Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________Е.А. Ваганов

«___»_________2011 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

022000.62 Экология и природопользование__
(Указывается код и направление подготовки)

Профиль подготовки

_022000.62.02 Природопользование__
(Указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

__________Очная__________

Красноярск 2011

Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки бакалавра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки бакалавра

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки бакалавра

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра(далее программа бакалавриата) «Экология и природопользование» 022000.62, реализуемая в Сибирском федеральном университете (далее СФУ) представляет собой комплект документов, разработанный самостоятельно и утвержденный решением Ученого совета СФУ (протокол № __ от «__» _______ 2011 г.) с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 795, а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Разработанная основная образовательная программа бакалавриата регламентирует:

- цели образовательного процесса;

- ожидаемые результаты образовательного процесса;

- содержание образовательного процесса;

- условия и технологии реализации образовательного процесса;

- оценку качества подготовки выпускника.

и включает в себя:

- календарный учебный график

- учебный план подготовки бакалавра

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

- программы практик и организации научно-исследовательской работы обучающихся

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

Приводится перечень нормативной правовой базы, на основе которой разрабатывается данная образовательная программа.

Нормативную правовую базу разработанной магистерской программы составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22»декабря 2009 г. №795;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав СФУ.

Другие внешние и внутренние документы, касающиеся ООП.

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1. Цель программы «Экология и природопользование»: подготовить эрудированных в области экологии и природопользования бакалавров, обладающих фундаментальной научной базой, владеющих методологией научного творчества, современными методами получения, обработки и хранения научной информации, готового к научно-исследовательской, проектно-производственной и педагогической деятельности.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавра 4 года. Указанный нормативный срок освоения основной образовательной программы соответствует очной форме обучения.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы022000.62 «Экология и природопользование»

В бакалавриат принимаются лица, имеющие аттестат о полном среднем образовании на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, по программе разработанной выпускающими кафедрами «Экология и природопользование» ИЭУиП и утвержденной в установленном порядке.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Сферой профессиональной деятельности бакалавра по направлению 02200.62 – Экология и природопользование являются: – органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти; – организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности; – проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др. – общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. (№ 22446), инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, научного редактора (№ 26039) и др. При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля эколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя – № 25814, 25813, 25812).

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавра могут быть: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные, территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а так же государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности, образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование подготовлен к выполнению одного или нескольких из следующих видов профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектно-производственная, контрольно-ревизионная, административная, педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля). Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование подготовлен к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются СФУ совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками СФУ и объединениями работодателей.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачами профессиональной деятельности бакалавра по данному направлению являются:

- в области научно-исследовательской деятельности:

- участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

- проведение лабораторных исследований,

-.осуществление сбора и первичной обработке материала,

- участие в полевых натурных исследованиях.

- в области проектно-производственной деятельности:

- сбор и обработка первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду,

- участие в проектирование типовых мероприятий по охране природы;

- проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;

- разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды;

в области контрольно-ревизионной деятельности:

- подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

- участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

в области административной деятельности:

- участие в работе административных органов управления;

- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

в области педагогической деятельности:

- педагогическая работа в вузах;

- учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы 022000.62 «Экология и природопользование».

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

    • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК - 1);

    • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

    • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 3);

    • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

    • обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5);

    • иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

    • обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7);

    • обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

    • быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9);

    • иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10);

    • иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11);

    • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

    • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучными:

    • обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

    • обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2);

    • иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);

общепрофессионалъными компетенциями:

    • иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

    • знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

    • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

    • знать теоретические основы экологического мониторинга,

    • нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

компетенциями в области «Природопользование»:

    • знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

    • владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется:

    • Календарным учебным графиком;

    • Учебным планом подготовки бакалавра;

    • Рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

    • Программами учебной и производственной практик.

4.1 Календарный учебный график

В календарном учебном графике указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, учебную и производственную практику, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

4.2 Учебный план подготовки бакалавра

В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В соответствии с представленным учебным планом разработаны и представлены учебные программы дисциплин базового, вариативного (обязательные) циклов и дисциплин по выбору. Всего разработано и представлено в ООП 73 программы дисциплин.

Индекс

Наименование дисциплины

Б1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл цикл. Базовая часть

Б.1.Б.1.

История России

Б.1.Б.2

Философия

Б.1.Б.3

Экономика

Б.1.Б.4

Иностранный язык

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

Б1.В.1

Английский язык для научного общения

Б1.В.2

Эколого-экономическое моделирование

Б1.В.3

Информационная культура

Б1.ДВ.1.1

Английский язык в экологии и природопльзовании

Б1.ДВ.1.2

Китайский язык

Б1.ДВ.2.1

Экология и бизнес

Б1.ДВ.2.2

Экологический туризм

Б2

Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть

Б2.Б.1

Математика

Б2.Б.2

Информатика

Б2.Б.3

ГИС в экологии и природопользовании

Б2.Б.4

Физика

Б2.Б.5

Химия

Б2.Б.6

Биология

Б2.Б.7

Геология

Б2.Б.8

География

Б2.Б.9

Почвоведение

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

Б2.В.1

Ботаника

Б2.В.2

Зоология

Б2.В.3

Микология

Б2.В.4

Картография с основами топографии

Б2.ДВ.1.1

Генетика с основами селекции

Б2.ДВ.1.2

Биохимия

Б2.ДВ.2.1

Основы математического и компьютерного моделирования в экологии

Б2.ДВ.2.2

Экологическая информатика

Б2.ДВ.3.1

Прикладная математика (Теория вероятности, математическая статистика и планирование эксперимента)

Б2.ДВ.3.2

Физико-химические методы в экологии

Б3

Профессиональный цикл. Базовая часть

Б3.Б.1

Модуль Основы экологии.

Б3.Б.1.1

Общая экология

Б3.Б.1.2

Геоэкология

Б3.Б.1.3

Охрана окружающей среды

Б3.Б.2

Модуль Учение о сферах Земли

Б3.Б.2.1

Учение об атмосфере

Б3.Б.2.2

Учение о гидросфере

Б3.Б.2.3

Учение о биосфере

Б3.Б.2.4

Ландшафтоведение

Б3.Б.3

Модуль Основы природопользования

Б3.Б.3.1

Основы природопользования

Б3.Б.3.2

Экономика природопользования

Б3.Б.3.3

Устойчивое развитие

Б3.Б.3.4

Оценка воздействия на окружающую среду

Б3.Б.3.5

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Б3.Б.4

Модуль Прикладная экология

Б3.Б.4.1

Экологический мониторинг

Б3.Б.4.2

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

Б3.Б.4.3

Техногенные системы и экологический риск

Б3.Б.5

Безопасность жизнедеятельности

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

Б3.В.1

Природно-ресурсный потенциал территорий

Б3.В.2

Экологический менеджмент

Б3.В.3

Системы природопользования

Б3.В.4

Базы данных и анализ экологической информации

Б3.В.5

Ландшафтно-экологическое планирование

Б3.В.6

Методы исследований и обработка информации в природопользовании

Б3.В.7

Модуль Устойчивое развитие лесных территорий

Б3.В.7.1

Экология леса

Б3.В.7.2

Лесоведение и лесная пирология

Б3.В.7.3

Лесная таксация и лесоустройство

Б3.В.7.4

Основы биологической продуктивности

Б3.В.8

Геохимия ландшафтов

Б3.ДВ.1.1

Земельный кадастр

Б3.ДВ.1.2

Практическая палинология

Б3.ДВ.2.1

Четвертичная геология

Б3.ДВ.2.2

Системы разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений

Б3.ДВ.3.1

Экодиагностика территорий

Б3.ДВ.3.2

Геоурбанистика

Б3.ДВ.4.1

Экономическая и социальная география районов России

Б3.ДВ.4.2

Экологический аудит

Б3.ДВ.5.1

Рекультивация земель

Б3.ДВ.5.2

Биоремедиация

Б4

Физкультура



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (70)

    Основная образовательная программа
    Назначение и состав основной образовательной программы магистратуры (далее – магистерская программа) «Охрана природы» 022 .68.00.04, реализуемая в Сибирском федеральном университете (далее СФУ) по направлению 022 .
  2. 022000 62 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (далее программа бакалавриата) «Экология и природопользование» 022 .62, реализуемая в Сибирском федеральном университете (далее СФУ) представляет собой комплект документов,
  3. Основная образовательная программа (5)

    Основная образовательная программа
    Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
  4. Основная образовательная программа (216)

    Основная образовательная программа
    Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
  5. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского был основан в 1909 году по Указу императора Николая II. В кратчайшие сроки университет стал одним из центров экономического, культурного и духовного развития Нижнего Поволжья
  6. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    2.7.10. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Другие похожие документы..