Главная > Основная образовательная программа


В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Реализация такого целевого компонента требует актуализации основных понятий, используемых при организации воспитательной работы.

Основные понятия, используемые при организации воспитательной работы

Воспитательная работа включает в себя такие виды деятельности как внешкольная, внеклассная, внеучебная и внеурочная. Попытаемся установить особенности каждого вида воспитательной деятельности.

Внешкольная воспитательная деятельность (работа) – выходит за пределы образовательного учреждения, осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юных техников, клубах при разных организациях и т.д.

Внеклассная деятельность (работа) – осуществляется с обучающимися образовательного учреждения, но проводят эту работу с обучающимися не зависимо от принадлежности к классу школьный библиотекарь и все другие работники. Эта работа может проводиться в стенах школы и за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы.

Внеурочная деятельность (работа) – работа по учебным предметам, но существенно отличающаяся от урока как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Она строится на ином по сравнению с уроками материале, проводится в иных, чем урок, организационных формах, основывается на самостоятельной работе обучающихся, проводится во внеучебное время.

Внеучебная деятельность – деятельность, выходящая за рамки учебного процесса и включающая все вышеуказанные виды воспитательной работы. Форма воспитания – внешнее выражение процесса воспитания.

Метод воспитания – путь достижения заданной цели воспитания.

Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания обучающихся.

Все многообразие форм внеучебной деятельности можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, классные часы, заседания органов ученического самоуправления и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.д.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, капустники и дискотеки и т.д.).

В материалах федеральных государственных стандартов общего образования под понятием внеучебная деятельность подразумевается воспитательная работа, выходящая за рамки учебного процесса, отличающаяся от урочной формы, организуемая как в образовательном учреждении, так и за его пределами, проводимая как учителями одного образовательного учреждения, так и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.

При организации внеурочной деятельности учитываются особенности педагогики дополнительного образования:

- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ";ситуации успеха"; для каждого;

- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и

стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Для эффективной организации в ОУ разработана модель внеурочной деятельности в школе, с соблюдением требований, указанных в ФГОС и с учетом образовательных потребностей обучающихся и их родителей, особенностей и условий образовательного учреждения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

Требования, которые соблюдены:

1. Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно – эстетическое);

2. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования и т. д. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательное учреждение использует дополнительно возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Риски, с которыми можно столкнуться при организации внеурочной деятельности:

1. желание детей и родителей посещать большое количество кружков, секций, клубов и т.д., что может привести к перегрузке обучающихся.

2. Желание коллектива учителей включить обучающихся всего класса в определенные виды внеурочной деятельности, т.е. ограничение права свободного выбора направлений внеурочной деятельности.

3. Ведение всех занятий во внеурочное время одним и тем же педагогом (по разным причинам) – отсутствие дополнительной возможности социализации.

Модель организации внеурочной деятельности включает определение направлений внеурочной деятельности, определение набора форм организации деятельности с учетом возможности школьного коллектива, проведение анкетирования родителей и на этой основе определение перечня, выбранных форм и направлений; определение времени деятельности всех организационных форм (что после уроков, что в школьные каникулы, что в субботу при пятидневной модели обучения), перечень социальных партнеров, баз и территорий, на которых будет осуществляться внеурочная деятельность.

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. (1 класс)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). (2 класс – 3 класс)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к

действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком. (4 класс)

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

При организации внеурочной деятельности важно опираться на те принципы, которые выделены в примерной основной образовательной программе для начальной школы:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программ внеурочной деятельности должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Поэтому в программах внеурочной деятельности указывается, к каким ценностям планируется приобщение учащихся.

Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами используемыми при организации внеучебной деятельности.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Поэтому в рамках внеурочной деятельности должны создаваться условия для организации диалогового общения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и обеспечиваться через внеурочную деятельность.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся при организации внеурочной деятельности должна осуществляться на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Любая педагогическая деятельность, в том числе и внеурочная предполагает определения ее результативности и эффективности. Результат внеурочной деятельности мы, прежде всего, связываем с динамикой личностного развития. Для этого в начальной школе не обязательно использовать какие-то специальные методики, а достаточно использовать метод наблюдения. Наблюдать за поступками, выбором, оценкой обучающимися своих и чужих поступков, отношениями к себе, к другим, к миру, к природе.

Методический конструктор внеучебной деятельности, состоящий из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности), представлен в Приложении 6. Каждый блок включает в себя:

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;

- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности.

IV. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа междисциплинарная, направленная на формирование у младших школьников личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться средствами предметов учебного плана. Овладение универсальными учебными действиями происходит в совместной деятельности с учителем, со сверстниками, а также самостоятельной деятельности в процессе решения специальных учебных задач в рамках учебных предметов, учебного сотрудничества, проектной деятельности и т.д.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Цель программы: формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, «ключевых» умений), обеспечивающих готовность и способность младших школьников к овладению компетентностью «уметь учиться».

Задачи программы:

- установить ценностные ориентиры начального образования;

- определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

- выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»;

  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;

  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России»;

  6. планируемые результаты сформированности УУД.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность –свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Характеристика универсальных учебных действий, формируемых у младших школьников

Личностные и метапредметные результаты

Личностные УУД

(умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)

Регулятивные УУД

(умения организовывать свою деятельность)

Познавательные УУД

(умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

Коммуникативные УУД

(умения общаться, взаимодействовать с людьми)

  • Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

  • Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

  • Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

  • Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

  • Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

  • Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

  • Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

  • Извлекать информацию.

  • Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

  • Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

  • Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

  • Перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.

  • Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

  • Понимать другие позиции (взгляды, интересы)

  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..