Главная > Автореферат диссертации


Слово учителя

  1. Чтение эпиграфа учителем.

  • Ребята, как вы поняли смысл этих строк?

  • Какие ключевые слова можно выделить?

  • Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее?

Всмотритесь в картины известных русских художников-пейзажистов: Ивана Ивановича Шишкина и Исака Ильича Левитана. Удивительна русская природа на этих полотнах.

  • Напоминает ли она вам нашу оренбургскую землю? (Дети размышляют о красоте родного края, своего села)

  • Что дает нам природа? (ответы)

2. Постановка целей урока совместно с детьми.

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем размышлять? Какие рисунки создавать?

  • Мне бы хотелось узнать, бывали ли вы когда-нибудь рано утром на реке, в поле или в лесу?

  • Что вам удалось увидеть? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Я знала, что вы наблюдательные и неравнодушные, а вот черствый и эстетически неразвитый человек ничего не увидит в лесу, кроме деревьев, в реке ничего, кроме воды, в небе ничего, кроме облаков. Вдумчивый, пытливый наблюдатель открывает для себя мир, полный удивительных и неожиданных открытий.

Природа во все века поэтически воспринималась людьми. Вдохновляющую силу русской природы воспевали выдающиеся художники, музыканты, поэты.

  • А какое дерево является символом России? (Береза)

3. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ивана Саввича Никитина «Утро». А прежде, чем знакомиться со стихотворением, послушаем биографическую справку о его жизни и творчестве. Это сообщение нам приготовила Егорова Анна.

Никитин Иван Саввич [1824-1861] – поэт. Родился в Воронеже в семье зажиточного мещанина, владельца свечного завода. Окончив в 1839 г. духовное училище, перешел в Воронежскую духовную семинарию, откуда был исключен «по малоуспешности». Никитин рассчитывал попасть в университет, но тяжелые материальные и семейные условия заставили его сделаться содержателем постоялого двора. Писать Никитин начал еще в семинарии, но первые его стихотворения напечатаны в 1853 г. В 1856 г. Никитин собрал свою первую книгу стихов и с помощью Д.И. Толстого издал ее. С этого времени он входит в светский круг воронежского общества и расширяет свои знакомства. В 1854 г. начал писать поэму «Кулак», которую он закончил в 1857 г. В 1858 г. поэма вышла отдельным изданием.

В 1859 г. Никитин открыл в Воронеже книжную лавку и при ней читальню. Предприятие Никитина преследовало не только коммерческие, но и культурные задачи. Дела магазина пошли хорошо, но здоровье Никитина, подорванное раньше в связи с непрерывными заботами, становилось все хуже и хуже. Поэт умер на 37-м году жизни.

Подобно всем другим художникам своей эпохи Никитин не смог обойти молчанием центральную проблему этого времени – отношение к простому мужику. Именно на этом вопросе до конца обнажается социальная природа Никитина и его место в борьбе классов. Кроме этого у Ивана Саввича имеются многочисленные пейзажные зарисовки, с годами сделавшиеся «классическими» и вошедшие в хрестоматийный обиход: стихотворения «Утро», «Утро на берегу озера», «Буря» и другие.

4. Выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» учеником.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит, разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит.

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

5. Словарная работа.

Меркнут – делаются неяркими; лозняк – ивовый кустарник; шест – длинная палка; ракиты – кусты на берегу реки; соха – приспособление для обработки земли.

6. Работа над анализом стихотворения по плану.

  • Творческая история.

  • Тема и идея.

  • Композиция и внутренний сюжет (если есть).

  • Лирический герой и система образов.

  • Основные особенности поэтического языка на уровне фонети­ки, лексики, морфологии и синтаксиса.

  • Жанр.

  • Особенности ритмики, размера, рифмы.

  • Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

  • Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

ИЗО: Создание пейзажного рисунка к лирическому произведению.

– Ребята, мы выступали с вами в роли читателей, литературоведов, а теперь представьте, что вы художники-иллюстраторы, изобразите то, что вы увидели.

  • В каком жанре должны быть исполнены ваши иллюстрации? (Пейзажа)

  • Что такое пейзаж? (Изображение природы)

  • Учитель одновременно работает с текстом и рисунком (включить спокойную музыку) «Звезды меркнут и гаснут».

  • Что означают эти слова, какую картину рисуют, и как мы это покажем?

  • Вы говорили: на небе появляется заря, а поэт сказал иначе? «В огне облака». Перед нами снова целая картина. Кто-то из вас заметил, что рано утром, когда еще не поднялось солнце, бывает туман.

  • Почему пар и почему расстилается? Как это изобразить?

  • Приходилось ли вам смотреть на речку или пруд ясным ранним утром?

  • Какая бывает вода? Никитин назвал ее зеркальной. А это как показать в рисунке?

  • Дальше: «Дремлет чуткий камыш» (работа с понятием «чуткие люди»). А как изобразить чуткий камыш?

  • «Потянул ветерок...» Почему потянул, а не подул?

  • Были «тишь, безлюдье», а теперь? Вода уже не зеркальная, «воду морщит, рябит».

  • Поэт рассказал не только о том, что видит, но и что слышит:

  • «Пронеслись утки...», «Рыбаки в шалаше..» Как это показать?

  • А что же происходит теперь на небе? «А восток...» Как нам это показать?

  • А лес? Почему он улыбается? Разве может лес улыбаться? Как нам это изобразить? Но вот солнце. Вы говорили: поднимается солнце. А у Никитина? «Золотыми потоками хлынуло». Почему золотыми потоками? И что означает слово «хлынуло»? Как нам этот момент показать? Поэтический текст стал выражением собственных наблюдений.

  • Помогла ли вам эта работа понять данное стихотворение? (Рисунки вывешиваются на доске)

  • Какие чувства вызывают у вас картины, представленные на слайдах?

Перед вами во всем величии милая, неброская природа России. Да, здесь мы видим сочные яркие краски. Но как бы ни была богата русская природа, ее ресурсы небезграничны, а красота – хрупка.

Рефлексия. Чему же учат нас поэты, художники? (Любви к родной природе, чтобы мы бережно относились к ее богатствам и т.д.)

  • Понравился ли вам урок?

  • Какие оценки вы бы поставили сами себе? (Самооценка своей работы за урок).

  • Вывод по уроку. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни... Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы... Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Домашнее задание по группам:

1. Выписать из текста художественные средства по два примера: эпитеты, олицетворения, метафоры.

2. Выучить наизусть стихотворение.

3. Создать пейзажную зарисовку.

4. Написать сочинение-миниатюру «Охранять природу – значит охранять Родину».


ИНКИНА

ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

Должность

Учитель химии

Место работы

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Новотроицка Оренбургской области»

Стаж работы

в должности

33 года

Квалификационная категория

Высшая

Конкурсный балл

57

Тема педагогического опыта

Использование исследовательского метода как средства повышения познавательной активности учащихся в процессе обучения химии

Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта

С целью повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо использовать различные методические приемы, выполнять творческие исследовательские задания, практические работы и т.д. Организация исследовательской работы на уроке дает возможность школьнику почувствовать себя в роли ученого.

Для достижения цели педагогом была изучена литература по теме, определен и оценен уровень мотивации учебной деятельности и познавательной самостоятельности школьников, подобраны и разработаны задания, тесты, экспериментальные работы исследовательского характера, методические разработки уроков, разработаны критерии отслеживания результативности опытной деятельности.

Внедрение исследовательского метода в обучение химии позволяет осуществить самостоятельность и активность ученика, способствует формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ, овладению доступными научными методами исследования химических процессов и явлений, способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

В течение нескольких лет педагог совместно с методическим советом школы выстроили профильную и предпрофильную подготовку школьников посредством углубленного изучения предмета химии. Образовательный процесс осуществляется через урочную систему, элективные курсы, научное общество, работу с одаренными детьми, через индивидуальные занятия, внеклассную работу по предмету.

О.О. Инкиной разработаны: программа школьного научного общества по химии для 9-х классов «Решение задач повышенного уровня сложности», программа городского научного общества по химии для 10-11 класса «Теоретические и экспериментальные аспекты в изучении курса общей химии», которые включают следующие подходы в обучении: научно-познавательный; ценностно-ориентированный; проблемно-поисковый; творческий, системно-деятельностный. Основная цель курса: углубленное изучение теоретических основ химии сверх школьной программы; ориентация учащихся на продолжение химического образования в вузах, на выбор будущей профессии с химической направленностью.

Данный инновационный опыт обобщен в материалах методического объединения города и школы, на официальном сайте школы; в информационно методическом центре г. Новотроицка; на всероссийском сайте творческих учителей России.

Результативность реализации методической системы

Результативность опыта определяют следующие показатели: положительная динамика работы учащихся, повышение познавательного интереса и мотивов к обучению, уровня качества знаний по предмету. Повысилось качество с 44% до 49%, до 20% учеников предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору и продолжают учиться в профильном классе, 29% сдают ЕГЭ по химии, 20%-30% выпускников выбирают профессии химического профиля.

Разработанные педагогом программы за период с 2005 по 2012 год дали хороший результат: есть победители, призеры олимпиад и конкурсов исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.

Урок-семинар
«Комплексные соединения и их использование»

(исследовательская деятельность учащихся, создание слайдов по теме и мультимедийного проекта
«Фотосинтез и комплексные соединения»)

Урок посвящен теме «Комплексные соединения и их использование». Рассмотрены основные сферы использования комплексных соединений в быту человеком, история их возникновения и открытия. Урок дается в форме семинара с использованием современных мультимедийных технологий. Материал подан через проекты-презентации, подготовленные учащимися самостоятельно. На каждом этапе проводится закрепление материала через решение познавательных задач и проблемные ситуации. В конце урока проводится общий мониторинг через тестирование. Оценивание учащихся проводится консультантом, после обработки тестов и специальных листов учета оценок.

Урок – финалист Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».

Цель урока:

Развитие учебно-познавательной компетенции и креативных способностей учащихся 11 класса.

Задачи урока:

  • Побудить интерес учащихся к углубленному изучению темы комплексных соединений.

  • Научить работать с научной литературой, информационными источниками.

  • Научить анализировать полученную информацию.

  • Формировать умение отбирать необходимый текстовый материал и иллюстрированный материал для оформления слайд-проекта.

  • Развивать навыки творческого применения полученных знаний.

  • Развивать умение выполнять коллективно творческие работы-проекты.

  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

  • Развивать эстетический вкус.

  • Способствовать формированию бережливого отношения к своему здоровью.

  • Экологическое воспитание и воспитание знаний о здоровье человека.

  • Помогать самореализовывать себя и свои творческие способности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диски, слайд-комплект, печатные тесты, печатные рейтинговые листы.

Методы и формы обучения:

Урок-семинар, самостоятельное исследование (проектная деятельность), консультация, использование информационно-коммуникативных технологий, работа на компьютерах.

Формы организации:

Индивидуальная работа, групповая работа, коллективная работа, исследовательская и самостоятельная работа.

Контроль знаний: Оценка презентаций; использование опорных знаний по теме; участие в семинаре; самооценка своих знаний; тестовая работа.

План

Из истории возникновения комплексов.

Альфред Вернер – основоположник координационной теории.

Комплексные соединения и их использование:

а) В аналитической химии.

б) В горнодобывающей промышленности.

в) В деревообрабатывающей промышленности.

г) В фотографии и кинематографии.

Токсичность тяжелых металлов, ее влияние на организм человека и способы их выведения.

Биологическая роль комплексных соединений.

а) Макро- и микроэлементы – биологически активные вещества в качестве комплексообразователей.

б) Витамин В12 комплексное бионеорганическое соединение.

в) Физиологическая функция гемоглобина.

Процесс фотосинтеза на Земле и его значение.

Проверка знаний учащихся (тестовая работа).

Заключение. Выводы по семинару.

«Свои способности человек может узнать,

только попытавшись приложить их»

Сенека Младший

Вступительное слово учителя.

Сегодня на нашем открытом уроке-семинаре присутствуют гости: учителя города по химии, эксперт – учитель химии и биологии высшей категории Радевич Елена Владимировна, администрация школы, учителя и ученики 11 «А» естественно-математического класса.

Наш урок-семинар будет проходить с использованием компьютерных технологий. Учащиеся подготовили к уроку презентации по теме: «Комплексные соединения и их использование».

Включается проекция

1 слайд: тема и цель урока;

2 слайд: эпиграф к уроку;

3 слайд: план урока;

Организационный момент.

Ребята, у вас у каждого на столах лежит рейтинговый лист, где указаны этапы нашего урока-семинара. На протяжении всего урока вы должны принимать активное участие, отвечать на вопросы, выполнять задания и самостоятельно оценивать свои знания, выставляя оценку в колонке «Самооценка».

За ваше участие независимый эксперт поставит свою оценку. Потом, когда выполните тестовую работу в конце урока, вы сдадите эти листы и получите итоговую оценку за работу на семинаре.

Во время семинара вы можете записать в тетрадь нужную для вас информацию о комплексных соединениях.

Из истории возникновения комплексов.

Слово для презентации проекта на тему «Из истории возникновения комплексов» предоставляется Плотниковой Марии. (Показ и комментирование созданной ученицей презентации).

Вопрос №1

Назовите металл, который входит в состав комплексного соединения изумруда, граната, сапфира, рубина, бирюзы?

(Алюминий)

Вопрос №2

О каком камне идет речь? Как называется произведение А.И. Куприна, где написан монолог Соломона: «Это кольцо со смарагдом ты носи постоянно, возлюбленная, он зелен, весел и нежен, как трава весенняя, и когда смотришь на него долго, то светлеет на сердце; если поглядеть на него с утра, о весь день будет для тебя легким. У тебя над ночным ложем я повешу смарагд, прекрасная моя: пусть он отгоняет от тебя дурные сны, утешает биение сердца и отводит черные мысли. Кто носит смарагд, к тому не приближаются змеи и скорпионы».

(Зеленый смарагд – это изумруд с примесями)

Вопрос №3

Какое первое комплексное соединение получил в лаборатории в 1597 году Андрей Любавий? Назовите его.

2. Альфред Вернер – основоположник координационной теории.

Альфред Вернер – основоположник теории образования комплексных соединений – координационной теории. Слово для раскрытия данного пункта нашего плана предоставляется Костюк Надежде и Васильченко Юлии. Теория по данному вопросу изложена в виде опорного конспекта, пользуясь им вы должны будете выполнить задание.

Вопрос №1

Швейцарский химик – органик в 1911 году обнаружил предсказанные раннее оптически активные неорганические изомеры – соединения кобальта, хрома и железа. Это было крупным успехом, он стал лауреатом Нобелевской премии. Кто это?

(Альфред Вернер)

Задание №1

Составьте формулу комплексного соединения, если известно, что его молекула содержит ионы Ni2+, 3Cl-, а также три молекулы аммиака 3NH4. Известно, что при взаимодействии 0,1 моля этого вещества с избытком AqNO3 получается остаток 0,2 моль AqCl , а другие частицы не обнаружены.

Задание №2

Дайте название комплексным соединениям, к какому классу их можно отнести?

[Ni (CO)4]0; Na3[AlF6]; Ca[Hq(CN)4]; [Al(H3O)6]Cl3; H[SbF6]; [Aq(NH4) 2]OH

Задание №3

Определите координационное число, заряд комплексообразователя, заряд комплексного иона [Cu(NH4)4]SO4

Образование комплексной соли с точки зрения современных представлений о строении и химической связи.

Рассмотрим комплексную соль:

[Cо(NH4)6]Cl3

Строение атома кобальта: Co – d элемент

Co + 27 ) 2) 8) 15) 2

1S22S22p63S23p64S23d74p0

Co – 3e → Co3+

Атом кобальта отдает 1ē орбитали, образуется ион.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

    Автореферат диссертации
    ... таблицы Здесь можно совершить посадку Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогопедагогическогоопытаНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК Издательство ГБУ ...
  2. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ (2)

    Документ
    ... «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»ПРИОРИТЕТНЫЙНАЦИОНАЛЬНЫЙПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ДИССЕМИНАЦИЯПЕРЕДОВОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГООПЫТАНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ Информационно-методический сборник ОРЕНБУРГ ...
  3. Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «образование» по состоянию на 01 06 2010г

    Документ
    ... выпуск изданий серии «Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогоопыта», сформирована база данных об ... модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Нашановаяшкола» в ...
  4. Доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» за 2011год часть 1 переход на новые образовательные стандарты

    Доклад
    ... победителями приоритетногонациональногопроекта «Образование». Полученный опыт самоанализа, сравнения собственных достижений с достижениями коллег принес новуюпедагогическую ...
  5. Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья

    Автореферат диссертации
    ... системы образования в образовательном учреждении; выявление сферы распространения передовогопедагогическогоопыта ... общеобразовательная школа» стала победителем конкурсного отбора в рамках Приоритетногонациональногопроекта «Образование». В ...

Другие похожие документы..