Главная > Пояснительная записка


Пояснительная записка

к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

 

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.      БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

2.       Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 года;

3.       Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 

В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа:

Программа включаетматериал по истории древнего мира (развитие человечества с  первобытных времен и до падения Западной Римской империи).  Рассчитана на 70 часов, при 2 часах в неделю

УМК:

  1. Учебник Уколовой «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г.

2. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. 

Основные цели курса:

•  выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

•  развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.);

•  формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

•  развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

•  изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса.

Результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную др.;

  • владения умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

Предметные результаты изучения истории включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание ( факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной стране;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Тема урока

Количество часов

1.

Предыстория человечества. Первобытный период.

8

2.

Древний Восток

19

3.

Античность. Древняя Греция

21

4.

Античность. Древний Рим

19

5.

Итоговое повторение

1

6.

Резерв

2

Итого

70

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(70 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Глава 1. Зачем изучать историю (2 часа)

1.

Что такое история? Ключи к познанию прошлого

1

2.

Счет лет в истории

1

Раздел I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (6 часов)

Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период. (6 часов)

3.

Древнейшие люди

1

4.

Появление «Человека разумного»

1

5.

Рождение религии и искусства

1

6.

Древние земледельцы и скотоводы

1

7.

От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизаций

1

8.

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Жизнь первобытных людей»

1

Раздел II. Древний Восток (19 часов)

Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3 часа)

9.

Междуречье: рождение цивилизации

1

10.

Культура Шумера

1

11.

Древний Вавилон.

1

Глава 4. Древний Египет (4 часа)

12.

Страна на берегу Нила и её жители

1

13.

Мир пирамид

1

14.

Верования (религия) древних египтян

1

15.

Обобщающе- повторительный урок по теме «Древний Египет»

1

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности. (3 часа)

16.

Финикия – страна мореплавателей

1

17.

Древняя Палестина

1

18.

Библейские пророки

1

Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока. (4 часа)

19.

Ассирийская держава

1

20.

Нововавилонское царство

1

21.

Древняя Персия – «страна стран»

1

22.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Древнее Двуречье»

1

Глава 7. Древняя Индия (2 часа)

23.

Ранние цивилизации Древней Индии

1

24.

Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.

1

Глава 8. Древний Китай (3 часа)

25.

Первые китайские государства

1

26.

Древняя мудрость и изобретения китайцев

1

27.

Обобщающий урок по разделу «Древний Восток»

1

Раздел III. Античность. Древняя Греция ( 21 час)

Глава 9. Древнейшая Греция (6 часов)

28.

Природа и население Древней Греции

1

29.

Боги греков

1

30.

Герои греков

1

31.

Первые государства на Крите. Держава Миноса

1

32.

Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены

1

33.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

Глава 10. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (3 часа)

34.

Возникновение полиса. Великая греческая колонизация

1

35.

Рождение демократии в Афинах

1

36.

Олигархическая Спарта

1

Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией. (2 часа)

37.

Начало греко-персидских войн. Битва при Марафоне

1

38.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Глава 12. Расцвет Греции. (6 часов)

39.

Афины при Перикле

1

40.

Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура

1

41.

Театр. Трагедии и комедии

1

42.

Олимпийские игры

1

43.

Как учили детей в древней Греции

1

44.

Повседневная жизнь греков

1

Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира. (4 часа)

45.

Города Греции подчиняются Македонии

46.

Александр Македонский. Завоевание Востока

47.

Восток и Греция после Александра Македонского

48.

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»

Раздел III. Античность. Древний Рим (19 часов)

Глава 14. Ранний Рим. (5 часов)

49.

Предшественники римлян

1

50.

Рим эпохи царей.

1

51.

Ранняя республика.

1

52.

Римская семья, нравы и религия

1

53.

Рим завоевывает Италию

1

Глава 15. Поздняя республика. (2 часа)

54.

Пунические войны.

1

55.

Рим превращается в мировую державу

1

Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики. (4 часа)

56.

Земельные реформы братьев Гракхов

1

57.

Рабство в эпоху Поздней республики

1

58.

Гибель республики.

1

59.

Диктатура Цезаря

1

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи. (5 часов)

60.

Рим становится империей

1

61.

Преемники Августа

1

62.

Возникновение христианства.

1

63.

«Золотой век» Римской империи

1

64.

Римляне в повседневной жизни

1

Глава 18. Поздняя империя. (3 часа)

65.

Империя в III – IV вв.

1

66.

Падение Западной Римской империи.

1

67.

Итогово-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1

68

Времен связующая нить

1

69-70

Резерв.

2

Календарно-тематический план по истории древнего мира (5 класс)

Количество уроков в год 70 часов. В неделю – 2 часа.

п\п

Тема

Дата

Кол-во час.

Термины

Форма и тип урока

Компетенции

Домашнее задание

Форма контроля

УУД

Оборудование

Глава 1. Зачем изучать историю (2 часа)

1.

Что такое история? Ключи к познанию прошлого

1

История, источники, археология, этнография

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

История моей семьи

§ 1

Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

«Атлас истории древнего мира»

2.

Счет лет в истории

1

Наша эра, до нашей эры, столетие, век, тысячелетие

Изучение нового материала, практическая работа

Творческая

Историческая математика

§ 2

Решение задач

Объяснять, как ведется счет лет в истории до н.э. и н.э., используя линию времени.

Лента времени

Раздел I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (

Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период. (6 часов)

3.

Древнейшие люди

1

Человеческое стадо, собирательство

Комбинированный

Учебно-познавательная, творческая

Древние орудия труда – рисунок § 3

Решение задач, фронтальный опрос

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Таблица-рисунок «Древнейшие люди»

4.

Появление «Человека разумного»

1

Родовая община

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Задания в рабочей тетради § 4

Фронтальный опрос

Рассказывать об условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника.

Рабочая тетрадь

5.

Рождение религии и искусства

1

Религия, духи, душа, молитвы, колдовской обряд

Комбинированный урок

культуроведческая

Вопросы к параграфу

§ 5

Пересказ

Рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей.

Рисунок «Религиозные верования древнейших людей»

6.

Древние земледельцы и скотоводы

1

Ремесло, род, племя, скотоводство, идол, ткачество, прядение, старейшина

комбинированный

Учебно-познавательная

Выучить термины

§ 6

Исторический диктант

Объяснять значение появления земледелия и скотоводства, изобретений др.людей (орудия труда и др.) для развития общества.

7.

От неолита к медному веку. Первые очаги цивилизаций

1

Знать, вождь, неравенство, соседская община, раб, город, правитель, царь

Урок-собеседование

Творческая, познавательная

Выучить определения

§ 7-8

Фронтальный опрос

Объяснять возникновение древнейших цивилизаций.

Рабочая тетрадь

8.

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Жизнь первобытных людей»

1

Письменная контрольная работа

Продуктивная

повторить

§ 1-8

Уметь написать терминологический диктант, дать определение занятий.

Раздел II. Древний Восток (14 часов)

Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3 часа)

9.

Междуречье: рождение цивилизации

1

Месопотамия, клинопись, Тигр, Евфрат

Изучение нового материала

Образовательная

Фронтальный опрос

§ 9

Составление кроссворда

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.

Карты «Древнее Двуречье», «Междуречье и Восточное Средиземноморье»

10.

Культура Шумера

1

Пиктография, клинопись, астрономия

Изучение нового материала.

Культуроведческая, творческая

Творческая работа

§10

Знаки Зодиака сегодня: что мы знаем о них?

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Месопотамии.

Миф о потопе

Карта «Древнее Двуречье»

11.

Древний Вавилон.

1

Аренда, ростовщик

Практическое занятие

Творческая

Рассказ по законам царя Хаммурапи: справедливое и несправедливое

§ 11

Творческая работа, индивидуальный опрос

Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

Рабочая тетрадь

Глава 4. Древний Египет (4 часа)

12.

Страна на берегу Нила и её жители

1

Дельта, дамбы, каналы, оазисы, папирус, фараон, Мемфис

Изучение нового материала

Информационная

Вопросы к параграфу

§ 12

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. характеризовать основные группы населения, их занятия, положение.

Интерактивное наглядное пособие «Карта Древнего Египта».

13.

Мир пирамид

1

Пирамида, архитектура, сфинкс, обелиски, гробницы

Комбинированный

Учебно-познавательная. Культуроведческая

Заполнение таблицы (труд крестьян и ремесленников)

§ 13

Заполнение таблицы в рабочей тетради «Древний Египет»

Описывать предметы материальной культуры, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Рабочая тетрадь

14.

Верования (религия) древних египтян

1

Храмы, жрецы, статуи, обряды, мумия, пирамиды

комбинированный

Культуроведческая, информационная

Таблица «Боги египтян» в рабочей тетради

§ 14

Устный опрос

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Рабочая тетрадь

15.

Обобщающе- повторительный урок по теме «Древний Египет»

1

Контрольно-обобщающий

Повторить определения, термины

повторить § 12-15

Чайнворд «В стране Большого Хапи», тесты

Раскрывать значение понятий и терминов: фараон, жрец, раб, вельможа, пирамида, папирус.

Рабочая тетрадь, карта «Древний Египет»

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности.

16.

Финикия – страна мореплавателей

1

Колонии, Финикия

Комбинированный

Учебно-познавательная

Буквы финикийского алфавита, вопросы в рабочей тетради

§ 16

Фронтальный опрос

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания алфавита.

Карта

17.

Древняя Палестина

1

Иерихон, храм Соломона, Иерусалим, Давид

Комбинированный

Учебно-познавательная

§ 17

Устный опрос

Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья.

Карта «Древний Восток»

18.

Библейские пророки

1

Древние евреи, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Израиль, заповеди

Комбинированный

Учебно-познавательная

«Суд Соломона» - ответы на вопросы

§ 18

Проблемные вопросы

Объяснять значение перехода к монотеизму (в иудаизме).

Рабочая тетрадь

Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока. (4 часа)

19.

Ассирийская держава

1

Железо, держава, Ниневия, библиотека Ашшурбанапала

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Вопросы для ответа

§ 19

Устный опрос

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы).

Карта «Ассирийская держава в VIII – VII в. до н.э.»

20.

Нововавилонское царство

1

Халдеи, Навуходоносор, дорога процессий

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Объяснить выражение «пир Валтасара»

§ 20

Беседа по содержанию мифа о Вавилонском столпотворении

Показывать на карте Нововавилонское царство.

Библия, рабочая тетрадь

21.

Древняя Персия – «страна стран»

1

Сатрапии, Кир, Дарий I, Персеполь

Комбинированный

Образовательная

Опорная схема

§ 21

Проблемные задания

Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась.

Карта «Персидское царство в VI в. до н.э.»

22.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Древнее Двуречье»

1

Контрольная работа

Повторить

§ 19-21

Тестирование

Уметь работать по карте.

Карта «Древнее Двуречье»

Глава 7. Древняя Индия (2 часа)

23.

Ранние цивилизации Древней Индии

1

Индия, Ганг, Инд, Гималаи, джунгли, Ганеш, Ашока

Изучение нового материала

Образовательная

Легенда о Раме и Будде

§ 22

Показывать на карте территорию Древней Индии. характеризовать условия жизни и занятия населения.

Карта «Древняя Индия», рабочая тетрадь

24.

Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.

1

Касты, брахманы, буддизм, отшельники

Комбинированный

Учебно-познавательная

Термины

§ 23

Устный опрос, рабочая тетрадь

Характеризовать общественный строй Древней Индии, положение представителей различных каст. Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рабочая тетрадь

Глава 8. Древний Китай (3 часа)

25.

Первые китайские государства

1

Конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы

Комбинированный

Учебно-познавательная

Вопросы к тексту, термины, рабочая тетрадь

§ 24

Устный опрос

Объяснять значение понятий империя, конфуцианство. характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае.

Карта «Древний Китай»

26.

Древняя мудрость и изобретения китайцев

1

Гунны, Великая китайская стена, Цинь Шихуанди

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Повторение пройденного материала

§ 25

Фронтальный опрос

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Карта «Древний Китай»

27.

Обобщающий урок по разделу «Древний Восток»

Контрольно-обобщающий контроль в тестов

повторить раздел «Древний Восток»

Игра в три тура: терминологическая разминка, о чем идет речь, о ком идет речь

Высказывать суждения о вкладе стран Древнего Востока в мировую культуру.

Карта «Древний Китай»

Раздел III. Античность. Древняя Греция ( 21 час)

Глава 9. Древнейшая Греция (6 часов)

28.

Природа и население Древней Греции

1

Греция, Балканский полуостров, о-в Крит, Эгейское и Ионическое моря

Изучение нового материала

Образовательная

Миф о Тесее, Минотавре, рисунок к мифу § 26

Заполнение таблицы

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Карта «Древняя Греция», рабочая тетрадь

29.

Боги греков

1

Пантеон, Олимп, сатиры, нимфы

Комбинированный

Культуроведческая

Заполнение таблицы «Боги» § 27

Проблемные вопросы

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

30.

Герои греков

1

Геракл, гиганты, Персей, мифы

Комбинированный

Информационная

Пересказ § 28

Чтение и обсуждение древнегреческих мифов

Приводить примеры героических поступков героев мифов, воспитывая чувства патриотизма.

31.

Первые государства на Крите. Держава Миноса

1

Минойцы, фрески, грифоны, лабиринт

Урок изучения нового материала

Учебно-познавательная

Пересказ § 29

Давать характеристику общественно-политического устройства первых государств на Крите.

32.

Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены

1

Ахейцы, дорийцы, Троя, Афины, Зевс. Архив

Комбинированный

Информационная

Причины Троянской войны § 30

Устный опрос

Приводить примеры гражданских поступков.

Карта «Древняя Греция»

33.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

Гомер, Илион, Ахиллес, Гектор. Полифем, циклопы, сирены, женихи

Изучение нового материала

Информационный

Сцена прощания Гектора с Андромахой. Пересказ мифов о возвращении Одиссея в Итаку § 31

Заполнение кроссворда

Рассказывать о героях поэм Гомера, воспитывая чувства гражданства и патриотизма.

Глава 10. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (3 часа)

34.

Возникновение полиса. Великая греческая колонизация

1

Полис, демос, агора, фаланга, варвары. Колонии, скифы, эллины, Эллада

Комбинированный

Учебно-познавательная

Выучить термины. Пересказ истории о царе Скиле

§ 32

Устный опрос

Объяснять значение понятий полис, колонизация, метрополия, кония.

Карта «Греческая колонизация»

35.

Рождение демократии в Афинах

1

Реформы, долговой камень, Солон, народное собрание, граждане, демократия, остракизм, тирания

комбинированный

Учебно-познавательная

Реформы Солона § 33

Устный опрос

Характеризовать политический строй Афин. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Объяснять понятие демократия.

Карта «Древняя Греция»

36.

Олигархическая Спарта

1

Илоты, Еврот, лаконичность, Спарта, спартанцы, Совет старейшин, дорийцы

комбинированный

Учебно-познавательная

Спартанское воспитание мальчиков

§ 34

Устный опрос

Характеризовать политический строй Спарты. рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Карта «Древняя Греция»

Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией. (2 часа)

37.

Начало греко-персидских войн. Битва при Марафоне

1

Марафон, экспансия, стратег, Мильтиад

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Нарисовать план Марафонского сражения

§ 35

Устный опрос

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

План-карта Марафонского сражения

38.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Триер, Фемистокл, Саламинское сражение

Комбинированный

Учебно-познавательная

Пересказ о Саламинском сражении и его итогах

§ 36

Вопросы - ответы

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

План-карта Саламинского сражения

Глава 12. Расцвет Греции. (6 часов)

39.

Афины при Перикле

1

Драхма, штраф. Демократия, Перикл. Первый стратег. Оратор. Народное собрание. Метеки.

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Определения, термины § 37

Устный опрос

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.

Карта «Древняя Греция»

40.

Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура

1

Керамик, пифосы, амфора, агора, портики, совет пятисот, акрополь, Ника, Парфенон

Комбинированный

Учебно-познавательная

Термины и их значения. «Боги древних эллинов» § 38

Фронтальный опрос

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

Рабочая тетрадь

41.

Театр. Трагедии и комедии

1

Оркестра, скене, трагедия, комедия, сатира

Комбинированный

Учебно-познавательная

Трагедии Софокла и комедии Аристофана

§ 39

Интервью «Репортаж из греческого театра»

Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.

42.

Олимпийские игры

1

Олимпия, Священный мир, атлет, пятиборье, ипподром

Комбинированный

Творческая

Пересказ «Значение Олимпийских игр»

§ 40

Фронтальный опрос

Рассказывать об Олимпийских играх, вырабатывая стойкое отношение к здоровому образу жизни.

Рабочая тетрадь

43.

Как учили детей в древней Греции

1

Гимнасий, стиль, палестра, педагог, философ

Комбинированный

Учебно-познавательная

Вопросы к параграфу

§ 41

Ролевая игра

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

44.

Повседневная жизнь греков

1

Хитон

Комбинированный

Культуроведческая

Сочинение «Один день из жизни грека» § 42

Рассказ по рисункам

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.

Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира. (4 часа)

45.

Города Греции подчиняются Македонии

1

Македония, монархия, Филиппиники, Сариссы, пелопонесская война, Фивы

Комбинированный

Учебно-познавательная

Приход к власти Александра Македонского § 43

Творческие задания

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Карта «Древняя Греция»

46.

Александр Македонский. Завоевание Востока

1

Парменион, Дарий III, Фарос, Гавгамелы

Комбинированный

Учебно-познавательная

Основные этапы завоевательных походов. Контурная карта

§ 44

Творческие задания

Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

Карта «Завоевания Александра Македонского»

47.

Восток и Греция после Александра Македонского

1

Фаросский маяк, семь чудес света, музей. Обсерватория

Комбинированный

Информационная

Музы покровителей видов искусства § 45

Устный опрос

Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Карта «Древняя Греция»

48.

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»

1

Контрольное тестирование

повторить р.

« Древняя Греция»

Тестирование по разделу

Раскрывать значение понятия эллинизма. объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

Карта «Древняя Греция»

Раздел III. Античность. Древний Рим (16 часов)

Глава 14. Ранний Рим. (5 часов)

49.

Предшественники римлян

1

Патриции, плебеи, матины, рому, рем, Рим

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Ответы на вопросы к параграфу § 46

Устный опрос

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.»

50.

Рим эпохи царей.

1

Республика, народные трибуны, «право вето», галиот,

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Схема республиканской формы правления

§ 47

Тест-опрос

Раскрывать значение понятий царь, республика, «право вето», патриций, плебей.

Карта «Древняя Италия в VII – начале III в. до н.э.»

51.

Ранняя республика.

1

Консулы, легионы, Марсово поле

Комбинированный

Учебно-познавательная

Римский легионер – рисунок

§ 48

Текущий контроль

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Рабочая тетрадь

52.

Римская семья, нравы и религия

1

Матрона, великий понтифик

Комбинированный

Культуроведческая

Боги древних римлян § 49

опрос

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать верования древних жителей И талии.

Рабочая тетрадь

53.

Рим завоевывает Италию

1

Галлы, царь Пирр

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

§ 50

Опрос

Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион.

Рабочая тетрадь

Глава 15. Поздняя республика. (2 часа)

54.

Пунические войны.

1

Пентеры, «ворон», Ганнибал, Канны, Карфаген

Изучение нового материала

информационная

План «Битва при Каннах»

§ 51

Вопросы, термины

Использовать карту при характеристике военных походов Рима. характеризовать причины войн Рима.

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном »

55.

Рим превращается в мировую державу

1

Триумф, империя

Комбинированный

Учебно-познавательная

Выражение «Разделяй и властвуй»

§ 52

пересказ

Характеризовать итоги войн Рима. Показывать на карте владения Римской империи.

Карта «Рост Римского государства в III – II в. до н.э.»

Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики. (4 часа)

56.

Земельные реформы братьев Гракхов

1

Аграрный вопрос

Изучение нового материала

Образовательная

Ответы на вопросы § 53

Текущий контроль

Раскрывать сущность аграрной реформы братьев Гракхов.

Рабочая тетрадь

57.

Рабство в эпоху Поздней республики

1

Галлия, Кануя, Везувий

Комбинированный

Учебно-познавательная

События восстания

§ 54

Работа с раздаточными карточками

Характеризовать восстание рабов под руководством Спартака. Показывать на карте продвижение армии Спартака.

Карта «Восстание рабов под руководством Спартака»

58.

Гибель республики.

1

Военная диктатура. Преторианцы. Ветеран

Комбинированный

Учебно-познавательная

Пересказ § 55

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события.

Рабочая тетрадь

59.

Диктатура Цезаря

1

Диктатура, титул, оратор

Комбинированный

Учебно-познавательная

Пересказ § 56

Работа с текстом

Раскрывать значение понятий император, провинция.

Рабочая тетрадь

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи. (5 часов)

60.

Рим становится империей

1

Диктатор. Император

Комбинированный

Учебно-познавательная

Пересказ § 57

Работа с текстом

Раскрывать значение понятий император, диктатор, империя.

Рабочая тетрадь

61.

Преемники Августа

1

Нерон, Сенека. Веспесиан. Флавии, Колизей

Комбинированный

Учебно-познавательная

Конспект «пожар в Риме в 64 г. до н.э.» § 58

Проверочная работа

Характеризовать политическую жизнь во времена империи. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Рабочая тетрадь

62.

Возникновение христианства.

1

Евангелие, Иисус, Вифлеем, страшный суд, Иуда, христиане, апостолы, трапеза

Комбинированный

Учебно-познавательная

Дополнительный материал к параграфу.

§ 59

Устный опрос и заполнение рабочей тетради

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан.

Библия и Ветхий Завет.

63.

«Золотой век» Римской империи

1

Колоны, рабы, форум

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Ответы на вопросы § 60

Фронтальный опрос

Характеризовать политическую жизнь во времена Траяна.

Карта «Римское государство в III – II в. до н.э.»

64.

Римляне в повседневной жизни

1

Термы, Колизей, Пантеон. Триумфальные арки. Помпеи

Комбинированный

Учебно-познавательная

Гибель Помпеи § 61

Пересказ

Рассказывать о культурной жизни римлян. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.

Глава 18. Поздняя империя. (3 часа)

65.

Империя в III – IV вв.

1

Варвары, епископ, Новый завет, папа римский. Патриарх, Константинополь

Изучение нового материала

Учебно-познавательная

Ответы на вопросы

§ 62

Устный опрос

Характеризовать политическую жизнь империи в III – IV вв.

Карта «Распад римского государства в IV в. н.э.»

66.

Падение Западной Римской империи.

1

Готы, гунны, вандалы, светоч, Византия, великое переселение народов

Комбинированный

Учебно-познавательная

§ 63

Фронтальный опрос

Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.

Карта «Византийская империя в первые века нашей эры»

67.

Итогово-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

1

Контрольно-обобщающий

повторить р. «Древний Рим»

Тестовая работа

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.

Карта «Римское государство начала нашей эры»

68

Времен связующая нить

1

Цивилизация. Патриотизм

Повторение. Обобщение

Творческая, продуктивная

Работа по учебнику «Что вы помните из курса?» с. 307-310

Интерактивные задания

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Карты, таблицы, рабочая тетрадь

69-70

Резерв.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)

    Пояснительная записка
    Пояснительнаязаписка к рабочейпрограммепоисториидревнегомира (5 класс) Рабочаяпрограмма учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента ...
  2. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...
  3. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка (2)

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...
  4. Рабочая программа по истории древнего мира (5 класс) пояснительная записка задачи курса

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира (5 класс) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования поистории МО РФ 2004 г. и авторской ...
  5. Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапоисторииДревнегомира, 5 классПояснительнаязаписка Данная программа написана на основе федерального компонента ...

Другие похожие документы..