Главная > Документ


Свободное время как индикатор и регулятор жизнедеятельности горожан

Арямов А.В.*, Арямова Т.В.**

*Таганрогский государственный педагогический институт, Россия

**Таганрогский институт управления и экономики, Россия

В силу высокой степени концентрации различных социальных слоев, групп и видов деятельности в относительно ограниченном городском пространстве в городских процессах особенно велика роль взаимодействия, взаимной обусловленности их составляющих.

Специфика городских процессов, городской культуры в огромной мере определяется именно большой силой воздействия пространства на все стороны человеческой деятельности. Здесь пространство не просто обрамляет, вмещает социальную реальность, но и активно включено в нее. Поэтому, когда говорят о тенденциях или закономерностях городских процессов имеют в виду как те или иные черты образа жизни человека в городском пространстве, так и определенную направленность развития самого пространства, основных элементов и частей структуры городов.

Аккумуляция, концентрация культурного потенциала общества в городах ведёт к взаимодействию и взаимовлиянию различных видов производства, науки и культуры, различных социальных групп, типов поведения. Образуется своеобразный котел, в котором они как бы переплавляются, рождая высшие достижения и образцы во всех областях жизни.

Неотъемлемым элементом городского образа жизни является досуг. На протяжении XX века в большинстве стран с развитой рыночной экономикой отмечалось сокращение величины рабочего времени. И хотя в последнее десятилетие этот процесс несколько замедлился, но в преференциях работающего населения наметилась тенденция к изменению соотношения рабочее время - досуг в пользу последнего. Вследствие этого все более пристальное внимание ученых, занимающихся проблемами развития общества, привлекает сфера свободного времени.

На сегодняшний день социологи и экономисты приходят к мнению, что свободное время может выступать показателем социально-экономического развития общества. Чем более развиты производительные силы общества, тем оно богаче, а соответственно тем больше свободного времени оно может предоставить своим гражданам. Ценность свободного времени определяется не только его величиной, но и возможностями его использования и их реализацией. Принято считать, что сокращение продолжительности оплачиваемой работы и работы в домашнем хозяйстве свидетельствуют об улучшении использования свободного времени и повышении уровня жизни населения.

Поэтому в рамках экономической социологии сформировалось мнение, что ряд устоявшихся моделей и показателей, в частности ВНП, не могут быть в полной мере измерителями экономического роста. Необходим показатель, который учитывал бы реализацию экономических результатов в непроизводственной сфере. Ему соответствует показатель нормы свободного времени общества. Он рассчитывается как отношение свободного времени к его рабочему времени, где время выступает мерилом затрат и результатом труда. Следует учитывать обе разновидности труда:

  1. оплачиваемая работа;

  2. труд в домашнем хозяйстве.

Непроизводственная деятельность общества также подразделяется на две категории:

  1. деятельность, непосредственно направленная на удовлетворение общественных потребностей;

  2. деятельность, удовлетворяющая индивидуальные и семейные потребности.

На основе вышесказанного норма свободного времени определяется следующим образом:

(час свободного времени/ час рабочего времени) [1];

где N - норма свободного времени общества за период; Tf1 – совокупная продолжительность свободной деятельности , ориентированной непосредственно на реализацию общественных потребностей за период (в часах); Tf2 - совокупная продолжительность свободной деятельности , ориентированной непосредственно на удовлетворение индивидуальных (семейных) потребностей (в часах); Tw1 - совокупная продолжительность времени труда в общественном производстве за период (в часах); Tw2 – совокупная продолжительность времени труда в домашнем хозяйстве за период (в часах).

Однако не все время, свободное от производительного труда правомерно называть свободным. Свободным является время, освобожденное от реализации гигиенических и физиологических нужд, приготовления пищи, контактов с официальными органами и т.д. Поэтому различают номинальную и действительную норму свободного времени. Уровень действительной нормы ограничен сверху номинальной. Он формируется под влиянием всех факторов, затрагивающих осуществление цели совершенствования потенций человека. Действительная норма свободного времени точнее номинальной отражает уровень развития производительных сил. Поэтому она адекватна показателям социального прогресса.

Для развитых зарубежных стран характерно увеличение доли свободного времени в общем фонде социального времени. Этот процесс обусловлен двумя причинами: сокращением рабочего времени (сокращение рабочего дня, недели, увеличение отпусков и числа выходных дней) и намеренным сокращением оплачиваемого труда, как следствие развития технологий [2]. В США значение действительной нормы свободного времени в середине 90-х гг. составляло 0,8 час своб.вр./ час раб. вр., а в Германии - 1. Приближение действительной нормы свободного времени непосредственных производителей к уровню единицы обозначает, что образ жизни человека характеризуется, в первую очередь, свободной деятельностью, а не производительным трудом. Причем предсказывается тенденция в будущем еще большего увеличения объема свободного времени, что говорит о высоком уровне социально-экономического развития [1].

Важной характеристикой, отражающей жизнь общества является удовлетворенность свободным временем. Если учесть, что в этом показателе отражается весь комплекс отношений личности к свободному времени (и запросы личности, и условия деятельности, и т.п.), то следует предположить, что такое состояние может быть с одной стороны следствием недостатков в его содержании, а с другой - отношение к досугу регулируется не только в самой сфере досуга, но и за ее пределами. Это связано с тем, что ориентации на виды занятий во многом связаны с экономическим положением, со сферами общения, семейных отношений, быта.

Если обратиться к накопленному эмпирическому материалу, то видно, что удовлетворенность свободным временем невысока, кроме того, в последнее время она имеет тенденцию к снижению (с 1986 по 1995 гг. индекс удовлетворенности величиной свободного времени уменьшился с 3,05 до 2,73; индекс удовлетворения его проведением с 3,05 до 2,41, а в 1997 г. 2,38 максимальное значение индекса 5 [2,3]. Это объясняется изменением предпочтений в отношении размера свободного и рабочего времени. Формально фиксируется возрастание величины свободного времени на три часа в неделю [4], но реально это увеличение наблюдается за счет сокращения оплачиваемого труда у женщин. Однако 22,5% респондентов оценили его величину как недостаточную [2], поскольку много занимает работа по дому и в саду. У мужчин сокращение свободного времени происходит за счет увеличения оплачиваемого рабочего времени и времени работы на садовых участках. Передача в частные руки сферы обслуживания и падение экономического благосостояния населения привело к расширению самообслуживания.

Снижение удовлетворенности свободным временем происходит так же из-за ухудшения его качества. Усилился информационно-восстановительный характер его использования, произошло реальное и прожективное сокращение образовательной деятельности в свободное время. Свободное время рассматривается, в основном, как сфера накопления сил для выполнения трудовой деятельности. По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ, 35% россиян по-прежнему считают: самое важное - работа, а досуг нужен только для того, чтобы восстановить силы для работы. Вдвое меньше (17%) сторонников противоположной точки зрения, т.е. считающих, что самое важное - чем человек занимается в свободное время, а работа существует для того, чтобы иметь возможность проводить досуг так, как захочется. 39% согласились с обоими утверждениями, а 9% затруднились ответить [5].

Реальное сокращение величины свободного времени, ухудшение его качества, и как следствие низкая удовлетворенность им населения, свидетельствует о протекании в обществе процессов, которые не благоприятствуют развитию личностного потенциала общества, поскольку основная энергия расходуется на поддержание семейного и личного благосостояния.

Сфера свободного времени может выступать не только индикатором жизни общества. Выполняя функции развития и совершенствования физического, интеллектуального и культурного потенциала личности, оно обладает мощными рычагами воздействия на процессы общественного развития.

Серьезным инструментом для формирования духовно-нравственного потенциала страны являются средства массовой информации (прессе, радио, телевидению), которые проникают во все сферы человеческой жизни. В современных условиях они представляют важнейший рычаг, влияющий на формирование общественного мнения и настроения людей. Средства массовой коммуникации в социальных процессах выступают как стихийно действующий «механизм тиражирования» определенных качеств личности. Средства массовой информации оказывают самое непосредственное влияние на общественное сознание и по силе своего влияния намного превосходят другие каналы информации. С их помощью более или менее индивидуальные вариации мнений, настроений, ценностей, качеств личности сохраняются и распространяются и, если они отвечают потребностям и запросам данной социальной среды, становятся типичными и получают массовое распространение. Можно сказать, что в этом аспекте средства массовой информации являются своеобразным социальным механизмом типизации личности. Результаты социологических опросов показывают, что СМИ занимают 64% свободного времени населения [6].

Привычным явлением практически во всех городских семьях стал телевизор. Исследования бюджетов времени российских и американских жителей, проводимых в 1980-1990-х годах, свидетельствует, что первое место по продолжительности занятий в России и США занимает телевидение: около 14,0 часов в неделю у мужчин и 11,3-13,0 – у женщин [7]. Примерно такая же ситуация складывается и в других зарубежных странах. Просмотр телевизора занимает у взрослого британца 40%, новозеландца – 48, финна – 38, норвежца -24% всего свободного времени каждый день [8-10]. Отсюда и роль этого вида массовой коммуникации, как в структуре досуга, а если учесть его возможности, то и в способности воздействия на общественное мнение. Трудно перечислить те огромные объемы информации, которые можно получить благодаря телевидению. И, прежде всего, интеллектуальные, эстетические и эмоциональные. Опрос населения показывает, что, несмотря на обилие и разнообразие телепрограмм, сейчас «не хватает исторических программ, а также «хороших», «честных» (чтобы в новостях показывали правду)», высказывается пожелание, чтобы было «больше передач патриотического плана, «которые учили бы как правильно жить», отечественных фильмов без секса» [11]. Как видно из вышесказанного у населения есть потребность в получении более духовной пищи, поиска своих исторических истоков. Оно устало от потока эрзац-культуры. Средства массовой информации могут активно участвовать в удовлетворении таких потребностей, сохраняя тем самым духовно-нравственную безопасность общества, заботясь о рационализации использования духовного наследия, а также проводя поиск по творческому осмыслению новых более эффективных форм культуры.

Состояние общественного сознания всегда было показателем нравственного здоровья страны. Ценности, установки, ориентации свидетельствуют о направленности его развития, в то время как знание, социальное настроение, мироощущение - о его состоянии. Именно оттого, что превалировало в общественном сознании, зависели и стабильность, и так сказать «нравственная безопасность страны». В процессе нравственного воспитания важно учитывать как необходимость формирования общности взглядов, позиций, мнений, социально значимых качеств личности, так и необходимость сохранения индивидуального своеобразия, так как в нем выражается творческое инициативное отношение индивидов к социальному опыту, к восприятию информации и способам ее реализации в своем поведении с учетом изменяющихся условий.

Вторым, очень важным, но, к сожалению, для нашего общества только потенциальным, регулятором развития общества в целом и индивида в частности является возможность, заложенная в функции свободного времени, самовыражения и самореализации личности. Как показывают социологические исследования, борьба за экономическое благосостояние отнимает основные силы людей. Поэтому одна из основных функций свободного времени - развитие творческого потенциала личности - остается как бы за рамками внимания. А способности этой функции в создании более гуманного общества действительно безграничны. Здесь следует обратиться к опыту западных социологов.

В ряде работ американских, канадских и британских ученых, занимающихся проблемами свободного времени, рассматриваются различные направления организации так называемого «серьезного досуга». Термин «серьезный досуг» был предложен Р.А. Стеббинсом, под которым канадский ученый понимал систематические стремления человека, увлеченного своим хобби или добровольная деятельность участников различных мероприятий, позволяющая им задействовать и развивать имеющиеся у них специальные знания и навыки [12]. Исследования зарубежных социологов отражают изменение роли досуга в жизни людей в развитых странах. Свободное время становится одной из наиболее важных сфер деятельности. Ряд работ связывают понятие «серьезного досуга» с предпочитаемым образом жизни [13]. Досуг здесь рассматривается как главный жизненный интерес, вокруг которого выстраивается остальная жизнедеятельность. Ради участия в досуговых занятиях люди идут на сокращение трудовой деятельности, отказ от романтических отношений, пытаются совершенствовать планирование личного времени и перераспределять работу в домашних хозяйствах. Подобные действия мотивируются тем, что мир «серьезного досуга» представляет им возможности:

  1. поиска «настоящего» хобби;

  2. участие в социальной жизни;

  3. общение с единомышленниками и приобщение к духу товарищества;

  4. получение интересующих знаний и навыков [13].

«Серьезный досуг» воспринимается во многих развитых странах, как образ жизни, как центральный жизненный интерес. Сокращение оплачиваемого рабочего времени сокращает и возможности реализации жизненных планов в сфере труда. Возросшая величина свободного времени, и сам характер свободной деятельности делают эту сферу основным приложением активности личности. Люди, решившие реализовать себя в серьезном досуге, занимаются самообразованием, накоплением специальных навыков, которые в дальнейшем будут необходимы для осуществления карьеры вне сферы. Карьеры участников серьезного досуга реализуются в выбранной ими области. Это могут быть спорт, наука, искусство, общественная и политическая деятельность. Естественно, что приложенные усилия способствуют обогащению потенциала личности, а значит и общества в целом.

Досуговые карьеры, кроме возможностей самореализации удовлетворяют потребности людей в общении и причастности. Если человек не является частью организации, то ему трудно почувствовать себя частью сообщества в местном, региональном или же международном плане. Единственными социальными связями оказываются чисто семейные и дружеские. Но многим этого бывает мало. И здесь одним из выходов являются групповые социальные миры, создаваемые любителями, увлеченными определенной областью.

Серьезный досуг получил широкое распространение еще и потому, что многие его участники воспринимают деятельность в свободное время не только как способ саморазвития, но и возможность психологической защиты от жизненных трудностей [14]. Особенно яркое подтверждение этому имеется в работах, посвященных проблемам женского досуга. Получение более широкого доступа к серьезной досуговой деятельности, позволяет чувствовать себя западным женщинам равноправными со своими коллегами-мужчинами [15].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что на сегодняшний день досуг не только трансформируется за счет новых видов его проведения, но он приобретает новую роль в жизнедеятельности людей. Свободное время перестает быть просто сферой, выполняющей функцию восстановления рабочей силы. Свободное время способно выступать показателем социально-экономического развития страны, индикатором процессов, происходящих в культурной жизни общества, а также в качестве центрального жизненного интереса являться сферой самовыражения и реализации личностного потенциала и создавать условия для психологической защиты от жизненных трудностей.

Использованные источники

  1. Золотов А.В. Норма свободного времени как показатель социально-экономического развития// Социологические исследования 1999, № 12. - с. 71-77.

  2. Патрушев В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования 1997, № 8. - с. 44-50.

  3. Патрушев В.Д. Динамика бюджетов времени горожан (1965-1997) // Социологические исследования 1999, №11. - с. 28-35.

  4. Патрушев В.Д. Динамика использования бюджетов времени городским и сельским населением // Социологические исследования 2005, №7. - с. 46-51.

  5. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: Социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования 2001, №3. - с. 32-39.

  6. Чуракова И.Ю. Бюджет времени населения: современный российский и зарубежный опыт // Вестник СПбГУ, Сер.5, 2004, №4, с.153-160.

  7. Патрушев В.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России (1980-1990-е годы) // Социологические исследования 2003, №3. - с. 32-39.

  8. Time use at different stages of life Results from 13 European countries // European communities. 2003 (t).

  9. The United Kingdom 2000. Time Use Survey Technical Report. // Crown Copyright 2003 (www.statistics.gov.uk).

  10. Time Use Survey 1999 // Statistics New Zealand. 2000 (www.stats.govt.nz)

  11. Пиронкова О.Ф. «Живые новости», или о времени и пространстве в телевизионном эфире // Социологические исследования 2000, №8. - с. 65-74.

  12. Stebbinss R.A. Serious leisure: A conceptual statement // Pacific Sociological Review 1982, Vol. 25, P.251-272.

  13. Rojek C. Leisure and Life Politics // Leisure Sciences 2001, Vol. 23, p. 115-125.

  14. Stephen J. Hunt, Acting the part: “Living history” as a serious leisure pursuit // Leisure Studies 2004, Vol. 23, №4, p.387-403.

  15. Raisborough J. Getting onboard: women, access and serious leisure // Sociological Review 2006, Vol.54, Issue №2, p.242-262.

Ценностные ориентации и мотивы включенности молодежи в научную деятельность

Бабосова Е. С.

Институт социологии НАН, Беларусь

Наука функционирует в обществе как многогранный сложноорганизованный социальный феномен и представляет собой особый вид познавательной деятельности. Главным отличительным компонентом научно-исследовательской деятельности является творчество, направленное на создание новых идей, генерирование знаний, которые объективно отражают окружающий мир. Современное белорусское общество испытывает объективную потребность в использовании своего научного потенциала для решения стоящих перед страной задач. Наиболее перспективным социальным ресурсом развития научной сферы общества является молодежь. В условиях перехода республики Беларусь на инновационный путь развития экономики и других сфер общественной жизни большое значение приобретает улучшение структуры возрастного состава исследовательских коллективов институтов и вузов при помощи привлечения представителей талантливой молодёжи к занятиям научной деятельностью.

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями ее социализации в обществе. «Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей цивилизации». [1, с. 478]

Включенность молодежи в научно-исследовательскую деятельность предполагает усвоение определенной системы ценностных ориентаций, специфичных для научного познания. Такие ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний. В своей социальной сущности ценности выступают как обобщенные представления людей о значимых для них явлениях, объектах, поступках других людей, а также о целях и нормах, описываемых категориями должного, нравственного. В. П. Тугаринов указывал на то, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление «на ценности жизни и культуры. Различие между культурой и жизнью очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создана самими людьми. Ценности культуры делятся … на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т. д.» [2, с. 276].

В научно-исследовательской сфере ценностные ориентации нацелены на достижение результатов в конкретной области научной деятельности, которые направлены на получение нового знания об окружающей действительности. Ценностные ориентации и мотивы научно-исследовательской деятельности должны присутствовать в структуре личности молодого ученого, чтобы он успешно смог заниматься научной работой. Развитие белорусской науки во многом определяется включенностью в исследовательскую деятельность молодых ученых, поэтому важно выяснить и исследовать ценности и мотивы, которыми руководствуется молодежь при выборе научной карьеры.

В результате активной молодежной государственной политики по поддержке талантливых молодых ученых в последние годы в Беларуси начался процесс активизации включенности молодежи в научную деятельность. По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь численность молодых исследователей без ученой степени за период с 1996 по 2007 выросла на 21,7 %. По сравнению с 2000 годом в 2007 году на 6,8 % увеличилось число организаций, имеющих аспирантуру, и на 8 % возросло количество учебных заведений, в состав которых входит докторантура. Подготовка аспирантов в 2007 году осуществлялась в 74 научных организациях и 44 высших учебных заведениях страны. В период с 1994 по 2007 год численность аспирантов возросла более, чем в полтора раза. Приведенные данные свидетельствуют о наличии в Беларуси развитой системы подготовки молодых научных специалистов.

Проблемам исследования ценностей и мотивов, которые влияют на выбор молодежью научной деятельности или отказ от участия в ней обстоятельно исследуются Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси. В 2006 году в ряде академических научных учреждений было проведено социологическое исследование по проблемам социально-экономического положения научных работников, в ходе которого было опрошено 319 молодых научных сотрудников в возрасте до 30 лет. Одной из целей опроса было выяснение ценностных ориентаций молодежи в области науки и научной работы, а также исследование мотивов включенности молодежи в исследовательскую деятельность.

Анализ данных социологического исследования свидетельствует о том, что большое влияние на формирование ценностей и мотивов научной деятельности оказывает степень удовлетворенности условиями исследовательской деятельности. Одним из главных условий творческой научной деятельности для молодых ученых является наличие современной материально-технической и информационной базы научных исследований. По результатам исследования 77,4 % респондентов отметили, что для успешной реализации научного потенциала необходимым условием для них выступает наличие в исследовательских организациях современного оборудования и информационных материалов для проведения научных исследований. Организацией своего исследовательского труда в полной мере довольны 17,3 % респондентов, наличием необходимых условий удовлетворены отчасти 53,2 % молодых ученых, а 25,2 % исследователей не удовлетворены технико-экспериментальной базой исследований. Полученные данные свидетельствуют о необходимости улучшения условий исследовательской деятельности молодых ученых. Недостаточная техническая оснащенность лабораторий и отсутствие необходимых материалов для проведения исследований негативно сказывается на формировании ценностей молодежи в сфере науки.

Следующим немаловажным условием плодотворной научной деятельности является наличие высокой заработной платы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что 75,9 % молодых исследователей считают это условие важным для повышения эффективности научной деятельности. Уровнем оплаты научно-исследовательского труда не удовлетворено более половины опрошенных молодых сотрудников Академии наук – 64 %. Очень важным является тот факт, что молодые научные сотрудники хотят получать не просто высокую заработную плату, а достойную материальную оценку своей научно-исследовательской деятельности. Именно этим обосновывается тот факт, что при ответе на вопрос о направлениях повышения эффективности научной деятельности 78,4 % молодых исследователей отметили в качестве главного фактора достойную оплату труда ученых.

Также существенным фактором включенности молодежи в научную деятельность выступают финансовые льготы, дотации, льготное кредитование на строительство. В целом только 5,8 % молодых ученых удовлетворены своими жилищными условиями. Невыносимыми жилищные условия признал 68,3% молодых ученых, отчасти удовлетворены условиями проживания 21,6 % респондентов. Реальным способом решения такой проблемы является получение льготного кредита на покупку квартиры. К сожалению, из-за низкого уровня заработной платы молодые ученые не всегда могут воспользоваться системой кредитования. В России жилищная проблема молодых ученых в некоторых регионах решается при помощи выделения кредитов на приобретение жилья в размере сроком на несколько лет и погашения оставшейся части процентов административными органами исследовательских учреждений.

Важным компонентом в составе ценностных ориентаций в сфере научной деятельности выступает возможность молодых ученых поддерживать разносторонние зарубежные научные связи. Как отмечал знаменитый социолог Р. Мертон, одним из основных мотивов деятельности ученого является желание получить профессиональное признание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний в конкретной научной области. По результатам исследования 26,3 % молодых ученых хотели бы поддерживать международные научные взаимоотношения. Такой опыт позволяет молодежи получить доступ к современному лабораторному оборудованию, сравнить данные своих научных разработок с другими учеными, поделиться результатами исследований с зарубежными коллегами.

Немаловажной ценностями научной деятельности для молодых ученых является возможность обучения за границей и прохождение зарубежных стажировок. Каждый четвертый молодой ученый (26,3 %) из общего массива респондентов хотел бы поучаствовать в зарубежных конференциях, принять участие в совместных исследованиях или опубликовать совместные научные статьи с зарубежными коллегами. Также прохождение обучения за границей позволяет молодым ученым существенно улучшить навыки владения иностранными языками, что помогает им в работе с зарубежными литературными источниками и является необходимым условием для участия в международных конференциях.

Существенной ценностью научного труда для 20 % опрошенных молодых людей является возможность участия в крупном научном проекте. Опрос молодых научных сотрудников академических учреждений показал, что удельный вес в общем массиве опрошенных людей, низко оценивающих возможности своей работы над крупным исследовательским проектом, вдвое превышает количество тех, кто оценивает свои возможности в этом высоко (соответственно 21,0 % и 10,1 %).

Анализ данных социологического исследования позволяет выделить ряд первоочередных проблем, оказывающих негативное влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи в сфере науки. В первую очередь к таким условиям можно отнести низкий уровень финансирования научно-исследовательской деятельности и неудовлетворенность жилищными условиями. Кроме того, в процессе проведения исследований молодые ученые сталкиваются с отсутствием современной материально-технической и информационной базы научных исследований, трудностями в сборе материалов для проведения исследований, использовании Интернета и электронной почты, невозможностью поддерживать контакт с зарубежными коллегами. Приведенные данные свидетельствуют о том, что улучшение условий научного труда, а также систематическое исследование ценностных ориентаций и мотивов включенности молодежи в науку позволят обеспечить обширные возможности для участия молодых ученых в исследовательскую деятельность.

Использованные источники

  1. Кон И.С. Молодежь . – М.,1974.

  2. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Спб.,1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ
    ИсторияВеликийШелковыйпуть. Еговажнейшаяроль в историиКазахстана Абдибек А.С. Южно-Казахстанский государственный ... сводить значение Великогошелковогопути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Егороль была значительно ...
  2. История казахстана

    Документ
    ... . В какое время функционировал ВеликийШелковыйПуть? 11. Кто являлся автором ... . Центром был Баласагун. 9 Важнуюроль в историиКазахстана сыграли найманы и кереиты – ... происходило национально - освободительное восстание. Его эпицентром стал Средний жуз, ...
  3. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс для кредитной технологии обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  4. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  5. Нуржанов арнабай абишевич средневековые города на участке великого шелкового пути от тараза до аспары

    Автореферат диссертации
    ... опыт прошлых поколений в памятниках истории и культуры Казахстана. Ставя столь сложные задачи диссертационного ... которого формировался город. Важнуюроль в сложении его играла международная торговля по ВеликомуШелковомупути [17]. Пятый ...

Другие похожие документы..