Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пензенский государственный педагогический университет

им. В. Г. Белинского

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ

ПЕНЗА 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе

___________________________ _______________________

наименование факультета подпись Ф.И.О «___»______200 г.

Протокол заседания совета факультета

№_____ от «___»___________200 г.

Декан

факультета__________________

подпись Ф.И.О

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

050401 История

Исторический факультет

Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии

Пенза – 2007

1. Квалификационные требования

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель истории

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

2. Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине

История первобытного общества. Природа и человек в древности. Антропо- и расогенез. Расселение древнейшего человека. Центры палеолитической культуры. Развитие материальной культуры и ее своеобразие в различных регионах расселения человека. Эволюция общественной организации. Виды социальных связей. Возникновение элементов государственности, новых политических институтов. Ранние формы религиозных представлений. Первобытное искусство.

Древний Восток. Древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья, Азии, Центральной и Южной Америки. Специфика природно-географических условий и этнические процессы в регионах возникновения ранних государств. Государство и общины, функции и формы древнейших государств. Особенности социальной структуры. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры.

Древняя Греция. Особенности природных условий и население древней Эллады. Ахейская культура и «гомеровская» Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет афинской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады.

Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его борьба за гегемонию в Италии Этнические процессы и формирование рабовладельческого государства, латинской культуры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского общества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Риме. Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключительный этап формирования античной культуры.

3. Цели и задачи дисциплины:

Цель преподавания курса состоит в том, чтобы дать студентам целостное представление о развитии человеческого общества в период существования первобытнообщинного строя, цивилизаций древнего Востока, Греции и Рима, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, выявить действие общих законов общественного развития.

Задачи преподавания курса:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний по истории древнего мира, формирование целостного представления о месте и роли истории древнего мира во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «История древнего мира» входит в цикл дисциплин предметной подготовки и формирует у студентов научные представления о развитии человеческого общества в период существования первобытнообщинного строя, формировании и эволюции общества и государства на древнем Востоке, в Греции и Риме.

5. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану

5а. Раздел «История первобытного общества»

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

68

Аудиторные занятия (АЗ)

34

Лекции (Л)

17

Практические занятия (ПЗ)

17

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

34

Контрольная работа

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Зачет

5б. Раздел «История древнего Востока»

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

68

Аудиторные занятия (АЗ)

34

Лекции (Л)

17

Практические занятия (ПЗ)

17

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

34

Контрольная работа

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Зачет

5в. Раздел «История древней Греции»

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

114

Аудиторные занятия (АЗ)

57

Лекции (Л)

38

Практические занятия (ПЗ)

19

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

57

Контрольная работа

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Экзамен

5г. Раздел «История древнего Рима»

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

заочная

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

114

Аудиторные занятия (АЗ)

57

Лекции (Л)

38

Практические занятия (ПЗ)

19

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

57

Контрольная работа

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Экзамен



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира»

    Учебно-методический комплекс
    ... педагогический университет им. В. Г. Белинского УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯДРЕВНЕГОМИРА» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ ПЕНЗА 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (245)

    Учебно-методический комплекс
    ... Александрович Учебно-методическийкомплексподисциплинеИсториядревнегомира Специальность: 032600 (050401.65)____ «История» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (246)

    Учебно-методический комплекс
    ... Александрович Учебно-методическийкомплексподисциплинеИсториядревнегомира Специальность: 032600 (050401.65)____ «История» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... Белинского УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ ... истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнююисторию (историюдревнегомира), средневековую историю, историю ...
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс
    ... Белинского УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПОДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» НАПРАВЛЕНИЕ ... истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнююисторию (историюдревнегомира), средневековую историю, историю ...

Другие похожие документы..