Главная > Документ


Анализ основных положений Уставов областей Урала

Таможникова Я. А.

Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте, Россия

(факультет экономики, 4 курс)

Науч. рук.: Л.А. Ковалева, к.ист.н.,доцент

Современные процессы развития российского федерализма сопровождаются новыми тенденциями совершенствования всей системы законодательного регулирования в РФ, важным элементом которого является региональный уровень - конституционное законотворчество субъектов Российской Федерации. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать Уставы регионов Урала, закрепивших новую конституционную систему в соответствии с текстом Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993г.

Устав является основным законом субъекта Российской Федерации, подробно описывающим систему взаимодействия с федеральным центром, организацию федеральной власти и местного самоуправления данной территории, вопросы разграничения компетенции разных уровней управления. Устав служит основой для разработки областного законодательства, являясь высшим нормативно-правовым актом субъекта РФ.

Одним из первых на Урале, 1 декабря 1994г., был принят Устав Курганской области. Устав состоит из 11 глав, он достаточно точен и лаконичен. Общие положения определяют задачи, статус, административно-территориальное устройство области. Глава II закрепляет права и свободы граждан. Глава III – организацию государственной власти области. Систему органов государственной власти Курганской области составляют: законодательный (представительный) орган - Курганская областная Дума; высший исполнительный орган - Администрация (Правительство), возглавляемая высшим должностным лицом области - Губернатором; органы исполнительной власти области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление; исполнительно-распорядительные органы государственной власти; суды9. Глава IV трактует основные начала государственной службы. Глава V- «Развитие институтов непосредственной демократии» уникальна фактом своего наличия – в ней определяется Областной и местный референдум, обсуждение населением вопросов развития области и т. д.

Результатом тщательной работы Свердловской Областной Думы стал Устав Свердловской области, вступивший в действие 17 декабря 1994г.

Данный Устав характеризуется характерными особенностями, существенно отличающими его от Уставов других областей Уральского региона. Прежде всего, речь идет о двухпалатной структуре Законодательно Собрания Свердловской области, палаты при этом избираются на основе различных систем голосования: выборы депутатов в Областную Думу осуществляются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, включающему в себя территорию Свердловской области10; выборы депутатов Палаты Представителей осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам11. Такая организация законодательной власти является нетрадиционной для таких субъектов федерации как область, однако нельзя не признать, что использование разных избирательных систем создает все предпосылки для качественного выполнения депутатами законотворческих и представительных функций.

Следующим важным моментом является создание в системе органов государственной власти Уставного суда12. В условиях возросшей ответственности и уровня полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекту РФ необходим собственный судебный арбитр. В этих целях и был создан Уставной суд. Уставный Суд Свердловской области рассматривает вопросы соответствия областных законов, других нормативных правовых актов, принимаемых полномочными органами Свердловской области, Уставу, а также осуществляет толкование Устава13.

Согласно ст. 44 Устава, Губернатор является высшим должностным лицом Свердловской области и возглавляет систему органов исполнительной власти области14. Высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти является Правительство Свердловской области.

Достаточно проработанным и объемным является Устав (Основной закон) Челябинской области, состоящий из 18 разделов. Как и в описанных выше документах, глава I – «Основные положение» закрепляет статус области, права человека, отношения собственности и т. д., что наиболее полно раскрывается в дальнейших главах. В особую главу II выделены «Предметы ведения и полномочия области». Глава III описывает административно-территориальное устройство области. Экономическая основа закреплена в главе IV. Она рассматривает систему отношений собственности в области. Институты непосредственной демократии устанавливаются в главе V, многие положения которой схожи с аналогичными нормами Устава Курганской области. Законодательную власть области представляет Законодательное собрание, состоящее из 60 депутатов, которые избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам и по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями15. Высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство области16. Правительство формирует и возглавляет Губернатор области17.

Положения Уставов, закрепляющие статус области, права и свободы граждан, основы государственной службы, местное самоуправление, финансовые ресурсы и т. д., за исключением отдельных норм, во многом схожи с подобными положениями других Уставов областей Урала. Это объясняется тем, что при их разработке законодатели исходили из основных положений и принципов Конституции РФ.

В настоящий момент можно сделать вывод, что принятие уставов областей Уральского региона определило стратегию регионального развития, важными компонентами которой являются федерализм, воссоздание сильной российской государственности, проведение социально-экономических реформ.

Использованные источники

1 Устав Курганской области № 90 от 01.12.1994г. (в ред. от 03.06.2006г) // СЗ РФ . – 2006. - № 9.

2 Устав Свердловской области № 88 от 25.11.1994г. (в ред. от 18.01.2006г) // СЗ РФ . – 2006. - № 4.

3. Устав Челябинской области № 22-ЗО от 25.05.1994г. (в ред. от 24.02. 2005) // СЗ РФ . – 2005. - № 7.

Историко–политические аспекты молодежных движений в Приморском регионе

Трепалина Ю.Е., Бойко Н.А.

Дальневосточный государственный технический университет им. В.В. Куйбышева, Россия

(инженерно-экономический институт, экономический факультет, 3 курс)

Науч. рук.: Л.А. Глушенко

Особенностью современного этапа развития политической системы в нашей стране стал бурный рост общественно – политических движений, в том числе и молодежных. В конце XX – начале XXl в. наблюдается увеличение и распространение новых молодежных социальных, альтернативных движений. Юный возраст участников этих объединений становится фактором долгосрочного социального воздействия не только на отдельных граждан, но и на их различные объединения и организации. От того, как молодые люди оценивают новые явления общественной жизни, в каких социальных институтах проявляют себя и, будут проявлять, зависит будущее страны и будущее самой молодежи.

В данной статье мы попытались обосновать и охарактеризовать трансформацию определенной группы наиболее важных проблем, связанных с жизнью и деятельностью молодых людей в современный период, отфильтровать их значимые интересы, сформированные и инкрустированные такой тяжелой средой как политика. Попытка осознания означенной среды приводит новое поколение к желанию консолидации своих интересов и оптимизации своих воздействий с целью разрешения проблем, связанных с самоопределением и самовыражением юношества в рамках строительства государственной молодежной политики, как одного из приоритетных условий успешного развития российской государственности.

Действительно, за последние годы число молодежных политических организаций значительно возросло. Назовем лишь некоторые из них:

«Молодая Гвардия Единой России», «Молодежное «Яблоко», «Молодежная организация КПРФ», «Молодежная организация «Союз правых сил», «Наши», «Идущие вместе» и другие.

Молодежь заявляет: она готова шагать вперед. Члены «Молодой Гвардии Единой России» считают, что для этого необходимо, чтобы к власти в нашей стране пришло новое поколение. Их главный лозунг – «Молодежь - во власть!». Основные ее цели и задачи перекликаются с историко - политической значимостью современного этапа развития государственности и общества и консолидируются с их целями и задачами. Принципиально важными выдвигаются стремления вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества; воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну; создание условий для межнационального и межконфессионального общения молодежи с целью укрепления российской государственности; содействие формированию молодежной культуры, повышению образовательного, интеллектуального и профессионального уровня молодежи; сохранение и приумножение культуры, содействие развитию науки, спорта и туризма. В связи с означенными тенденциями в Приморском крае, как одном из наиболее крупных регионов страны также прослеживается солидаризация молодежных организаций и политических лидеров с выше перечисленными установками.

Наблюдается рост переориентации политического внимания мэра и других политиков к проблемам молодежи и как один из ярких примеров – создание молодежного совета при законодательном собрании Приморского края. Возникает достаточно много различных молодежных движений и в политических партиях и, таким образом, что немаловажно, воспитывается политическая элита. Активность молодежи начинает постепенно вливаться в различные сферы жизнеустройства общества и государства, что указывает на оздоровление политической обстановки в целом. С сентября 2006года по май 2008года на территории Приморского края действовала акция «Молодой Гвардии Единой России» «Спешите делать добро», проводимая при поддержке депутата Государственной Думы В.И.Усольцева. Проведение акции направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения и способствует развитию инициативы, ответственности, чувства взаимовыручки и неравнодушия у молодежи. В акции принимают участие учащиеся школ муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Приморского края. Политическое основание акции базируется на достижении осознанного желания у молодых людей на самом старте влиять на свою жизнь, на судьбу страны. На сегодняшний день только в Приморье существует организация «Пионеры «Единой России». Единоросов не смущает тот факт, что общественное мнение ратует за отсутствие политической окраски в детских общественных организациях. Они не скрывают, что видят в подрастающем поколении свою смену.

положительно влияние на жизнь Дальнего Востока оказывает движение «Наша страна». Об этом заявил губернатор Приморского края Сергей Дарькин на первом съезде молодежного движения «Наша страна» в марте 2006года. Съезд, в котором участвовали 500 активистов со всего Дальнего Востока, проходил во Владивостоке в течение двух дней. Молодежное движение подвело итоги и выработало приоритетные направления деятельности - это благотворительность, в том числе помощь детским домам, домам престарелых, ветеранам войны, труда и инвалидам, работа по благоустройству городов и сел. Своей неподкупностью и борьбой за социальную справедливость движение «Наша страна» привлекло на свою сторону десятки тысяч молодых дальневосточников, заставило считаться власть со своим мнением. Деятельность движения помогает людям вспомнить о нормальных человеческих ценностях: о том, что необходимо помогать ветеранам не только 9 мая, а круглый год; о том, что Родину надо не только любить, но и защищать; о том, что мы граждане Великой России – нашей страны. Главное, что действия молодых направлены на позитив. Губернатор Приморского края предложил участкам движения стать кадровым запасом исполнительной власти края. Для того чтобы молодые люди лучше представляли суть и специфику управленческой работы в структуре государственной власти. С. Дарькин предложил начать деловую игру – создать систему дублеров для ведущих чиновников края. Движение «Наша страна» было образовано в 2006году вице-губернатором Приморского края Николаем Сидоровым. В организации насчитывается 18 тысяч молодых людей из 13 городов Дальневосточного Федерального округа. Проведено уже около 300 акций общественной, патриотической и социальной направленности: «Мы против террора!», «Нет наркотикам!», «Я – не мишень!», «День народного единства». В 2007году наиболее важными направлениями в работе «Нашей страны» стали антикоррупционная программа, социальная и благотворительная деятельности, экологическая программа «Зеленый патруль».

Современные молодежные движения уже одним своим многообразием, свободой волеизъявления, творческим порывом заявляют о себе как о реальной политической силе, существующей и развивающейся на фоне современного исторического процесса. Они создаются для защиты демократии и объединения всех патриотов России с целью формирования полноценного гражданского общества и воспитания патриотизма.

Использованные источники

  1. Россия, Которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономической социологической школы. Новосибирск, «Наука», 2003 г.

  2. Карташов В.А. Особенности развития социальных отношений в современной высшей школе. // Социально-гуманитарные знания.- 2007. -№3.- С. 171-177

  3. Луков В.А., Ильинский И.М. О молодёжи и молодёжной политике. //Социально- гуманитарные знания. – 2007.- №5.- С. 158-172

  4. Сорокин Особенности формирования политического сознания российской молодёжи. //Власть.- 2007.- №8.- С. 48-52

  5. Ховрин АЮ Государственная молодёжная политика: синтез патернализма и социального партнёрства. // Социально-гуманитарные знания.- 2007.- №1.- С. 121-138

  6. Шаламова Л.Ф. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодёжи. // Высшее образование в России.- 2007.- №8.- С. 72-74

  7. Газета «Владивосток» от 28 декабря 2007 г.

Кавказско-каспийское геополитическое соперничество Азербайджана и НАТО

Федотов Д.С.

Армавирский институт социального образования, Россия

Науч. рук.: А.А Вартумян, д. полит. н., профессор

Азербайджан свое будущее в значительной степени связывает с установлением и развитием новых стратегических связей и союзнических отношений (Турция, НАТО, исламский мир) и разыгрыванием нефтяной карты Каспия, вокруг которой в последнее время в основном и строятся все политические и экономические интриги Баку. Одновременно с этим современные азербайджанские политические лидеры плетут сложную систему лоббирования своих интересов в России, пытаясь сформировать у российской стороны представление о якобы сохранении серьезных перспектив для выстраивания таких отношений между Азербайджаном и Россией, которые бы полностью отвечали российским национальным интересам и лишали бы Москву любых подозрений и опасений по поводу тех шагов, которые предпринимаются Азербайджаном на основных направлениях его политики [1].

Характерно, что ряд тактических успехов Азербайджана в реализации этой стратегии достигнут исключительно благодаря большой степени совпадения стремления правящей элиты Азербайджана как можно дальше уйти от России с намерениями стратегических оппонентов России в лице западных стран оперативно использовать эту ситуацию для закрепления и наращивания своего присутствия в закавказском пространстве в непосредственной близости от южных российских границ. Именно последнее вынуждает новых стратегических партнеров Баку зачастую закрывать глаза на те явные преувеличения и мистификации, к которым прибегают азербайджанские политики в оценках национальных запасов углеводородов и перспектив их разработки. [6].

Реально Азербайджан стал тем государством, в котором доверие к России оказалось искусственно подорванным еще в советский период, когда армяно-азербайджанское вооруженное противостояние только начиналось. Поражение Азербайджана в карабахском конфликте еще больше увеличило разрыв между Москвой и Баку, сменой последним внешнеполитических ориентиров и приоритетов, а затем и вытеснением России из Азербайджана геостратегическими и нефтяными интересами США, других западных держав, Турции. Помимо важного транспортно-стратегического особое значение приобретает военно-стратегическое положение Азербайджана, который рассматривается Западом и Анкарой как плацдарм для возможного геополитического и экономического прорыва в Центральную Азию [1].

Баку не прочь играть отведенную ему Вашингтоном роль, стать ";продолжением"; Турции на Кавказ, что подтверждается и выбором Азербайджаном в качестве своего стратегического ориентира турецкой модели развития, а также активно развивающимися военно-политическими и экономическими связями между двумя странами. Отказавшись от российского военного присутствия на своей территории и совместной с российскими пограничниками охраны государственных границ, свернув военное сотрудничество с Россией и воздержавшись от участия в Договоре о коллективной безопасности государств Содружества, Азербайджан преднамеренно и целенаправленно пошел на расширение круга своих стратегических партнеров на западном направлении при одновременном свертывании отношений с Россией. Именно это и было взято азербайджанской стороной в качестве основы новой стратегии национальной безопасности [3].

Неуклонно развивается азербайджано-натовское сотрудничество в рамках программы Партнерство ради мира - ПРМ (членство с 1994 года), которое Баку рассматривает как пролог к формированию системы национальной безопасности с опорой исключительно на западные военно-политические гарантии и возможность более тесной интеграции в систему безопасности НАТО, вплоть до вступления в альянс. Специалисты НАТО оказывают азербайджанской стороне помощь в оборонном планировании и строительстве вооруженных сил, в материально-техническом обеспечении и подготовке военных кадров, создании гражданской обороны, в подготовке спецподразделений и т.д. Налажен обмен информацией политического и военного характера, работает механизм политических консультаций [3].

Страны НАТО, прежде всего Турция, по существу подключились к содействию в охране азербайджанских границ, в том числе воздушного пространства, оказывают Азербайджану помощь в техническом оснащении и подготовке пограничных кадров. Имеется целый набор других программ военного сотрудничества с НАТО и США. Характерно, что планы расширения НАТО на восток не только не вызывают сомнений и осуждения в азербайджанской политической элите, но и расцениваются в Баку как важный фактор укрепления коллективной безопасности в Европе [5].

Что касается отношений с Россией, то Азербайджан, безусловно, не отбрасывает в сторону вековые исторические связи между двумя странами. Он вынужден и готов считаться со стратегической ролью России и ее интересами в регионе, однако, как неизменно подчеркивается в Баку, ";не за счет собственного суверенитета";. Главный упрек из Баку звучит в адрес якобы односторонней проармянской позиции Москвы в наиболее болезненном для Азербайджана вопросе - карабахском урегулировании, способствовании Россией наращиванию Арменией своего военного потенциала. В качестве главных доказательств причин своей озабоченности Баку уже который год называет поставку Россией Армении вооружений на 1 млрд. долл., переброску на российскую базу в Армении комплексов C-300, истребителей МиГ-29, а также бронетанковой техники с освобождаемых российских военных баз в Грузии, что, по его мнению, нарушает баланс сил между Азербайджаном и Арменией. Баку особенно внимательно следит за всеми шагами России в отношении Армении, особенно в военной сфере, пытаясь противопоставить им свое сближение с Западом [2].

Мы видим, что в последнее время в российско-азербайджанских отношениях обозначились некоторые позитивные моменты, импульс которым дали приход В.В.Путина на пост президента России и начало общей активизации российской политики в странах СНГ. Именно по инициативе российского президента была создана ";кавказская четверка";, стали более-менее регулярными встречи руководителей Азербайджана и Армении. C особым нетерпением в Баку ожидали визита в Азербайджан нового российского президента, первого на высшем уровне со времени обретения Азербайджаном суверенитета. C результатами этого визита азербайджанская сторона связывала большие надежды, так как именно встречи на высшем уровне способствуют углублению взаимопонимания, в том числе по ключевым вопросам региональной безопасности, развития и укрепления двухсторонних связей.

Мы считаем, что предметом непростого диалога между Москвой и Баку остаются разные подходы сторон к проблеме статуса Каспийского моря. В последнее время наметилось некоторое сближение позиций по этому вопросу, однако, оно, как представляется, сильно подвержено в Азербайджане конъюнктурному влиянию и остается пока зыбким и неустойчивым.

Использованные источники

1. Захаров В.А. Арешев А.Г. Расширение НАТО в государства Закавказья: этапы, намерения, результаты – Москва: МГИМО, 2008.-С.56-62

2. Вок Г.Б. Стратегические интересы США на Кавказе – Москва; ДНЦ РАН,2005. - С.15-19

3. Линч Д.Н. Привлекательные сепаратистские режимы Евразии. – Москва: МГИМО,2004.-С. 24-25

4. Юнусов Р.М. Иран и Азербайджан: друзья или враги. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // / article.asp=1287

5. Брюнджи Н.Р. У России и Европы общие проблемы безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dwworld.de/ dw/article/ 0,,3010448,html.

6. Приоритеты НАТО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// washingtonitimes. com/ article/20080403.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Великий шелковый путь его важнейшая роль в истории казахстана

    Документ
    ИсторияВеликийШелковыйпуть. Еговажнейшаяроль в историиКазахстана Абдибек А.С. Южно-Казахстанский государственный ... сводить значение Великогошелковогопути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Егороль была значительно ...
  2. История казахстана

    Документ
    ... . В какое время функционировал ВеликийШелковыйПуть? 11. Кто являлся автором ... . Центром был Баласагун. 9 Важнуюроль в историиКазахстана сыграли найманы и кереиты – ... происходило национально - освободительное восстание. Его эпицентром стал Средний жуз, ...
  3. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс для кредитной технологии обучения

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  4. ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА

    Учебно-методический комплекс
    ... укреплял взаимосвязь. 3. ВеликийШелковыйпуть на территории Казахстана. Консолидирующая рольВеликогошелковогопути. Казахстанские маршруты ВШП, ... С его именем неразрывно связаны все наиболее важные события военной и политической истории казахского ...
  5. Нуржанов арнабай абишевич средневековые города на участке великого шелкового пути от тараза до аспары

    Автореферат диссертации
    ... опыт прошлых поколений в памятниках истории и культуры Казахстана. Ставя столь сложные задачи диссертационного ... которого формировался город. Важнуюроль в сложении его играла международная торговля по ВеликомуШелковомупути [17]. Пятый ...

Другие похожие документы..