Главная > Методические рекомендации


Российская Академия Образования

Институт Научной Информации и Мониторинга

Ханнанов Н.К.

Методические рекомендации

по преподаванию курса физики 10 класса с использованием цифровых образовательных ресурсов

Черноголовка 2011

Рецензенты:

Зам. директора ИНИМ РАО, д.п.н.. Романов А.М.

зав. лабораторией ИСМО РАО, канд. пед. наук, профессор Орлов В.А.

Коды ГРНТИ: 14.01.29, 14.25.09, 14.27.09, 14.85.25, 14.85.27, 15.31.00, 15.21.51

Ключевые слова: развивающее образование, дополнительное образование, внеформальное образование, информационные технологии в образовании

Ханнанов Н.К. Методические рекомендации по преподаванию курса физики 10 класса с использованием цифровых образовательных ресурсов. 2 п.л., ИНИМ РАО, Черноголовка, 2011

Сформулированы направления использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании физики в 10 классах общеобразовательной школы при изучении предмета на профильном уровне.

Приводится поурочное планирование курса физики для физико-математического профиля с использованием учебника «Физика 10», включенного в федеральный перечень учебников (авторы Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.), задачника «Физика 10» (авторы Ханнанов Н.К., Чижов Г.А., Ханнанова Т.А.), цифровых образовательных ресурсов, разработанных к учебнику и помещенных на CD «Физика 10» и в единой цифровой образовательной коллекции МО РФ, а также компьютеризированного практикума, включающего 8 лабораторных работ с использованием цифровых датчиков и демонстрационных экспериментов с использованием цифровых датчиков и интерактивной доски.

Даны примеры использования различных типов цифровых ресурсов.

Отдельные фрагменты методики апробированы в школе «Логос-М» (г.Мытищи), МОУ СОШ 9 (г. Магнитогорск) профессиональном лицее №96, (г. Ачинск) и профессиональный лицей №1 (г. Пермь).

Оглавление

Введение. 4

§1. Почасовое планирование курса «Физика 10» для профильной школы на базе УМК (авторы Чижов Г.А. и др., 204 часа) с использованием цифровых ресурсов 6

§2. Использования готовой презентации с ЭИ 11

§2. Проведение демонстрационного эксперимента с использованием цифровых датчиков фирмы «Научные развлечения» г. Москва 17

§3. Методические указания для учителя по проведению лабораторной работы компьютеризированного практикума фирмы «Научные развлечения». 23

§4. Выполнение исследовательского задания с использованием цифровых инструментов 40

Литература. 43

Приложение 1. 44

Введение.

Очевидно, что информационные технологии имеют самое широкое распространение в реальных научных исследованиях по физике, как экспериментальных, так и теоретических. Окружающий школьника быт также все больше и больше связан с информационными технологиями (мобильная связь, цифровое телевидение, измерительные и диагностические приборы, обработка изображений и т.д. и т.п.). Поиск информации в современном мире также немыслим без использования компьютера. Представление своей работы во время публичного выступления без использования компьютерной презентации также уже кажется анахронизмом. Привлечение информационных технологий на всех этапах проведения исследования школьниками является естественным процессом их приобщения к деятельности в окружающей реальности.

Направления использования компьютера в современной методике преподавания физики в настоящее время весьма разнообразны. В публикациях в научно-методической литературе [1] и в наших исследованиях [2,3] описаны такие возможности, как использование фрагментов электронных изданий (ЭИ) на уроке при введении новой информации (вкрапление анимаций, видео, рисунков, интерактивных заданий из ЭИ в собственные презентации), создание собственных цифровых ресурсов с помощью стандартных программ (MS PPoint, Flash Macromedia, 1С: Конструктор интерактивных карт и др.), моделирование физических процессов с помощью моделирующих сред (коммерческих и доступных в Интернет), проведение лабораторных работ и демонстраций с использованием цифровых датчиков, использование цифровых инструментов для съемки и обработки фотографий видеофрагментов, использование программ для обработки эксперимента, использование Интернет для организации творческих соревнований, посещения виртуальных музеев, реализации сетевых проектов и для планирования и организации самого учебного процесса.

Ясно, что учитель на разных этапах обучения выбирает различные формы использования цифровых ресурсов в зависимости от количества отведенного учебного времени, возраста учащихся, содержания изучаемого материала, качества и доступности этих ресурсов и собственных пристрастий.

В настоящей работе рассматриваются возможности совместного использования УМК, содержащего полиграфический учебник и задачник, электронный учебник, систему интерактивных компьютерных заданий, локализованных на CD и в Интернет, а также проведение лабораторных работ с использованием компьютера. Причем акцент делается не на создание собственных ресурсов, а на методике использования ресурсов созданных методистами и фирмами, специализирующимися на создании цифрового контента и оборудования.

В первом параграфе «Методических рекомендаций» приводится фрагмент почасового планирования курса физики части I полугодия для профильной школы на основе УМК (авторы Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. и Ханнанова Т.А.). При наличии рекомендаций по использованию цифровых ресурсов приводится альтернатива по использованию полиграфических ресурсов (задачник), а при использовании рекомендаций по использованию современных датчиковых систем при проведении эксперимента (демонстрационного и лабораторного), приводится альтернативные рекомендации по проведению эксперимента без использования информационных технологий.

Во втором параграфе приводится пример использования готовой презентации из электронного издания, сопровождающего данный УМК, разработанного фирмой «1С» на одном из занятий, включенных в почасовое планирование.

В третьем параграфе показан пример методических указаний учителю по использованию демонстрационного оборудования с цифровыми датчиками и соответствующим программным обеспечением.

В четвертом параграфе приведен пример методических указаний учителю по проведению работ компьютеризированного практикума с использованием цифровых датчиков и составлением электронного отчета.

В пятом параграфе приведен пример выполнения исследовательского задания с обработкой видеофрагмента с полетом твердого тела, где обработка проводится с помощью программы «1С: Измеритель» из Единой цифровой коллекции Министерства образования и науки и стандартного редактора Таблиц MS Excel.

В Приложении дан один из протоколов по апробации цифровых ресурсов к учебнику «Физика 10» (авторы Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.) .

Список сокращений в тексте

У – Учебник «Физика 10» (авторы Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.), 2-е изд., Дрофа, 2010

З – Задачник «Физика 10» (авторы Н. К. Ханнанов Г. А. Чижов Т. А. Ханнанова), 2-е изд., Дрофа, 2010

ЦР – цифровые ресурсы

ИЗ – интерактивное задание (я)

ЦК – Единая цифровая коллекция www.

ЭИ – электронное издание «1С:Школа. Физика. 10 кл.» под ред. Ханнанова Н.К.

НР Демо Механика – Набор демонстрационного оборудования «Механика» фирмы «Научные развлечения» (авторы Поваляев О.А., Ханнанов Н.К., Хоменко С.В.), и программное обеспечение к нему (автор Сазонов М.М.).

НР Практикум – Набор лабораторного оборудования «Компьютеризированный практикум» (Авторы Ханнанов Н.К, Хоменко С.В., Поваляев О.А.) и программное обеспечение к нему (автор Сазонов М.М.).

§1. Почасовое планирование курса «Физика 10» для профильной школы на базе УМК (авторы Чижов Г.А. и др., 204 часа) с использованием цифровых ресурсов

I полугодие (16 недель, 96 час)

Методы познания в физике (3 ч) и Кинематика (17 час)

занятия

Тема урока

Этап урока

Использование ЦР на уроке

Использование ЦР дома

Альтернатива задания

на

дом

1

Способы изучения природы в физике, физические величины, единицы их измерений, точность измерений.

У

Передача информации, соответствующей содержанию §1.1, 1.2

ЭИ

Использование презентации к §1.1, 1.2

ЦК

Использование рисунков и анимаций к

§1.2. Измерения физических величин

ЦК

Задание 1 к параграфу 1.1. (работа с оригинальным текстом)

З № 1.17, 1.24, 1.22, 1.8,

1.3

Решение задач на определение точности измерений

З

Тренинг, решение задач

№1.18, 1.19, 1.21, 1.23

ЭИ

Исследовательское задание к §1.3. «Изучение зависимости координат мяча, брошенного с балкона, от времени», обсуждение вопросов точности измерений

2

Структура физической теории, математика в физике

Передача информации, соответствующей содержанию У.§1.3 и 2.1

ЭИ

Использование презентации к §1.3

ЭИ

Выполнение ИЗ к §2.1

З

№№ 1.15, 1.20, 1.25

Задания к §1.3 и 2.1

Модели тел и способы описания их движения

Тренинг

З. №1.1, 1.9, 1.10, 1.13, 1.14, 2.1

3

Основные характеристики движения материальной точки..

Передача информации, соответствующей содержанию У.§2.2.

Тренинг

З. №1.4

Задание 4 к §2.2,

ЭИ

Использование презентации к §2.2 и интерактивных заданий в ней

Исследовательское задание №2 к §2.2

З. №№2.8, 1.11, 2.3, 2.7

У. §2.3Задание №2

Относительность движения.

У§2.3

Тренинг

Примеры 1 и 2 §2.3

З. №2.9

ЭИ

Исследовательское задание №1 к §2.2

4

Модель равномерного прямолинейного движения, равноускоренного движения

Передача информации, соответствующей содержанию У§2.4, 2.5

ЭИ

Использование презентации к §2.4, 2.5

З.№№

2.4

2.14

2.15

2.20

2.28

Тренинг

Разбор примера в §2.4, задания №3 после §2.5

ЭИ

Выполнение ИЗ

№1-7 к §2.5

5

Решение задач

З. №2.13, 2.16, 2.21,

Разбор задания 2 §2.5

У Задания 2,3 после §2.6,

З. №2.33,

2.34,

2.37

Описание движения по окружности и колебательного движения

Передача информации, соответствующей содержанию У§2.6

Тренинг

З. №1.7, 2.32, 2.36

ЭИ

Использование презентации к §2.6

ЭИ

Выполнение подборки №1 и №2 обучающих заданий к §2.6

6

Графическое представление характеристик равномерного и равноускоренного прямолинейного движения

Передача информации, соответствующей содержанию У.§2.7

Разбор примеров 1 и 2 в §2.7

НР Демо Механика

  1. Опыт №5

  2. Опыт №6

  3. Опыт №7

ЭИ

1) Анимация

Разбор примера ";Равномерное прямолинейное движение";

2) Графики характеристик равноускоренного прямолинейного движении

З. №2.6, 2.25,

2.26,

У. задания 1 и 3 после §2.7

Тренинг

З. №2.5, 2.24,2.27

ЭИ

Анализ траекторий при заданных законах движения с использованием модели «Фигуры Лиссажу»

7

Свободное падение

Передача информации, соответствующей содержанию У.§2.8, 2.9

Тренинг

Задание 4 к §2.8

З. №2.18, 2.44,

Примера в §2.9

ЦК

Подготовка докладов по расчетам движения тел в поле тяжести Земли и планет Солнечной системы с использованием видео, моделей и анимаций к §2.9

ЭИ

Исследовательское задание к §2.9 «Построение вектора изменения скорости в начале и в конце движения для мяча, летящего с балкона»

З. №2.39

2.19

2.40

2.45

2.46

Обобщение модели свободного падения

8

Суперпозиция движений.

Передача информации, соответствующей содержанию У.§2.10, 2.11

Тренинг

Примеров 1 и 2 в §2.10

Задания 3 и 4 к §2.10

З. №2.49

ЭИ

1) Анимация «Строение Солнечной системы по Птолемею»

2) Анимация «Объяснение траекторий планет по Копернику»

3) Модель

«Движение точки на равномерно катящимся диске»

Исследовательское задание к §2.11. Измерение кинематических величин, характеризующих движение колеса велосипеда при равномерном движении по горизонтальной дорожке

З. №№

2.10

2.35

2.42,

2.50,

2.52

Сложение скоростей и ускорений

ЭИ

1) Модель «Сложение движений течения реки и моторной лодки

2) Модель «Стрельба из пружинного пистолета»

9

Кинематика твердого тела

Передача информации, соответствующей содержанию У.§2.12

ЦК

Интерактивные модели №1,2 к §2.12

ЭИ

1) Видео «Полет стержня в воздухе»

Обобщение темы. Решение задач

Модели движений тел, соответствующие им уравнения движения и их графическая интерперетация

ЭИ

1) Интерактивная таблица ";Модели движения";

2) Интерактивная модель «Взаимосвязь траектории движения в плоскости с законом движения»

3) Интерактивная модель

«Графики характеристик равноускоренного прямолинейного движения»

10

Контрольная работа «Кинематика»

ЭИ

Распечатка текста контрольной (2 варианта)

Решить второй вариант

11

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» (1 час)

См.

«Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений» под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова, Работа 83, с.208-209

НР Практикум

Работа №1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе средней школы проблемы и опыт внедрения» Первая региональная научно-практическая конференция 4-5 декабря 2007 г

    Документ
    ... Методические рекомендациипо составлению задач по экономике с использованием сетевых ресурсов, цифровыхобразовательныхресурсов и Интернет для учителей 8 – 11-х классов ... Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Первый набор ЦОР для апробации. Физика. 10 кл. (физ ...
  2. Глава 3 обучение будущих учителей применению средств икт в преподавании учебных тем школьного курса физики 3 1 учебный модуль «методика изучения кинематики в курсе физики средней школы»

    Документ
    ... «цифровойобразовательныйресурс», виды и классификации ЦОР по различным основаниям; методику использования ЦОР при преподаваниифизики в ... )» (ЗАО «1С») 6. Физика-10класс. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. ЦОР к учебнику «Физика. 10класс» ЗАО «1С» ИУМК № п/п ...
  3. Рабочая программа курса физики

    Литература
    ... Физика.10класс (поурочные планы) / авт.-сост. Г.В. Маркина – Волгоград: Учитель, 2000 Преподаваниефизики в 10классе ... покурсуфизики10класса ... Физика для физиковЦифровыеобразовательныересурсыФизика ... Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10класс. – 2-е ...
  4. «Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

    Примерная программа
    ... базе образовательного учреждения). Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского ... рекомендации: Касьянов В.А. Методические рекомендациипоиспользованию учебников В.А. Касьянова «Физика10класс» и «Физика 11 класс» при изучении физики ...
  5. «Об утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию

    Примерная программа
    ... базе образовательного учреждения). Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского ... рекомендации: Касьянов В.А. Методические рекомендациипоиспользованию учебников В.А. Касьянова «Физика10класс» и «Физика 11 класс» при изучении физики ...

Другие похожие документы..