Главная > Исследование


Рисунок 3.1. Схема построения системы обеспечения биологической безопасности

  • поддержание необходимого уровня фундаментальной прикладной науки и образования;

  • федеральная комплексная целевая программа обеспечения биологической безопасности;

  • многофакторная система биомониторинга и статистического анализа;

  • поддержание полноценных коллекций эталонных микробных и клеточных культур, развитие сети генетических ресурсов;

  • информированность и грамотность населения в сфере биологической безопасности;

  • международное сотрудничество;

  • борьба с терроризмом.175

Данные задачи являются основными направлениями обеспечения биологической безопасности.

3.2. Проблемы совершенствования системы безопасности РФ

Ввиду исключительной актуальности и важности проблемы биологической безопасности для национальной безопасности России, на рубеже 20-21 вв. Президентом и Правительством РФ был принят ряд принципиальных решений по данному вопросу.

В настоящее время на территории России не допускается разработка и осуществление программ, противоречащих Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия176, а также установлена уголовная ответственность за нарушение положений данной Конвенции.177

Введены в действие нормативные акты (санитарные правила), регламентирующие проведение работ с особо опасными инфекциями, в том числе установлен порядок выдачи разрешений на работу с каждым видом патогенных микробов и рекомбинантными молекулами ДНК, законодательно введено регулирование в области генно-инженерной деятельности.178

В целях противодействия биотерроризму и во исполнение решения Федеральной антитеррористической комиссии принята концепция антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и здоровья населения.179

Образована межведомственная рабочая группа по вопросам защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами биологических, химических и иных средств массового поражения, а также борьбы с незаконным оборотом потенциально опасных веществ и материалов.180

Созданы Федеральный межведомственный центр подготовки специалистов, испытания средств и методов индикации возбудителей особо опасных инфекций на базе Волгоградского НИПЧИ, Центр специальной лабораторной диагностики и лечения - на базе Вирусологического центра НИИМ МО РФ.181

Разработано Положение о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ и ФСБ РФ при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями.182 Перечень официальных основных документов в области биологической безопасности приведен в приложении (А).

В тоже время, при рассмотрении перспективных вопросов обеспечения биологической безопасности страны на Парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального собрания РФ, на Президиуме РАМН, в Специализированных советах и комиссиях Минпромнауки РФ была высказана большая озабоченность реальным состоянием дел. Отмечалось, что существующий научно-технический потенциал по созданию средств диагностики, профилактики и лечения значительно отстает от зарубежного уровня, системы автоматизированного контроля за состоянием окружающей среды не располагают необходимым комплектом средств обнаружения биологических агентов, а санитарно-эпидемиологические лаборатории – экспресс методами индикации.

Действующие производственные мощности по выпуску лекарств, ветеринарных препаратов, средств защиты растений и продуктов питания не соответствуют структуре спроса на них, в результате чего более половины необходимого продовольствия сырья ввозится из-за рубежа, что делает страну уязвимой для биологического терроризма.

Имеющаяся материально-техническая база специализированных медицинских учреждений и научных организаций пользуется средствами индикации, диагностики и лечения, созданными в конце 80-х - начале 90-х гг.183 Отсутствуют автоматические средства обнаружения биоагентов в местах наиболее вероятного совершения терактов (метро, вокзалы). Практически нет федеральных запасов вакцин, иммунобиологических препаратов и современных антибиотиков. Научно-исследовательские разработки средств диагностики, профилактики и лечения, а также мощности по их выпуску финансируются слабо.

Действия федеральных органов исполнительной власти и субъектов на местах в рассматриваемой области практически не координируются, что в конечном итоге может привести к полному параличу существующей системы обеспечения биобезопасности.184

3.3. Проблемы кооперации стран в области биологической защиты.

Еще в 1985 г. «Австралийская группа» стран объединилась в целях содействия ограничению распространения химического и биологического оружия путем установления контроля над передачами химических веществ, оборудования, технологий, а также агентов и организмов, которые могут быть использованы при создании такого оружия.185 В группу входит всего 41 страна (Россия не является участником).186 Все страны-участницы Австралийской группы одновременно являются и сторонами, подписавшими КБТО,187 однако не принимают на себя никаких связывающих с правовой точки зрения обязательств по сотрудничеству: сама эффективность их кооперации зависит исключительно от взаимной приверженности целям и задачам нераспространения БО.

Отсутствие конкретных результатов обсуждений в рамках КБТО стимулировало ряд шагов по продвижению биологической защиты на таких форумах, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также среди неправительственных организаций. Они играют важную роль в развитии концепции биологической защиты, в улучшении информированности мирового сообщества по данным проблемам и пропаганде необходимости вовлечения разноплановых участников в дело предотвращения распространения. Отсутствие координации между данными инициативами, однако, затрудняет гармонизацию мер по укреплению биологической безопасности. Влияние таких организаций на сегодняшний день остается весьма ограниченным.188

Всемирный банк продолжает оказывать поддержку в улучшении систем эпидемиологического наблюдения и развитии медицинских мер противодействия вспышкам инфекционных заболеваний. ОЭСР активно занята созданием глобальной сети центров биологических ресурсов (ЦБР), которые должны стать проводниками знаний и служить пунктами хранения, которые позволят наладить безопасный обмен микробиологическими культурами между его участниками.189

Глобальная инициатива по безопасности и здравоохранению состоит из государств «большой семерки», включая также Европейскую комиссию и Мексику.190 Ее целью является улучшение безопасности здравоохранения в глобальном масштабе путем предотвращения химического, биологического, радиологического и ядерного терроризма, а также пандемического гриппа. В области биологии в ее задачи входит создание общих сетей по наблюдению, развитие совместных подходов к повышению уровня готовности на национальном и международном уровнях, разработка ответных мер на случай вспышек заболеваний и укрепление возможностей общественного здравоохранения по реагированию на чрезвычайные ситуации и распознаванию заболеваний.191 В цели Объединения входит выработка общих стандартов и развитие сотрудничества между лабораториями, для чего была образована специальная Группа действий в области глобальной безопасности и здравоохранения.192

Глобальное партнерство в рамках «восьмерки» играет важную роль в решении задач в области нераспространения, разоружения и борьбы с терроризмом. Тем не менее, финансирование, намеченное и выделенное на программы в области биологии, остается на минимальном уровне, а взносы, обещанные некоторыми государствами, все еще не поступили.193

3.4. Пути решения основных проблем биологической безопасности

Во втором разделе данного исследования была рассмотрена существующая на сегодняшний день система биологической безопасности государства и принципы ее функционирования. В системе были выявлены серьезные проблемы, что представляет собой угрозу для биологической безопасности в целом в условиях нарастания потенциала стран по возможностям производства и разработок БО и все возрастающей угрозы биотерроризма.

Среди проблем системы биологической безопасности можно выделить наиболее важные, а также предложить пути их решения, поскольку эти проблемы решаемы.

Одним из недостатков системы является то, что информация об аварийных ситуациях на биологически опасных объектах крайне скудна вследствие несовершенной организации. Сведения об этих авариях не стандартизированы, что весьма затрудняет их оценку, сопоставление различных эпизодов и прогнозирование санитарно-эпидемиологических последствий. Кроме того, из-за ведомственной разобщенности отсутствует накопление данных об авариях на биологически опасных объектах и их комплексный анализ.

Одним из первых шагов в разрешении этой сложной проблемы должно быть создание банков данных, включающих возможно более полную информацию о всех видах аварий на биологически опасных объектах, а также материалы по мониторингу окружающей среды, включая химические и физические факторы (в том числе и о биоценозах).

На мой взгляд, основной проблемой системы биобезопасности является ведомственная разобщенность. При возникновении чрезвычайной ситуации с угрозой биотерроризма как федеральные министерства и ведомства, так и региональные лаборатории и исследовательские центры делают все возможное для предотвращения вспышек эпидемий и др. негативных последствий биотерроризма, однако в виду отсутствия единого федерального органа по обеспечению биологической безопасности, которому подчинялись бы все остальные ведомства и министерства, действия имеющихся структур при возникновении такой ситуации крайне не согласованны и иногда даже противоречат друг другу. Поэтому я считаю, что для решения этой проблемы необходимо создать специальный федеральный орган, который отвечал бы за биологическую безопасность страны, которому подчинялись бы все звенья системы биологической безопасности, и который бы имел хорошо налаженные каналы связи с данными учреждениями и контроль над их деятельностью. Только в таком случае возможно было бы избежать ведомственной разобщенности в системе. Кроме того, необходимо создать федеральный закон об обеспечении биологической безопасности, на основании которого данное учреждение могло бы управлять остальными ведомствами и контролировать их действия.

Что касается РФ, помимо ведомственной разобщенности присутствует также проблема отставания от зарубежного уровня научно-технического потенциала по созданию средств диагностики, профилактики и лечения. Действующие производственные мощности по выпуску лекарств, ветеринарных препаратов, средств защиты растений и продуктов питания не соответствуют структуре спроса на них, в результате чего более половины необходимого продовольствия сырья ввозится из-за рубежа, что делает страну уязвимой для биологического терроризма. Решения этой проблемы можно добиться только существенным усилением финансирования данной отрасли, а также контролем за полученными финансами.

Еще одной немаловажной проблемой биологической безопасности является слабая кооперация стран по взаимопомощи в обеспечении безопасности. Государства если и вступают в организации и объединения по защите от БО и улучшению системы биобезопасности, то не принимают на себя никаких обязательств с юридической точки зрения. Все делается на добровольной основе. Я считаю, что сама идея существования таких организаций неплохая, поскольку преследует мирные цели нераспространения БО и всеобщей безопасности, однако, особой пользы не несет. Для повышения эффективности подобных мероприятий должна быть создана единая международная организация по контролю за нераспространением БО и соблюдением условий КБТО. Главными задачами такой организации были бы:

  • создание системы межгосударственного информационного обмена по вопросам борьбы с особо опасными инфекционными болезнями, завоза и реализации санитарно-опасных товаров, грузов;

  • гармонизация и унификация нормативно-правовой, методической базы по санитарной охране территорий стран;

  • взаимодействие в области эпидемиологического надзора и контроля за чрезвычайными эпидемическими ситуациями;

  • унификация современных диагностических технологий и методов лабораторного анализа;

  • разработка единой методологии санитарной охраны территорий и госсанэпиднадзора на транспорте;

  • организация сотрудничества в области подготовки специалистов по особо опасным инфекциям;

  • взаимодействие по вопросам производства медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики и профилактики особо опасных инфекций.

Можно выделить следующие перспективные направления сотрудничества стран-участниц КБТО:

    1. разработка ускоренных методов и средств индикации возбудителей инфекций;

    2. создание вакцин нового поколения;

    3. разработка новых дезинфицирующих препаратов;

    4. создание препаратов для лечения инфекционных заболеваний.

Для большей эффективности решения проблем нераспространения БО необходимо ужесточить существующие в настоящее время экономические санкции для нарушителей Конвенции, поскольку они являются весьма слабыми и малоэффективными.

Для достижения эффективности КБТО необходимо привлечь все страны к вступлению в Конвенцию с принятием на себя обязательств по нераспространению БО, а также обязательств по принятию на своей территории постоянных независимых инспекций ООН.

Есть также проблемы и в самой Конвенции. Текст КБТО не достаточно точен, что служит удобной возможностью для уклонения от выполнений обязательств по разоружению. Необходимо дополнить текст Конвенции, включив туда полный перечень биоагентов, которые могут быть использованы в качестве БО, а также прописать в самом тексте КБТО юридическую ответственность за нарушение условий Конвенции.

Я считаю, что только при совмещении всех вышеописанных действий есть возможность добиться больших результатов по укреплению биобезопасности государств и поддержанию нераспространения БО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа основных принципов, критериев и механизмов разработки, производства, накопления и применения биологического оружия (БО) в террористических целях, механизмов контроля за нераспространением БО, а также основных принципов и механизмов работы системы биологической безопасности были разработаны предложения по решению основных проблем биобезопасности в условиях угрозы биотерроризма.

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы.

1. БО представляет большую угрозу для безопасности планеты и каждой страны в отдельности, поскольку является особо опасным для здоровья и жизнедеятельности человека и может быть применено против мирного населения.

2. Основным международным документом в области биологического разоружения является КБТО, действующая с 1975 г., однако, несмотря на основные положения Конвенции, касающиеся ликвидации и прекращения производства и разработок биоагентов, некоторые страны продолжают производить БО. Следовательно, в области нераспространения БО существуют проблемы. В основном, это слабые механизмы контроля над выполнением странами обязательств по разоружению, не достаточно четкая формулировка основных положений Конвенции и недостаточно жесткие санкции для нарушителей. При таких обстоятельствах нельзя отрицать наличие серьезной угрозы распространения биотерроризма.

3. При актах биотерроризма используются биоагенты, распространяемые, самыми разными способами, применение которых в террористических целях влечет за собой не только вспышки опасных, а иногда смертоносных, эпидемий среди населения, но также серьезные экономические и социальные негативные последствия для государства, массовую панику и дезорганизацию государственных структур, что в большинстве случаев и является целями террористов.

4. В течении 20 и 21 вв. было спланировано множество актов биотерроризма, некоторые из которых удалось осуществить. Однако юридическая ответственность за акты биотерроризма не столь велика.

5. Для того чтобы защитить человечество и отдельные страны от применения БО, необходима надежная система биологической безопасности. Современные системы биологической безопасности, как в мире, так и в РФ не являются совершенными и требуют доработки.

6. Добиться успеха в решении проблем биологической безопасности можно, если предпринять ряд шагов по укреплению и изменению существующей системы биобезопасности.

В результате проделанной работы были разработаны следующие предложения по решению основных проблем в области биобезопасности.

На национальном уровне представляется необходимым:

  • Создание банков данных, включающих более полную информацию о всех видах аварий на биологически опасных объектах, а также материалы по мониторингу окружающей среды.

  • Создание специального федерального органа, который отвечал бы за биологическую безопасность страны, которому подчинялись бы все звенья системы биологической безопасности, и который бы имел хорошо налаженные каналы связи с центральными и региональными учреждениями и контроль над их деятельностью.

  • Существенное усиление финансирования системы биологической безопасности в РФ. Контроль за полученными финансами.

  • Ужесточение уголовной ответственности. За биотерроризм с массовым поражением мирного населения можно было бы дать пожизненное лишение свободы.

На международном уровне было бы целесообразным:

  • Создание единой международной организации по контролю за нераспространением БО и соблюдений условий КБТО, основными задачами которой были бы: создание системы межгосударственного информационного обмена по вопросам борьбы с особо опасными инфекционными болезнями, завоза и реализации санитарно-опасных товаров, грузов;гармонизация и унификация нормативно-правовой, методической базы по санитарной охране территорий стран;взаимодействие в области эпидемиологического надзора и контроля за чрезвычайными эпидемическими ситуациями; унификация современных диагностических технологий и методов лабораторного анализа; разработка единой методологии санитарной охраны территорий и госсанэпиднадзора на транспорте; организация сотрудничества в области подготовки специалистов по особо опасным инфекциям; а такжевзаимодействие по вопросам производства медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики и профилактики особо опасных инфекций.

  • Ужесточение экономических санкций для нарушителей Конвенции.

  • Привлечение всех стран к вступлению в КБТО с принятием на себя обязательств по нераспространению БО.

  • Дополнение текста КБТО, включение в текст полного перечня биоагентов, которые могут быть использованы в качестве БО.

При совмещении всех вышеописанных действий есть возможность улучшить ситуацию в области биологического нераспространения и укрепить биологическую безопасность государств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации рабочая программа учебных занятий

    Документ
    ... характера. 2.6.Террористические угрозы и опасности. Раздел 3. Характеристики и ... : титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, ... и радиационный терроризм. Биотерроризм в современноммире. Террористические угрозы с использованием токсических ...
  2. Глава 1 Конвенция о запрещении биологического оружии в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения 7

    Закон
    ... Оглавление ... угрозы распространения ОМУ в мире, включая угрозы распространения биологического оружия и биотерроризма ... предусматривает введение ... оружия и биотерроризма, а в разделе «будущих ... безопасности; разработка современных средств диагностики ...
  3. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  4. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  5. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (2)

    Документ
    ... Амурской области ОГЛАВЛЕНИЕ: Философские ... тематического раздела жанре интервью ... проблемы в современноммире: Материалы ... результатом введенного законодательства ... – это серьёзная угрозамиру и стабильности в ... и противодействие биотерроризму, как, ...

Другие похожие документы..