Главная > Исследование


2.3. Санитарно-эпидемиологическая разведка. Отбор проб из объектов внешней среды и проведение индикации биоагентов

Санитарно-эпидемиологическая разведка (СЭР) проводится при получении информации о совершении биологических террористических актов с целью получения достоверных и своевременных данных о санитарно-эпидемиологической обстановке на данной территории.136

Задачи СЭР:

  • определение места совершения биологического террористического акта на территории города (населенного пункта) или района путем выявления очевидцев и их подробного опроса, исследования района разведки с целью обнаружения признаков использования биоагентов, установления мест застоя и уровней концентрации бактериального аэрозоля;

  • оценка создавшейся после акта биотерроризма эпидемиологической обстановки: наличие в районе разведки инфекционных заболеваний среди временно или длительно пребывающих в районе разведки людей, по роду своей деятельности связанных с этим районом;

  • обнаружение эпизоотии (эпидемии у животных) среди выявленных в районе разведки домашних или диких животных;

  • определение очередности отбора проб, проведение его и доставка проб в лабораторию для специфической индикации биоагентов;

  • установление по возможности границ очага биологического поражения.137

СЭР проводится одновременно на всей территории, подвергшейся террористическому акту с применением биоагентов. При невозможности организовать одновременно СЭР на всей предполагаемой площади поражения разведывательные группы направляются в первую очередь в те районы, где биологическое заражение представляет наибольшую опасность для населения.

Группа СЭР состоит из четырех человек: эпидемиолога, врача- инфекциониста, помощника эпидемиолога (или лаборанта-бактериолога) и санитара. При наличии показаний в группу вводится зоолог или паразитолог.138

Группа СЭР должна быть оснащена минимум двумя укладками с имуществом для отбора проб для специфической индикации биоагентов и лабораторного контроля и контейнером (ящиком, сумкой-холодильником) для транспортировки проб в лабораторию.139

По получении указания от руководителя учреждения на ведение СЭР старший группы организует следующие мероприятия:

  • прием личным составом группы (в том числе водителем автомашины) средств общей экстренной профилактики;

  • погрузку укладок и другого имущества, необходимого для отбора и транспортировки проб, а также дезинфицирующих растворов (заранее проверенных на бактерицидные свойства) для наружной дезинфекции после СЭР укладок, контейнеров для транспортировки проб в лабораторию и для частичной санитарной обработки личного состава группы в ходе ведения СЭР, гидропульта для дезинфекции данного группе автотранспорта;

  • одевание персонала группы в средства индивидуальной защиты (противохимические или противочумные костюмы, противогазы);

  • выезд группы в указанный район проведения СЭР.140

На все эти мероприятия затрачивается не более 15 - 20 мин. Прибыв в указанный район, группа СЭР проводит обследование выделенного участка, определяет объекты для отбора проб и очередность их отбора. Время на отбор и упаковку проб - не более 30 - 40 мин., на оформление документации - 10 мин. Сроки отбора и транспортировки проб в лабораторию не должны превышать 1 - 2 ч.141

Доставка проб должна проходить в условиях, исключающих возможность рассеивания материала. После доставки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а личный состав проходит полную санитарную обработку на пункте санобработки.

Основой специфической индикации биоагентов являются лабораторные методы микробиологического экспресс-анализа. Воспроизведение схемы индикации биоагентов предусматривает:

  • одновременное исследование большого числа поступающих в лабораторию разнообразных проб;

  • выдачу ответов в как можно более короткие сроки от момента поступления проб на исследование.142

При отсутствии сведений о примененном для террористического акта виде микроорганизма каждая проба подлежит исследованию на большое число возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Специфическая индикация биоагентов может проводиться в полном или сокращенном объеме в зависимости от материальной базы и штатов каждой конкретной лаборатории. В случае воспроизведения унифицированной схемы индикации выявлению и идентификации подлежат все виды микроорганизмов, входящих в перечень возможных средств биотеррористических атак.143 При наличии достоверных сведений о примененном виде биоагентов проводят целенаправленное исследование в рамках схемы индикации и идентификации конкретного вида микроорганизма. При этом необходимо учитывать возможность применения возбудителей микст -инфекций (комбинированные рецептуры).144 При наличии у больных характерных признаков болезни анализ доставленных материалов проводят целенаправленно экспрессными или классическими методами исследования. Во всех остальных случаях материалы от больных людей и животных исследуют по единой схеме специфической индикации биоагентов.145

2.4. Выявление инфекционных больных и подозрительных на заболевание лиц, организация изоляции и госпитализации

В комплексе мероприятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов, связанных с возникновением высококонтагиозных (заразительных) инфекций в результате акта биотерроризма, ведущую роль играют противоэпидемические, санитарно-гигиенические и лечебные мероприятия.146 В их числе своевременное выявление, изоляция больных и контактных лиц, проведение комплекса мероприятий по неспецифической (защищенность питьевой воды и продуктов питания от заражения возбудителями, разобщение населения на мелкие группы при воздушно-капельных инфекциях, наличие индивидуальных средств защиты от насекомых и т.п.) и специфической (вакцинация) защите населения, обеспечение строгого противоэпидемического режима в очаге и в лечебно-профилактических учреждениях, выделяемых для госпитализации выявленных больных.147

Личный состав СЭР, уточнив на месте условия работы, быта и питания за период времени, предшествующий заболеванию выявленных больных, отбирает от них пробы материала и решает вопрос о необходимости помещения заболевшего и контактных с ним лиц в соответствующий стационар или изолятор. Для этого старший группы связывается со своим начальником после отбора проб от выявленных больных.148

Для работы в выявленном очаге решением санитарно- противоэпидемической комиссии (СПК) назначается начальник очага, при котором создается противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. Госпитальная группа противоэпидемического штаба при начальнике очага оперативно решает вопросы: развертывания обсервационных госпиталей и изоляции контактировавших, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на возможные заболевания людьми в изоляторах и госпиталях.149

2.5. Дезинфекционные и режимно-ограничительные мероприятия в эпидемических очагах

При возможном инфицировании населения в результате биологического террористического акта большими дозами возбудителя в формирующемся эпидемическом очаге первоначально необходимо срочно предупредить возникновение и развитие инфекционного заболевания у лиц, подвергшихся риску заражения, что возможно с помощью использования антибиотиков и других препаратов, обладающих этиотропным (ослабляющим или устраняющим фактор, вызвавший заболевание) действием.150 После установления вида возбудителя, по эпидемическим показаниям, проводится специфическая профилактика препаратами активной иммунизации - вакцины, анатоксины (безвредные производные токсинов, сохранившие их иммуногенные свойства).151 Однако в большинстве случаев иммунитет, как результат введения этих препаратов в организм, формируется после инкубационного периода, т.е. заболевание наступает быстрее, чем проявляется защитный эффект иммунопрепарата. Поэтому в ряде случаев в первые часы (дни) после возможного заражения применяются средства пассивной иммунизации (менее действенные) - сыворотки, иммуноглобулины (белки, обладающие активностью антител).152

В качестве средств специфической профилактики применяются различные виды вакцин: химические, живые и неживые вакцины из аттенуированных (с искусственно ослабленным действием) штаммов и антибиотико-устойчивых вариантов вакцинных штаммов.153

В целях повышения неспецифической резистентности организма и усиления защитного эффекта средств экстренной и специфической профилактики возможно применение иммуностимуляторов.154

Вспышки особо опасных и опасных инфекций, возникших в результате биотеррористических актов, потребуют проведения крупномасштабных дезинфекционных мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов на различных объектах внешней среды с учетом сроков их выживания, указанных в приложении (Г). В основе принципа профилактики и борьбы с инфекционными болезнями лежат прямые, косвенные и комплексные методы уничтожения или подавления жизнедеятельности патогенных для человека микроорганизмов.155

Прямые методы носят название микробной деконтаминации, под которой понимают полное или частичное удаление микроорганизмов с объектов внешней среды и биотопов человека с помощью факторов прямого повреждающего действия.156 Имеются два принципиально отличающихся типа деконтаминации: на объектах внешней среды и на живых организмах (включая человека). Наиболее широко распространены следующие виды деконтаминации: стерилизация и дезинфекция.157

В общей системе противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию медико-санитарных последствий биологического террористического акта, важное место занимают режимно- ограничительные мероприятия, организуемые и проводимые в зонах поражения.

Они организуются и проводятся в целях предупреждения выноса и последующего распространения инфекций за пределы возникших эпидемических очагов (зон биологического поражения), и представляют собой комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и сложившейся эпидемической и биологической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин.158

Карантин – система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического (заражение растений) очагов и последующую их ликвидацию.159

Карантин накладывается решением СПК и вводится при подозрении на непосредственное применение при биотеррористическом акте в качестве биоагента возбудителей особо опасных инфекций или при взрыве в результате теракта на биологически опасном объекте, в результате которого возможен выброс во внешнюю среду возбудителей особо опасных инфекций, или же появление в очаге биологического заражения среди населения больных или подозрительных на заболевание особо опасными инфекциями лиц.160

Обсервация – режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно- профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.161

Обсервация в зоне поражения при биологическом террористическом акте вводится решением СПК при установлении факта применения в качестве биоагентов возбудителей неконтагиозных инфекций, а также на территориях с неблагополучным или чрезвычайным санитарно-эпидемическим состоянием и появлением единичных случаев контагиозных инфекций.162

2.6. Силы и средства санитарно-эпидемиологической службы, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий биологических террористических актов в РФ

Для организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации медико-санитарных последствий биотеррористических актов территориальные (областные, краевые, республиканские) ЦГСЭН (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора) и противочумные учреждения создают специализированные формирования повышенной готовности (быстрого реагирования).163

Количество формирований Госсанэпидслужбы РФ и их численность определяются характером и объемом задач, решаемых службой в районе совершения теракта, наличием людских ресурсов и материальных средств, а также с учетом особенностей местных условий.

Создание спецформирований предполагает укомплектование их личным составом, оснащение транспортом, специальной техникой, приборами, аппаратурой, медицинским имуществом и подготовку специалистов по соответствующим программам. Основной задачей спецформирований санитарно-эпидемиологической службы являются организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержание санитарно- эпидемиологического благополучия в зоне биотеррористического акта.164

В режиме повседневной деятельности на спецформирования возложены следующие функции по поддержанию высокой готовности:

  • плановая подготовка и совершенствование обучения специалистов;

  • проведение тренировочных учений;

  • обучение населения способам защиты от инфекционных болезней;

  • создание и поддержание специальных финансовых фондов, необходимого резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических препаратов, обеспечение их своевременной замены и пополнения165.

В режиме повышенной готовности:

  • усиление наблюдения за эпидемической ситуацией в зоне ответственности при угрозе совершения биотеррористического акта;

  • направление при необходимости групп экспертов для проведения оценки эпидемической ситуации и выработки предложений по объему и характеру необходимых противоэпидемических мероприятий;

  • выработка предложений;

  • усиление дежурно-диспетчерской службы;

  • принятие мер по защите населения;

  • повышение готовности сил и средств для ликвидации эпидемического очага, вызванного биотеррористическим актом;

  • уточнение планов.166

В режиме чрезвычайной ситуации:

  • проведение первоочередных противоэпидемических мероприятий;

  • организация защиты населения от последствий биотеррористического акта.167

Спецформирования прибывают на место после получения сигнала о ЧС биотеррористического характера, оценивают обстановку путем проведения СЭР, устанавливают связь со штабом руководства спасательными работами МЧС РФ, который информируют о принятых мерах и прогнозе сложившейся эпидемической ситуации, координируют работу отдельных подразделений. Наиболее эффективным, мобильным и мощным спецформированием, способным к быстрому развертыванию в полевых условиях и к автономной деятельности, являются СПЭБ (специализированные противоэпидемические бригады).168

2.7. Планирование профилактических и противоэпидемических мероприятий для предотвращения возможных биологических террористических актов

План – документ, в котором излагается решение руководителей санитарно-эпидемиологической службы по организации медицинского обеспечения населения в ЧС, включая ликвидацию медико-санитарных последствий биологического террористического акта, с приложением к решению необходимых расчетов, схем, раскрывающих его основные положения.169

В основу планирования медицинских мероприятий положен территориально-производственный принцип: все отрабатываемые планы должны быть согласованы с вышестоящими органами управления, учреждениями и формированиями другой ведомственной принадлежности, участвующими в проведении спасательных работ в очагах биологического поражения.170

В планах санитарно-противоэпидемического обеспечения на региональном уровне должны найти отражение следующие вопросы.

  1. Организация и осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой, выявлением причин и условий возникновения инфекционных заболеваний на территории региона.

  2. Прогнозирование эпидемической ситуации, возникшей как результат биологического террористического акта.

  3. Разработка предложений по предупреждению, локализации и ликвидации крупных эпидемических очагов, снижению уровня инфицирования зоны биологического поражения.

  4. Обеспечение информационного взаимодействия и координации деятельности министерств, ведомств и служб по программам и планам обеспечения биологической безопасности.

  5. Контроль за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний.

  6. Координация работ по анализу эпидемического процесса в регионе по опасным инфекционным заболеваниям, динамики санитарно-эпидемиологической обстановки и подготовке сил и средств к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий на зараженных территориях, в эпидемических очагах, при появлении массовых заболеваний в зоне биологического поражения.

  7. Порядок выдвижения санитарно-эпидемиологических бригад и других сил и средств к границам зоны биологического поражения, организация их работы в очагах инфекционных заболеваний.

  8. Анализ и использование накопленного опыта по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.171

Основными исходными материалами для планирования являются следующие:

  1. План эвакуации пострадавшего населения, составляемый эвакуационной комиссией.

  2. Перечень и планы-схемы опасных с точки зрения возможных биологических террористических актов районов, городов, биологически опасных объектов, карта области (города), с нанесенной вышеперечисленной информацией.

  3. Сведения об обеспеченности населения (сотрудников биологически опасных объектов) средствами защиты.

  4. Санитарно-гигиеническая, эпидемиологическая и зоопаразитологическая характеристики территории региона, области, края, города, содержащие данные о местных особенностях, влияющих на организацию медицинского и противоэпидемического обеспечения в предвидении возможных биологических террористических актов.

  5. Графическая схема организации эпидемиологической разведки и система лабораторной диагностики, принятая в области, крае, регионе.

  6. Сведения о количестве медицинских работников различных специальностей, разделенных на категории: врачи со специальной профильной подготовкой (эпидемиологи, вирусологи, инфекционисты); медицинские работники среднего звена со специальной профильной подготовкой (лаборанты-микробиологи и др.); врачи терапевтического профиля и другие врачи.

  7. Сведения о лечебных учреждениях и штатном количестве коек в них, в том числе коек для инфекционных больных.

  8. Сведения о формированиях санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях, которые могут быть использованы для проведения мероприятий по противоэпидемическому обеспечению населения при ликвидации медико-санитарных последствий акта биотерроризма.

  9. Данные о количестве прививочных бригад, которые могут проводить и выполнять мероприятия в очагах биологического поражения.

  10. Данные об ориентировочном числе зараженных и заболевших (санитарные потери) в возможных эпидемических очагах.172

Раздел 3

ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Проблемы системы биологической безопасности

Резко возросшая угроза биотерроризма привела к необходимости совершенствования системы биологической безопасности государств. В РФ, например, при угрозе возникновения биологических рисков каждое министерство, ведомство и региональные структуры задействуют свой имеющийся комплекс средств и методов для проведения необходимых мероприятий, которые не всегда адекватны и скоординированы. Возможные масштабы, временные рамки, потенциальные и реальные потери при развитии угрожающей биологической ситуации требуют единой организационной структуры обеспечения биологической безопасности стран.

Для обеспечения выполнения комплекса мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий биологических террористических актов система биологической безопасности должна отвечать принципам рациональности, компетентности, оперативности и гибкости, превентивности, единства (согласованности) и открытости.173

Принцип рациональности: организационная структура, силы и средства системы должны соответствовать поставленным задачам, законодательству, экономическим возможностям, политике и международным обязательствам.

Принцип компетентности: система должна охватывать все виды возможных биологических угроз и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также актов биотерроризма и биоагрессии.

Суть принципа оперативностии гибкости состоит в том, что система должна находиться в постоянной готовности к противодействию биологическим угрозам, иметь высокую степень управляемости и быстрого реагирования, возможность наращивания маневра силами и средствами адекватного масштаба, обеспечивать быстрое и целенаправленное прохождение информации и команд по вертикальным и горизонтальным каналам управления.

Принцип превентивности: система должна обеспечивать снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций за счет комплекса мероприятий упреждающего характера.

Согласно принципу единства, задачей системы является обеспечение

скоординированной деятельности министерств, ведомств и служб по программам и планам обеспечения биологической безопасности.

Принцип открытости: система должна быть открытой для международного сотрудничества в совместных усилиях по укреплению биологической безопасности и в борьбе с биотерроризмом, неуязвимой для сил стремящихся обойти принимаемые меры при терактах. Указанным принципам построения могла бы отвечать схема, показанная на рисунке 3.1.174

Созданная по такой схеме система биологической безопасности должна будет решать следующие приоритетные задачи:

  • создание единой государственной системы биобезопасности;

  • определение политики и реализация механизмов обеспечения биологической безопасности;

  • защита населения, животных, растений и экосистем;

  • охрана территории страны от опасных материалов, объектов и информации в сфере биологической безопасности;

  • формирование нормативно-правовой базы и её гармонизация с международными аналогами;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство российской федерации рабочая программа учебных занятий

    Документ
    ... характера. 2.6.Террористические угрозы и опасности. Раздел 3. Характеристики и ... : титульный лист, оглавление, введение, главы, параграфы, ... и радиационный терроризм. Биотерроризм в современноммире. Террористические угрозы с использованием токсических ...
  2. Глава 1 Конвенция о запрещении биологического оружии в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения 7

    Закон
    ... Оглавление ... угрозы распространения ОМУ в мире, включая угрозы распространения биологического оружия и биотерроризма ... предусматривает введение ... оружия и биотерроризма, а в разделе «будущих ... безопасности; разработка современных средств диагностики ...
  3. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  4. Основы противодействия терроризму

    Учебное пособие
    ... угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современноммире ... Федерации в части введения ответ­ственности собственников и руководителей ... Авясов. — М. .'Проспект, 2005. Биотерроризм : национальная и глобальная угроза / [Г. Г. Онищенко и др.] ...
  5. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (2)

    Документ
    ... Амурской области ОГЛАВЛЕНИЕ: Философские ... тематического раздела жанре интервью ... проблемы в современноммире: Материалы ... результатом введенного законодательства ... – это серьёзная угрозамиру и стабильности в ... и противодействие биотерроризму, как, ...

Другие похожие документы..