Главная > Основная образовательная программа


Утверждаю ______________ Принята

Директор МАОУ «Гимназия №6» на заседании педагогического совета

гимназии «___»_______________2011года «___» ____________ 2011 года

Основная образовательная программа (ООП)

начального общего образования

МАОУ «Гимназия №6»

Пермь 2011

Содержание

  1. Целевой

    1. Пояснительная записка.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы

начального общего образования.

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной

образовательной программы начального общего образования.

  1. Содержательный

    1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    1. Программы учебных предметов

2.1.Рабочая программа по русскому языку

2.2.Рабочая программа по математике

2.3.Рабочая программа по литературному чтению

2.4.Рабочая программа по ИЗО

2.5.Рабочая программа по технологии

2.6.Рабочая программа по окружающему миру

2.7.Рабочая программа по музыке

2.8.Рабочая программа по физической культуре

3.Программы внеурочной деятельности

3.1. Программа курса «Спортивные игры»

3.2. Программа курса «Игры народов Прикамья»

3.3. Программа курса «Ритмика»

3.4. Программа курса «Мир вокруг нас»

3.5. Программа курса «Мир загадок»

3.6. Программа курса «Мои волшебные пальчики»

3.7. Программа курса «Мифы и легенды Древней Греции»

3.8. Программа курса «Олимпик»

3.9. Программа курса «Учусь создавать проект»

3.10. Программа курса «В мире искусства»

4.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

6. Программа одарённые дети.

  1. Организационный

    1. Учебный план начального общего образования.

    1. План внеурочной деятельности

    1. Система условий реализации основной образовательной программы

  

1.   Пояснительная записка

Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функиционирования и развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №6»

Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Гимназия- образовательное учреждение, ориентированное на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, склонными к практической или исследовательской работе; на начальном этапе гимназического обучения такая мотивация достигается благодаря влиянию семей, сохранивших образовательную традицию и осознающих самоценность образования.

Гимназия №6 – постоянно развивающееся инновационное образовательное учреждение, имеющее прочные традиции и существенные достижения в области совершенствования учебно-воспитательного процесса.

2.  Целью реализации ООП начальной школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, ключевых компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Образование в начальной школе является базой всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».

Образовательная программа начального образования предназначена для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой; сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

Начальное образование также закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного воспитания.

3.XXI век предъявляет новый уровень требований к человеку. Чтобы быть успешным и эффективным он должен: 1) ориентироваться в сложных глобальных процессах развития, понимать их основные тенденции; 2) обладать необходимыми компетентностями, позволяющими ему решать возникающие проблемы, использовать необходимые информационные и материальные ресурсы, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, управлять событиями, принимать ответственные решения и т.д.; 3) владеть современными технологиями (информационными, управленческими, мыслительными и пр.); 4) быть способным быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, перестраиваться, обучаться, находиться в постоянном развитии; 5) быть человеком мира, ответственным за глобальные последствия осуществляемых действий.

Соответственно, современное образование должно осуществлять подготовку человека такого уровня. В России созданы основы образовательной системы, соответствующей вызовам времени. Это – система развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Именно эта система была положена в основу образовательной деятельности начальной школы гимназии №6. В системе РО разработана великолепная педагогическая технология, позволяющая последовательно формировать основы учебной деятельности и научного мышления. Здесь важно отметить, что она позволяет сформировать все основные компоненты учебной деятельности: умения осознавать, понимать, решать проблему, ставить образовательные цели, планировать свою работу, активно и ответственно выполнять поставленные задачи, использовать и разрабатывать необходимые способы осуществления действий и средства, самостоятельно оценивать и контролировать процесс и результат своего труда. Поставленное научное мышление позволяет учащемуся проводить самостоятельный критический и объективный анализ окружающей действительности и принимать взвешенные решения. Тогда как обыденное мышление сильно подвержено влиянию стереотипов, его выводы часто являются поверхностными и случайными.

Учебно-методический комплекс по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова предполагает четкое выделение предметных линий начальной школы, которые требуют жесткой логики разворачивания понятия (например, за учебным предметом «Русский язык» можно обнаружить несколько линий, среди которых основная — линия письма). Предметные линии поддерживаются существующими учебниками и методическими материалами по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами также позволяет поддерживать организацию учебной деятельности младших школьников: предоставляет богатый фактический или схематический материал для анализа и постановки проблемы, дает возможность ученикам под руководством учителя ставить и решать исследовательские задачи, опираясь на модельные средства; обеспечивает удобство в организации общеклассного обсуждения

Краткая характеристика основных предметных линий начальной школы в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Предметная линия письма

В этой предметной линии происходит введение букв и освоение правил русской графики, вытекающих из общего принципа письма с учетом позиции звука, обнаружение общего принципа русской орфографии и вытекающего из него общего орфографического правила, установление границ действия общего принципа русской орфографии — нахождение написаний, не подчиняющихся ему.

Предметная линия высказывания

В этой предметной линии происходит открытие способов соединения слова с другими словами в речи (высказывании), типовых моделей поведения слов в речи — систематическое изучение грамматики русского языка.

Предметная линия точек зрения

Эта линия открывает учащимся путь восхождения к автору, позволяя решать главную задачу искусства — задачу понимания авторского отношения и порождения моего собственного отношения к художественной модели мира, представленной в произведении. Открытие понятия «точки зрения» и начало его освоения происходит с помощью цикла смены позиций: авторская попытка воплощения собственного замысла (в исходных практиках) — открытие способа выражения авторского отношения в художественном тексте-образце (работа в позиции теоретика) — попытка применить открытие в собственной практике (работа в позиции автора-художника) — обсуждение и оценка результатов художественной практики (работа в позиции критика). Достижения этой предметной линии впоследствии оказываются значимыми не только для понимания литературных произведений, но и других произведений искусства (музыкальных, художественных, архитектурных произведений).

Предметная линия художественной формы

На этой линии происходит открытие различных выразительных средств, «языков» разных видов искусства. Ученики открывают структуру различных художественных форм, двигаясь от внешних «языковых» уровней (звук, ритм, цветовая гамма и др.) к внутренним (художественный хронотоп, музыкальный квадрат, сюжет и композиция и др.).

Линия завершается открытием понятия «художественный жанр», которое в дальнейшем позволяет ученикам самостоятельно ориентироваться в многообразии художественных произведений.

Предметная линия измерения

Основной учебной задачей в этой линии является открытие числа.
Остальные учебные задачи связаны с открытием способов следующих действий: увеличение, уменьшение величин (преобразование величин в связи с задачей уравнивания);измерение величины с помощью нескольких мерок; открытие позиционных систем счисления (в том числе десятичной системы); измерение условно измеряемых величин, процедура оценки, косвенное измерение, построение оценочных шкал и приборов; открытие умножения (ситуация измерения промежуточной мерки) и деления.

Предметная линия экспериментирования

В этой предметной линии происходит разделение условий процессов на существенные (определяющие результат) и несущественные (ускоряющие или замедляющие течение процесса, но не определяющие результат). В дальнейшем ученики открывают способ выявления существенных условий процесса (гипотеза — проверка в экспериментальных и контрольных условиях). Значительно позднее происходит открытие способа замещения (моделирования) реально протекающего процесса в условиях невозможности его экспериментального воспроизведения. (Продолжением этой линии в средней школе являются практики мысленного экспериментирования и геометрического доказательства).

Предметная линия представления результатов деятельности

В рамках этой линии происходит открытие и освоение разнообразных культурных средств представления продуктов разнообразных видов деятельности (например, способа пропорционального изображения на плоскости — масштаба, способа изображения направлений на плоскости, табличной, схематической, графической и диаграммной формы представления данных и т.д.)

4. ООП адресована учащимся 6,5-10 лет. Комплектование 1х классов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, другими нормативными актами РФ и Перми, Уставом гимназии.

Продолжительность обучения-4 года.

5.  Педагогический коллектив начальной школы гимназии – стабилен, все учителя имеют высшую квалификационную категорию,6человек-лауреаты Приоритетного национального проекта образования «Лучшие учителя России». Среди учителей (7 человек) 1- выпускница гимназии. 3 человека являются внештатными сотрудниками лаборатории развивающего обучения при ПКИПКРО. Средний возраст учителей – 45 лет.

6.  Для 1-х классов установлена 5- дневная учебная неделя, во 2-4 классах- 6- дневная учебная неделя.

Начало учебного дня- в 8.30.

Продолжительность урока в 1 классах- 35 минут.

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п. 2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода. Первые две недели обучения дети проходят курс «Введение в школьную жизнь». В 1-й четверти каждый день проводится 3 урока, четвертый урок по расписанию с записью в классном журнале должен проводиться в другой образовательной среде (во время прогулки, динамической паузы должно происходить уточнение первоначальных математических представлений, упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха, составление букв, начертание схем из природного материала, на природном основании и т.д.)

Продолжительность урока во 2-4 классах- 45 минут.

Продолжительность II, III, IV перемен- 20 минут, других перемен-15 минут.

Проведение нулевых уроков запрещено.

Наполняемость классов- 25 человек. При проведении занятий по иностранному языку (английскому) осуществляется деление классов на две (а по согласованию с учредителем- на три) группы (при наполняемости класса не менее 25 человек).

7.  Материально-технические ресурсы для реализации ООП:

- 8 кабинетов для начальной школы

- компьютеры и оргтехника в каждом классе

- сайт гимназии и Интернет

- общегимназическая сеть

- игровая комната для учащихся младших школьников

- комната психологической разгрузки

Важным компонентом образовательной среды гимназии являются библиотека, медиатека и современные информационные технологии, предоставляющие условия и средства для самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Для корректировки педагогической работы в целях лучшего усвоения учащимися гимназии образовательной программы в школе созданы социально-психологическая служба. Их задачи:

  • предупреждение перегрузки учащихся;

  • обеспечение благоприятного валеологического режима;

  • выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности, способностей к творческой, исследовательской деятельности;

  • выявление проблем в учебе, во внеурочной и внеучебной деятельности, в социальной сфере, личностных проблем, помощь в решении этих проблем.

8.  Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

       освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

       принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

       формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

       изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

9.   При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований МШВ (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников.

С приходом ребенка в школу такие формы деятельности и сотрудничества, как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-деловое и игровое сотрудничество характерное для дошкольных возрастов не исчезают, а продолжают жить в младшем школьном возрасте. Раз появившись, та или иная форма деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель. Однако целесообразно не смешивать разные виды деятельности и формы сотрудничества между собой. Так, различение личностной и деловой оценки и владение деловой самооценкой – средства избежать смешение учебного и непосредственно-эмоционально видов сотрудничества. Основным средством преодоления репродуктивных действий (действий по образцу, по инструкции) учащихся и перевода в учебную деятельность детей, ориентированных на выполнение правил, на послушание и подражание, является систематическая организация совместной работы учеников, проходящей в относительной независимости от взрослого – носителя образцов. Игра является незаменимым средством для того, чтобы всеобщие основания математических, лингвистических и прочих понятий наполнились для ребенка личным смыслом, стали собственной логикой ребенка. Но таким средством служит не любая, а специфическая- понятийная игра, для которой должны создаваться особые понятийные персонажи (см.букварь Д.Б.Эльконина). Понятийные персонажи учебных игр воплощают понятие, т.е. позволяют одеть теоретическую абстракцию вплоть чувств.

Таким образом, при организации учебного процесса особенно в первом классе целесообразно обеспечить такую полноту форм совместности, при которой вход в учебную деятельность будет открыт детям с самыми разными личностными ориентациями и ценностями: не только познавателям, но и коммуникантам, фантазерам, практикам, эстетам… Для этого учебный процесс младшего школьника следует представить сплавом разных форм сотрудничества, построенных взрослым с точным знанием его ингредиентов и их пропорций1.

Учебная деятельность в системе РО - это преобразование. Преобразование - это ломка предметов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы, он всегда - движение в неизвестное. Поэтому постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Он преодолевает их с помощью учащихся.

Учебная деятельность развивает прежде всего у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач. Умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами, критичность к действиям и мнениям – собственным и чужим, нежелание что-либо принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса – есть поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности. Учебная деятельность не развивает те способности, которые в основе своей нерефлексивны – доверчивость, подражательность, фантазирование и т.п. Эти способности развиваются в других видах деятельности, которые могут быть обогащены через учебную деятельность, но ни в коем случае не заменены ею. Строя учебный процесс школьника педагог должен в должной пропорции сочетать все виды и формы деятельности в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие ребенка может оказаться однобоким.

Для успешной реализации ООП и для организации своей работы в рамках образовательной системы Эльконина-Давыдова учитель обязан руководствоваться основными принципами развивающего обучения:

1. Принципсвязиуровняразвитияребенка с обучением. Возрастные возможности младших школьников и подростков не являются “натуральными”, природными. Они существенно обусловлены образовательной системой. При кардинальном изменении этой системы обнаруживаются новые возрастные возможности.

2. Принципвосхожденияотабстрактного к конкретному”. Введение в учебный предмет начинается с освоения детьми наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений.

3. Принципмоделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для учителя и учеников с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме.

4. Принциппоиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются детям в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для детей внутренней логикой содержания обучения.

5. Принципдетскогодействия. Ученики открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий детей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «гимназия « новоскул»

    Основная образовательная программа
    ... января 2012 г. ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯМАОУ «ГИМНАЗИЯ «НОВОСКУЛ» Великий Новгород 2012 год ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМАОУ «Гимназия «Новоскул» Великий Новгород ...
  2. Маоу «гимназия № 10» образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ноо для 1 классов на 2011 – 2012 учебный год (по умс «перспектива»)

    Основная образовательная программа
    ... и равноправия. ОбразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМАОУ «Гимназия №10», имеющего ... ООП В целях обеспечения реализации основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования в гимназии для участников образовательного ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основная образовательная программа
    ... освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО является ...
  4. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (5)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования 69-79 VIII Программы отдельных учебных предметов 80-91 I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМАОУ «Гимназия ...
  5. Основная образовательная программа (начальная школа) г стерлитамак

    Основная образовательная программа
    ... ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМАОУ «СОШ №31» г.Стерлитамак РБ (далее Школа) разработана на основе Примерной основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ... 17, №32) и гимназия № 5. Несмотря на ...

Другие похожие документы..