Главная > Закон


Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ
";О соглашениях о разделе продукции";

Глава I. Общие положения

Комментарий к статье 1

Комментируемый Закон является основным источником нормативно-правового регулирования отношений, указанных в ст. 1 - отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции.

Помимо Закона ";О соглашениях о разделе продукции"; существенное значение при регулировании названных отношений имеют следующие нормативные акты. В первую очередь к таким нормативным актам следует отнести акты федерального значения:

- Налоговый кодекс РФ (НК РФ),

- Закон РФ ";О недрах"; от 21 февраля 1992 г.,

- Федеральный закон ";О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; от 26 марта 1998 г. и др.

Кроме того, положения комментируемого Закона реализуются в принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актах, к которым следует отнести:

- Постановление Правительства РФ от 14 марта 2006 г. N 133 ";О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции";,

- Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. N 764 ";Об утверждении Правил определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, предусматриваемых в соглашениях о разделе продукции";,

- Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 25 ";Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также на вывозимую с таможенной территории Российской Федерации продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения";,

- Постановление Правительства РФ от 8 июля 1999 г. N 741 ";Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции"; (с изменениями и дополнениями от 23 марта 2002 г.),

- Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 1997 г. N 708-р ";О налогообложении инвесторов, операторов и юридических лиц, участвующих в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции"; и др.

Таким образом, правовое регулирование соглашений о разделе продукции осуществляется Законом ";О соглашениях о разделе продукции";, Налоговым кодексом РФ (в части особенностей налогообложения соглашений о разделе продукции), другими федеральными законами и иными правовыми актами, совокупность которых составляет правовую инфраструктуру этой формы инвестиционной деятельности.

Абзац 2 п. 3 ст. 1 комментируемого Закона предусматривает, что права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с Федеральным законом ";О соглашениях о разделе продукции"; и гражданским законодательством Российской Федерации. Из этого положения следует важный для понимания правовой природы соглашения о разделе продукции вывод о том, что законодатель не относит такое соглашение целиком к гражданско-правовой сфере вследствие того, что в нем содержатся также права и обязанности сторон, не имеющие гражданско-правового характера. Помимо этого, сам рассматриваемый Закон, согласно указанной выше формулировке, отделен от ";гражданско-правового законодательства Российской Федерации";, что связано с наличием в Законе ";О соглашениях о разделе продукции"; норм, выходящих за рамки гражданско-правового регулирования.

Такая позиция не случайна. Она имеет законодательную основу в Гражданском кодексе и отражает двойственный правовой характер подобного соглашения, в рамках которого его авторы попытались совместить два различных начала - административное и гражданско-правовое.

Пункт 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Между тем, именно специфический порядок налогообложения составляет существо и основное отличие как комментируемого Закона, так и заключаемых на его основе соглашений о разделе продукции.

Помимо Закона ";О соглашениях о разделе продукции"; эти вопросы регулируются также российским налоговым законодательством. При этом объем такого регулирования со временем возрастает. В период подготовки настоящего Комментария был принят ряд дополнений к Налоговому кодексу РФ, касающихся налогообложения деятельности инвестора, базирующейся на упомянутых соглашениях. Вместе с тем, сохранила свое действие ст. 13 комментируемого Закона, регулирующая вопросы налогообложения деятельности инвестора и связанных с ним субъектов.

Следует учитывать наличие в комплексе отношений по разделу продукции также и иного проявления административного начала - лицензирования недропользования. При этом наблюдаются настойчивые усилия разработчиков нормативной базы, относящейся к разделу продукции, направленные на подчинение вопросов лицензирования недропользования, осуществляемого на указанной основе, исключительно Закону ";О соглашениях о разделе продукции";, что, однако, не привело к полному изъятию указанных вопросов из-под действия Закона ";О недрах";.

С учетом указанных обстоятельств ограничение ответственности сторон соглашения лишь рамками договорной гражданско-правовой ответственности представляется неправомерным. Несомненно, стороны соглашения и, прежде всего, инвестор должны отвечать по своим обязательствам не только с соблюдением гражданского законодательства, но и с учетом других областей российского законодательства, в первую очередь, налогового законодательства и законодательства о недропользовании.

Комментарий к статье 2

Соглашение о разделе продукции является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Соглашение о разделе продукции касается крупных инвестиций, осуществляемых как российскими, так и иностранными инвесторами.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела между сторонами соглашения произведенной продукции в соответствии с положениями, установленными Законом ";О соглашениях о разделе продукции";.

Вопрос о правовой природе соглашения о разделе продукции продолжает оставаться дискуссионным. Существующие по этому поводу точки зрения можно условно подразделить на три группы. По мнению одних авторов, соглашение о разделе продукции относится к гражданско-правовым договорам. Другие придерживаются мнения, что соглашение о разделе продукции является инвестиционным контрактом, построенным по типу административного договора с присущими ему особенностями: участием в договоре субъекта, обладающего властными полномочиями; регулированием отношений, основанных на административном подчинении (налоговые, экологические и т.п.); системой лицензирования. И, наконец, третья группа авторов считает, что соглашение о разделе продукции имеет форму экономической концессии, т.к.: оба договора предусматривают передачу государством прав пользования имуществом иностранному или российскому инвестору; передаваемое имущество находится в исключительной государственной собственности; правовое регулирование отношений в рамках пользования передаваемым имуществом одинаково для российских и иностранных инвесторов.

На наш взгляд, соглашение о разделе продукции сочетает в себе частноправовые (гражданско-правовые) и публично-правовые нормы, являясь, таким образом, смешанным предпринимательским договором.

Пункт 3 комментируемой статьи указывает на то, что перечни участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях соглашения о разделе продукции, устанавливаются федеральными законами, а в отдельных случаях, предусмотренных Законом ";О соглашениях о разделе продукции"; (незначительные по объему добываемого сырья месторождения или содержащие минеральное сырье, не относящееся к стратегическим видам), - решениями Правительства РФ и органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. В настоящее время существует 16 Федеральных законов, на основании которых может быть предоставлено право пользования участками недр (см. например: Федеральный закон от 28 мая 2003 г. N 63-ФЗ ";Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)";, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 6-ФЗ ";Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота)"; и др.). Кроме того, право пользования участками недр может быть предоставлено на основании решений Правительства РФ (например: Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. N 1661-р ";Об отнесении Западно-Малобалыкского нефтяного месторождения к участкам недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";).

Следует особо подчеркнуть, что право пользования недрами предоставляется на основании заключенного соглашения о разделе продукции, прекращение действия соглашения влечет прекращение права пользования недрами.

При отсутствии в тексте соглашения о разделе продукции условий прекращения права пользования недрами следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными нормативными правовыми актами или договором. Так как Закон ";О соглашениях о разделе продукции"; не определяет оснований прекращения действия соглашения о разделе продукции, за исключением положений, касающихся прекращения действия соглашения по согласованию сторон, к отношениям по прекращению соглашения будут применяться положения ГК РФ и самого соглашения.

Комментарий к статье 3

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и уполномоченные им органы.

В настоящее время Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 6 апреля 2005 г. N 77 ";О межведомственной комиссии по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции"; для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции создана Межведомственная комиссия по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции (далее - Комиссия).

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Компетенция Комиссии:

- выработка предложений о совершенствовании нормативной правовой базы для подготовки и реализации соглашений о разделе продукции, а также рассмотрение проектов правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе подготовки, заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции;

- рассмотрение проектов федеральных законов о перечнях участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, а также проектов заключений и обоснований Правительства Российской Федерации о целесообразности включения таких участков недр в перечень;

- выработка предложений и рекомендаций по условиям аукционов на право заключения соглашений о разделе продукции;

- обеспечение оперативного рассмотрения текущих вопросов межведомственного характера, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов на условиях соглашений о разделе продукции;

- подготовка проекта порядка деятельности комиссий по разработке условий недропользования, подготовке проектов соглашений и ведению переговоров с инвесторами;

- рассмотрение проектов соглашений о разделе продукции, а также проектов документов, необходимых для вступления соглашений о разделе продукции в силу.

Полномочия Комиссии:

- запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовой формы документы и информацию, необходимые для решения возложенных на Комиссию задач;

- заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии, а также не входящих в ее состав представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

- вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по вопросам реализации соглашений о разделе продукции;

- принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти, представленных в Комиссии;

- создавать в установленном порядке временные и постоянно действующие рабочие группы из числа специалистов и экспертов для проработки предложений по отдельным проблемам, связанным с решением возложенных на Комиссию задач;

- привлекать в установленном порядке при необходимости экспертов и консультантов для проработки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии.

В состав Комиссии входят представители от МПР России, Росприроднадзора, Минтранса России, Ространснадзора, Минфина России, ФНС России; Минэкономразвития России, Росимущества; МИДа России; Минюста России; ФСБ России; ФАС России; Ростехнадзора; Минпромэнерго России, Росэнерго, Роспрома, Росстроя.

При необходимости для участия в работе Комиссии могут привлекаться не входящие в ее состав представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

Председателем Комиссии является министр промышленности и энергетики Российской Федерации.

Председатель может иметь не более двух заместителей.

Председатель Комиссии:

- руководит деятельностью Комиссии, утверждает составы рабочих групп Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач;

- дает поручения членам Комиссии по реализации ее задач.

Секретарь Комиссии:

- ведет протоколы заседаний Комиссии;

- готовит повестку дня заседаний Комиссии;

- организует подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии;

- осуществляет иные функции, возложенные на него председателем Комиссии.

Комиссия рассматривает вопросы в соответствии с повесткой дня, утверждаемой председателем Комиссии. Дополнения к повестке принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.

Заседания Комиссии проводятся ее председателем, а в его отсутствие и по его решению - его заместителем.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости и назначаются решением председателя Комиссии. Решение о времени и месте проведения очередного заседания принимается на предыдущем заседании.

Внеочередные заседания Комиссии проводятся по решению председателя Комиссии.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.

Решения Комиссии оформляются протоколами и подписываются председателем или его заместителем, проводящим заседание, и секретарем Комиссии. Подлинники протоколов хранятся в архиве Комиссии, а выписки из протоколов направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиям и организациям.

Кроме того, Положение о назначении и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2006 г. N 133) устанавливает порядок назначения представителей государства в управляющих комитетах (далее - представители государства), создаваемых в целях координации деятельности по выполнению работ, предусмотренных соглашениями о разделе продукции (далее - управляющие комитеты), их полномочия, а также порядок подготовки и принятия ими решений от имени государства.

Численный состав представителей государства определяется в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции и включает представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен объект недропользования и (или) проводятся предусмотренные указанными соглашениями работы.

Представители государства назначаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции уполномоченного органа в рамках реализации соглашений о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых (далее - уполномоченный орган), из числа федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих соответствующих субъектов Российской Федерации.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в уполномоченный орган предложения о кандидатурах для включения в состав управляющего комитета с приложением информации о кандидате (справки кадровой службы с места работы кандидата).

Полномочия представителя государства прекращаются:

- при принятии Правительством Российской Федерации решения о прекращении полномочий представителя государства или его замене;

- при увольнении представителя государства с замещаемой им государственной должности государственной службы;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Замена представителя государства осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 3 настоящего Положения.

Представители государства формируют консолидированное мнение по вопросам повестки дня заседания управляющего комитета, требующим принятия решения, а также по вопросам осуществления иных полномочий членов управляющего комитета.

Выражение представителями государства различных мнений по вопросам повестки дня заседания управляющего комитета, требующим принятия решения, не допускается.

Представители государства осуществляют свои полномочия на основании директив (в письменной форме), которые формируются уполномоченным органом на основании предложений представителей государства и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.

Представленные инвестором (оператором) соглашения о разделе продукции предложения по повестке дня заседания управляющего комитета и материалы с их обоснованием направляются уполномоченным органом в течение 5 дней с даты их получения представителям государства и при необходимости заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Представители государства и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти направляют в уполномоченный орган свои предложения с изложением позиции и проекты решений по вопросам повестки дня заседания управляющего комитета в течение 7 дней с даты получения необходимых материалов.

При наличии разногласий по вопросам повестки дня заседания управляющего комитета, требующим принятия решения, уполномоченный орган организует их рассмотрение на согласительном совещании у руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, по результатам которого формируются соответствующие директивы.

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений соглашения о разделе продукции заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона, проводимого в порядке, установленном действующим законодательством. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комментируемая статья устанавливает, что введение количественных ограничений экспорта может осуществляться только с учетом обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в части обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора. В свою очередь, из ст. 2 Закона следует, что соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Следовательно, соглашение о разделе продукции не может регулировать порядок экспорта произведенной продукции, поскольку после момента раздела продукции на продукцию, поступившую в собственность инвестора, уже не распространяется соглашение о разделе продукции. На эту часть произведенной продукции распространяется общий правовой режим, установленный законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соглашении о разделе продукции, видимо, в принципе не могут содержаться какие бы то ни было нормы, регулирующие порядок вывоза произведенной продукции, поскольку это предмет публично-правового регулирования. По очевидным причинам не может в указанных соглашениях содержаться и гражданско-правовое обязательство (как обязательство, порождающее право требования, и обязательство, исполнение которого может быть истребовано в судебном или арбитражном порядке) Российской Федерации о гарантиях экспорта произведенной продукции. Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона от 8 декабря 2003 г. ";Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; (в редакции от 2 февраля 2006 г.) импорт и экспорт осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в исключительных случаях. Таковыми являются:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... Закона и комментарий к ней). Федеральнымзакономот 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ в рассматриваемый пункт включено положение, в соответствии с которым общее ...
  2. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г N 212-ФЗ " О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные

    Закон
    ... заболеваний", Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Глава 1. Общиеположения Статья 1. ... не вошло положение, аналогичное п. 3 указанной статьи (в ред. Федеральногозаконаот30декабря 2006 г. N 268-ФЗ), в соответствии ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... -ФЗ, от 27.07.2010 N 222-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымзакономот 19.07.2009 N 196-ФЗ) Глава I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ ... . 2008. N 1. <18> См.: Комментарий к Федеральномузаконуот 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... -ФЗ, от 27.07.2010 N 222-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымзакономот 19.07.2009 N 196-ФЗ) Глава I. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ ... . 2008. N 1. <18> См.: Комментарий к Федеральномузаконуот 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 24 апреля 2008 года n 48-фз " об опеке и попечительстве" введение

    Закон
    ... в главе "Заключительные положения", определяет порядок вступления в силу закона. Общий порядок вступления в силу федеральныхзаконов определен Федеральнымзакономот 14 ...

Другие похожие документы..