Главная > Документ


Глава 1 Евразийское библиотечное пространство как область научного познания и практической деятельности

§ 1 Евразийское библиотечное пространство как культурное и общественное явление. Исходные понятия

Понятие «Евразийское библиотечное пространство» возникло после распада в 1991 г. Советского Союза для обозначения новой формы библиотечного взаимодействия. Под ним подразумевалось объединение библиотек евразийского региона, необходимое для выживания, успешного развития их в условиях глобализации, а также для сохранения прошлого положительного опыта и связей. Целями такого объединения библиотек были: согласование направлений библиотечной деятельности, создание электронных информационных ресурсов, обмен информацией и обеспечение доступа к ней, решение сложных вопросов работы библиотек с представителями многих культур и носителями разных языков. Начальные, простые формы взаимосвязей библиотек с течением времени расширялись, приобретали более сложную структуру и содержание. Мы относим ЕБП к культурным и общественным явлениям, которые тесно связаны между собой, но не тождественны. Как культурное явление ЕБП связано с памятниками письменности, сохраняющими историческое наследие человечества, способствует использованию достижений традиционных культур, развитию их диалога и многообразия. Как общественное явление ЕБП является формой деятельности социума - библиотечного взаимодействия, осуществляемого людьми и предназначенного для людей. Это позволяет судить о Евразийском библиотечном пространстве как о существующей независимо от сознания исследователя реальности.

Для выполнения цели диссертационного исследования необходимо выявить исходные понятия. При этом следует отметить следующие установленные правила, которые выразил академик Н.Н. Моисеев (44). 1) Изложение любого научного вопроса опирается на уже разработанные и введенные в научный оборот понятия. 2)Любой процесс научного познания проходит с опорой на понятия, которые связаны с более общей, чем рассматриваемый объект, научной сферой. 3) В любых рассуждениях мировоззренческого плана присутствует множество понятий, строгое определение которых, их описание требует специальных монографий или вообще не имеет однозначного определения. Поэтому каждый следующий исследователь рассматривает их, основываясь на собственном эмпирическом опыте, и интерпретирует в соответствии с целью своего исследования. Понятийно – терминологический аппарат библиотековедения не располагает возможностями описать такое сложное явление как Евразийское библиотечное пространство, поэтому соискателю было необходимо использовать понятия, разработанные в других областях гуманитарного знания. При этом соискателем соблюдаются следующие условия: заимствованные понятия взяты из авторитетных источников – современных энциклопедий, словарей, глоссариев, разработаны известными учеными в конкретных областях гуманитарного знания и не противоречат библиотечной практике.

К числу исходных понятий, важных для изучения процессов формирования Евразийского библиотечного пространства, мы относим такие как «культура», «пространство», «общее» или «единое», «евразийство» и «евразийское».

Культура - основополагающее понятие, используемое в диссертации, поэтому важно определить его содержание применительно к исследуемому объекту. Определению понятия «культура» посвящены многочисленные научные труды культурологов, философов и представителей других областей знания. В быту распространен взгляд, что культура является показателем уровня развития «цивилизованного» общества, т.е. такого, который наилучшим образом отвечает потребностям человека и свидетельством его интеллектуального развития. Другим также распространенным мнением является взгляд на культуру как на хранительницу традиций, исторической и народной памяти, кодекс нравственности. Российский культуролог и социолог В.М. Межуев оценивает культуру как одну из фундаментальных основ человеческого и общественного бытия. «Не так давно, - говорит он, - культуру считали надстройкой. Это неверно, так как все, что происходит в сфере экономики, политики, демократизации общества, в конечном счете, обусловлено культурой, ее характером, и в этом смысле культура есть понятие базисное» (43).

В Большом энциклопедическом словаре (13) дано следующее определение культуры: «Культура (от латинского слова cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Понятие «культура» близко понятию «цивилизация». Там же понятие «цивилизация» определено как ступень общественного развития духовной и материальной культуры. В Новой философской энциклопедии (49) сказано, что культура и цивилизация неразрывно связаны друг с другом, и каждая цивилизация характеризуется своим типом культуры и свойственной ей системой ценностей. Некоторые западные социологи подчеркивают, как сходство понятий «культура» и «цивилизация», условность и подвижность границ между ними, так и важные отличия. С. Хантингтон (74), например, считает, что культура отражает прежде всего духовный мир человека, а цивилизация - достижения материальной сферы, научного и технического прогресса.

В социальных науках распространена классификация культуры, в которой выделяются три части: материальная, духовная и социальная. Материальная культура включает все, что относится к взаимоотношению человека со средой обитания, удовлетворению потребностей существования; духовная культура включает идеи, установки, ценности и способы поведения; социальная культура определяет отношения людей друг к другу (49).

Роль культуры как фактора развития человечества определена в статье 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В ней говорится, что культура, являясь важной составной частью жизни каждого человека и одним из ведущих факторов прогресса, создающих и сберегающих культурные ценности для широких народных масс, становится одним из непременных условий обеспечения постоянного роста духовного потенциала общества. Роль культуры заключается во всестороннем и гармоничном развитии его членов, наиболее полном раскрытии их творческих возможностей.

Из проведенного анализа видно, что роль культуры в развитии общества и личности является основополагающей. Следует подчеркнуть, что роль культуры как интегрирующей силы в обществе приобрела большое значение в евразийском регионе после распада Советского Союза, когда начали формироваться новые отношения и культурные связи между государствами. Проведение социально - экономических реформ выявило глубокие противоречия во всех областях жизни. Осмысление современных социальных, исторических и политических явлений сопровождалось острой полемикой, столкновением различных подходов и многочисленными конфликтами. Поэтому следует выделить одну из важнейших функций культуры, которую определил культуролог Ю.А. Лукин: «Культура является связующим звеном между поколениями, объединяет народы, позволяет им лучше понять друг друга; является единственной интегрирующей силой, воспитывающей людей в духе дружбы и согласия без политических, мировоззренческих, национальных, религиозных различий между ними» (43, с. 30). Утверждение Ю.А.Лукина разделяют и другие авторы - Н.Е. Добрынина (26), К.А. Пшенко (55), Р.А. Бердигалиева (8), которые также считают, что сфера культуры сглаживает непримиримые позиции и является главным фактором межгосударственных объединительных процессов в евразийском регионе. Соискатель также считает эту функцию культуры одной из самых важных для характеристики Евразийского библиотечного пространства.

Основываясь на проведенном анализе, диссертант рассматривает культуру как фундаментальную область жизнедеятельности, особый аспект социальной жизни, пронизывающий ее и оказывающий на нее всестороннее влияние. Культура сберегает историческую и народную память, формирует духовные и нравственные ценности личности и общества, лежит в основе цивилизационных процессов (политических, экономических, научных, технических, образовательных), а также является интегрирующей силой в межгосударственных объединительных процессах в евразийском регионе.

Столь же важными для исследования понятиями являются такие, как «мульткультурализм», «идентичность», «культурное разнообразие», так как проблемы, выраженные этими понятиями, приобрели на постсоветском пространстве большую актуальность. Библиотеки активно участвуют в процессах культурного взаимодействия народов, используя вышеназванные понятия. Евразийское библиотечное пространство строится, основываясь на полиэтническом характере общества, с которым работают библиотеки и культурно – лингвистических особенностях евразийского региона, населенного множеством этносов (эти процессы подробно рассмотрены в диссертации § 3 Главы 2).

Значительно раньше, чем в евразийском регионе, проблема культурных отношений между представителями разных этносов и коренным населением остро встала уже с середины ХХ столетия в связи с массовой трудовой миграцией населения из слаборазвитых в высокоразвитые страны (Австралию, США, Канаду, Францию, Данию). Поэтому силы западных ученых, в первую очередь культурологов и социологов, были направлены на научное обоснование политических решений по смягчению национальной напряженности. Американский исследователь профессор Гарвардского университета Сейла Бенхабиб посвятила свои основные научные труды изучению места культуры в современных политических процессах. Опираясь на труды немецкого ученого Йогана Готфрида Гердера, который интерпретировал культуру через общие ценности, смыслы, языковые знаки и символы единой и однородной общности – народа, отличающие его от других народов, главную задачу культуры она видела в формировании такой системы ориентиров, которая позволила бы человеку определить свое место в мире и идентифицировать себя с той или иной социальной общностью (7).

В основе понятий «мульткультурализм», «этнокультура», «культурное разнообразие» лежит понятие культурная «идентичность». Под идентичностью (от позднелат. identicus – тождественный, одинаковый) понимается процесс, при котором личность отождествляет себя с другими личностями, вырабатывает свое отношение к остальным социальным структурам и приобретает некоторую устойчивость индивидуальных и национальных параметров, их культурную идентификацию (49). С. Бенхабиб в своих трудах высказывает мысль, что в современном мире возникла проблема смены и поиска идентичности. Она заключается, во – первых, в ситуации, когда старые идентичности потеряли смысл для большинства людей, а новые еще не созданы. Во вторых, при сохранении национальных культур возникают культурные предпочтения на глобальном или региональном уровне. И в третьих, культурная специфика, территориальные и культурные границы стран, историческая память отдельных обществ сохраняются, но у людей есть возможность жить и работать в других странах, а, значит, возникает необходимость принимать культурные традиции и ценности других людей. Сейла Бенхабиб цитирует другого ученого З. Баумана, который утверждал: «… проблема, мучающая людей на исходе века, состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать ее, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность…».

В современном обществе, понятие «идентичность» в политическом и общественном обиходе ассоциируется с понятием «этничности». Широко используемое понятие «этническая культура» (этнокультура) основывается на культурных различиях этнических групп населения и признании факта культурного разнообразия в обществе (14).

В 70-х гг. вследствие обострения националистических настроений в мире произошел поворот к политике мультикультурализма, направленной на поддержку новых культурных идентичностей: этнических, национальных, религиозных и других. При этом мультикультурализм как политическая доктрина вызывала и серьезную критику в среде западных ученых С. Бенхабиб, Паренс, Валенстайн (9, 10, 11).

По их мнению, в мультикультурализме смешивается ряд принципов. Во первых, права на самоопределение, право на культурную идентичность вызывает особое отношение к конкретному индивидууму, исходя из специфических особенностей группы, членом которой он состоит, что противоречит либеральным ценностям (в такой же степени как индивидуальная идентичность противоречит коллективной идентичности). Во-вторых, институционализация (предоставление особых прав или привилегий сообществам и группам лиц) происходит, как правило, на основании лишь некоторых особенностей человека, в то время как требования, выдвигаемые сообществами, очень широки и не сводятся к строго определенным притязаниям отдельных личностей или их групп. В третьих, практика предоставления прав или привилегий на основе групповой принадлежности противоречит фундаментальному принципу равного отношения ко всем членам общества и подрывает равенство как в экономической сфере, так и в политико – правовом отношении. Ученые подчеркивали, что представители радикального мультикультурализма, называемого мозаичным, утверждают, что культуры различных групп людей сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики в соответствии с четко определенными границами. Такое положение условно, в практической жизни не существует, так как не может не вызывать противоречий и конфликтов. Люди перестанут понимать друг друга, что приведет к хаосу. В действительности обозначенных и выраженных границ между этническими культурами быть не может. Причиной противоречий и даже борьбы представителей этносов или различных групп за свои национальные ценности, как правило, связано не с неприятием других культур, а с попыткой опротестовать привилегированный статус одной культуры по отношению к другой, поскольку он связан с неуважением, подавлением и неравенством. В общественных дискуссиях, проводимых на постсоветском пространстве, термин «мультикультурализм» считается неоднозначным и спорным. Замена термина «многонациональный», к которому привыкли в советское время, на многокультурный лишь частично дает возможность избежать определения статуса составляющих его культурных групп (13). При этом С. Бенхабиб отмечает, что культурные границы не совпадают с этническими. Люди могут относиться к одной этнической группе, но по своему культурному самосознанию быть разными. Так же как они могут принадлежать к разным этносам, но при этом относиться к одной культуре.

В связи с изменением моделей социокультурной интеграции ученые - культурологи, этнологи, философы, обществоведы, политологи активно разрабатывали такие понятия как «этническая общность», «этнокультура». «Этническая общность (этнос) – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией» (14). Из анализа публикаций вытекает, что возникает много разногласий в толковании проблем этнического характера, и не все спорные вопросы до конца решены. Однако можно сделать вывод, что культурное взаимодействие этносов стало основой межнационального общения – способности к интеграции наций, народностей на основе взаимоуважения людей разных национальностей. И какую бы позицию не занимали ученые в вопросах происхождения и развития этносов, они солидарны в одном: главным вопросом является не различие между нациями, а общее, что их объединяет – признание равноправия и уважения всех культур и языков (4, 7, 9, 14, 15, 16, 17, 18).

В ХХ1 в. глобализация, растущая миграция населения, современные средства связи выдвинули проблему развития культурного и лингвистического разнообразия на первый план. Во Всеобщей декларации о культурном разнообразии ЮНЕСКО (20, с. 477 - 481) подчеркивается, что культурное разнообразие является общим наследием человечества и должно оберегаться и сохраняться. Оно становится фактором развития полноценной интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека, продвижения в массы идеи уважения его прав и свобод. Культурное разнообразие обеспечивается культурным плюрализмом, признанием самобытности национальных культур, предоставляет возможности человеку реализовать свое право на беспрепятственный доступ к достижениям культуры и искусства, научным и технологическим знаниям, качественное образование, самовыражение и творчество, участие в культурной жизни общества, сохранение своих культурных традиций.

Уже с середины ХХ столетия в странах мира возникла объективная потребность в научных исследованиях в этой области. К настоящему времени степень разработанности научной проблемы - «культурное разнообразие» достаточно высока. В странах СНГ эта тема идентичности также приобрела большое значение. В последние десять лет прошло несколько важных для понимания проблемы конференций, в частности Международная научная конференция «Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ» (сентябрь 1999 г., Москва - 49) и конференция «Государственное строительство в полиэтнической России: политическая лояльность и культурная идентичность» (апрель 2000 г., Москва). В России Т.Г. Богатырева и О.Н. Астафьева (20), И. Бусыгина (21), В.Н. Кузнецов (22), Э.Б. Алаев (23), Ю.В. Арутюнян (24), К.К. Колин (25), В.И. Мукомель (26), Л.С. Перепелкин и Т.О. Размустова (27), Ю.А. Сухарев (18), Х.Х. Холикназаров (28) анализируют проблемы культурного разнообразия.

По всем вышеперечисленным понятиям среди ученых ведутся непрекращающиеся дискуссии. Тем не менее, они широко используются в международной и отечественной практике, имеют непосредственное отношение к евразийскому региону и связаны с этнолингвистическим, религиозным, статусным разнообразием, наличием разных этнических диаспор, возникающих в результате демографических и миграционных процессов. На основе проведенного анализа понятий мы даем следующую их интерпретацию.

Идентичность - процесс самоотождествления одной личности с другими, при котором вырабатывается ее отношение к остальным социальным структурам Осознание многими индивидуумами своей принадлежности к определенному этносу создает устойчивость индивидуальных и национальных параметров, их культурную идентификацию. Идентичность выступает интегральным параметром, ее ядро составляют традиционная, национальная культура, для которой глобализация является сильнейшим испытанием. «Этническая культура» (этнокультура) – явление, основанное на культурных различиях этнических групп населения и признании факта культурного разнообразия в обществе. культурное взаимодействие этносов стало основой межнационального общения – способности к интеграции наций, народностей на основе взаимоуважения людей разных национальностей.

Мультикультурализмидеология, обосновывающая политику и теорию мультикультурализма, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий. Мультикультурализм как политическая доктрина направлена на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном, экономическом поле. Однако, идеология мультикультурализма — скорее препятствие на пути формирования общества культурного разнообразия, чем средство его формирования, так как подменяет гражданское общество совокупностью автономных и конкурирующих друг с другом “культурных сообществ”. Поэтому в диссертационном исследовании мы данное понятие не используем, ограничиваемся только его объяснением и раскрытием.

Культурное разнообразие – наличие в обществе многообразия самобытных национальных культур, прежде всего этнических, каждая из которых является общим наследием человечества и должна оберегаться и сохраняться. Основной характеристикой культурного разнообразия в обществе является предоставление каждому члену общества права участия в культурной жизни общества, доступа к мировому культурному наследию, сохранения национальных культурных традиций и самовыражения. Оно становится фактором продвижения в массы идеи уважения его прав и свобод. Культурное разнообразие обеспечивается культурным плюрализмом, Основным средством сохранения культурного разнообразия является диалог и преемственность культур.

Следующим исходным понятием является «пространство». Оно также имеет множество определений. В трудах ученых, различных энциклопедических словарях – большом энциклопедическом, географическом, междисциплинарном, философском (2, 29 – 31, 36) пространство трактуется по разному. Часть определений является плодом умозрительного труда человека, другие описывают какую-то конкретную область бытия. Например, понятие «пространство» отражает представление о физическом пространстве Земли и Вселенной (земное, водное, околоземное, воздушное, мировое, открытое, космическое, пространство за пределами воздушной сферы, безвоздушное, межпланетное). В науке пространство рассматривается, как правило, как четкая, определенная категория, выраженная в каких-то величинах: многомерное пространство, метрическое пространство, трехмерное пространство, векторное пространство. Пространство в философии выступает как форма созерцания. Философское восприятие мира вызвало абстрактное представление о безмерности природы, материи (безграничное, беспредельное, бескрайнее, необозримое, эфирное). Философии присущи такие понятия, как: пространство и бесконечность, пространство восприятия, пространство и материя. Понятие «пространство» рассматривается и как сфера разнообразной деятельности человека (конституционное, политическое, экономическое, экологическое, культурное, образовательное, библиотечное, информационное, туристическое).

Вышеприведенные примеры показывают, что интерпретаций пространства может быть бесконечное множество.Конкретизирует данное понятие, приближая его к современной трактовке Л.Я. Аверьянов, который считает, что понятие «пространство» определяется особым отношением, связанным с восприятием внешнего мира. Он дает следующую его характеристику: «Пространство - это дискретная среда, состоящая из объектов, под которыми понимаются любые формы проявления материи» (31). Л.Я. Аверьянов выделяет три признака пространства: наличие множества разнообразных объектов; действия человека, направленные на решение каких – либо задач и дискретность – изменчивость среды, в которой развиваются объекты и действует человек. Такая интерпретация позволяет найти те же признаки (наличия объектов, действия и дискретность среды) и у «библиотечного пространства», так как это сфера библиотечной деятельности с множеством взаимодействующих объектов (библиотек, библиотечных сетей и систем, профессиональных ассоциаций и партнерств, библиотечных работников, потребителей информации), изменяющаяся во времени под влиянием внешних и внутренних условий.

Следует рассмотреть также понятия «общего» и «единого», так как постоянно возникает вопрос, что формируется в евразийском регионе - единое или общее библиотечное (культурное, образовательное и т.д.) пространство.

Фундаментальная философская проблема соотношения «единого» и «общего» относится к проблеме Универсалий. «Неклассический подход к проблеме Универсалий закладывается в гносеологии Канта, базовыми элементами и формами которой выступают Унивесалии. Такая установка формирует традицию неклассической трактовки Универсалий, фокусируя такие ее акценты как языковой и социально – коммуникативный. Так, Куайн трактует У. как лишенные онтологически детерминированного содержания - их семантическая наполненность задается исключительно контекстом».(31). Принцип «онтологической относительности» в сочетании с симантической наполненностью и социально – коммуникативной направленностью дает основание применить понятия «единого» и «общего» к пространству как сфере человеческой деятельности (культурному, библиотечному, образовательному, экономическому, таможенному и т.д.). Разные стороны понятия «единство» раскрываются в синонимах, которые дополняют, обогащают и делают его более понятным. Это - цельность, целостность; сплоченность, слитность, спаянность; общность, одинаковость; неделимость, нераздельность. Термины и понятия «цельность», «целостность», выступают синонимами понятия «единство». Термины «неделимость, нераздельность»выражают состояние единства. Пока существует единство, оно нераздельно. Как объективное образование единство при определенных обстоятельствах может быть разделено. Но тогда оно приобретет другое наименование и иное понятийное обозначение - общность. Общность предполагает наличие общих целей, задач, механизмов и условий у всех ее частей. Единство достигается целенаправленными действиями государственных (межгосударственных) органов и может существовать при наличии государственной (межгосударственной) политики, управления и контроля. Понятие «общность» имеет иную, чем «единство», характеристику и иные признаки. В социально – коммуникационной сфере понятия «общее», «единое» иногда употребляются как тождественные. Например, Советом глав правительств государств – участников СНГ в 1997 г. была принята Концепция единого (общего) образовательного пространства стран СНГ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ИГУМНОВА Наталия Петровна Евразийское библиотечное пространство (1991 – 2005 гг

    Диссертация
    ... кадров. Глава 1 Евразийскоебиблиотечноепространствокак область научного познания и реальной действительности § 1 Евразийскоебиблиотечноепространствокаккультурное и общественноеявление. Исходныепонятия Для выполнения цели ...
  2. Российская библиотечная ассоциация единство в действии

    Книга
    ... диссидентского типа. Диссидентство какобщественноеявление представляло собой спектр общественных организаций и движений, ... Вып. 4. С. 64–66. 114 Игумнова Н. П. Евразийскоебиблиотечноепространство: контуры, проблемы, перспективы : монография / Рос ...
  3. В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА Монография Волгоград «Перемена» 2001

    Монография
    ... понятие «принципы» мы вкладываем общепринятое его значение как «основополагающее начало», исходное положение, предпосылка какой ... реформированием отраслей производства, социальных и куль­турных потребностей общественной практики; развитие научных школ и ...
  4. Энциклопедия аномальных явлений

    Рассказ
    ... общественного ... пространства, окружающего дыру в пространстве ... библиотечного ... Время). ОКЕАН ЕВРАЗИЙСКИЙ - гипотетический ... явлениекак ... понятий мироустройства, исходная ... культурного и бытового общения. Правда, и в этом случае останутся такие понятия, как ...
  5. Тезисы докладов включенных в программу iv российского философского конгресса москва 2005 – 24-28 мая 2005 г

    Тезисы
    ... как переходное состояние культуры Философия культуры Игумнова Н.П. Москва Евразийскоебиблиотечноепространство ... Современный терроризм какобщественноеявление Силовое ... Человек разумный какисходное начало философского ... аспект понятия "культурный код" ...

Другие похожие документы..