Главная > Исследовательская работа


Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «социальная психология»

 

Индивидуальная работа №1 (модуль 1).

  1. Составить схему или таблицу подходов к пониманию социально-психологических феноменов в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Законспектировать статью А.Л.Свенцицкого «История формирования научного социально-психологического знания» (Источник: Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост.и общ.редакция А.Л.Свенцицкого. – Спб: Питер, 2000. – С.20-39.

Индивидуальная работа №2 (модуль 1).

  1. Систематизировать и обобщить в форме таблицы различия в проявлениях подражания и заражения.

  2. Подготовить доклад на тему «Особенности восприятия и интерпретации поведения другого человека (атрибутивные процессы, теория каузальной атрибуции)» (Источники из списка литературы).

Индивидуальная работа №3 (модуль 2).

  1. Раскрыть понятие «социальный тип личности».

  2. Подготовить сообщение на тему «Концепция социального характера Э.Фромма». (Источник: Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. – С.70-130).

Исследовательская работа №4 (модуль 2).

  1. Провести мини-исследование особенностей социализации ребёнка в семье с помощью опросника «Моя семья» (Источник: Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПБ.: Речь, 2006. – С.638-640).

  2. На основе полученных результатов составить экспертное заключение об уровне взаимоотношений в семье.

Индивидуальная работа №5 (модуль 3).

  1. Раскрыть понятие «эффективное общение».

  2. Законспектировать статью Д.Майерса «Слагаемые убеждения». (Источники: Майерс Д. Социальная психология/Пер с англ. СПб.: Питер, 1997. С. 315—339.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. - С.49-71).

Исследовательская работа №6 (модуль 3).

  1. Раскрыть теоретические основы конфликта на основе социально-психологического подхода. (Источник: Л.А.Петровская «О понятийной схеме социально-психологи-ческого анализа конфликта»//Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. - С.116-126).

  2. Проанализировать проблемную педагогическую ситуацию по следующим критериям: 1) участники конфликта; 2) причины; 3) особенности участников; 4) ситуация глазами участников; 5) личностная позиция педагога; 6) варианты разрешения; 7) средства и приёмы педагогического воздействия.

Индивидуальная работа №7 (модуль 4).

    1. Составить графическую схему этапов развития малой группы.

    2. Подготовить сообщение на тему «Влияние групповых норм на личность». (Источники из списка литературы).

Исследовательская работа №8 (модуль 4).

  1. Раскрыть теоретические основы развития коллектива (Источники: Донцов А.И. Личность в группе // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. - С.229-241).

  2. Проанализировать результаты исследования по методике «Пульсар» и дать общую характеристику уровню развития учебной группы.

Индивидуальная работа №9 (модуль 5).

Подготовить итоговый доклад на тему (по варианту):

  1. «Основные положения и вклад в социально-психологическую науку теории психологии народов (В.Вундт, М.Лацарус и Г.Штейндаль)».

  2. «Основные положения и вклад в социально-психологическую науку теории психологии масс (Г.Тард, С.Сигле, Г.Лебон)».

  3. «Основные положения и вклад в социально-психологическую науку теории инстинктов социального поведения У.Макдугалла».

  4. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.Ядова.

  5. Социально-психологическое описание национального характера.

  6. Сферы применения прикладной социальной психологии.

  7. Социально-психологическое воздействие и его виды.

  8. Психологические особенности религиозного сознания.

  9. Психологические особенности политического лидерства.

  10. Психологические особенности молодежной субкультуры.

Проблемные педагогические ситуации для анализа

(к исследовательской работе №6)

Ситуация 1.

Учитель математики регулярно ставит ребёнку неудовлетворительные отметки, даже если он правильно отвечает. Дело в том, что ранее у этого же учителя обучался и старший брат этого ученика, который постоянно конфликтовал с учителем и плохо успевал по его предмету. Ученик начал пропускать занятия по математике, запустил предмет и в итоге был не аттестован.

Ситуация 2.

В школе отменяют общую для всех школьную форму. Один учитель пожилого возраста не может с этим смириться и в 10 классе, где он является классным руководителем, всё равно требует, чтобы ученики приходили в форме. Если же этого не происходит, то уитель ставит заниженные оценки всем без исключения.

Ситуация 3.

На уроке литературы у молодой учительницы один из учеников 10 класса постоянно провоцирует конфликт. Мальчик активный, любит спорить и возражать учителю по любому поводу. Если учительница его подавляет, он начинает грубить, и в результате его удаляют из класса.

Ситуация 4.

В 7 класс пришёл новый ученик. С первых же дней он начал подчеркивать своё превосходство на ребятами и в один из дней произошла ссора с неформальным лидером группы. После этого класс объявил ему бойкот, а некоторые ребята начали даже исподтишка ему вредить. Классный руководитель обвинил неформального лидера в подстрекательстве и поставила ему неудовлетворительную оценку по поведению за четверть. После этого ребёнок принципиально стал пропускать уроки.

Ситуация 5.

Класс поздравляет учителей с праздником 8 марта. Проявив творчество, дети решили отойти от типичных открыток с цветами и купили каждой учительнице открытки с весёлым текстом, на которых были изображены разные животные. Учительнице русского языка досталась открытка с изображением собачки, на что преподаватель неожиданно обиделась и с вызовом заявила: «Вы что намекаете, что собаке – собачья смерть?». В ответ на это классный руководитель стала выявлять зачинщиком поздравлений.

Ситуация 6.

В классе организуется дежурство по уборке кабинета. Несколько девочек демонстративно заявляют: «Мы не уборщицы и мыть пол не будем. Вам надо – вы и мойте». В ответ на это в классе разгорается спор и ругань между детьми. Учительница, составив график, велела девочкам пригласить родителей к директору, строго сказав: «Всё, разговор окончен. Идите все домой».

Ситуация 7.

В класс пришла новая учительница химии. До её прихода уроки химии проводились студентами-практикантами. Через неделю ученики начали жаловаться на высокие требования учителя и на неадекватность её поведения. Завуч позвонила учительнице домой и велела исправить своё поведение, пригрозив неприятностями. В ответ учительница написала жалобу в управление образования и оформила больничный лист. Муж учительницы передал через знакомых, что скорее всего его жена больше не выйдет на работу.

Ситуация 8.

Учитель хореографии нередко срывается на детях, называя их неповоротливыми и пародируя их неуклюжие движения. Дети жалуются завучу по воспитательной работе, но он не принимает их слова всерьёз, говоря о том, что хореограф – отличный специалист и дети наговаривают на него. Узнав об этом, хореограф ещё больше срывается на детях и заставляет их учить движения, выходящие за рамки программы.

Ситуация 9.

Учитель истории является классным руководителем в 9 классе. Именно в этом классе учится его сын. Отец старается быть в курсе всех мелочей его поведения и успеваемости на других уроках, часто присутствует на уроках сына лично, а на своих уроках делает ему замечания по любому поводу и ставит одноклассников ему в пример. Однажды на уроке ребёнок пошёл на открытый конфликт, затем покинул урок, демонстративно хлопнув дверью, а вечером не вернулся домой.

Ситуация 10.

Конец учебного года. Учителя выставляют итоговые оценки, идут приготовления к экзаменационному периоду. Завуча школы срочно вызывают на совещание в управление и из окна автобуса он видит выходящей из модного магазина молодую учительницу, которая уже две недели не выходит с больничного. Вернувшись в школу, завуч проводит совещание, на котором не забывает с болью и раздражением «пройтись» по педагогу. Выздоровевшая учительница, пришла на работу на следующий день. Она была в новой кофточке и демонстративно отворачивалась от завуча при встрече.

Ситуация 11.

В детском саду воспитатель постоянно высказывает нянечке претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в её работе. Нянечка принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними постоянно разгораются споры в присутствии детей.

Ситуация 12.

Вы недавно назначены методистом в детский сад. Вы ещё плохо знаете сотрудников, и не все из них знают вас в лицо. Вы идёте к заведующей и проходите мимо одной из групп, в которой группа воспитателей оживлённо рассматривает каталог парфюмерной продукции. Возвращаясь через час, вы обнаруживаете ситуацию без изменений. Педагоги ваше появление никак не реагируют. В ответ на ваше замечание, одна из них грубо отвечает «какое ваше дело?».

Ситуация 13.

Воспитатель детского сада на общем собрании стала критиковать действие руководства, но поддержки коллектива не получила. После этого заведующая усилила контроль за её деятельностью и, по мнению педагога, стала придираться к ней по мелочам. Женщина на грани нервного срыва и не в состоянии полноценно взаимодействовать с детьми.

Ситуация 14.

В старшей группе детского сада каждый вечер одна из мам вступает в конфликт с воспитателем, выражая свои претензии по поводу ухода за её ребёнком. Ребёнок подвижный, задиристый, конфликтный и доставляет воспитателям массу хлопот, требуя к себе особенного положения. На предложение перевести ребёнка в другую группу родительница среагировала следующим образом: «Мало того, что вы не обращаете на моего ребёнка никакого внимания, вы ещё и хотите его выгнать из детского сада!».

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Система заданий по самостоятельной работе студентов по разделу «социальная психология »

    Документ
    ... психологии Утверждаю Зав. кафедрой психологии _____________Бостанджиева Т.М. Алферова Е.И. Система заданий по самостоятельной работе студентов по разделу «Социальная психология» ... сравнительную ценность индивидуальных предпочтений. Для этого в ...
  2. Материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психодиагностика» по специальности 030301 65 (020400) «Психология»

    Документ
    ... Психологии и Социальной Работы Кафедра общей и дифференциальной психологии материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психодиагностика» по ... , способствует выявлению индивидуальных стратегий решения заданий и анализу затруднений ...
  3. Материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» по специальности «Психология»

    Документ
    ... Институт Психологии и Социальной Работы Факультет психолого-социальной работы Кафедра психофизиологии и естественных наук материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ» по специальности «Психология» ...
  4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Автореферат диссертации
    ... Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра психофизиологии и естественных наук МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Физиология ...
  5. Задания для самостоятельной работы по дисциплине «экономика» для студентов зфо неэкономических специальностей раздел i введение общая экономическая теория тема 01 оформление экономического знания первые теоретические системы экономики

    Закон
    Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика» для студентов ЗФО неэкономических специальностей РАЗДЕЛ I. Введение. ... страховые взносы в социальные фонды из личного дохода вычесть индивидуальные налоги из чистого ...

Другие похожие документы..