Главная > Документ


Использование Интернет - ресурса в политических технологиях

Яночкина Е.И., ЛевоненкоО.О., Ильюшко С.Л.

Витебский государственный техноглогический университет, Беларусь

(ХТФ, 5 курс)

Науч. рук.: А.В. Гришанов, доцент

Коммуникация в политике крайне важна, и за любыми значительными изменениями в коммуникационных технологиях, от появления прессы до телевидения, следовали большие, часто прогнозируемые изменения в политике. Интернет ещё не стал всеобъемлющим, но он уже сегодня изменяет нашу жизнь.

Этот процесс идет быстрее, чем кто-либо мог себе представить. Из технического изобретения он превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что развитие Интернет - технологий открывает перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах. Феномен Интернета сегодня невозможно не учитывать и в политике.

Проникновение политики в Интернет можно условно разделить на два этапа. Первый этап использования Интернета в политических целях можно назвать информационным. Сущность его состоит в проникновении в Сеть политической информации. В основном, это сайты политических партий и общественных организаций, отдельных политических лидеров, сайты газет и журналов, а также чисто электронные издания и сайты аналитических и исследовательских организаций.

Интернет имеет ряд преимуществ перед традиционными СМИ: лёгкость и практическая мгновенность опубликования любой информации, даже той, что нельзя разместить в обычных СМИ, отсутствие пространственно-временных границ, возможность тематического поиска, быстрая связь для мониторинга ситуации, предположительное отсутствие контроля и др.

Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Этот процесс будет продолжаться и в будущем: количество сайтов политических партий и движений будет увеличиваться, информационная роль Интернета - возрастать. В принципе, когда-нибудь, это приведет к тому, что Интернет станет ведущим источником информации, оттеснив традиционные СМИ на второй план.

Традиционные СМИ работают в режиме информационного монолога (односторонняя коммуникация), посредством которого соответствующие структуры воздействуют на умы и поддерживают контроль над подвластными субъектами. Компьютерные же технологии открыли возможность многосторонней коммуникации. Каждый, имеющий доступ к сети, может выступать как получателем, так и отправителем информации.

Интернет расширяет границы социологических исследований в период избирательных кампаний. Разумеется, речь идет не о социологических опросах пользователей по вопросам, связанным с рейтингом кандидатов или с электоральной активностью: пользователи Сети - нерепрезентативная выборка электорального массива. Но приглашение пользователей к участию в оценке качественных характеристик имиджа кандидата, используя его видеофайлы, или оценка лозунгов избирательной кампании, программы – вещи вполне реальные.

Многие наиболее проницательные политики обратили внимание на политическую рекламу в Интернете. Если картинка телевизионной рекламы живет несколько секунд, газетная публикация – несколько дней, то тексты и видеофайлы в Сети могут существовать месяцы и годы, тем более, что в условиях ужесточения финансового контроля за предвыборной рекламой и удорожания рекламных услуг традиционных СМИ, Интернет предоставляет весьма заметные преимущества.

Интернет позволяет обеспечить постоянный общественно-политический диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени между властью и гражданами. Появилась реальная возможность сближения властных структур с простыми гражданами, возможность преодолеть иерархизм реальной власти. Глобальная Сеть может свести к минимуму зависимость граждан от институциональных посредников, партийных организаций и организованных групп интересов.

Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия (особенно это относится к молодому поколению, которое в основном не проявляет интереса к политике), упростив прямой контакт граждан и правительства. Интернет снижает затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире. Сегодня виртуальная политика пришла к принципиально новому этапу. Речь идет о создании виртуальных политических структур. Они будут отличаться от любых ранее существовавших объединений, организаций, движений и т.д. Интернет давно поставил на повестку дня вопрос об объединении людей по самым разным признакам: по убеждениям, интересам, по общим проблемам. Одним из главных (и первых) оснований для такого объединения могли бы быть политические убеждениям.

Все чаще Интернет используется в целях эффективного информационного протеста в связи с проведением важных международных конференций. Наглядным образом это продемонстрировали конференция Всемирной торговой организации в Сиэтле, а также конференции Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне и Праге. Протест против социальных, экономических или политических изменений во всех обществах является неизбежным и нормальным явлением. В этой связи Интернет представляет собой новый, в высшей степени эффективный инструмент, содержащий в себе международный и даже глобальный потенциал. Этот потенциал с учетом поставленной проблемы и характера коалиции позволяет путем давления на мировую общественность и на правительства по возможности большего количества стран блокировать или, наоборот, помогать проводить ту или иную политику.

Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе.

Существует несколько сайтов, которые поднимают данную проблему, говорят о возможности и необходимости перенесения партийной деятельности в сеть. Преимущества виртуальных структур, в том числе и партий, очевидны: непосредственный учет мнения каждого члена партии (или организации) по любому вопросу; оперативный обмен информацией; возможность проведения традиционных мероприятий (например, съездов) в виртуальном режиме и т. д.

Сегодня часто говорят о кризисе системы демократических выборов, о политической апатии населения, избирательная активность молодого поколения неумолимо стремится к нулевой отметке. Решение этой проблемы некоторые видят в использовании новых технологий. В будущем процедуру выборов можно существенно улучшить, сделав её удобнее как для избирателей, так и для самих кандидатов: процесс выборов можно значительно ускорить, а результаты при этом будут на порядок точнее. Главное развивать технологии голосования через Интернет.

Ещё одна технология, которая из категории экспериментальных постепенно переходят в разряд повседневно используемых средств – это электронное правительство. Электронное правительство (e-Government) — это новая модель государственного управления, построенная на возможностях современных информационных технологий, это система взаимодействия государства и общества при помощи Интернет. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей. Главными целями - оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу, а также расширение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной и обеспечение открытости и подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству.

Электронное правительство традиционно делится на три типа отношений:

Правительство - граждане (G2C): доступ к информации посредством Интернета, интерактивные опросы, публичные дискуссии.

Правительство - частный бизнес (G2B): поставки товаров и услуг.

Правительство - правительство (G2G): взаимодействие внутри и между государственными органами для совместного пользования информацией и улучшения функционирования.

В настоящее время существует значительное количество пилотных проектов, в том числе и на уровне стран Большой восьмерки (проект Government OnLine – GOL). Проект GOL был рассчитан на период до конца 1998 г. и имел целью накопление опыта использования современных средств связи администраций и государственных органов власти с гражданами. В проекте GOL приняли участие учреждения более 20 стран мира, а также ряд авторитетных международных организаций.

Уже сегодня в отдельных государствах граждане имеют возможность через Интернет, к примеру, регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии, платить налоги без физического посещения учреждений и простаивания в длинных очередях. Это может привести к увеличению степени вовлеченности граждан в политику и процесс управления. Происходит ослабление позиции бюрократии в обществе, значительно уменьшается риск коррупции, оборот делопроизводственной документации становится рядовой функцией государственной машины. Считается, что последняя стадия перехода традиционного правительства в электронное определяется существованием единого веб-портала, на котором можно найти любую правительственную информации. Все правительственные услуги возможны в он-лайн режиме и вся административная деятельность осуществляется с помощью электронных средств, т. е. на безбумажной основе. Специалисты считают эту стадию практически недостижимой. О стремление её достигнуть заявили только две страны (Великобритания и Сингапур).

Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного правительства, эта технология приносит преимущества, как для правительства, так и для общественности:

Преимущества для Правительства: заинтересованная общественность сможет реально участвовать в принятии политики, планов, проектов и политических инициатив; быстро и практически без затрат можно будет получить объективную информацию об общественном мнении; информирование общественности позволит свести к минимуму разногласия и сформировать благоприятное правительству общественное мнение; возможность быстрой и экономичной реализации планов правительства; экономичный эффективный инструмент связи с местными правительствами и НКО; возможность улучшить планирование и управление на микро - и местном уровне; возможность разрешить проблему пассивного отношения населения к правительству и его планам, являющуюся одной из основных проблем демократического общества.

Преимущества для общественности: ощущение причастности (что очень важно для того, чтобы демократия работала); мнение людей будет услышано; осуществляемые проекты будут основаны на приоритетах, определяемых людьми, а не правительством; информированность и согласие по важнейшим вопросам позволит свести к минимуму политические трения и ускорить осуществление проектов; благодаря большей прозрачности сократятся сроки и затраты на реализацию проектов; жизнь людей станет легче, так как упростятся процессы их взаимодействия с правительством; процесс рассмотрения жалоб станет более быстрым и справедливым; доступ к информации поможет людям лучше использовать имеющиеся возможности; общественное мнение из случайного станет информированным; большая прозрачность поможет повысить степень общественного контроля за работой правительства и снизить уровень коррупции; у людей, живущих и работающих заграницей, появится возможность участвовать в делах своего отечества и в большей мере ощущать свою национальную принадлежность; по двусторонним каналам связи можно осуществлять множество бесплатных обучающих программ, повышая уровень образования населения по таким вопросам, как ответственность граждан и планирование и управление проектами, что будет способствовать повышению профессионального уровня людей.

В Республике Беларусь существуют сайты основных органов власти: Президента (www.government.by), Совета Министров (www.government.by), почти всех министерств (за исключением Министерства здравоохранения, культуры, торговли, энергетики) и некоторых комитетов. Действует сайт Высшего хозяйственного суда. Не имеет своего представительства в Интернете Национальное собрание, Конституционный суд, а существующие сайты носят только информационный характер. Существуют сайты всех областных исполнительных комитетов, исполкома города Полоцка, несколько сайтов городских отделов внутренних дел (Орша, Гомель).

Из политических партий своё место в Интернете имеют: Объединённая гражданская партия (), Белорусский Народный Фронт (), партия «Надежда» (). Только четыре политика на сегодняшний день имеют свои персональные сайты: Лукашенко А. (www.government.by), Левоневский В. (), Морозов Ю. (www.morozov.by) и Терещенко В. (www.tereshchenko.by).

Наиболее прогрессивные разработки идут в Минске. На основе официального сайта Мингорисполкома создается электронная мэрия. Сайт создан в 2001 году специалистами УП «ВЦ Мингорисполкома».

Согласно распоряжения Мингорисполкома № 31р от 21 января 2002г. сайт имеет статус электронного средства массовой информации и включен в список рассылки электронных версий решений и распоряжений Минского горисполкома.

На сайте представляется информация по всем разделам, необходимым для начала работ по реализации программы электронной мэрии, включая базу данных объектов, находящихся на территории города, фото и видео материалы о городе, даже официальное исполнение гимна города. Сейчас идет выверка данных подразделений Мингорисполкома по всем объектам, находящимся в их ведении – районные администрации, комитеты, управления, промышленные торговые объекты, все, что находится на территории города. Идет активная переписка через гостевую книгу – информация, присылаемая гражданами, передается пресс-секретарю председателя Мингорисполкома.

Также в целях совершенствования информационной работы в городе, обеспечения доступа населения г. Минска к информации, устанавливающей правовой статус государственных органов власти, городских учреждений и служб, определяющей права, свободы и обязанности физических лиц и порядок их реализации, Минский городской исполнительный комитет принял 18.12.2002. решение № 1882 о создании городской информационной системы «Минскгоринфосервис».

В этой системе, к примеру, можно найти следующие разделы: порядок совершения и регистрации актов гражданского состояния (вступление в брак, рождение, смерть и т. д.); порядок приобретения и регистрации имущественных прав на жилье, земельные участки, автотранспортные средства; социальное страхование (персонифицированный учет в системе государственного страхования, оформление пенсий, пособий, социальная поддержка незащищенных слоев населения и т. п.); жилищно-коммунальное хозяйство (ЖЭСы, ЖРЭО, тарифы на коммунальные услуги и льготы по их оплате и т. д.); таможенные и налоговые органы (уплата налогов и сборов, государственная пошлина, порядок представления и заполнения декларации) и ряд других.

По каждому разделу информационная система «Минскгоринфосервис» должна предоставлять пользователям следующие данные:

— нормативная правовая база деятельности государственных органов власти, городских организаций;

— структура и компетенция государственных органов власти, городских организаций;

— порядок и последовательность обращения в государственные органы власти, городские организации для разрешения конкретных вопросов;

— образцы форм необходимых документов;

— реквизиты и режим работы государственных органов власти, городских организаций;

— фамилии, имена и отчества должностных лиц, часы приема;

— порядок обжалования действий должностных лиц.

Это система очень близка к тому, что можно назвать электронным правительством на локальном уровне. Остаётся ждать результатов её внедрения.

Исполдьзованные источники

1. Ладес Г.В. О перспективах создания электронной мэрии г. Минска (http://tc.by/uploaded/docLades.doc)

2. ВПУ и киберпространство (.ua/vpartu/themes)

3. О создании городской информационной системы «Минскгоринфосервис» (/?=article1555)

4. Электронная власть, электронное правительство, или электронная демократия? ( /project/referat/ref1.htm)

5. Benchmarking E-Government: A Global Perspective (/e- government/ Benchmarking%20E-gov%202001.pdf)

6. The Future of Voting: Researchers Explore the Social and Technical Issues of Voting Via the Internet (http://gtreseachnews.gatech.edu/newsrelease/voting.html)

7. Политология. Учеб.- метод. комплекс/П.И. Бондарь, Ю. П. Бондарь- Мн.: «Аверсэв», 2003.-463с.

Социология

Историко-социологические взгляды П.Я.Чаадаева и современность

Аджиева Ф.А.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, Россия

(физико-математический факультет, 3 курс)

Науч. рук.: Ф.Х.Лайпанова, к.фил.н., доцент

П. Я. Чаадаев занимает особое место в русской философской мысли. Историософская модель Чаадаева об исторических судьбах России опреде лила направленность развития отечественной философии истории на много лет вперед, а его идеи надолго стали сквозными для всей отечественной философской мысли. В условиях мрачной реакции, наступившей после подавления восстания декабристов, когда, по словам И. Герцена, и слово было делом, Чаадаев поставил вопрос о несоответствии величия России ничтожеству ее повседневно го существования. Особо остро они звучат в его ";Философических письмах";. Уже в первом письме он пишет: ";В жизни есть известная сторона, касающаяся не физического, а духовного бытия человека. Не следует ею пренебрегать; для души точно так же существует известный режим, как и для тела; надо уметь ему подчиняться. Это старая истина, я знаю; но мне думается, что в нашем отечестве она всё ещё очень часто имеет свою ценность новизны.";[1, с.33] Далее он отмечает, что Россия всё ещё только открывает те истины, которые в других странах давно уже приняты как общезначимые идеи. Прежде всего, это европейские страны. Запад в его философических построениях выступил как бы идеальной моделью, а Россия - страной, о судь бе которой Провидение было мало озабочено, и потому она просто ";заблудилась на земле";. Расположенная между Европой и Азией, она принадлежит скорее географии, нежели истории, утверждал Чаадаев. Она вообще не заслужила бы упоминания во всеобщей истории, если бы не протянулась от Германии до Бе рингова пролива, и если бы полчища монголов не прошли по ней, угрожая Европе. ";Дело в том, - писал Чаадаев, - что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, все мирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось";. [1, с.34] Самой печальной чертой русской цивилизации яв ляется изолированность от общечеловеческого развития. Россия, находясь между Западом и Востоком, между Германией и Китаем, могла бы синтезировать положи тельные стороны своих соседей. Но она осталась не при надлежащей ни Западу, ни Востоку. Она стоит не только вне пространства, но и вне времени. В России сложилась обстановка, при которой невозможна нормальная жизнь человека. ";Самые условия, писал Чаадаев, составляющие в других странах необходи мую рамку жизни, в которой так естественно разме щаются все события дня, и без чего так же невозможно здоровое нравственное существование, как здоровая фи зическая жизнь без свежего воздуха, у вас, их нет и в помине. Вы понимаете, что речь идет еще вовсе не о моральных принципах и не о философских истинах, а просто о благоустроенной жизни, о тех привычках и навыках сознания, которые сообщают непринужденность уму и вносят правильность в душевную жизнь человека."; .";[1, с.34]

По мнению Чаадаева особую роль играют в истории любой страны периоды бурного расцвета и решительных преобразовательных действий. Именно в такие эпохи рождаются герои, которыми гордится страна, события таких бурных периодов, становятся объектом творчества для поэтов и художников. В истории России, по мнению П.Я.Чаадаева, нет таких периодов. Печальное настоящее возникло в результате не ме нее печального прошлого русского народа. Все общества пережили бурные эпохи перехода от юности к зрелости, и только Россия по-прежнему спит. Сначала она находи лась в состоянии дикого варварства, потом - грубого не вежества, затем свирепого и унизительного чужеземного владычества, деспотический дух которого унаследовала и позднейшая власть. Освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство крепостничество. Рус ская история ";была заполнена тусклым и мрачным суще ствованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства";. Дискуссионными являются его слова: ";Окиньте взглядом все прожитые нами века, всё занимаемое нами пространство, - вы не найдёте ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и картинно. Мы живём одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя";. Для воспитания отдельной личности и всего народа, по мнению мыслителя, ни с чем не сравнимую роль имеет связь поколений, память о прошлом своего народа и своих предков. Для русского народа ";с каждым шагом вперед прошедший миг исчезает безвозвратно";. .";[1, с.35] Объясняет он это тем, что вся культура России основа на подражании и заимствовании, что приводит к разорванности всей истории, к отсутствию логики развития.

Прав был Герцен, отметивший, что в ";Философиче ских письмах"; Чаадаев сказал только про боль. Чаадаев чувствовал настолько сильное отвраще ние к николаевской России, что впал в крайность, придя к национальному нигилизму и к искажению русской истории.

Пушкин, знавший ";Философические письма"; до их опубликования, оспаривал некоторые мнения Чаадаева. Он не соглашался с тем, что Россия ";исторически ничтожна";, ссылался на многие факты кипучей и слав ной деятельности наших предков. Позднее в ";Апологии сумасшедшего"; Чаадаев и сам признал, что чрезмерно сгустил краски. Он старался исправить свой взгляд, объясняя его своей любовью к отечеству и желанием лучшей участи для него: ";Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны родине истиной";. ";Мне чужд, признаюсь, этот блаженный па триотизм, этот патриотизм лени, который приспособляет ся все видеть в розовом свете";. [1, с.155]

Для того, чтобы уяснить причины отсталости России, как их понимал Чаадаев, необходимо обратиться к его социологической концепции. Между прогрессивной по зицией Чаадаева по отношению к самодержавно-кре постнической России, что составляет основной смысл его обличительных ";Писем";, и пониманием законов обще ственного развития имеется глубокое противоречие. Со циология Чаадаева является религиозно-идеалистической и в некоторых чертах даже мистической. Еще Черны шевский отмечал, что главной в произведениях Чаадаева остается ";общественная и историческая сторона";, а ре лигиозность - ее ";облачение";.

Конечную силу исторического развития Чаадаев ви дел в божественном провидении. Физическая история человечества начинает ся с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в раз витии духа. Бог дает религиозную идею, которая вопло щается во всеобщий разум людей. Этот последний по рождает индивидуальный человеческий дух. Мысль вот подлинная история. ";Вся история новейшего обще ства, писал Чаадаев о развитии западноевропейских стран, совершается на почве мнений; таким образом, она представляет собою настоящее воспитание. Утвер жденное изначала на этой основе, общество шло вперед лишь силою мысли. Интересы всегда следовали там за идеями, а не предшествовали им; убеждения никогда не возникали там из интересов, а всегда интересы рожда лись из убеждений. Все политические революции были там, в сущности, духовными революциями: люди искали истину и попутно, нашли свободу и благосостояние";. .";[1, с.128]

Божественная идея, лежащая в основе человеческого мира, по мнению автора ";Философических писем";, наиболее полно выражается в христианской рели гии. Тем самым христианство превращается у Чаадаева в самый непосредственный общественный стимул. А из различия католичества и православия выводится им не одинаковость западноевропейской и русской цивилиза ций. России следует, по Чаадаеву осознать свое призвание и осмелиться принять на себя инициативу проведения в жизнь всех ";великодушных мыслей";, а их в России достаточно, ибо Россия отлична от Европы в своих привязанностях, интересах и идеях. Чаадаев видел задачу России в воссоединении с другими национальными культурами и с человеческим родом в целом.

";Вызов";, брошенный Чаадаевым, получил ";исход"; в ";русской идее";, которая как совокупность черт национального самосознания, касающихся понимания места и роли России во всемирно-историческом процессе, присуща русской культуре на протяжении всей истории, начиная со ";встречи"; Руси с Византией. Но концептуальное оформление русской идеи связано с полемикой славянофилов и западников. Этот спор остается, в какой - то мере незавершенным и сегодня в связи с прогнозированием будущего нашей страны: по какому пути идти дальше России - ";догонять"; Запад или найти свой, неповторимый и одновременно успешный для России путь развития. Возможно, нам следует более пристально изучить его труды, а также работы многих гениальных русских мыслителей, если мы хотим познать свою историю, извлечь урок из прошлой истории нашей страны, и, наконец, найти свой неповторимый путь развития.

Трудно не согласиться с выводом мыслителя о роли традиций в развитии как личности так и всего народа. На самом деле, нравственное здоровье и духовная зрелость невозможны без ясной осознанности лучших традиций, без включенности в них, без усвоения уроков прошлого. Каждое поколение может строить свое настоящее и будущее на тех ценностях, и традициях, которые складывались веками.

Философское наследие Чаадаева помогает вырабатывать трезвый и нелицеприятный взгляд на культурные традиции каждого народа, видеть в них парадоксальные стороны, выявлять духовно - нравственную суть. Осмысление опыта исканий выдающегося мыслителя прошлого П. Я. Чаадаева, подчеркивавшего нерасторжимую связь философских, исторических, политических и нравственных сторон жизни человека и общества, способствует становлению творчески развитой высоконравственной личности. По праву его можно отнести к числу тех русских мыслителей, которые никогда не сомневались, что нравственные начала являются основой всему, в том числе и гармоническому развитию науки и прогресса. Потому-то так важно проникнуться духом и смыслом его идей, воплощавших основные проблемы бытия, показывавших коренные пути преодоления конфликтов отдельной личности и в целом обществе. ";Философические письма"; П.Я.Чаадаева убеждают в том, что выработка чувства национальной гордости невозможна без национальной памяти. Изучение произведений известных русских мыслителей, поэтов и писателей помогут нам навсегда избавиться от беспамятства, помнить своё прошлое и гордиться историей своей Родины.

Использованные источники

1.Чаадаев П.Я. Философические письма. - В кн. ";Цена веков";.// М.1991 г.

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.// М., 1997



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ
    ИсторияВеликийШелковыйпуть. Еговажнейшаяроль в историиКазахстана Абдибек А.С. Южно-Казахстанский государственный ... сводить значение Великогошелковогопути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Егороль была значительно ...
  2. История казахстана

    Документ
    ... . В какое время функционировал ВеликийШелковыйПуть? 11. Кто являлся автором ... . Центром был Баласагун. 9 Важнуюроль в историиКазахстана сыграли найманы и кереиты – ... происходило национально - освободительное восстание. Его эпицентром стал Средний жуз, ...
  3. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс для кредитной технологии обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  4. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  5. Нуржанов арнабай абишевич средневековые города на участке великого шелкового пути от тараза до аспары

    Автореферат диссертации
    ... опыт прошлых поколений в памятниках истории и культуры Казахстана. Ставя столь сложные задачи диссертационного ... которого формировался город. Важнуюроль в сложении его играла международная торговля по ВеликомуШелковомупути [17]. Пятый ...

Другие похожие документы..