Главная > Сборник задач


§5. Тепловые двигатели. Расчетные задачи.

Пример 1. Автомобиль прошел путь 121,5 км со скоростью 42 км/ч и истратил при этом 24,3 кг бензина. Какую среднюю мощность развивал двигатель автомобиля во время движения, если коэффициент полезного действия двигателя 25 %?

Решение. При работе двигателя автомобиля за счет сгорания бензина выделяется количество теплоты, часть которой (25 %) расходуется на выполнение механической работы по перемещению автомобиля. Значит, можно записать .

Однако работа , где N – мощность двигателя, t – время движения автомобиля.

Приравняв правые части уравнений, получим:

, откуда .

Учитывая, что , получим окончательную формулу для определения мощности:

.

Пример 2. На сколько километров хватит автомобилю 40 л бензина, если сопротивление движению составляет 18 кН, а КПД двигателя 18 %. Движение считать равномерным.

Дано: F = 18 кН, V = 0,04 м3, = 0,18, q = Дж/кг, = 700 кг/м3

Найти: S

Анализ:

Работа совершается двигателем , где F1 – сила тяги двигателя.

Т.к. автомобиль движется равномерно, то F1 = F. Отсюда пройденный путь .

Работу A двигатель совершает, используя часть всей энергии Q, полученной при сжигании топлива

откуда

Энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, равна

, где .

Отсюда

.

Полученное нами выражение для A подставляем в формулу для S:

Вычисления:

км

Ответ: бензина хватит на 130 км.

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 412. Какая механическая работа (в кДж) совершается при расширении газа в цилиндре с поршнем, если площадь поршня 240 см2, ход поршня 25 см, а среднее давление газа 490 кН/м2?

Задача 413. Вычислите работу расширения пара в цилиндре, производимую за каждую минуту, если среднее давление 980 000 Н/м2, ход поршня 0,52 м, площадь поршня 18 дм2 и поршень делает за секунду два хода.

Задача 414. Определите среднее давление воздуха в цилиндре компрессора, площадь поршня в котором 0,025 м2, ход поршня 48 см, а мощность, развиваемая при 110 ходах в минуту, равна 35 л.с.

Задача 415. Определите КПД двигателя трактора, которому для совершения работы потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания .

Задача 416. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу, равную , и израсходовал при этом 2 кг бензина. Вычислите КПД этого двигателя.

Задача 417 За 1,25 ч в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время им было произведено полезной работы.

Задача 418. Двигатель внутреннего сгорания мощностью 36 кВт за 1ч работы израсходовал 14 кг керосина. Определите КПД двигателя.

Задача 419. Автомобиль прошел 300 км со средней скоростью 72 км/ч. При этом был израсходован бензин объемом 70 л. КПД двигателя автомобиля 25 %. Какую среднюю мощность развивал двигатель автомобиля во время пробега?

Задача 420. Какая масса пороха сгорает при выстреле из карабина? Масса пули 10 г, скорость пули при вылете из дула 700 м/с, КПД карабина 30 %.

Задача 421. Найти расход бензина автомобиля «Запорожец» на 1 км пути при скорости 60 км/ч. Мощность мотора равна 17 кВт, КПД равен 30 %.

Задача 422. Автомобиль «Москвич» расходует бензин массой 5,67 кг на 50 км пути. Определить мощность, развиваемую двигателем, если скорость движения 90 км/ч и КПД двигателя 22 %.

Задача 423. Двигатель мощностью 15 кВт потребляет в час нефть массой 15 кг. Определите КПД машины.

Задача 424. Пуля массой 9 г вылетает из ствола винтовки со скоростью 850 м/с; масса порохового заряда 4 г. Определите КПД выстрела.

Задача 425. Сколько горючего потребуется для тепловоза ТЭ-2, состоящего из двух секций с двигателями Дизеля по 1000 л.с. в каждой при КПД 28 %, чтобы пройти расстояние 1000 км со средней скоростью 72 км/ч?

Задача 426. Сколько угля требовалось для паровоза серии ФД-20, имеющего мощность 2000 л.с. при КПД 7,5 %, чтобы пройти 1000 км со средней скоростью 54 км/ч?

Задача 427. Определить мощность газогенератора, работающего на природном горючем газе и потребляющего за 3,5 ч работы 140 м3 газа. КПД установки 30 %.

Задача 428. Подвесной мотор «Вихрь» имеет мощность 18 л.с. и КПД 15 %. На сколько километров пути хватит ему 20 л бензина при скорости лодки 30 км/ч?

Задача 429. На тепловозе имеется 9000 кг нефти. При скорости поезда 60 км/ч тепловоз развивает среднюю мощность 3000 кВт. Определить, на какое расстояние хватит имеющегося запаса нефти, если КПД тепловоза 28 %.

Задача 430. Двигатели тракторов ДТ-250 и ДТ-54 работают на дизельном горючем; первый из них развивает мощность 300 л.с. и потребляет 0,17 кг горючего на 1 л.с. в час; второй развивает мощность 54 л.с. и потребляет 0,22 кг горючего на 1л.с. в час. Определить КПД каждого двигателя.

Задача 431. Двигатель автомобиля «Волга» развивает мощность 75 л.с. и потребляет 0,23 кг на 1 л.с. в час. Определить КПД двигателя.

Задача 432. Речное судно на подводных крыльях «Метеор» развивает мощность 1500 кВт при КПД 30 %. Определить расход горючего на 1 км пути при скорости 72 км/ч. Теплота сгорания горючего 50 МДж/кг.

Задача 433. Реактивный самолет пролетает с постоянной скоростью 900 км/ч путь 1800 км, затрачивая при этом горючее массой 4 т. Мощность двигателя самолета равна 5900 кВт, КПД равен 23 %. Какова теплотворная способность горючего, применяемого самолетом?

Задача 434. Средняя мощность двигателя автомобиля «Волга» 60 л.с., а КПД 25 %. На пробег 250 км израсходовали 40 кг бензина. Определить среднюю скорость движения.

Задача 435. Автомобиль развивает скорость 72 км/ч, расходуя при этом бензин массой 80 г на 1 км. Какое количество бензина будет расходовать автомобиль при скорости 90 км/ч? Какую мощность он при этом разовьет? Сила сопротивления пропорциональна скорости. КПД двигателя 28 %.

Задача 436. С какой средней скоростью движется грузовик, двигатель которого при развиваемой мощности 76,5 кВт израсходовал на пути 120 км 64 л бензина? КПД двигателя 32 %.

Задача 437. На сколько километров пути хватит 10 л бензина для двигателя мотоцикла, развивающего при скорости 54 км/ч мощность 8,5 кВт и имеющего КПД 21 %?

Задача 438. Главная силовая установка морского теплохода состоит из двух двигателей Дизеля мощностью по 800 кВт каждый. Зная, что расход горючего составляет 245 , определить КПД двигателей и расход горючего за время недельного плавания.

Задача 439. Какое количество бензина потребуется для двигателя автомобиля, чтобы проехать 300 км, если масса машины 5 т, КПД двигателя 22 %, а сопротивление движению составляет 0,050 веса машины? Найти силу тяги двигателя и мощность, развиваемую при скорости 108 км/ч.

Задача 440. Какой вид топлива используется в теплосиловой установке, в которой за 1,5 ч работы с КПД 0,2 при развиваемой мощности 25,2 кВт сожжено 33 кг горючего?

Задача 441. Двигатель реактивного самолета при полете со скоростью 1800 км/ч развивает силу тяги 88,2 кН и имеет КПД 20 %. Определить расход керосина за 1ч полета и развиваемую мощность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обработка результатов измерений

при проведении лабораторных работ

  1. Основные термины, определения и обозначения.

ИЗМЕРЕНИЕ – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерения.

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ – измерительные инструменты или приборы, позволяющие сравнивать измеряемую величину с мерой (однородной с измеряемой величиной и принятой за единицу измерения).

ПРЯМОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – определение значения физической величины непосредственно с помощью средств измерения.

КОСВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, измеряемыми непосредственно (которые определяются прямыми измерениями).

Пусть А – измеряемая физическая величина

Апр – приближенное значение измеряемой физической величины, полученное путем прямых или косвенных измерений.

Н
апример при прямом измерении бруска длиной А с помощью сантиметровой линейки, получим:

А – абсолютная погрешность измерения физической величины. Она выражается в тех же единицах измерения, что и сама физическая величина.

иА – максимальная абсолютная инструментальная погрешность измерения (погрешность средств измерения). Может быть определена по таблице 1. или по классу точности электроизмерительного прибора.

– класс точности электроизмерительного прибора. Он показывает, сколько процентов составляет абсолютная инструментальная погрешность прибора от всей действующей шкалы прибора :

.

Существуют следующие классы точности стрелочных электроизмерительных приборов:

0,1 0,2 0,5 1,5 2,5 4,0

(при указании класса точности знак ”%” не пишется)

Максимальная “абсолютная” инструментальная погрешность измерения физической величины электроизмерительным прибором определяется по формуле :

.

Допустимые инструментальные погрешности средств измерения

Таблица 1.

№ п/п

Средства измерения

Предел измерения

Цена деления

Допустимая инструм-я погрешность

Линейки:
ученическая

до 50 см

1 мм

± 1 мм

чертежная

до 50 см

1 мм

± 0,2 мм

инструментальная

20 см

1 мм

± 0,1 мм

демонстрационная

100 см

1 см

± 0,5 см

Лента измерительная

150 см

0,5 см

± 0,5 см

Штангенциркуль

150 мм

0,1 мм

± 0,05 мм

Микрометр

25мм

0,01 мм

± 0,005 мм

Мензурка

до 250 мл

2 мл

± 1 мл

Гири 4 класса точности

1  100 г

< 0,04 г

Динамометр учебный

4 Н

0,1 Н

± 0,05 Н

Весы учебные

200 г

2 г

± 0,1 г

Секундомер

0  30 мин

0,2 с

±1 с за 30 мин

Барометр анероид

720  780 мм рт ст

1 мм рт ст

± 3 мм рт ст

Термометр лабораторный

0  100ºС

1ºС

± 1ºС

Амперметр лабораторный

2 А

0,1 А

± 0,05 А

Вольтметр лабораторный

6 В

0,2 В

± 0,15 В

оА – абсолютная погрешность отсчета, равная в большинстве случаев половине цены деления измерительного инструмента (линейки) или прибора (секундомера, вольтметра и т.д.). Эта погрешность обусловлена недостаточно точным считыванием показаний средств измерения.

   относительная погрешность измерения физической величины, определяемая соотношениями:

  в процентах от целого,

или   в долях от целого.

  1. Методика определения абсолютных

и относительных погрешностей

Абсолютная погрешность прямых измерений (при отсутствии других погрешностей) складывается из абсолютных погрешностей отсчета и инструментальной погрешности:

Абсолютная погрешность измерения обычно округляется до одной значащей цифры (∆А = 0,17  0,2). Приближенное значение физической величины округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (Апр = 10,332  10,3). Относительная погрешность косвенных измерений определяется так, как показано в таблице 2.

Формулы для нахождения относительной погрешности косвенных измерений

Таблица 2.

Формула, по которой определяется физическая величина А

Формула для определения относительной погрешности 
(в долях от целого)

Абсолютная погрешность косвенных измерений определяется по формуле:

,

где    в долях от целого, выражается десятичной дробью.

РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕРЕНИЯ записывается в виде:

;

  1. Методика сравнения результатов двух

измерений одной физической величины.

  1. Записать результаты 1-го и 2-го измерений по форме:

  1. Записать результаты измерений в виде двойных неравенств:

;

;

3). Сравнить полученные интервалы значений: если полученные интервалы не перекрываются, то результаты считать не одинаковыми; если перекрываются (в нашем случае это интервал от до ) одинаковыми (см. Рис. 2):










Рис. 2



П

ри записи вывода об одинаковости результатов необходимо указать относительную погрешность измерений.

  1. Методика построения графика

по экспериментальным точкам.

  1. Нанести на поле графика измеряемой величины зависящей от параметра экспериментальные точки .

  2. Провести линию графика так, чтобы число экспериментальных точек с обеих сторон линии было приблизительно одинаковым (см.Рис.3). Экспериментальные точки, лежащие далеко от линии графика («выбросы») не учитываются и подлежат проверке.

  3. Линия графика должна быть плавной. Для её проведения рекомендуется использовать лекала.

Y


Yi


ВЫБРОС




Xi

0

X


Рис. 3


Содержание.

Средства измерения 82

Цена деления 82

Издано на средства авторов.

Ковалев Владимир Юрьевич

Шилков РоманНиколаевич

Методические рекомендации и сборник задач

по физике для учащихся 8-х классов.

Часть I. Тепловые явления.

_____________________________________________

Подписано в печать 01.09.2003г. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая.

Гарнитура Times New Roman. Офсетная печать. Усл. Печ.л. 4.4

Уч.-изд. л. 4.0 Тираж 250 экз. Заказ

Издательство ЛИЦЕЙ 40

RNSh - 2003



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нижегородский физико – математический лицей №40 лабораторные работы

    Методические рекомендации
    ... Нижний Новгород 2008 г. Нижегородскийфизико-математическийЛицей40 Кафедра физики ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7Х ...
  2. - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) - биологические науки

    Документ
    ... задачи и исправлены обнаруженные опечатки и неточности. Сборник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей университетов, физико ... физико-математических ... 40 ... лиц ... методическиерекомендации ... .]. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - ...
  3. На учебное пособие «Методика решения задач по химии» для учащихся 8-11 классов

    Учебное пособие
    ... лицей40. Пособие представляет собой обзор методическихрекомендаций и ... Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборникзадач по химии. М., Новая ... Нижегородскийфизико-математическийлицей40 кафедра химии Школьный химический эксперимент 9 класс методическое ...
  4. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) (16)

    Документ
    ... задач осуществлялась в ходе постоянного общения со студентами и учащимися физико-математического ... 1813579 40. В3 ... С 232 Сборникзадач по сопротивлению ... . Методическиерекомендации предназначены ... аудируемого лица, ... университета, Нижегородской академии ...
  5. Бюллетень новых поступлений литературы в научную библиотеку кубгу (октябрь 2006 г ) физико-математические науки

    Бюллетень
    ... г.) Физико-математические науки ... Сборник вопросов и задач по общей физике ... Physical Description: 40 с. Place: 20 ... Методическиерекомендации ... соврешенных группой лиц : [научно-методическое пособие] ... агенство по образованию, Нижегородский гос. лингвист. ун ...

Другие похожие документы..