Главная > Учебно-методический комплекс


Министерство образования и науки Российской Федерации

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры прикладной информатики

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____

Зав. кафедрой ____________

Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 2012 г.

протокол № ____

Председатель _____________ Воротникова А.И.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика и программирование»

Автор: к.т.н., доцент Петров Г.А.

Направление: 080800.62 «Прикладная информатика»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная

Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Информатика и программирование»

1.1. Назначение и цели дисциплины

Ознакомление с базовыми технологиями обработки компьютерного текста, графики, числовой информации. Практические навыки решения типовых задач научно-образовательного процесса.

Овладение основами алгоритмического мышления и умение сводить решение задачи к написанию алгоритма. Умение записывать алгоритмы на неформальном языке и владение языком практического программирования. Знание основных вычислительных алгоритмов. Знание основных структур данных и их реализации, умение применять их в практических задачах. Знание и применение элементарной теории при работе со структурами данных.

Задачи дисциплины:

Формирование фундаментальных принципов математического и программистского мышления, позволяющих на основе владения основными алгоритмами и одним из языков программирования решать практические задачи, возникающие в профессиональной деятельности

1.2. Обязательный минимум содержание дисциплины

Обязательный минимум содержания учебной дисциплины предполагает:

Основные понятия информатики; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; основы и методы защиты информации; компьютерный практикум; информационная технология; структура программного обеспечения с точки зрения пользователя, средства и алгоритмы представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации; программные среды; организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды; назначение и основы использования систем искусственного интеллекта; понятие об информационных технологиях на сетях; понятие об экономических и правовых аспектах информационных технологий, аксиоматический метод.

1.3. Структура дисциплины

Учебная дисциплина «Информатика и программирование» входит в раздел общих математических и естественнонаучных дисциплин Государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Учебная дисциплина представлена следующими темами:

Тема 1. Введение в информатику

Тема 2. Основные понятия информатики. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Тема 3. Измерение и представление информации

Тема 4. Информационные технологии. Экономические, организационные и правовые аспекты информационных технологий

Тема 5. Программные среды, организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды

Тема 6. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта

Тема 7технические средства реализации информационных процессов

Тема 8. Программные средства реализации информационных процессов

Тема 9. Сервисное программное обеспечение. Основы и методы защиты информации

Тема 10. Инструментарии и модели решения функциональных и вычислительных задач. Компьютерный практикум.

Тема 11. Базы данных

Тема 12. Информационные технологии на сетях

1.4. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении дисциплины

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются аудиторные занятия, включающие лекции и семинарские занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и семинарских занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области психологии.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на семинарских занятиях.

Теоретическое обучение предполагает самостоятельную работу с литературными источниками. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, дополняют сведения, полученные на лекциях, и также являются актуальными для будущей специальности. Некоторые из вопросов входят в ГОС по данной дисциплине, но традиционно изучаются в рамках других дисциплин, поэтому они вынесены на самостоятельное изучение. В этом случае цель самостоятельного изучения заключается в том, чтобы студент получил на данном этапе общее представление о вопросе. Форма отчетности по проделанной работе – включение этих вопросов в экзаменационные билеты.

Другая часть самостоятельной работы сводится к подготовке и защите в течение семестра лабораторных работ. Варианты лабораторных работ подобраны так, что их разбор и решение способствуют пониманию теоретических положений, излагаемых лектором. Задания предлагаются по мере изучения теоретических разделов дисциплины. Задачи должны быть оформлены в виде отчета (в тетради или на листах А4), студент должен ответить на любой вопрос преподавателя, касающийся решения задачи и контрольные вопросы по изучаемой теме.

1.5. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины Информатика и программирование» студенты должны:

Знать: понятия информатики: данные, информация, знания, информационные процессы, информационные системы и технологии; методы структурного программировании.

Уметь: разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы и программы с использованием современных технологий программирования.

Владеть: навыками программирования в современных средах.

1.6. Критерии оценки знаний студентов

Изучение учебной дисциплины «Информатика и программирование» завершается экзаменом. Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по билетам. Каждый билет содержит два вопроса.

Оценку «Отлично» получают студенты, правильно и подробно отвечающие на вопросы экзаменационного билета, демонстрирующие собственное отношение к оценке фактов, теорий и методов.

Оценку «Хорошо» получают студенты, отвечающие на вопросы экзаменационного билета с некоторыми погрешностями, не компенсируемыми дополнительными вопросами.

Оценку «Удовлетворительно» получают студенты, допускающие погрешности и пробелы в знаниях при ответах на вопросы билета и дополнительные вопросы, но способные при внешней помощи решить поставленную задачу.

Оценку «Неудовлетворительно» получают студенты, допускающие значительные пробелы в знаниях, принципиальные ошибки при ответах на вопросы.

Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Информатика и программирование»

2.1. Рабочая учебная программа

  • Содержание курса

Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Лабор.

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Введение в информатику

1

14

15

Тема 2. Основные понятия информатики. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

1

1

16

18

Тема 3. Измерение и представление информации

1

16

17

Тема 4. Информационные технологии. Экономические, организационные и правовые аспекты информационных технологий

1

1

16

18

Тема 5. Программные среды, организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды

1

14

15

Тема 6. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта

1

16

17

Тема 7технические средства реализации информационных процессов

1

16

17

Тема 8. Программные средства реализации информационных процессов

16

16

Тема 9. Сервисное программное обеспечение. Основы и методы защиты информации

16

16

Тема 10. Инструментарии и модели решения функциональных и вычислительных задач. Компьютерный практикум.

1

1

16

18

Тема 11. Базы данных

16

16

Тема 12. Информационные технологии на сетях

1

16

17

Итого по курсу:

4

8

188

200

Вопросы для подготовки к экзамену по курсу

  1. История становления информатики как научной дисциплины.

  2. Информатика как наука о знаниях и технологиях. Предмет информатики. Предметная область информатики. Структура информатики.

  3. Соотношение понятий Вещество, энергия, информация. Толкование понятия «Информация» с точки зрения общей теории информации. Понятие информации. Классификация информации. Данные и информация.

  4. Классификация информации: основания (признаки) классификации, классификация информации по различным основаниям. Свойства информации.

  5. Основные понятия теории информации. Синтаксические меры информации.

  6. Основные понятия теории вероятностей: событие, вероятность события; основные подходы к определению вероятности события, связи между частотой и вероятностью события.

  7. Понятие случайной величины. Закон распределения случайной величины, способы задания закона распределения. Числовые характеристики случайной величины.

  8. Основные положения структурного подхода Хартли к измерению количества информации. Свойства меры количества информации, предложенной Хартли. Недостатки структурного подхода Хартли к измерению количества информации

  9. Основные положения статистического подхода Шеннона к измерению количества информации. Понятие энтропии, основные свойства энтропии. Связь между понятиями Энтропия и Информация. Частная и общая информация.

  10. Единицы измерения количества информации, связь между ними.

  11. Семантические подходы к измерению количества информации. Прагматические подходы к измерению количества информации.

  12. Понятия кодирования и декодирования, кода, алфавита. Требования к системе кодирования. Основные классы кодов. Естественный язык, как способ кодирования.

  13. Общее представление об избыточности. Двоичный алфавит, байтовый алфавит. Представление в компьютере числовой, символьной и графической информации.

  14. Понятие информационного процесса и информационной процедуры.

  15. Понятие информационной технологии, составляющие информационной технологии, этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий. Понятие информационной системы, этапы развития информационных систем.

  16. Процессы в информационной системе, понятие подсистемы, структура информационной системы. Классификация информационных систем: основания классификации, классификация ИС по различным основаниям. Автоматизированные информационные системы (АИС).

  17. Принципы фон Неймана. Структурная схема компьютера. Основные устройства компьютера и принципы их взаимодействия в процессе обработки информации.

  18. Программный принцип управления компьютером, структура и виды команд, состав машинных команд.

  19. История развития компьютерной индустрии. Классификация компьютеров: основания классификации, классификация компьютеров по различным основаниям.

  20. Особенности, назначение, сфера применения компьютеров различных классов. Тенденции развития вычислительных систем.

Раздел 3. Лекционный материал

3.1.Содержание лекционного материала (основной информационный блок) по темам программы учебного курса.

Тема 1. Введение в информатику

Информатизация общества. Информационные ресурсы. Понятие о национальных информационных ресурсах. Рынок информационных продуктов и услуг. Информационная модель объекта деятельности. Информационная модель специалиста. Информационные основания управленческого решения. Информатика: предмет и задачи. Структура информатики. Информатика как фундаментальная наука, как прикладная наука.

Тема 2. Основные понятия информатики. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Информация и данные. Свойства информации (требования к ней). Носители информации. Формы представления информации и передачи данных.

Тema3. Измерение и представление информации

Классификация и кодирование информации. Представление информации в эвм.

Тема 4. Информационные технологии. Экономические, организационные и правовые аспекты информационных технологий

Понятие информационной системы. Этапы развития. Классификация ис. Компоненты и жизненный цикл ис. Экономические информационные системы. Понятие информационной технологии, характеристика и назначение. Составляющие информационной технологии. Этапы развития. Виды информационных технологий. Экономические, организационные и правовые аспекты информационных технологий, аксеоматический метод.

Тема 5. Программные среды, организация и средства человеко-машинного интерфейса, мультисреды и гиперсреды

Понятие программной среды. Принципы организации диалога с компьютером. Виды интерфейсов пользователя. Возможности и назначение мультимедийных и гипертекстовых сред.мультимедийное аппаратно-программное обеспечение.

Тема 6. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта

Понятие интеллектуальной информационной системы, основные свойства, назначение. Классификация иис. Экспертной системы и составные ее части. Основные виды моделей. Методы и стратегии поиска в системах, основанных на знаниях. Инструментальные средства построения экспертных систем.

Тема 7. Технические средства реализации информационных процессов

История развития вычислительной техники. Логические основы построения пк. Состав, назначение и характеристики отдельных блоков. Тенденции и перспективы развития персональных компьютеров.

Тема 8. Программные средства реализации информационных процессов

Классификация и основные функции по. Виды программного обеспечения. Направление развития и эволюции программных средств. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Системы программирования. Прикладное по. Классификация программного обеспечения по проблемной ориентации. Структура программного обеспечения с точки зрения пользователя.

Тема 9. Сервисное программное обеспечение. Основы и методы защиты информации

Программы диагностики работоспособности пк. Архиваторы: назначение и их возможности. Архивация файлов с использованием архиваторов winrar, winzip. Информационная безопасность и ее составляющие. Основные виды защищаемой информации. Защита от компьютерных вирусов. Антивирусные программы.

Тема 10. Инструментарии и модели решения функциональных и вычислительных задач. Компьютерный практикум.

Текстовый процессор word. Назначение и возможности. Создание документа. Операции выделения, копирования, перемещения фрагментов текста. Операции форматирования документов с помощью стилей и шаблонов. Создание оглавлений. Колонтитулы. Слияние документов. Гиперссылки. Вывод документа на печать. Работа с таблицами, рисунками и объектами.

Табличный процессор excel. Назначение и возможности. Элементы окна. Этапы формирования таблицы, ее сохранение и вывод на печать. Типы данных. Основные операции, производимые над таблицами, ячейками, диапазонами. Работа с формулами и функциями. Построение, модификация диаграмм. Печать таблиц и диаграмм. Работа со списками. Фильтрация данных. Настройки параметров работы в excel.

Создание презентаций средствами power point. Создание слайдов. Настройка анимации. Управляющие кнопки. Настройка презентации.

Технологии динамического обмена данными между приложениями. Использование dde и ole технологии при формировании документов в текстовом процессоре word. Взаимодействие приложений word, excel и power point.

Графические редакторы. Понятие компьютерной графики. Устройства ввода и отображения графической информации. Растровая и векторная графика. Трехмерная графика. Форматы хранения графических данных. Обработка графической информации.

Сканирование изображений. Системы машинного перевода текстов. Сканирование и распознавание документов. Обзор программного обеспечения распознавания текста. Автоматизированный перевод документов.

Тема 11. Базы данных

Проектирование баз данных. Понятие баз данных и систем управления базами данных (бд). Модели бд. Сравнительная характеристика и тенденции развития бд. Реляционные бд. Нормализация таблиц. Первичный, возможный и внешний ключи. Виды связей.

Система управления базами данных visual foxpro 7.0. Диспетчер проектов: назначение, его компоненты. Создание и модификация бд и таблиц. Основные команды работы с таблицами. Виртуальная сортировка информации таблиц с помощью индексов. Команды создания и активизации индексных тегов. Функции преобразования данных. Основные команды процедурного программирования. Создание запросов.

Тема 12. Информационные технологии на сетях

Классификация и назначение компьютерных сетей, их аппаратное обеспечение. Назначение локальных вычислительных сетей (лвс), топология, основные понятия и определения. Сетевые возможности windows как одноранговой сети.

Структура глобальной сети интернет. Сетевые протоколы, адресация в интернет. Информационные ресурсы и сервисы интернет, возможности и организация доступа к ним. Работа сброузерами (на примере internet explorer). Правила обращения к поисковым машинам. Язык запросов поисковых серверов.

Раздел 4. Самостоятельная работа

4.1. Задания для самостоятельной работы по темам

Тема 2. Основные понятия информатики. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

Свойства информации и основные требования к ней.

Носители информации.

Формы представления информации и передачи данных.

Тема 3. Измерение и представление информации.

Представление и кодирование информации в ЭВМ.

Классификация информации.

Тема 4. Информационные технологии. Экономические, организационные и правовые аспекты информационных технологий.

Надежность эксплуатации информационных систем.

Проблема эффективности ресурсов информационных систем.

Внутренние проблемы информационных систем.

Применения современных информационных технологий в маркетинге, менеджменте, бизнесе.

Тема 5. Программные среды, организация и средства человеко-машинного интерфейса, мульти- среды и гиперсреды.

Виды интерфейсов пользователя.

Возможности и назначение мультимедийных и гипертекстовых сред.

Мультимедийное аппаратно-программное обеспечение.

Тема 6. Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта.

Особенности представления информации в интеллектуальных ИС.

Системы поддержки принятия решений как новый класс ИС.

Тема 7. Технические средства реализации информационных процессов.

История развития вычислительной техники.

Логические основы построения ПК.

Состав, назначение и характеристики отдельных блоков.

Тенденции и перспективы развития персональных компьютеров.

Тема 8. Программные средства реализации информационных процессов.

Виды программного обеспечения.

Направление развития и эволюции программных средств.

Системное программное обеспечение.

Современные операционные системы.

Тема 9. Сервисное программное обеспечение. Основы и методы защиты информации.

Программы диагностики работоспособности ПК.

Информационная безопасность и ее составляющие.

Основные виды защищаемой информации.

Защита от компьютерных вирусов.

Проблема комплексной защищенности информационных ресурсов.

Тема 10. Инструментарии и модели решения функциональных и вычислительных задач. Компьютерный практикум.

Текстовый редактор WORD . Создание Weв-страниц

С помощью Мастера создайте личную Web-страницу, используя анимацию, бегущие строки, графику, текущую дату, гиперссылки.

С помощью Мастера создайте Web-страницу.

Разрабатываемая Web-страница должна содержать:

название фирмы;

адрес;

предлагаемые услуги.

3 гиперссылки (предварительно создайте 3 файла в формате HTML)

Отформатировать страницу по своему усмотрению согласно пунктам 2-7 предыдущего задания.

Подготовьте отчет о проделанной работе.

4.2. примерная тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию

Контрольная работа выполняется студентом в соответствии с учебным планом на основании, которого осуществляется применение полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой их профессиональной деятельности. Она базируется на изучении учебных и литературных источников, а также на практическом материале, экспериментальных и статистических данных.

Этапы выполнения контрольной работы:

1) определение варианта контрольной работы;

2) литературных источников, статистической информации и написание теоретической части контрольной работы;

3)обработка практических материалов, подготовка и решение практической части контрольной работы;

  1. оформление контрольной работы;

  2. представление контрольной работы на кафедру;

  3. проверка контрольной работы.

Распределение варианта контрольной работы

Написание контрольной работы по дисциплинам, изучаемым в соответствии с учебным планом студентами, осуществляется по варианту, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента (от 1 до 10).

Преподаватель проверяет правильность выбора темы контрольной работы в соответствии со сведениями о номерах зачётных книжек студентов, указанных в ведомости.

Содержание контрольной работы должно соответствовать выбранному варианту. В конце работы должен быть библиографический список. Допускаются приложения в виде таблиц, графиков и др.

Структурными элементами контрольной работы являются:

  • Титульный лист (1 страница).

  • Содержание (1 страница).

  • Введение (1-2 страница).

  • Основная часть (8-13 страниц).

  • Библиографический список (2 страницы).

Объем работы составляет не менее 15-20 страниц, набранных на компьютере.

Оформление контрольной работы.

Контрольная работа должна быть напечатана на белой бумаге формата А4. Текст должен быть выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным 1,5 интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows. Текст набирается нежирным шрифтом TimesNewRoman, 14 размером. Размер отступа в начале строки (абзаца) - 5 знаков, что составляет 1,25 см.

Контрольная работа выполняется на листах с одной стороны. Текст контрольной работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: - левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

Выравнивание текста (за исключением заглавий) производится по ширине.

Порядок предоставления контрольной работы и критерии её оценки

Контрольная работа подшивается в папку-скоросшиватель и сдается для проверки научному руководителю в сроки, установленные учебным планом, например, не позднее, чем за две недели до начала сессии студентов заочной формы обучения.

Научный руководитель знакомится с текстом контрольной работы, определяет уровень ее написания, соблюдение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению, а также оценивает её.

Работа должна быть возвращена методисту (в том числе при не­удовлетворительном результате проверки) не позднее одной недели с момента её сдачи студентом.

Студент имеет право ознакомиться с замечаниями руководителя и обязан их устранить в установленный срок. Все этапы движения работы (сдача, передача на проверку руководителю, результат проверки, возврат студенту на доработку, повторная сдача, повторная проверка и др.) фиксируются в журнале с проставлением даты и подписи лица. Руководителям не рекомендуется передавать работы непосредственно студентам без регистрации факта в журнале.

Контрольная работа оценивается по критерию зачета.

Критериями оценки контрольной работы являются:

  1. степень раскрытия темы;

  2. использование научной и учебной литературы;

  3. правильность и обоснованность выводов;

  4. аккуратность оформления работы.

Значительно повлиять на снижение оценочных показателей или в совокупности повлечь отрицательный результат могут следующие недостатки:

  • работа носит описательный, поверхностный характер, использован устаревший материал,

  • выявлены существенные ошибки, недостатки, пробелы, свидетельствующие о том, что теоретические вопросы не усвоены и не раскрыты;

  • текст частично или полностью заимствовал из учебников, учебных пособий и периодической печати и не носит авторский характер (в том числе работа из Интернета);

  • оформление работы небрежное, текст написан не последовательно, недостаточно отредактирован, имеются грамматические и стилистические ошибки, недостатки оформления библиографического списка;

  • отсутствует какая-либо составная часть контрольной работы (со­держание, введение, главы, список использованной литературы);

  • не даны ссылки на соответствующие литературные источники по приведенным в работе цитатам;

При несоблюдении студентом требований к научному уровню со­держания и оформлению контрольных работ, научный руководитель возвращает ему работу для устранения недостатков. Тождественные по содержанию работы также оцениваются «не зачтено».

Студенты, не сдавшие контрольные работы или получившие не­удовлетворительный результат, не допускаются к зачету или экзамену по данной дисциплине.

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по контрольной работе, предоставляется право выбора новой темы или доработки прежней, определяется новый срок для ее выполнения.

Таким образом, оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с проблематикой исследования, а также глубина, широта охвата и самостоятельность исследования являются основополагающими критериями оценки качества курсовой работы и знаний студента.

Примерная тематика контрольных работ

  1. Описать элементы интерфейса Delphi

  2. Создать программу, выполняющую следующие действия:

После запуска программы пользователь выбирает с помощью стрелок на клавиатуре название цвета и нажимает клавишу Enter. На экране появляется название цвета на русском языке и код в формате RGB. Программа заканчивает свою работу по нажатию клавиши «Выход».

  1. Создать программу, выполняющую следующие действия:

По щелчку мышью на кнопке кнопка либо останавливается, либо двигается. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

  1. Создать программу, выполняющую следующие действия:

После запуска программы в окне изображается строка меню (Файл, Выход).

При выборе пункта меню Файл появляются пункты меню (Рисунки, Выход).

При выборе пункта меню Рисунки появляется вложенное меню, состоящее из двух пунктов (Облака, Лес).

По щелчку правой кнопки мыши появляется контекстное меню.

Выбрать по пункту другой рисунок

Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

Если выбрать любой из пунктов Выход, работа программы завершается.

  1. Создать программу-игру, выполняющую следующие действия:

После запуска программы в окне изображается беспорядочно прыгающая кнопка. Необходимо успеть щелкнуть по ней. Кнопка перепрыгивает из одного места в другое по сигналу, полученному от таймера. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

  1. Создать программу, выполняющую следующие действия:

После запуска программы в окне изображается два движка. Необходимо выбрать два числовых значения и найти их произведение.Если выбирается одно число, то находится его квадрат. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

  1. Создать программу, выполняющую следующие действия:

После запуска программы в окне изображается три текстовых поля. В первое поле вводится число. Во второе поле – проценты. При нажатии кнопки «Рассчитать» в третье поле выводятся вычисленные проценты от числа.

При нажатии кнопки «Очистить» очищаются значения полей. Далее вводятся новые значения в поля. Для выхода из программы необходимо щелкнуть мышью на закрывающей кнопке в строке заголовка.

  1. Создать программу, которая находит индекс числа в массиве случайных чисел.

  2. написать программу «Электронные часы», в окне которой отображается текущее время, дата и день недели.

  3. Создать программу, которая находит минимальное и максимальноечисла в введенном массиве.

Раздел 5. Литература

5.1. основная литература

  1. Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для вузов.-7-е изд., стер. Академия, 2009

5.2. дополнительная литература

1. Мишенин А. И. Сборник задач по программированию. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2009.«Университетская библиотека» www.biblioclub.ru



Скачать документ

Похожие документы:

  1. МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Державний вищий навчальний заклад

    Документ
    ... Інститутом проблем інформатики Академії наук Рос ... средств, алгоритмизации и программирования, специализированных прикладных программ ... их методическое обеспечение очень удачно вписались в учебно-методическийкомплексдисциплины Информационные ...
  2. Научно-методический журнал издается при участии Академии информатизации образования Учредители

    Научно-методический журнал
    ... учебно-методическийкомплекс ... И 4’2000 НФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ... , программированию, ... учебно-программной документации является разработка программ дисциплинучебного плана. Технология конструирования учебной программы отдельной дисциплины ...
  3. Первая международная научно-методическая конференция

    Документ
    ... обучающегося; электронным учебно-методическимкомплексом по данной дисциплине, учебным пособием, созданным ... спеціальних знань з інформатики, програмування тощо, за ... деятельностью студентов, например, программированное обучение и самоконтроль с ...
  4. Інноваційний розвиток вищої освіти

    Документ
    ... прикладі курсу «Інформатика. Інформаційн ... Ж.Ж. Джанабаев // Программированное обучение : респ. ... - 99. Чемоданова, Т. Учебно-методическийкомплекс общеинженерной графической подготовки на основе ... преподавателей учебнойдисциплины «Безопасность ...
  5. НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ ІНСТИТУТ ІСТОРІЇ УКРАЇНИ ЖДАНОВИЧ ОЛЕКСІЙ ВІКТОРОВИЧ дослідницькі ресурси історичної тематики в мережі Інтернет

    Документ
    ... сторична інформатика: інформатика для ... А.И. Электронные цифровые машины и программирование / А.И. Китов, Н.А. Криницкий ... Липницкая О.Л. Учебно-методическийкомплекс по исторической ... Шмитд // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л.: Наука, 1981 ...

Другие похожие документы..