Главная > Автореферат диссертации


Конспект урока «Автономное существование

в природных условиях» (10 класс)

Данный урок представляет собой занятие по формированию навыков выживания в условиях вынужденной автономии. Большая часть времени отводится для практической работы. Обучение навыкам безопасного поведения в условиях природной среды позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода. Осваивая элементы выживания в природной среде, учащийся получает базовое образование не только единое для всех видов туризма, но необходимое в повседневной жизни. Процесс формирования навыков безопасного поведения осуществляется в природных условиях, в основу которого положена соревновательная деятельность в сочетании со знанием теории, что способствует развитию таких личностных качеств, как готовность к сотрудничеству, уважение мнения других людей, креативность.

Данный опыт представлялся на районном семинаре директоров, учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ.

Цель урока: формирование навыков выживания в условиях вынужденного автономного существования.

Задачи урока:

1) ознакомление учащихся с правилами поведения в условиях автономного существования;

2) изучение правил изготовления укрытия, костра, знаков международной кодовой таблицы;

3) развитие критического мышления, рефлексивных способностей, навыков самостоятельной работы;

4) воспитание толерантности, умения работать в сотрудничестве.

Оборудование: карточки с заданиями для практической работы, мультимедиа курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
(М.А. Шахраманьян, М.П. Фролов), плакаты «Питание», «Сигналы бедствия и сигнальные средства», «Разведение костра», «Вода».

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; приемы осмысления; наглядный (демонстрация фрагмента фильма); практический.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Структура урока:

Структурные элементы урока

Количество отведенного времени в минутах

I

Организационный момент

3

II

Вводная беседа

7

III

Изучение нового материала

15

IV

Закрепление. Практическая работа

50

V

Подведение итогов урока

3

V

Домашнее задание

1

VI

Итоговое построение

1

Ход урока

Задачи данного этапа урока

Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Использование педагогических технологий и методов обучения

I. Организационный момент (3 минуты)

Настрой учащихся на работу.

Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Приветствие.

Построение.

Рапорт командира.

Приветствие.

Объявление учителем темы и учебной цели, задач урока.

Запись числа, темы урока в тетрадях.

II. Вводная беседа (7 мин.)

Рецензирование учащимися ответов товарищей.

Выявление уровня усвоения учащимися материала предыдущего урока.

Учитель наблюдает за работой учащихся и вносит по необходимости коррективы.

Учащиеся задают друг другу тему для «Синквейна». Затем проверяют правильность выполнения. Оценивают.

Технология критического мышления.

План рецензирования ответов учащихся.

Полнота раскрытия темы.

Логичность и четкость изложения материала.

Наличие и качество примеров.

III. Изучение нового материала (15 мин.)

Усвоение учащимися нового материала по теме урока в ходе беседы и работа с мультимедийным учебным пособием «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учитель задает проблемный вопрос (записан на доске), на который учащиеся должны будут ответить в конце урока:

Каковы правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии?

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Каковы факторы чрезвычайной ситуации, действующей на человека в природе?

2. Что испытывает человек при ЧС?

3. Что помогает человеку выжить в природе?

Учащиеся читают и записывают проблемный вопрос в тетради.

Беседуют с учителем по теме урока.

Ответ: факторы ЧС, действующие на человека в природе:

- автономное существование (один на один с природой);

- смена поясов (с севера на юг);

- смена часовых поясов (с запада на восток);

- смена рельефа и типа местности (горы, тундры степи, пески);

- стихийные бедствия (затопления, землетрясения и другие природные катаклизмы);

- нарушения экологии.

Ответ: При ЧС человек испытывает стрессы: страх; физическую боль; голод, жажду; жару и холод, переутомление и одиночество.

Ответ: Человеку помогает выжить в природе:

1. Психическое состояние (воля к жизни и его темперамент; мораль, психическая подготовленность и др.).

2. Обученность действиям в условиях автономного существования (изучение теории; тренировка; аутотренинг; получение опыта).

3. Физическое состояние (здоровье; выносливость; закалка).

4. Аварийное снаряжение (одежда; аптечка медицинская; снаряжение и запас продуктов питания).

Проблемное обучение.

Изложение программного материала учителем.

Ø Выжить в случае вынужденной автономии в природе – это значит решить три важнейшие задачи (показ по плакатам):

  • укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий;

  • установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай принять меры для нахождения источников воды;

  • составить пищевой рацион и суметь воспользоваться «подножным кормом», т.е. умело использовать в природе грибы, ягоды, рыбу.

Рассмотрим примеры поведения человека на природе.

  1. Постройка временных укрытий.

Для строительства нужно подготовить все необходимое, например, подручные средства (плащ-палатка, куртка, куски брезентовой ткани) или природные материалы (ветки, жерди, лапник).

Наиболее доступным укрытием является тент. Установленный под определенным углом к земле, он не только сможет защитить от осадков, но и будет отражать тепло от костра. С боков защитят земля, камни, ветки, одежда.

Соорудите сначала крышу, для чего сделайте нечто вроде решетки. Теперь эту решетку покройте лапником, ветвями с густой листвой, сеном, кусками коры – словом, тем, что найдете. Укладывайте крышу начиная снизу, чтобы каждый следующий слой прикрывал предыдущий примерно до середины (как черепица). Тогда дождь будет стекать по крыше не попадая внутрь.

Очень важно утеплить пол: застелить его лапником или толстым слоем сухой травы, мха, листьев, положите одеяло.

  1. После сооружения укрытия вам необходимо позаботиться о костре. Его значение чрезвычайно велико:

Обогреться, просушить одежду и обувь;

Приготовить пищу;

Подать сигнал спасателям;

Отпугнуть хищников;

Почувствовать себя более защищенным, успокоиться.

Перед добыванием огня (если нет спичек) и разжиганием костра, для него готовится место в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров). Оно тщательно очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев. Лучше даже снять верхний слой дерна, обнажив почву на участке большем, чем займет сам костер, и по возможности обложить это место камнями.

3. Учитель обращается к классу: Внимательно просмотрите материал по ориентированию из мультимедийного курса «Основы безо-пасности жизнедеятельности» и соста-вьте опорную схему.

Учащиеся просматривают и составляют опорную схему в тетради по видам ориентирования.

Информационно-коммуни-кационные технологии.

4. Подача сигналов бедствия.

1. КОСТЕР. Дымом костра издавна пользовались как призывом о помощи.

Чтобы подать сигнал своевременно, топливо для костра заготавливается заранее. Его складывают на открытых местах: поляне, вершине холма, речной косе. Дым должен быть густым и черным.

2. СИГНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДА. Геометрические фигуры международного кода выкладываются из лапника на снегу или вытаптыванием снега, выламыванием или вырубкой кустарника, но обязательно на открытом месте.

Выложенные из камней, такие знаки также будут заметны с воздуха, но значительно хуже. Знаки лучше делать не менее 6 м. в длину и около 0,5 м. в ширину. Только в этом случае их можно будет заметить с самолета или вертолета.

3. СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО. Одно из самых эффективных средств сигнализации! Но его надо иметь! Заменить зеркало можно куском коры с прикрепленным к нему кусочком фольги от обертки шоколада или даже хорошо отполированной крышкой от консервной банки. На высоте до 1,5 км вспышку «солнечного зайчика» можно обнаружить на расстоянии до 24 км, т.е. раньше, чем любой другой визуальный сигнал.

IV. Закрепление. Практическая работа. (50 мин.)

Работа в творческих группах по изготовлению укрытий, костров, знаков МКТ.

Учитель задает классу вопрос:

– Какими навыками должен обладать человек, чтобы выжить в природных условиях? Чтобы ответить на этот мы разделимся на 2 группы. Каждая группа должна выполнить задание, указанное в карточке.

Учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при выполнении задания.

1. Объединение в группы.

2. Работа в группах.

3. Выступление представителя каждой группы.

Технология групповой деятельности. Здоровьесберегающие технологии.

После выступлений представителей групп учитель характеризует правильность выполнения задания.

Учащиеся устанавливают «разрыв» – несоответствие или соответствие своего ответа с правильным ответом, осознают неполноту или полноту прежнего знания по сравнению с новым.

Технология критического мышления.

Технологические этапы работы в группах:

Индукция – создание эмоционального настроя.

Самоконструкция – индивидуальное создание решения.

Социоконструкция – работа учащихся в группах.

Социализация – выступление учащегося в группе с пояснением правил выполнения задания.

Афиширование – демонстрация выполненных заданий.

Разрыв – внутреннее осознание учащимся полноты или неполноты прежнего знания по сравнению с новым.

Рефлексия.

V. Подведение итога урока. (3 мин.)

Развитие рефлексивных умений

Учитель задает классу проблемный вопрос, заданный в начале урока:

Учащиеся дают ответ на вопрос:

Технология критического мышления.

– Каковы правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии?

К первоочередным действиям при ЧС относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.

Интеллектуальная рефлексия:

1. Что нового я узнал сегодня?

2. Что происходило сегодня на занятии?

3. Что было главным?

4. Чему научился?

5. Какие ощущения были в течение дня?

6. В чем выражалось мое участие в занятии?

7. Что понравилось, а что нет?

8. Каковы были ожидания от урока и оправданы ли они?

Учащиеся дают ответы на вопросы письменно и делают вывод самостоятельно

Учитель благодарит класс за успешную совместную работу, отмечает самых активных учащихся, объявляет оценки.

VI. Домашнее задание. (1 мин.)

Учитель задает домашнее задание: заполнить таблицу.

Сообщение

Знак на земле

Нужен врач

II

Нужны вода и пища

Требуется карта и компас

X

Все в порядке

N

Не понял

Y

Учащиеся записывают задание в тетради и дневники.

VII. Итоговое построение. (1 мин.)

Приложение

Карточка для группы №1

План выполнения задания.

1. Выбрать место для укрытия.

2. Изготовить укрытие.

3. Выбрать место для костра.

4. Сложить костер.

5. Выбрать место для знака.

6. Изобразить знак.

7. Подготовиться к выступлению.

Вид укрытия

Навес

Вид костра

Таежный

Знак международной кодовой таблицы

Нужны пища и вода

Карточка для группы №2

План выполнения задания.

1. Выбрать место для укрытия.

2. Изготовить укрытие.

3. Выбрать место для костра.

4. Сложить костер.

5. Выбрать место для знака.

6. Изобразить знак.

7. Подготовиться к выступлению.

Вид укрытия

Шалаш

Вид костра

Колодец

Знак международной кодовой таблицы

Здесь можно совершить посадку

Приоритетный национальный проект «Образование»:
диссеминация передового педагогического опыта
НАША НОВАЯ ШКОЛА:
ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

Издательство ГБУ «РЦРО»

460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 24

Тел./факс (3532) 77-07-15; e-mail cro@

Ответственный редактор Сергиенко Л.М.

Компьютерная верстка Александровой Ю.О.


Подписано в печать 07.08.2012 г.

Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л. 10,0

Тираж 150 экз. Заказ 50


Типография ГБУ «РЦРО»

460000, г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 5



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

    Автореферат диссертации
    ... таблицы Здесь можно совершить посадку Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогопедагогическогоопытаНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК Издательство ГБУ ...
  2. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ (2)

    Документ
    ... «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»ПРИОРИТЕТНЫЙНАЦИОНАЛЬНЫЙПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ДИССЕМИНАЦИЯПЕРЕДОВОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГООПЫТАНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ Информационно-методический сборник ОРЕНБУРГ ...
  3. Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «образование» по состоянию на 01 06 2010г

    Документ
    ... выпуск изданий серии «Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогоопыта», сформирована база данных об ... модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Нашановаяшкола» в ...
  4. Доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» за 2011год часть 1 переход на новые образовательные стандарты

    Доклад
    ... победителями приоритетногонациональногопроекта «Образование». Полученный опыт самоанализа, сравнения собственных достижений с достижениями коллег принес новуюпедагогическую ...
  5. Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья

    Автореферат диссертации
    ... системы образования в образовательном учреждении; выявление сферы распространения передовогопедагогическогоопыта ... общеобразовательная школа» стала победителем конкурсного отбора в рамках Приоритетногонациональногопроекта «Образование». В ...

Другие похожие документы..