Главная > Основная образовательная программа


Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

  • умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

  • умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебные предметы

Универсальные учебные действия (приоритеты по учебным предметам)

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Русский язык

+

+

+

Изучение предмета создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели.

Математика

+

+

является основой развития познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Литературное чтение

+

+

+

+

  • смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

• самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

• основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

• эстетические ценности и на их основе эстетических критериев;

• нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

• эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

• умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

• умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

• умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

• умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Окружающий мир

+

+

+

обеспечивает формирование

  • умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

• формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

• формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

• развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Иностранный язык

+

+

+

изучение предмета способствует

• общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

• развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

• развитию письменной речи;

• формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания;

уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме;

  • формированию личностных универсальных действий - гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге;

  • развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Музыка

+

+

+

Формирование эстетических и ценностно-смысловых ориентаций учащихся, создают основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечивает формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. В области развития общепознавательных действий изучение музыки способствует формированию замещения и моделирования.

Изо

+

+

+

Формирование общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям - целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу. В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобрази-

тельного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Технология

+

+

+

+

  • формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей

деятельности человека;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

• формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

• развитие планирующей и регулирующей функции речи;

• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

• ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;

• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развитии как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Физическая культура

+

способствует

• в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

• в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется  следующими утверждениями:

- УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные   виды действий:

- коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

- познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

- личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

- регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

- Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

- Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

- Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. 

- Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

- Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

- Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Для достижения указанных личностных результатов в учебниках 1 – 4 классов ввведены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты.

В курсе «Математика» с этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности. В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся знакомятся с историей развития математического знания на Руси (старинными русскими единицами измерения длины, массы, историей календаря на Руси).

В курсе «Русский язык» материалы учебника знакомят обучающихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине.

В курсе «Литературное чтение» материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира.

Например, обучающиеся знакомятся с произведениями народного творчества – песенками, стихами, пословицами, поговорками разных народов. Произведения воспитывают уважение и любовь к своей стране, доброе отношение к людям и природе, правдивость, трудолюбие и др.

Воспитание любви к своей родине, гордости за неё формируется содержанием разделов «Поэтическая тетрадь». Произведения русских писателей и поэтов показывают красоту родной природы, иллюстрируются репродукциями картин известных русских художников.

В курсе «Окружающий мир» дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени.

В курсе «Технология» для 1−4 класса учащиеся знакомятся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях, а также технологическими процессами современных производств Российской Федерации, работой промышленных предприятий нашей страны, продукцией, которую они выпускают.

 Практические работы по изготовлению изделий традиционных ремесел, современных костюмов разных народов России формируют у учащихся осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитывают уважительное отношение к культуре своего и других народов. В курсе «Музыка» дети разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой Российского государства, произведениями отечественного музыкального искусства.

В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий.

       Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Школа России» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития оценки уровня сформированности УУД   (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектов следующих навыков: ознакомление - понимание – применение – анализ – синтез - оценка.

2. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение соответствующих УУД;

- многоуровневые, т.е. предполагающими возможность оценить общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;

В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД.

Типовые задачи в развитии личностных УУД

  •  Методика «Беседа о школе»

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

4. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

5. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

  • Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж - мальчик, для девочек — девочка.

  • Текст рассказа:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

  • Вопросы:

1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил (а) на месте Андрея (Лены)?

Типовые задания познавательных УУД

Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

  • Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

  • Универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

  • Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.

1. Скажи, сколько слов в предложении.

2. Назови первое слово, второе и т. д.

  • Предлагаемые предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..