Главная > Сборник научных работ


В условиях массовой маргинализации российского социума, в результате революционных событий 90-х гг. прошлого столетия, произошел всплеск такого явления, как тоталитарные культы.

Приватизируя право на обладание истиной, лидеры и последователи культов создают мощные псевдорелигиозные группировки, организации, носящие внегосударственный, внекультурный, вненациональный характер. То есть интернациональные, по сути, культы тем не менее не способствуют сближению различных наций и государств, не создают условий для взаимопонимания, а напротив, утверждают резкое противопоставление мира культа и мира вне культа.

На данный момент на территории России действует большое количество религиозных организаций деструктивного характера. Их опасность для жизни общества обусловливается тем, что личность, входящая в состав подобной организации, перестает быть частью социума страны, так как религиозные установки тоталитарных культов деструктивного характера замещают собой в сознании личности и семью, и отечество. Кроме того, религиозные организации деструктивного характера часто состоят в конфронтации к государственной системе страны, в которой они находятся.

Несмотря на то, что общество может ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, тем не менее постоянный рост и широкое распространение девиаций (в нашем случае религиозных организаций деструктивного характера и тоталитарных культов) могут серьезно нарушить жизнь общества и даже подорвать ее.

Так как социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей, то, если некоторые индивиды или группы людей не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соответствии с социальными ожиданиями, институциональной жизни общества может быть нанесен урон. Что и произошло в нашей стране в 90-е гг. ХХ в., когда существовавшие ценности: коммунистическая идеология, светлое будущее и т. д. девальвировались, а исторически обусловленное мировоззрение традиционных для России конфессий еще не охватило широко российский социум. Государство, провозглашая свободу совести, ожидало возвращения своего народа в лоно традиционных конфессий. Но, не обеспечив этот процесс материальной и информационной поддержкой, оно практически потеряло часть своего социума, вошедшую в различного рода религиозные организации и культы деструктивного характера. Массово хлынувшие из-за рубежа, молниеносно выросшие на собственной почве, возродившиеся и стремительно расширившиеся, уже существовавшие на тот момент религиозные культы, секты и деноминации начали активную миссионерскую деятельность, вовлекая в свои ряды маргинализированную часть общества. Сочетание лабильности и неустойчивости ориентационных установок с ощущением кризиса идентичности и стремлением быть в группе, в которой человек ощущает положительную комплиментарность, детерминирует поведение личности в кризисных ситуациях. Этим пользуются идеологи тоталитарных культов, предлагая немедленное решение проблем и включение личности в общность, где человек чувствует себя значимой и востребованной частью социальной организации.

Западное общество пережило тесное соприкосновение с тоталитарными культами гораздо раньше, чем российское, и уже выработало определенные механизмы противостояния. В ряде стран выработаны законодательные акты, на официальном уровне утвердившие определение подобных религиозных организаций как секты, запретив деятельность некоторых из них на территории своих государств. В отношении других ведутся судебные разбирательства, по фактам причинения вреда здоровью и деятельности, несущей в себе опасность для жизни людей.

В справочнике миссионерского отдела Московского патриархата русской православной церкви деструктивная секта определяется как разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

В социальном аспекте тоталитарный культ или секта – это группа лиц или организация, замкнувшаяся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им. Они отличаются от групп, сложившихся на основе общих интересов, именно замкнутостью и отчужденностью всех сторон своей внутренней жизни.

Адепты культа, идентифицируя себя с его учением, легко становятся фанатичными исполнителями всяких экстремистских положений; мотивация сектантов, как правило, намного сильней и устойчивей, чем у обычных уголовных преступников.

Таким образом, у нашего государства достаточно оснований для серьезной заинтересованности в исследовании особенностей вероучений тоталитарных культов, ведущих в итоге к противоправным деяниям.

Примечания

В статье использованы материалы библиографических сборников: Веремчук В. И. Социология религии. М., 2004; Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород, 2006; Ефремова Е. И. Маргинальность как фактор социокультурной динамики. Иркутск, 2006; Маргинальность в современной России [Элетронный ресурс]. Режим доступа: (20.12.2003); Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Миссионерский отдел московского патриархата русской православной церкви. Белгород, 2002; Осипов А. И. Тоталитарные секты. Минск, 2004; Сергеева О. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальности в трансформации цивилизационных систем // ОНС. 2005. № 5; Таевский Д. А. Секты мира. Ростов н/Д., 2007; Хассен С. Освобождение от психологического насилия, деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. М., 2003; Четверикова О. Религия и политика в современной Европе. М., 2005.

ЛУКИН С. А.

РЕЛИГИОЗНЫЙ РОМАНТИЗМ

Атаки на разум, пожалуй,
никогда не были столь яростными,

как в настоящее время.
А. Камю

Сегодня появилась благодатная почва для возрождения религии, так как в обществе существует атмосфера неустойчивости, сопровождающаяся массовым стремлением к наживе и так называемому «предпринимательству». Русский психиатр В. Х. Кандинский писал, что в Америке имеется «повод к возникновению многочисленных сект и учений, часто весьма странных. Движение возникает во время каких-нибудь общественных бедствий и катастроф, например, … после финансового кризиса; при таких условиях … легко возрождается с небывалою силою идея к богу… К движению примыкают люди, не знавшие раньше другого бога, кроме денег». Все это для России актуально как никогда!

На наш взгляд (с точки зрения атеиста), в воспитательной работе с молодежью религия рассматривается в качестве антинаучного мировоззрения. Но религия – это не только мировоззрение, которое опирается на веру в бога, ибо сам бог не дает никаких доказательств веры. Этим занимаются посредники между богом и людьми. Скорее всего, она живет за счет чувства. Вера — это не только слепое, некритическое восприятие религиозных учений, догм и модернизированных мифов, но и глубокое человеческое чувство. Человеческие чувства многообразны, но феномен веры занимает важнейшее место в религиозной психологии. Датский философ С. Кьеркегор писал: «Вера требует … верить, вопреки рассудку».

Для современной молодежи небезынтересны размышление Ф. М. Достоевского о вере, которого юрист А. Ф. Кони считал «глубоким психологом и нередко психопатологом». Вера в бога не давала покоя этому писателю-мыслителю, он метался между верой и неверием. Устами одного из героев сказано: «Меня всю жизнь бог мучил». Мучил – значит, не давал ответа на жизненно важные проблемы человеческого бытия.

Находясь в Омском остроге, Ф. М. Достоевский во многом изменил свое мировоззрение. «Я скажу вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки». Позднее он писал: «Каких страшных мучений стоила и стоит мне … жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных»1. По признанию Достоевского, он пережил трагический процесс перерождения своих убеждений.

«В борьбе разума и веры, — писал профессор психологии К. К. Платонов, — разум физиологически находится в худшем положении, так как эмоциональные доминанты чаще бывают сильнее, чем интеллектуальные. Поэтому вера формируется не доводами, а чувствами, вызываемыми этими доводами»2.

Аргументы более эмоциональные, слитые с мыслью, мыслью рассудочной, холодной, расчетливой, мыслью, которая является убеждением харизматического вождя, пророка, гуру, руководителя секты всегда оказывали сильное влияние на неокрепшую психику молодежи, увлекая их в мир религиозных иллюзий.

Верующие молодые люди увлекаются ложной мыслью, часто гибельной. Можно привести множество трагических примеров, рожденных обилием религиозных сект в XX и начале XXI вв. О жуткой трагедии секты «Народный храм» знает весь мир. 18 ноября 1978 г. в этом «храме» разыгрались страшные события. Люди идеализировали учение преподобного Джина Джонса. Он внушал им веру с помощью различных ритуалов. «Иногда Джон вставал в позу распятого Христа, и из его ладоней начинала хлестать кровь. Потрясенные верующие с благоговением провозглашали: «Бог вочеловечился! Бог вочеловечился!»3. Ритуалы, мистика, диктат власти привели к гибели 914 человек.

Общество США было потрясено огненной смертью 85 последователей самозваного мессии Давида Кореша в Уако, штат Техас (1993) и самоубийством 39 членов секты «Небесные врата», ведомых Маршалом Эплуайтом в Сан-Диего (1997)4.

События 1994 и 1997 гг. всколыхнули всю Европу: 74 адепта «ордена солнечного храма» по обе стороны франко-швей­царской границы отправились на небеса. Они сгорели в домах. Останки тел после смерти были выложены в «солнечный круг», облиты бензином и подожжены. Французское правительство срочно разработало жесткое законодательство относительно сект. Оно предусматривает тюремное заключение и огромный штраф для тех, кто манипулирует сознанием людей5.

Следует напомнить о трагических событиях в Японии секты АУМ Сенрике, Фалун Дафа в Китае (погибло более 1700 человек), в Киеве (1993) организаторы «Белого братства» призывали: «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле!» Так экзальтированный романтизм легко переходит в религиозный фанатизм с человеческими жертвоприношениями6.

В статье журналиста А. Николаева «Бойня во имя веры» приводится количество жертв межобщинных столкновений в индийском штате Гуджарат. Оно достигло 450 человек7.

Харизматические лидеры, выдвигающие себя на пьедестал божества, защищены конституционным принципом свободы совести. Прикрываясь им, организатор секты «Международное общество сознания Кришны» Прабхупада цинично заявляет: «С точки зрения ведической цивилизации, вы все – неприкасаемые. В Индии собака считается неприкасаемым животным… Следовательно, вас тоже нельзя касаться, поэтому нам приходится промывать вам мозги. Пока у вас не промыты мозги, вы не сможете понять Кришну»8.

Анализ учения Прабхупады показывает, что оно с помощью особой психотехники лишает человека свободы воли, превращает его в живого робота. Так называемая «любовь» к Кришне доводит человека до религиозного экстаза через коллективную медитацию (киртан), индивидуальную (джама). Все это сопровождается ритуальной музыкой и танцами. Особая мантра по «очищению сознания» (1728 раз в день воспевать Господа) способна довести человека до животного состояния.

Идеи ненависти к инакомыслящим людям присущи и православным клерикалам. Например, выпускник философского факультета МГУ, православный публицист, в газетной рубрике так и сказал: «К концу XXI века Россия будет религиозной страной – атеисты вымрут, как мамонты»9. Его бы слова да и его бы гуманному Богу в уши! Что можно возразить глубоко верующему человеку, из которого так и выпирают церковные амбиции! Мы-то знаем, как из христианского жреца с убеждениями вырастает фанатик, а атеисты были во все времена! Пусть доживет до конца XXI в. диакон А. Кураев. Следует заметить, что атеисты никогда не жгли еретиков на кострах и не организовывали религиозных войн, крестовых походов.

В 2007 г. митрополит Смоленский и Калининградский, председатель ОВЦС (Кирилл Гундяев), по телевидению сказал злобноторжествующую фразу: «Наконец-то кончилось время безбожной власти»! А к какой власти рвется церковь? И еще хотелось бы спросить пастыря овец божьих, как быть с библейской догмой? «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». И сегодня актуально суждение Достоевского, что «священники стали превращаться в чиновников» и инквизиторов.

Анализируя два крайних взгляда на инквизитора и Христа в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», А. Ф. Кони высказал такие слова: «И посредине между этими двумя крайностями в лице великого инквизитора он поставил воинствующую церковь, заменившую свободный союз свободно верующих людей и устремившую свои силы господства и жестокости на исправление дела Христа снабжением людей авторитетом и тайной»10. Кони забыл только упомянуть еще и чудо. Чудо, тайна и авторитет в течение веков увеличивали могущество церкви и ее власть над людьми. Эти инквизиторы меньше всего думают о духовном. Они заботятся только о власти, а она даст и материальные блага.

В современных условиях «преобразователи душ человеческих» привлекают молодежь не столько своими объяснениями картины мира, сколько удовлетворением их потребностей в соблюдении религиозных традиций, а также в необходимости общаться, осмыслить вопрос о назначении человека в этом мире, утешить его перед неизбежностью смерти, помочь понять смысл жизни на Земле и получить бессмертие в потустороннем мире и т. д. Все существующие конфессии, секты прилагают неимоверные усилия, чтобы приспособить религиозные потребности молодежи к реальной действительности. Люди прельстились такими вождями, как Будда, Моисей, Христос, Аллах, Иегова, Кришна и т. д.

Современные всевозможные лидеры навязывают свой образ жизни, используя доверчивость молодежи, ее предрасположенность к восприятию религиозных догм, легенд, мифов, стараются привить им такие качества, как послушание и покорность. Так Ислам (араб. — покорность), например, на первое место ставит покорность Богу. Лидеры всех конфессий стараются превратить людей в послушное стадо. Они прививают им качество овечьей кротости. «Овцы Мои гласа Моего слушают, и Аз знаю и их и грядут» (Ин. 10, 27, 28). Поэтому все пастыри должны знать свое стадо и его внутреннее состояние11.

Ныне, как и в прошлые времена, обнаруживается конфликт в человеческой психике. Казалось бы, научные открытия противостоят религиозным догмам, знание факта — религиозно-романтическим предрассудкам. Религиозный романтизм В. Белинский справедливо назвал «романтизмом экзальтированным»12. Возникает вопрос, почему жажда божественного среди молодежи является настолько сильной, что она преобладает над наукой? Видимо, средства культового воздействия на психику молодежи исключительно велики.

Б. Паскаль когда-то дал совет колеблющимся в вере: «Старайтесь убедить себя не большим числом доказательств в пользу бога, а поступайте так, как если бы вы верили: берите святую воду, заказывайте службу и т. д. Это вас даже само собой заставит верить и поглупеть …»

Звучит парадоксально, но острота Паскаля — не шутка. За ней стоит глубокое психологическое наблюдение. Религиозные деятели знают точность этого метода — «верить и поглупеть»13.

Ритуалы отрабатывались тысячелетиями. Это и церковные службы, молитвы, поклонение святыням и мощам, всевозможным исцелениям, изгнание бесов, чтение Библии и различной религиозной литературы, посты, исповеди и 7 таинств, например, в православной церкви. Они оказывают эффективное воздействие на чувства человека. В них содержится невидимая божественная благодать. Причащение, скажем, символизирует приобщение к богу в соответствии с Евангелием: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (от Иоан., 6, 56), то же от Марка (14, 22–24).

Свое завершение религиозный романтизм находит в идее крестоношения. С детства ребенку прививают особое восприятие распятого на кресте Иисуса Христа. И это распятие Христа всегда у него перед глазами. Чем более жутким оно является, чем более натуралистичнее изображает страдания распятого человека, чем больше крови и мучений изображенного, тем больше и ценится распятие теми, кто прививает молодежи этот беспощадный, ложный романтизм.

Иногда исподволь, год за годом, формируется мировоззрение молодого человека с помощью киноискусства. Известны случаи, когда люди умирали прямо в зале от испытанного эмоционального шока. Такие случаи были зафиксированы во время показа фильма «Страсти Христовы» Мела Гибсона14. «Явление плачущей кровавыми слезами Девы Марии довольно распространено в католическом мире и неизменно вызывает прилив религиозных чувств и массовое паломничество»15. Вид крови, видимо, экзальтирует и укрепляет религиозность.

Религиозные деятели утверждают, «что ничто так не возвышает и не прославляет церковь, как кровь его членов, ничто не приводит в такой степени к ее росту и процветанию, как кровь мучеников»16.

Ложный романтизм, нетерпимость к инакомыслящим, скептикам и атеистам, ритуалы и предписания, направляемые лидерами, вырабатывают у молодых людей устойчивые формы самоидентичности. Молодежь воспринимает принципиально искаженную действительность эмоционально. Все это в центре внимания религиозных психологов. Еще И. Кант писал: «Толково изложенный обман чувств представляет собой вообще явление более интереснеое, чем заблуждение ума»17.

Клерикалы пишут, что проявление религиозности и послушания молодежи связано с «определенной психической структурой» и поэтому «надо было бы различать темпераменты религиозные и нерелигиозные»18.

Клерикалы, миссионеры, различные гуру, работающие в молодежной среде, основательно занимаются психологией. Они учитывают, что вера в бога и бессмертие глубоко сидит в подсознании людей. Различные религиозные культы обещают спасение тем, кто верит в Иегову, в Христа. Он и именуется Спасителем, но не смог спасти даже себя от смертной казни.

«Спасет себя только тот, — пишет Ф. М. Достоевский в своих черновиках романа «Подросток», — кто смолоду выработал в себе то сильное нравственное ощущение (чувство), которое называется убеждением. Формула убеждения может измениться, но нравственное ощущение этого чувства неизменно всю жизнь»19.

Какой же следует сделать вывод? На наш взгляд, чтобы избавиться от религиозного романтизма, необходимо найти эффективные формы и методы воспитания молодежи в духе светского гуманизма и свободомыслия. Воспитательная работа с молодежью должна строиться с учетом достижений естественных наук, а также философии и социологии, психологии, педагогики и искусствоведения.

Примечания

1 Достоевский Ф. М. Письма. Т. 1. М. ; Л., 1928. С. 142.

2 Платонов К. К. Психология религии. М., 1967. С. 100.

3 Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984. С. 65.

4 Эпштейн М. Н. Новое сектантство. Самара, 2005. С. 170.

5 Труд. 2001. 5 июля.

6 Информполис. 1999. 17 марта.

7 Труд. 2002. 6 марта.

8 Прабхупада. Человек святой, его жизнь, его наследие. Бхактиведанта Бук Траст. 1993. С. 433.

9 Труд. 2004. 24 дек.

10 Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. М., 1968. С. 452.

11 Журн. Моск. патриархии. 1991. № 2. С. 45.

12 Белинский Г. Б. Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 7. М., 1953–1959. С. 163.

13 Прошин Г. Г. Черное воинство: (Русский православный монастырь. Ле­генда и быль). М., 1988. С. 238.

14 Труд. 2006. 17 марта.

15 Труд. 2005. 3 дек.

16 Поснов М. Э. История христианской церкви. Брюссель, 1964. С. 223.

17 Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 2. М., 1965. С. 341.

18 Логос. 1973. № 4. С. 25.

19 Кашина Н. Человек в творчестве Ф. М Достоевского. М., 1986. С. 102.

МАГЛЕЕВ А. А.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

Мы являемся современниками начавшихся процессов, которые будут иметь далеко идущие последствия не только на региональном уровне. Анализ ситуации показывает, что идет объединение двух субъектов Федерации, один из которых является национально-территориальной автономией автохтонного этноса. На заре становления Советского государства большевики предоставили большому количеству аборигенов (имеющих численность от нескольких тысяч и больше) «особый статус» — устройство национальной жизни в форме национально-территориальной и национально-государственной автономии, так как все они являлись коренными жителями этих мест, проживали компактно и были (как правило) в большинстве на данной территории.

Сейчас, в условиях становления гражданского общества и правового государства, федеральный центр взял курс на постепенную деэтатизацию (разгосударствление) сферы национальных отношений. Мы стоим в начале очень важного этапа. Новый современный подход в развитии российской государственности означает перенос акцента в сфере национальной политики с национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни. Во-вторых (существенный момент), страна вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Как видно из публикаций в областных СМИ, и органы власти, и институт регионального законодательства «готовят особый статус» для бывшего Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Значимых конкретных предложений, на наш взгляд, пока не просматривается.

Полагаем, что сейчас очень важно расставить точки над i. Чего коснется особый статус — территории, называвшейся раньше Усть-Одынским Бурятским автономным округом, или титульного населения, именем которого называлась прежде территориальная единица? Возможно, это будет «особый статус» и для территории, и для бурят, в котором будут учтены их специфические интересы. Таким образом, возможен возврат к положению, существовавшему до 1993 г., т. е. до приобретения округом статуса субъекта федерации.

Вся изюминка вопроса заключается в том, чем станет особый статус для бурят. Видимо, этот статус должен отразить те особенности, которые присущи аборигенам. Для этого некогда и образовывались автономии по всему пространству страны – бывшего СССР, а на современном этапе – в Канаде. Мне, в свое время (1996) заведующему отделом национальных отношений и связей с общественностью Иркутской областной администрации, довелось по заданию тогдашнего первого заместителя губернатора Иркутской области В. К. Яковенко знакомиться с опытом канадской администрации по работе с автохтонным населением (индейцы, эскимосы).

Что ценного можно бы было перенять у канадцев? Внимательный, профессиональный, с привлечением широкого круга общественности подход к решению задач, посредством которого достигается намеченная цель — найти такие формы и виды власти (политические институты), которые действительно выражают интересы аборигенного меньшинства. Так, нам показывали карту будущей территории «Нунавут», что в переводе с эскимосского означает: «Наша земля». Нас удивили извилистые контуры будущей автономной территории эскимосов (как известно, часть этого этноса проживает также в Чукотском автономном округе РФ). Мы привели пример англичан, французов, когда они нарезали границы в Африке (вспомните политическую карту этого континента). Еще больше нас удивили ответы руководителей департаментов Министерства по делам индейцев и Севера, причастных к этому государственному делу: «Мы проводим границы таким образом специально, чтобы в будущем административном образовании «Территория Нунавут» эскимосов было арифметическое большинство. Таким образом мы стремимся не допустить возникновения противоречия между принципом демократии «один человек — один голос» и нашей целью — создать такие институты власти, которые выражали бы интересы аборигенов. Ведь в общей массе населения Канады последние составляют лишь доли процента! (Нам показывали список эскимосов, мы держали в руках этот внушительный материал). В подобном случае они будут в большинстве — и в представительном, и в исполнительном органе своей самоуправляющейся территории. Они (т. е., и Министерство, и Канада в целом), действительно, «за ценой не постояли»: площадь «Нунавут» — это одна пятая всей Канады и, при подобной территориальной пропорции, доля эскимосов составляет уже 83 процента от общего 27-тысячного населения данного региона.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социально-гуманитарные чтения 2009 года

    Сборник научных работ
    ... Монжиевская, Р. Ф. Проходовская Т Т66 ретьи университетские социально-гума­ни­тар­ныечтения 2009 года : материалы. В 2 т. Т. 1. – Иркутск ... А. Феномен безопасности в синергетическом ракурсе // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 230–238. 4. ...
  2. Социально-гуманитарные чтения 2009 года

    Сборник научных работ
    ... В. В. Монжиевская, Р. Ф. Проходовская Т Т66 ретьи университетские социально-гума­ни­тар­ныечтения 2009 года : материалы. В 2 т. Т. 2. – Иркутск : Изд ... установленные настоящим Федеральным законом. За 2008год в общественную приемную Иркутской области ...
  3. Пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения

    Документ
    ... подхода / И. А. Вальковская, Л. А. Семенова // Третьи университетские социально-гуманитарныечтения 2009 года : материалы. В 2 т. Т. 1. – Иркутск, 2009. – С. ... практика : сб. статей. – Иркутск : ИПКРО, 2008. – С. 215– 228. Педагогика : учеб. пособие ...
  4. Пятые байкальские международные социально-гуманитарные чтения

    Документ
    ... себя материалы Пятых Байкальских международных социально-гуманитарныхчтений, состоявшихся в г. Иркутске в ... она «на долгие годы» оказалась за «чертой востребованности» ... Субъектность и исчислительность в языке. – Иркутск, 2008. – С. 130–149. 6. Планк М. ...
  5. Социально-экономических и гуманитарных исследований за 2008 год МОНОГРАФИИ ИЗДАННЫЕ В НАУЧНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ И ИМЕЮЩИЕ НОМЕР ISBN УЧЕБНИКИ ИИМЕЮЩИЕ ГРИФ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИЛИ УМО

    Документ
    Публикации института Социально-экономических и гуманитарных исследований за 2008год МОНОГРАФИИ, ИЗДАННЫЕ В НАУЧНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ И ИМЕЮЩИЕ ... -практической конференции. XIV Адлеровские чтения2008. Краснодар: Традиция, 2008. С.304 – 307. Хлынина Т.П. ...

Другие похожие документы..