Главная > Рабочая программа


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа №8

«Согласована» Утверждена приказом

Зам УВР__________ директора школы

Конозакова В.А. №___ от_____________

Рабочая программа
по учебному предмету

«Информатика и информационные технологии»

в 8 классе

Рассмотрена на

методическом объединении

учителей школы

Протокол №__ от_____

2011 – 2012 у. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Информатика и информационные технологии» в 8 классе (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и авторской программы базового курса «Информатика и информационные технологии» для основной школы, автор Н.Д. Угринович, опубликованной в методическом пособии «Преподавание курса. «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», БИНОМ. ЛЗ. 2005. Рабочая программа предполагает использование УМК:

  1. Н. Угринович. «Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2005

  2. Н. Угринович. Методическое пособие «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

  3. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. . Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2005.

  4. Linux-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2005.

Вышеперечисленные УМК по курсам информатики представляют собой интегрированные образовательные среды, включающие ссылки на внутренние и внешние образовательные ресурсы. В качестве внутренних образовательных ресурсов используются параграфы и работы компьютерного практикума самого УМК, а в качестве внешних образовательных ресурсов используются учебники по другим предметам, а также существующие цифровые образовательные ресурсы на CD-дисках и в Интернете.

УМК содержат большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов. Авторская программа рассчитана на 35 часов, фактически проходит 35 часов, поэтому авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения.

Цели:

овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации; развитие навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и в последующем профессиональной деятельности.

Цели программы соответствуют цели образовательной программы школы.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. В содержании рабочая программа реализовывает актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

В связи с этим основными задачами курса Информатики и информационных технологий в 8 классе являются:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • развитие навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

1)урочная форма. В этом случае выделяются следующие виды уроков:

Урок лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Темы практических работ указаны в содержании программы.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

2) внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

Программа рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю, в том числе 19 часов практических работ и 3 контрольные работы. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 8 класса по информатике и информационным технологиям

Результаты обучения

1.Общие учебные умения

1.1. Умения, связанные с познавательной деятельностью:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших модели объектов и процессов в виде изображений и

чертежей, динамических презентаций;

создания информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;

осуществления организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

1.2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания с использованием различных источников (компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).

2. Специальные предметные умения

2.1. Умения, связанные с освоением содержательной линии программы обучения

По теме «Информация и информационные процессы»

Знать/понимать:

  • Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике;

  • Особенности и преимущества двоичной формы представления;

  • Основные единицы измерения количества информации.

Приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике мативных сообщений;

Объяснять принципы кодирования информации

Решать задачи на определение количества информации.

По теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

Знать/понимать:

  • Различие между данными и программами.

  • Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Принципы работы процессора. Названия и функциональное назначение, основные характеристики различных устройств. Виды памяти. Способы организации хранения.

  • Назначение действий мышью при работе с файлами и папками

  • Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

  • Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей.

  • Что такое компьютерный вирус. Чем он опасен и как избежать его попадания в компьютер. Виды антивирусных программ.

Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка).

Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам.

Выполнять операции с файлами.

Определять тип программного обеспечения.

Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows.

Настраивать и использовать антивирусные программы.

По теме: «Кодирование и обработка текстовой информации»

Знать/понимать:

  • Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков.

  • Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов.

  • Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц.

  • Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах.

  • Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.

  • Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

  • Назначение и использование стилей форматирования.

  • Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице.

  • Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

  • Возможности и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов, систем оптического распознавания документов.

Определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

Создавать документы с использованием шаблонов.

Устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Выполнять операции редактирования.

Вставлять в документ физические и математические формулы с использованием редактора формул, встроенного в ТП MS-Word.

Приводить достоинства и недостатки различных форматов текстовых файлов. Сохранять документ в разных форматах.

Устанавливать в документе параметры форматирования символов, абзацев.

Создавать нумерованные, маркированные и многоуровневые списки..

Создавать оглавления в многостраничных документов.

Создавать таблицу разными способами, применяя различные варианты форматирования.

Создавать гипертекстовый документ.

Приводить примеры использования систем компьютерного перевода.

Различать технологии распознавания текстов. Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста.

По теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Знать/понимать

  • Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.

  • Правила перевода чисел.

  • Правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления.

  • Представление чисел в ПК.

  • Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы.

  • Типы ссылок, их применение при копировании.

  • Назначение мастера функций. Категории функций.

  • Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.

Записывать любые числа в развернутой форме по основанию СС.

Переводить числа в позиционных системах счисления.

Выполнять арифметические операции с числами в различных СС.

Объяснять принципы кодирования числовой информации.

Вводить числа, текст и формулы в ячейки ЭТ.

Проводить суммирование значений ячеек в заданном диапазоне. Устанавливать заданный формат данных в ячейках.

Приводить примеры встроенных функций. Осуществлять ввод функций в ячейки ЭТ.

Строить графики функций, круговые и линейчатые диаграммы. Редактировать диаграммы.

Тематическое планирование

35 часов (1час в неделю)

№ раз-

дела

/темы

Наименование раздела/темы

Всего часов

Теория

1 четверть ( 8 часов )

1

Информация и информационные процессы

4

1.1

Информация. Информационные объекты. ПТБ.

1

ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации. (20 мин)

Знакомство с клавиатурным тренажером

(10 минут)

CD «Информатика» №1,

клавиатурный тренажёр

5.09

1.2

Основные информационные процессы.

1

И.процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. (20 мин)

Тест №1«Информационные процессы»(10 мин)

CD «Информатика» №1

12.09

1.3

Количество информации

1

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. (20 минут)

Работа с клавиатурным тренажером

(5 минут)

Задания 1.3 – 1.7 в учебнике

(15 минут)

Презентация «Пособия по инф»

19.09

1.4

Фиксация видеоинформации

1

Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации (15 мин)

Практическая работа №1 «Фиксация видеоинформации с использованием цифрового фотоаппарата»

(20 мин)

Тест №2(10 минут).

Цифровой фото-т,

КартриджерПК

26.09

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

2.1

Программная обработка данных на компьютере

1

Различие между данными и программами. (15 мин)

Работа с клавиатурным тренажером

(10 мин)

Работа по карточкам (15 мин)

Клавиатурный тренажер

3.10

2.2

Устройства компьютера и их функции

1

Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти. (15 мин)

Задания 2.2-2.5 Учебник (15 мин)

Работа по карточкам (10 мин)

ПК, презентация «Пособия…»

10.10

2.3

Программное обеспечение (ПО) компьютера

1

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Приемы квалифицированного клавиатурного письма. (15 мин)

Задание 2.10 – 2.11

ПР №2 «Работа с клавиатурным тренажером»

(20 мин)

Клавиатурный тренажер

17.10

2.4

Графический интерфейс

1

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. (15 мин)

Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Пользовательский интерфейс. Элементы. Назначение.

ПР №3 «Знакомство с графическим интерфейсом» (20 мин)

Итоги ПР №3

(10 мин)

ПК, ОС Windows

24.10

2 четверть ( 8 часов )

2.5

Файл и файловая система

1

Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. (15 мин)

Данные и программы. Использование файлового менеджера

ПР №4 «Планирование информационного пространства» (20 мин)

Итоги ПР №4 (7 мин)

Файловый менеджер

7.11

2.6

Контрольная работа №1

1

Информация и информационные процессы. Компьютер как устройство обработки информации.

КР

14.11

3

Кодирование и обработка текстовой информации

14

3.1

Кодирование текстовой информации

1

Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков. Двоичное кодирование текстовой информации в ПК. Различные кодировки знаков. (20 мин)

ПР №5 «Кодирование текстовой информации».

(20 мин)

Итоги ПР №5 (5 мин)

Текстовый редактор Блокнот, MS Word

21.11

3.2

Создание документов в текстовых редакторах

1

Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов. (15 мин)

ПР№6 «Создание визитных карточек на основе шаблона» (20 мин)

Итоги ПР№6

(7 мин)

StarOffice Writer

OpenOffice Writer

28.11

3.3

Ввод и редактирование документа

1

Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц (15 мин)

ПР№7 «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров страниц»

(20 мин)

Итоги ПР№7

(7 мин)

Текстовый редактор MS Word

5.12

3.4

Вставка объектов в документ.

1

Вставка объектов в документ. (10 мин)

ПР №8 «Вставка изображений, формул и других объектов в документ.»

(20 мин)

Итоги ПР№8

(10 мин)

Текстовый редактор MS Word

Редактор формул Math

12.12

3.5

Сохранение и печать документов

1

Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах. (15 мин)

Работа с клавиатурным тренажером (15 минут)

Тесты

(15 мин)

Клав. тренажер

19.12

3.6

Форматирование документа

1

Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев. (15 мин)

Форматирование символов и абзацев.

ПР №9 «Форматирование символов и абзацев» (20 мин)

Итоги ПР №9

(7 мин)

Текстовый редактор MS Word

26.12

3 четверть ( 10 часов )

3.7

Создание и форматирование списков

1

Назначение и применение нумерованных, маркированных и многоуровневых списков. (15 мин)

Списки. Виды и назначение. ПР№10 «Создание и форматирование списков» (20 мин)

Итоги ПР №10

(7 мин)

Текстовый редактор MS Word

16.01

3.8

Разработка и использование стиля

1

Назначение и использование стилей форматирования (15 мин)

Стили форматирования. Оглавление документа (20 мин)

Работа по карточкам

(10 мин)

Текстовый редактор MS Word

23.01

3.9

Таблицы

1

Элементы таблицы. Операции редактирования и форматирования таблиц. Способы создания Порядок вычислений в таблице. (15)

ПР №11 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» (20 мин)

Итоги ПР№11

(7 мин)

Текстовый редактор MS Word

30.01

3.10

Гипертекст

1

Гипертекст и гиперссылка. Назначение закладки и указателя гиперссылки.

ПР №12 «Создание гипертекстового документа»

Итоги ПР

Текстовый редактор MS Word

6.02

3.11

Дополнительные возможности

1

Возможности, аппаратное обеспечение и ПО системы оптического распознавания документов. Этапы распознавания текстовых документов. Возможности, аппаратное обеспечение и ПО компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов (15 мин)

ПР № 14 «Сканирование и распознавание текстового документа»

ПР № 13 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода» (20 мин)

Итоги ПР№13 и 14

(10 мин)

Сканер

Англо-русский словарь

Система оптического распознавания документов

13.02

3.12

Контрольная работа №2

1

Кодирование и обработка текстовой информации

45 мин

20.02

3.13

3.14

Практикум I

2

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт- дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста. Форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста. Сохранять документ в разных форматах. Печать документа. (4 часа)

27.02,5.03

4

Кодирование и обработка числовой информации

11

4.1

Представление числовой информации в различных СС

1

Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.

(20 мин)

Задание 4.1 – 4.5 учебник (10 мин)

Контр. вопросы

стр 108

(10 мин)

Презентация «Пособие…»

12.03

4.2

Перевод чисел в СС.

1

Правила перевода чисел.

(15 мин)

ПР № 15 «Перевод чисел в СС с помощью программного калькулятора и

Итоги ПР№15

(7 мин)

ПК, ОС,
электронный калькулятор Numluk Calculator

19.03

4 четверть( 9 часов )

4.3

Арифметические операции в СС

1

Правила арифметических операций (15 мин)

арифметические вычисления в СС с помощью программного калькулятора»(20 мин)

Итоги ПР№15

(7 мин)

Wise Calculator

2.04

4.4

Компьютерное представление числовой информации

1

Представление чисел в ПК. Двоичное кодирование чисел в компьютере (15 мин)

Задание 4.6 – 4.10 (25 мин)

Презентация «Пособие…»

9.04

4.5

Электронные таблицы (ЭТ)

1

Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы (15 мин)

ПР № 16 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

(20 мин)

Итоги ПР№16

(7 мин)

MS Excel

CD «Информатика» №1

16.04

4.6

Ссылки в ЭТ

1

Типы ссылок, их применение при копировании. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

ПР № 17 «Создание и обработка таблиц»

Итоги ПР№17

(7 мин)

MS Excel

23.04

4.7

Встроенные функции

1

Назначение мастера функций. Категории функций. (15 мин)

ПР № 18 «Создание таблиц значений функций в ЭТ» (20 мин)

Итоги ПР№18

(7 мин)

MS Excel

30.04

4.8

Построение диаграмм и графиков

1

Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм. Типы диаграмм. Диапазон исходных данных. Элементы области диаграммы (15 мин)

ПР № 19 «Построение диаграмм и графиков» (20 мин)

Итоги ПР№ 19 (7 мин)

MS Excel

7.05

4.9

Итоговая контрольная работа

1

45 минут

14.05

4.10

4.12

Практикум V

2

Создание и обработка таблиц
с результатами измерений опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения. (1 час)

Защита

(30 мин)

CD «Информатика» №1

MS Excel

21.05,28.05



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Протокол № от от Рабочая программа по учебному предмету информатика 11 б класс Составитель

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограммапоучебномупредметуинформатика 11 б класс Составитель: учитель информатики Щербинина М.В. 2010-2011 уч. год Пояснительная записка Рабочаяпрограммапо ... деятельность. Изучение информатики и информационныхтехнологий в старшей школе ...
  2. Рабочая программа по учебному предмету

    Рабочая программа
    ... Рабочаяпрограммапоучебномупредмету «Мировая художественная культура» для 8-9 классов ... технологии, информатики. Технологии обучения: Методологической основой программы ... копир и т.п.) и информационнымитехнологиями (аудио- видеозапись, электронная ...
  3. Рабочие программы по учебным предметам курсам в как инструмент планирования учебного процесса

    Документ
    ... рабочейпрограммепоучебномупредмету, курсу необходимо отметить способы, технологии ... рабочейпрограммепо математике Раздел:_____________________________________________ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Предметный результат УУД Информационная ...
  4. Рабочая программа по учебному курсу « информатика и икт» 1 1 класс

    Рабочая программа
    ... от «___»____2010г. РАБОЧАЯПРОГРАММАпоучебному курсу «Информатика и ИКТ» 11 класс Базовый уровень ... норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационныхтехнологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной ...
  5. Рабочие программы по учебным курсам предметам на 2010-2011 учебный год рабочие программы по физической культуре

    Документ
    ... учащихся попредмету в полном объеме совпадают с примерной программойпопредмету. ТехнологияРабочаяпрограммапоучебномупредмету «Технология» для 1 класса составлена в соответствии с государственной программой «Технология» О.А.Куревиной ...

Другие похожие документы..