Главная > архив


Управление образования и науки Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

в общеобразовательных учреждениях Белгородской области

в 2007-2008 учебном году»

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

С целью сохранения единого образовательного пространства области, повышения качества образования, выполнения санитарно- эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Белгородской области в 2007-2008 учебном году следует руководствоваться следующими документами:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. №2783.);

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 ";Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";;

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089)

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень). Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);

  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования».

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

На основе вышеперечисленных нормативных документов изучение предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области осуществляется следующими этапами:

1) в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» изучается в качестве учебного модуля предмета «Технология»;

2) в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика и ИКТ» вводится с 8 класса;

3) в 10 – 11 классах предмет ";Информатика и ИКТ"; может быть представлен на двух уровнях: базовом или профильном.

Необходимое количество часов информатики и ИКТ

в неделю по областному базисному учебному плану

Класс

/уровень изучения

Необходимое количество часов в неделю по программе

3 класс

4 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Базовый

уровень

20-25

часов за два года

обучения

1

2

1

1

Профильный

уровень

4

4

Необходимое количество часов в неделю для углубленного изучения информатики и ИКТ

Класс

/уровень изучения

Необходимое количество часов в неделю по программе

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Углубленное

изучение

2

2

Грифованные программы для данных классов не предлагаются, учитель может разработать авторскую программу по любому УМК*

*Примечание: авторские программы утверждаются на областном экспертном совете в соответствии с «Положением об авторских и адаптированных (индивидуально-разработанных, модифицированных) учебных программ учреждений общего и дополнительного образования и о порядке экспертиз авторских и адаптивных программ» (Утверждено на заседании областного экспертного совета 29.09.2005 г., приложение № 1)

1. Преподавание информатики и ИКТ в начальной школе

Вариант 1. Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования в начальной школе изучение информатики и ИКТрекомендуетсяв III – IV классах в качестве модуля «Практика работы на компьютере» учебного предмета «Технология» рассчитанного на 20-25 часов за 2 года с целью обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Этот модуль вводится в обучение «при наличии материально-технических средств»1.

Для работы с модулем «Практика работы на компьютере» в федеральном перечне учебников на 2007-2008 учебный год рекомендованы учебники:

  • Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 3-й класс. - М.: «Баласс», 2006. - 80 с., илл.

  • Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 4-й класс. - М.: «Баласс», 2006. - 80 с., илл.

Учебник А.В. Горячева предназначен для школ, имеющих необходимые материально-технические возможности (компьютерные классы), в качестве средства обучения школьников на уроках по предмету «Информатика», а также для изучения на уроках по предмету «Технология» раздела, именуемого в стандарте начального общего образования «Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)». Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий.

К учебнику выпущены справочники-практикумы – приложения для практического освоения ряда компьютерных программ:

  • Конструктор игр для школьников. Справочник-практикум. - М.: «Баласс», 2006. - 64 с., илл.

  • Графический редактор «TuxPaint» для школьников. Справочник-практикум. - М.: «Баласс», 2006. - 80 с., илл.

  • Конструткор мультфильмов «Мульти-Пульти». Справочник-практикум. - М.: «Баласс», 2006. - 96 с., илл.

  • Дизайн интерьеров. Справочник-практикум. - М.: «Баласс», 2006. - 128 с., илл.

Вариант 2. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе, как пропедевтического курса, может происходить за счет часов школьного компонента 1 час в неделю (35 часов в год).

Для организации изучения «Информатики и ИКТ» на начальной ступени обучения как пропедевтического курса в региональном перечне учебников на 2007/2008 учебный год рекомендована программа С.Н. Тур, Т.П. Бокучава и УМК, включающий в себя:

  • Информатика. Учебник-тетрадь. 2 кл. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава – С-П: «БХВ-Петербург», 2007.

  • Информатика. Учебник-тетрадь. 3 кл. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава – С-П: «БХВ-Петербург», 2007.

  • Информатика. Учебник-тетрадь. 4 кл. / С.Н. Тур, Т.П. Бокучава – С-П: «БХВ-Петербург», 2007.

Учебники-тетради сопровождаются методическим пособием для учителей, компакт-диском с пакетом педагогических программных средств «Страна Фантазия» и программой курса. Учебник-тетрадь 4 класса имеет вкладыш для контрольных и самостоятельных работ. Программа рассчитана на 34 часа в год во 2-3-4 классах.

Примечание: При использовании любого учебно-методического комплекта необходимо помнить, что если изучение информатики и ИКТ начинается в 3 классе, то материал для 2 класса необходимо изучать вместе с материалом 3 класса. При этом учитель разрабатывает рабочую программу и календарно-тематическое планирование на основе авторской, в которой объединяет материал 2 класса и 3 класса на один год обучения. Затем разработанная рабочая программа и календарно-тематическое планирование обязательно утверждаются в муниципальной методической службе.

3 вариант. «Информатика и ИКТ» в начальной школе может быть двухкомпонентным предметом. Теоретическая составляющая предмета может изучаться за счет компонента образовательного учреждения; а освоение компьютера как инструмента для обработки информации и возможностей различных прикладных сред может быть встроено модулем в предмет «Технология».

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техники, санитарные нормы организации труда детей за компьютером (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения и осанки. Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся начальной школы должна быть не более 15 минут.

При проведении учебных занятий в компьютерном классе осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

«Информатика и ИКТ» в начальной школе

Таблица 1.

Вариант 1 (как модуль учебного предмета «Технология»)

Вариант 2 (1 час из школьного компонента)

Назначение

Обучение применению информационных технологий. Практическое знакомство с видами и формами представления информации, со способами организации и поиска информации

Развитие мышления (логика, алгоритмы, системы). Освоение таблиц и единых схем как инструкции анализа

Соответствие стандарту для начальной школы

Предмет «Технология», раздел «Практика работы на компьютере»

Общеучебные умения и навыки (информационный компонент)

Пропедевтика информатики (на уровне умений)

  • Информационные технологии

  • Информация и информационные процессы

  • Виды информации

  • Способы организации информации

  • Поиск информации

  • Формализация и моделирование

  • Представление информации (схемы, таблицы)

  • Алгоритмы

  • Элементы формальной логики

  • Логически сложные разделы информатики

Классы

3-4

2-4 (3-4)

Учитель

  • Учитель информатики

  • Подготовленный учитель технологии

  • Подготовленный учитель начальных классов

  • Учитель начальных классов (для переноса общеучебных умений на базовые дисциплины)

Компьютеры

  • Компьютерная составляющая урока

  • Применение как ТСО

  • Компьютерная составляющая урока

Учебники и пособия

Из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2007/08 учебный год учебник А.В. Горячева Информатика и ИКТ. Мой инструмент – компьютер. 3 кл., 4 кл. – М.: Баласс, 2006 г.

Из Регионального перечня учебников на 2007/08 учебный год учебно-методический комплект С.Н. Тур, Т.П. Бокучава Информатика. 2 кл, 3 кл, 4 кл. – С-П.: «БХВ-Петербург», 2007 г.

В результате по окончании начальной школы учащийся, изучавший модуль (либо предмет) ";Информатика и ИКТ";, должен:

знать/понимать

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

2. Преподавание информатики и ИКТ в 5-6 классах основной школы

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, областным и федеральным базисными учебными планами не предусмотрено изучения предмета «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах, но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать в области непрерывный курс изучения информатики и ИКТ, предусматривающий три этапа: пропедевтический (1-6), базовый (7-9 классы или 8-9 классы), профильный (10-11 классы). За счет школьного компонента общеобразовательные учреждения могут изучать информатику и ИКТ по углубленному варианту.

Рекомендуемые учебно-методические комплекты на 2007/2008 учебный год для преподавания информатики в 5-6 классах:

авторская программа Л.Л. Босовой (последовательная модель - 1 час в неделю, 35 часов в год; параллельная модель - 1 час в неделю, 35 часов в год; углубленная модель – 2 часа в неделю, 70 часов в год) и УМК, включающий в себя следующие пособия:

  • Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. – 159 с.;

  • Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2006. – 87 с.;

  • Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. – 191 с.;

  • Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2006. – 117 с.;

  • Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. – 256 с.

  • Занимательные задачи по информатике. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Босова Л.Л. Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной школы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.

авторская программа Н.В. Макаровой и УМК, включающий в себя следующие пособия:

  • Информатика и ИКТ. 5-6 класс. Начальный курс. Изд. 2-е перераб. / Н.В. Макарова. – СПб: «Питер», 2007.

  • Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень./ Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. – СПб: «Питер», 2007.

  • Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №2. Начальный уровень./ Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф. – СПб: «Питер», 2007.

  • Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы / Н.В. Макарова. - 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

Учебно-методические комплекты Н.В. Макаровой разработаны на преподавание информатики и ИКТ из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

3. Преподавание информатики и ИКТ в 7-9 классах основной школы

Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и ИКТ базовый курс должен изучаться всеми учащимися и реализовываться в объеме не менее 102 часов по одной из двух возможных моделей:

модель 1 – по 1 часу в неделю в 7-9 классах;

модель 2 – по 1 часу в неделю в 8 классе, по 2 часа в неделю в 9 классе.

В 9 классе в системе предпрофильной подготовки возможно расширить границы предмета за счет элективных курсов по выбору учащихся.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий.

Для реализации требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ на основе моделей 1 или 2 целесообразно использовать УМК из регионального перечня учебников, рекомендованных на 2007/2008 учебный год:

авторская программа Н.Д. Угриновича и УМК, включающий в себя следующие пособия:

  • Угринович Н.Д. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.% БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.

  • Информатика – 7: Учебник для 7 класса. / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика – 8: Учебник для 8 класса. / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика – 9: Учебник для 9 класса. / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие / Угринович Н.Д. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. / Угринович Н.Д. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Linux-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. / Угринович Н.Д. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Учебно-методические комплекты Н.Д. Угриновича разработаны на преподавание информатики и ИКТ из расчета 1 час в неделю (35 часов в год).

авторская программа И.Г. Семакина и др. и УМК, включающий в себя следующие пособия:

  • Семакин И.Г. и др. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русакова и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннекера: Том 1. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русакова и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннекера: Том 2. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  • Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Учебно-методические комплекты И.Г. Семакина и др. разработаны на преподавание информатики и ИКТ из расчета 8 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.

авторская программа Н.В. Макаровой и УМК, включающий в себя следующие пособия:

  • Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс. /Н.В. Макарова. - 1-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

  • Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс. /Н.В. Макарова. - 1-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

  • Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Н.В. Макарова. - 1-е изд. – СПб: «Питер», 2006.

  • Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. Н.В. Макарова. - 1-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

  • Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). 5-11 классы / Н.В. Макарова. - 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007.

Учебно-методические комплекты Н.В. Макаровой разработаны на преподавание информатики и ИКТ из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Элективные курсы (для предпрофильного обучения)

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. Элективные курсы являются курсами по выбору. В зависимости от своих интересов, склонностей, предпочтений и т.д. учащиеся могут выбрать элективный курс по любому предмету, независимо от дальнейшего профиля обучения.

Перечень элективных курсов предпрофильной подготовки

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Автор, название

Кол-во часов

Класс

Сопровождение курса

Источник, выходные данные

Федеральный уровень

Н.В.Новожилова
Информация. Информационные технологии.

14

9

Программа

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Н.В.Новожилова
Интернет: среда и средство получения знаний

12

9

Программа

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

Пономарева Е.А.
Такая разная информатика

12

9

Программа

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

С.А. Бешенков,

Е.А. Ракитина. Информационная цивилизация

10-12

9

Программа, рекомендации учителю

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

Е.В. Михеева
Информационные технологии в управлении

(образовательная область – технология)

35

8-9

Программа

Сборник программ элективных курсов. Образовательная область – технология МОиН РФ М.: Вита-Пресс, 2004.

Дашкина С. И., Нефедова Е. В. Издательское дело.

36

9

Программа

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

Сурыгина В.М.
Компьютерное моделирование

18

9

Программа

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК. М.: Вита-Пресс, 2004.

Примечание: Также для преподавания элективных курсов может использоваться сборник методических рекомендаций, изданный Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Настоящий сборник издан по итогам областного заочного конкурса «Элективные курсы в профильном обучении и предпрофильной подготовке: Образовательная область «Информатика и ИКТ»» для обеспечения занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в девятых классах и старшей школе (элективные курсы). Сборник состоит из двух брошюр. В первой представлены элективные курсы для предпрофильной подготовки, содержание второй брошюры – программы элективных курсов для профильного обучения. Представленные в сборнике материалы помогут работникам школ, принимающим участие в эксперименте по профильному обучению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо 1 руководствоваться следующими нормативными документами

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2009-2010 учебномгоду»Информатика — в настоящее ...
  2. Инструктивно-методическое письмо (3)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...
  3. Инструктивно-методическое письмо (12)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...
  4. Инструктивно-методическое письмо (19)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... переподготовки специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...
  5. Инструктивно-методическое письмо (21)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... работников образования Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2010-2011 учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ Современный ...

Другие похожие документы..