Перу, Я.Г. Машбица о Латинской Аме-рике, Г.В. Сдасюка об Индии, Ю.Н. Гладкого об Африке, К.М. Попова о Японии и т.д. [32. С. 55; 3. С. 386].

    Регионоведческие и страноведческие разделы были (и остаются) составной частью многих учебников по социально-экономической географии зарубежных стран (М.С. Розина, В.В. Вольского, В.П. Максаковского и др.).

    Все эти и другие подобные издания имели немалое научное и общекультурное значение. Но многие из них устарели, причем не только потому, что динамично развивающийся мир требует постоянного обновления страноведческих характеристик. Не вписывается в современные реалии та идеологическая и политическая заданность, которая была присуща многим изданиям советского периода.

    Таким образом, перед отечественным регионоведением и страноведением в настоящее время стоит задача обновления страноведческого, регионоведческого знания, создания трудов, сочетающих научную глубину и образность выражения, создающих «аромат территории», отражающих ее неповторимые, специфические черты. А эта задача, в свою очередь, как всегда, предъявляет высокие требования к методологии, методам страноведческих исследований, требует продолжения развития тех концептуальных поисков, которые были начаты в 70–80-х гг. XX в. (о них в следующем разделе).

    Контрольные вопросы

    1. В чем специфика немецкой школы камеральной статистики?

    2. Что общего и каковы различия между немецкой школой антропогеографии и французской школой «географии человека»?

    3. С именами каких ученых связано страноведение в Германии и Франции в XIX – начале XX вв.?

    4. Каков вклад в страноведение России С.П. Крашенинникова, П.И. Рычкова, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова?

    5. В чем особенности развития страноведческой мысли и страноведения в России в XIX – начале XX вв.?

    6. С именами каких ученых связано развитие страноведения в России в XIX – начале XX вв.?

    7. Что нового в страноведение внес Н.Н. Баранский?

    8. Что можно записать в актив советскому страноведению?

    4. Структура комплексныХ регионоведческих (страноведческих) характеристик

    Схема Н.Н. Баранского и ее значение для развития регионоведения (страноведения) в СССР. Дефекты построения комплексных регионоведческих (страноведческих) характеристик. Пути совершенствования этих характеристик. Схема Я.Г. Машбица. Альтернативы «старому» страноведению»

    Любая сознательная деятельность, как справедливо напоминает Н.С. Мироненко в своем учебном пособии «Страноведение», требует предварительного проекта. Программа исследования, как минимум, должна включать в себя такие элементы, как цель, концептуальные идеи, план, раскрывающий логическую последовательность работы, с указанием методов.

    Всем этим требованиям в целом отвечала та схема комплексного исследования территории (экономического региона), которая в 1920-е гг. была предложена Н.Н. Баранским. В своей первооснове она широко используется до сих пор.

    Новаторская для своего времени концепция и схема комплексных страноведческих характеристик территорий (стран, районов) была разработана Н.Н. Баранским для так называемых «госплановских областей». Это те области, на которые была поделена страна Госпланом. Они стали важными объектами управления и социально-экономического планирования.

    Первоначальная схема выглядела следующим образом:

    • обоснование границ области;

    • характеристика факторов, влияющих на формирование области;

    • характеристика хозяйства и населения; выявление внутренних и межобластных хозяйственных связей;

    • обоснование перспектив развития области [36. С.40–41].

    Схема Н.Н. Баранского отражала задачи индустриализации. В научном плане она была противопоставлена, как уже говорилось, схеме «отраслевиков», которые основой изучения территории считали отрасли народного хозяйства.

    В 1946 г. Н.Н. Баранский предложил более укрупненную и обобщенную схему характеристики районов СССР. В ней выделялось семь тематических разделов:

    • введение: основная идея, заложенная в район, обоснование его границ;

    • природные условия и природные ресурсы, их хозяйственная оценка;

    • историко-географический очерк;

    • население;

    • общая экономико-географическая характеристика. Анализ произ-водственных связей основного хозяйственного комплекса;

    • районирование и характеристика каждого из районов;

    • перспективы развития [32. С. 80; С. 233].

    По Баранскому, в центре внимания страноведения (страноведение у него имело явно расширительное значение) должен находиться человек, «быт, культура, политика и даже «дух народа», т.е. не только природа и хозяйство. Главный грех современной ему географической науки Н.Н. Баранский обозначил одной восклицательной фразой: «Человека забыли!». «Человек, – писал он, – тема для наших географов определенно неприятная, щекотливая тема, которую предпочитают не касаться» [2. С. 26].

    Существенную роль отводил Н.Н. Баранский принципу историзма. Для создания образа территории, выявления ее особенностей ученые, как полагал Н.Н. Баранский, должны давать не только фон природного окружения, но и фон «предшествующей хозяйственной географии». Историко-географический очерк в страноведческом (регионоведческом) исследовании должен показывать, как в ходе истории переплетались естественные и общественные процессы на определенной территории и какое влияние они оказали на современные пространственные процессы» [2. С. 41].

    Основополагающим для научного страноведения является идея Н.Н. Баранского о «географическом синтезе», который, как он неоднократно подчеркивал, ни в коем случае не должен превращаться в обычную справочную энциклопедию. То есть синтез «после и на основе анализа», по Баранскому, не есть простое суммирование частных наук. Он отстаивал новое страноведение, страноведение как третью специальность, наряду с физико- и экономико-географической, задача которого – «синтетическое изучение стран и районов, охватывающее и природу, и человека во всем их сложном взаимодействии» [2. С. 34].

    Важно заметить, что реализацию идеи синтеза ученый связывал не только с усилиями географов, но и историков, этнографов, экономис-тов, литературоведов, демографов и т.д.

    Н.С. Мироненко охарактеризовал схему Н.Н. Баранского как классическую программу страноведческого исследования. Но диапазон ее применения более широк – это, по существу, программа комплексного исследования всего спектра регионов. Схема обеспечила определенное методологическое композиционное единство страновед-ческо-регионоведческих исследований в СССР. На ее основе написано немало работ, которые и поныне во многих отношениях остаются образцом.

    Но со временем использование схемы Н.Н. Баранского стало «давать сбои». В работах, написанных, казалось бы, в соответствии с исследовательской программой Н.Н. Баранского, четко обозначились дефекты, недостатки.

    Один из них – чрезмерная стандартизация характеристик террито-рий, «полочное» разложение материала, что делало страноведческие работы похожими друг на друга.

    Стремление описать все явления и процессы «от геологии до идеологии», к некоему универсальному кодексу знаний о территории также оборачивалось большими потерями для комплексного научного страноведения. Подобная энциклопедичность, по справедливому замечанию А.С. Мироненко, неплоха для информационного страноведе-ния, но в комплексном оборачивается фотографическим изображением территории без выявления ее специфики. Задача же последнего, по Баранскому, как раз и заключается в выявлении «различия от места к месту».

    Самый большой недостаток страноведения, по мнению Н.С. Мироненко, – шаблонность, когда фактический материал подго-няется под определенные подходы, закономерности. При таком подходе не соблюдается один из фундаментальных научных принципов – конкретность исследования. Законы проявляются неизбежно, но, во-первых, они выражают только вероятность, наиболее общие тенденции развития. Во-вторых, общественные законы имеют, как правило, неоднозначное толкование, ибо конкретные условия территорий существенно модифицируют исторические процессы.

    Как уже отмечалось, эти и другие недостатки страноведения вряд ли коренились в схеме Н.Н. Баранского. Они – результат «забвения» тех методологических принципов страноведческих исследований, сформи-рованных ученым, без которых его схема, в лучшем случае, – лишь план для создания какого-то справочника. Поэтому отнюдь не случайно явственно обнаружившиеся в середине 1960-х гг. уязвимые места комплексного страноведения стали одним из факторов, породивших оживленные дискуссии именно по вопросам методологии страноведения. Дискуссии развернулись в научном, прежде всего, географическом сообществе. Другие факторы – это «количественная революция», которую переживала география в тот период и которая начисто отрицала многие плодотворные традиционные направления, включая страноведение. На «антистрановедческие», «антирегионалистс-кие» настроения повлияло и возникновение глобальных проблем человечества. Они, по мнению некоторых ученых, подавляют значение регионального, по сравнению с глобальностью.

    Таким образом, кризисное состояние комплексного страноведения – это не только, а может быть, и не столько результат факторов сугубо субъективного характера, т.е. нежелания или неспособности ученых следовать научным принципам Н.Н. Баранского. Это в значительной мере результат усложнения мирового развития, появления новых научных тем и сюжетов, а также продолжающегося процесса дифференциации научного знания, существенно затрудняющего его синтез.

    С 1970-х гг. происходит переоценка многих ценностей. Появился ряд альтернатив «старому» страноведению. И в этом контексте, прежде всего, заслуживают внимания идеи Я.Г. Машбица.

    Я.Г. Машбиц предложил свой вариант программы комплексных страноведческих характеристик. При этом он исходил из того, что Н.Н. Баранский никогда не абсолютизировал свою схему, подчеркивал необходимость творческого подхода к ее использованию. Я. Г. Машбиц был уверен, что программы (схемы) комплексных страноведческих исследований и характеристик продолжают сохранять важную роль в организации комплексного изучения территории. Но при этом, он как и Н.Н. Баранский, неустанно повторял одну и ту же мысль: «комплексные страноведческие характеристики – это не механическая сводка разноха-рактерных и разномасштабных материалов… Комплексная страновед-ческая характеристика представляет существенное приращение знаний. Более того, это новое знание о территории …» [32. С.87–88].

    Я.Г. Машбиц сформулировал ряд условий, которые необходимо соблюдать для достижения подлинной глубины страноведческих характеристик.

    1. Необходимо добиваться рассмотрения природных и социально-экономических систем в их взаимодействии и влиянии на все стороны жизни людей и общества.

    2. Центральное (узловое) положение должны занять проблемы человека, населения, его «количества» и «качества», культуры, расселения, приспособления к конкретным условиям. Особое внимание необходимо уделять характеристикам материальной и духовной культуры, выявлять их связи и этнокультурные особенности.

    3. Выявление основных географических типов использования территории и природных ресурсов, хозяйственной деятельности и расселения.

    4. Важно рассматривать развитие территории в историко-географическом разрезе, что позволит дать элементы прогноза ее развития.

    5. Выявление внутренних географических различий, своеобразия и роли районов.

    6. Желательно по возможности более полное освещение гео-экологических свойств и проблем территории, ее восприимчивости к растущим антропогенным нагрузкам [32. С. 88].

    В схеме Я.Г. Машбица выделено 11 блоков (разделов):

    1. Своеобразие страны (района, различных территорий).

    2. Территория, географическое и геополитическое положение.

    3. Историко-географические этапы развития.

    4. Природа и природопользование.

    5. Население и культура.

    6. Хозяйство.

    7. Расселение.

    8. Общество.

    9. Районы.

    10. Состояние окружающей природной среды.

    11. Перспективы [32. С. 88–93].

    Я.Г. Машбиц полагал, что его схемы и подходы могут стать «стартовой площадкой» для новых поисков структуры комплексных

    страноведческих характеристик».

    Я.Г. Машбиц обосновывал необходимость не только традицион-ного (но не пассивно-описательного) страноведения. Вместе с В.М. Гохманом им была предложена концепция проблемного комплекс-ного страноведения.

    Суть концепции ее авторы видели в переходе от всеохватных, покомпонентных описаний территорий к выявлению и анализу ключевых проблем. Они выделили три группы проблем:

    • общие для всех стран;

    • представляющие интерес для стран определенного типа;

    • проблемы индивидуального типа.

    В число ключевых проблем В.М. Гохман и Я.Г. Машбиц прежде всего включали такие, как:

    1. место страны в мирохозяйственных отношениях;

    2. ресурсообеспеченность;

    3. структурные проблемы экономики и общества в целом;

    4. проблемы расселения людей;

    5. образ жизни и проблема социального равенства в территориальном аспекте;

    6. экология;

    7. проблемные районы стран.

    В ходе новейшей дискуссии относительно задач, методов, программы, предмета страноведения появились также концепции соединения страноведения с решением глобальных проблем человечества (Э.Б. Алаев, Г.В. Сдасюк, С.Б. Лавров), экономико-географического страноведения (И.М. Майергойз), среды обществен-ного развития как предмета страноведения, рассматриваемого в рамках всей географии (В.А. Анучин), культурно-образного страноведения.

    Появление названных концепций свидетельствовало, с одной стороны, об озабоченности научного сообщества состоянием страноведения, его будущим. С другой стороны, оно явно подтверждало то, что многовариантность типов страноведческих исследований, характеристик – это реальность, которая была, есть и будет.

    Контрольные вопросы

    1. В чем новаторский характер схемы Н.Н. Баранского ?

    2. Что общего и каковы различия схем Н.Н. Баранского и Я.Г. Машбица?

    3. Чем обусловлен поиск путей обновления КС (КР)?

    5. Опорные элементы комплексных

    регионоведческих (страноведческих) характеристик

    Содержание данного раздела базируется на подходах Я.Г. Машбица. В соответствии со своим вариантом программы комплексных страноведческих характеристик, он выделил 11 таких характеристик. Предметом нашего рассмотрения будут некоторые из них: территория, географическое положение, природа, природопользование, охрана природной среды, народонаселение, расселение населения, отчасти районы. По другим характеристикам (общество, хозяйство) мы ограничимся замечаниями самого общего характера.

    5.1. Территория и географическое положение



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Рабочая программа дисциплины «введение в регионоведение» рекомендуется для направления подготовки

      Документ
      ... И ФИНАНСОВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» Рекомендуется для направления подготовки 032000 ... Европы. Компетенции, сформированные учебной дисциплиной «Введение в регионоведение», являются необходимыми для успешного освоения ...
    2. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины «введение в регионоведение»

      Программа дисциплины
      ... подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Введение в регионоведение». Данная программа разработана в соответствии ... литература: Иванова М.В. Введение в регионоведение. Томск, 2008. Воскресенский А.Д. Комплексное регионоведение // Интеллект на ...
    3. 1 Что изучает предмет «введение в регионоведение» 3

      Документ
      1. Что изучает предмет «введение в регионоведение» 3 2. Основные направления региональной политики за ... словарь: 38 1. Что изучает предмет «введение в регионоведение»Регионоведение - научно-образовательное направление, изучающее региональные ...
    4. Программа государственного экзамена по комплексному регионоведению

      Программа
      ... междисциплинарный экзамен Общие профессиональные дисциплины Введение в регионоведение Новая история стран Азии и Африки ... международных отношений. ПРОГРАММА И ЛИТЕРАТУРА Раздел 1. Введение в регионоведение Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): подходы ...
    5. Программа государственного экзамена по комплексному регионоведению

      Программа
      ... междисциплинарный экзамен Общие профессиональные дисциплины Введение в регионоведение Новая история стран Азии и Африки ... международных отношений. ПРОГРАММА И ЛИТЕРАТУРА Раздел 1. Введение в регионоведение Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): подходы ...

    Другие похожие документы..