Главная > Учебно-методический комплекс


I. Вопросы для самопроверки по «Истории библиотечного дела России»

1. Назовите предпосылки возникновения первых библиотек в Киевской Руси?

2. Обозначьте типы библиотек характерные для периода IХ-ХI веков?

3. Назовите основные функции библиотек Киевской Руси в IХ–ХI веках?

4. Назовите источники пополнения фондов первых библиотек Киевской Руси?

5. Дайте характеристику составу книжного фонда монастырских и храмовых библиотек?

6. Обозначьте причины становления и развития монастырских библиотек в период ХII-ХVI вв.

7. Перечислите наиболее крупные монастырские библиотеки периода ХII-ХVI веков. Их роль в развитии библиотечного дела рассматриваемого периода.

8. Источники комплектования книжных фондов монастырских библиотек.

9. Дайте определение понятию «Опись», появившемуся в период ХII-ХVI веков в монастырских библиотеках. Обозначьте функции описи?

10. Назовите положительные и отрицательные стороны в развитии монастырских библиотек на этапе ХII-ХVI веков.

11. Назовите предпосылки послужившие толчком к преобразованиям в области библиотечного дела в ХVII веке?

12. Назовите типы библиотек возникшие в российском государстве в ХVII веке?

13. Охарактеризуйте виды специальных библиотек ХVII в.?

14. Значение частных (личных) библиотек в развитии библиотечного дела ХVIII в.? Какие социальные группы в ХVII веке обладали частными библиотеками?

15. Назовите типы библиотек получившие свое развитие в российском государстве в ХVIII веке?

16. Назовите виды научных и специальных библиотек получивших распространение в ХVIII веке?

17. Охарактеризуйте деятельность библиотеки Московского университета? Особенности комплектования фондов библиотеки, расположения фондов?

18. Назовите и охарактеризуйте подвиды специальных научных библиотек?

19. Национальная библиотека России: название, год создания, требования, которым должен отвечать данный вид специальных библиотек?

20. Перечислите исторические предпосылки повлиявшие на развитие библиотечного дела II половины ХVIII века?

21. Значение коммерческих библиотек, кабинетов для чтения в развитии библиотечного дела Х VIII в.?

22. Объясните, почему публичные библиотеки широкое распространение получили только с 70-х годов ХVIII века.

23. Обозначьте варианты создания публичных библиотек в I половине ХIХ века?

24. Охарактеризуйте деятельность Пермской губернской публичной библиотеки?

25. Назовите виды научных и специальных библиотек получивших развитие в I половине ХIХ века?

26. Назовите источники комплектования фондов университетских библиотек? Обозначьте структуру фондов университетских библиотек, их особенности?

27. Обозначьте, каким образом процесс демократизации повлиял на развитие публичных библиотек II половины ХIХ века.

28. Перечислите разновидности публичных библиотек получивших распространение во II половине ХIХ века.

29. Обозначьте два основных отличия народных библиотек от публичных общественных?

30. Назовите источники финансирования общественных публичных библиотек во II пол. ХIХ в.?

31. Назовите предпосылки послужившие развитию научных и специальных библиотек во II пол. ХIХ в.?

32. Назовите основные виды научных и специальных библиотек получивших распространение во II половине ХIХ века.

33. Обозначьте основные изменения в сфере библиотечного дела на рубеже ХIХ – ХХ веков.

34. Отметьте основные виды общественных библиотек и охарактеризуйте их, назовите их отличительные особенности.

35. Назовите виды научных и специальных библиотек их отличительные особенности.

36. Обозначьте основные типы и виды библиотек, получившие распространение в дореволюционной России.

37. Влияние общественно-политических движений на библиотечное дело в период 1905-1917 гг.

38. Роль Е.Б. Балабановой, К.И. Рубинского, Л.Б. Хавкиной в организации профессионального библиотечного образования в начале ХХ в.

39. Развитие международных библиотечных связей России в начале ХХ в.

40. Значение национализации и реквизиции библиотечного дела в период 1917-1920 гг.

41. Охарактеризуйте опыт создания сети государственных массовых библиотек в 20-е г. ХХ в.

42. Значение открытия высших учебных заведений по подготовке профессиональных библиотечных работников.

43. Охарактеризуйте деятельность центральной библиотечной комиссии (ЦБК) в 20-30-е г. ХХ в.

44. Развитие научных и специальных библиотек в период 1921-1929 гг.

45. Развитие международного библиотечного сотрудничества в России в 20-30-е гг. ХХ в.

46. Влияние советской власти на развитие библиотечного дела в 30-е гг. ХХ в. Цензура библиотечного дела. Государственное руководство библиотечным делом.

47. Развитие сети общедоступных библиотек в 30-е гг. ХХ в.

48. Деятельность научных и специальных библиотек в 30-е гг. ХХ в.

49. Развитие библиотечного образования: открытие самостоятельных библиотечных вузов и техникумов, новых форм обучения.

50.Развитие библиотечного дела в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

51.Восстановление библиотечного дела в период 1945-1950-х гг.

52. Развитие библиотечного образования в 50-е гг. ХХ в. Выпуск первых учебников и пособий.

53. Охарактеризуйте процесс централизации государственных общедоступных библиотек 60-80-е гг. ХХ в.

54. Значение организации взаимодействия и кооперации в деятельности научных и специальных библиотек в 60-80-е гг. ХХ в.

55. Развитие системы библиотечного образования во II половине ХХ в.: открытие вузов культуры.

56. Значение развития процессов автоматизации и механизации в библиотечном деле в 80-е гг.

57. Расширение международных библиотечных связей в 60-80-е гг.

58. Влияние демократических преобразований на развитие отечественного библиотечного дела.

ТЕСТЫ

1. Назовите предпосылки возникновения первых библиотек Киевской Руси:

а) образование феодальных государств;

б) развитие культуры и просвещения;

в) высокий уровень населения (образованность, экономическая);

г) наличие письменности и письменных источников;

д) появление и распространение грамотности;

е) распространение христианства.

2. Обозначьте типы библиотек характерные для периода IХ-ХI веков?

а) монастырские библиотеки

б) храмовые библиотеки

в) частные библиотеки

г) библиотеки первых университетов

д) школьные библиотеки

е) дворцовые библиотеки

ж) придворные библиотеки

3. Назовите основные функции библиотек Киевской Руси в IХ – ХI вв.:

а) книгохранения

б) обслуживания

в) образовательная

г) содействия власти

д) копирования текстов

4. Назовите причины становления и развития монастырских библиотек в период ХII – ХVI вв.:

а) феодальная раздробленность

б) низкая образованность населения

в) ослабление русского государства из-за постоянного участия во внешних войнах (татаро-монгольское нашествие)

г) запрет церкви на чтение еретической литературы

5. Перечислите наиболее крупные монастырские библиотеки периода ХII – ХVI вв.

а) библиотека Кирилло-Белозерского монастыря

б) библиотека Троице - Сергиевого монастыря

в) библиотека Соловецкого монастыря

г) библиотека Белогорского монастыря

д)?????????????????????????????????????

6. Обозначьте положительные стороны развития в развитии монастырских библиотек на этапе ХII – ХVI вв.:

а) монастыри явились основными хранителями памятников древнерусской письменности

б) первая библиографическая практика (опись)

в) уничтожение древнейших рукописей

г) разделение фонда на книги еретического содержания и праведного

д) осуществление перевода зарубежных изданий

7. Назовите предпосылки послужившие толчком к преобразованиям в области библиотечного дела в ХVII веке:

а) централизация земель

б) развитие торговли, науки, промышленного производства

в) изменения в области культуры и просвещения

г) возникновение книгопечатания.

8. Назовите типы библиотек получившие распространение в российском государстве в ХVII веке:

а) монастырские

б) библиотеки приказов

г) библиотеки светских учебных заведений

д) библиотеки академий

е) частные библиотеки

ж) научные библиотеки

9. Отметьте виды специальных научных библиотек получивших распространение в ХVIII веке:

а) национальные

б) специальные

в) вузов

г) приказов

д) общедоступные

е) библиотеки научных обществ

10. Назовите год основания Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге:

а) 1714

б) 1795

в) 1830

11. Отметьте виды общедоступных библиотек распространенных в ХVIII веке:

а) публичные

б) коммерческие

в) народные

г) кабинеты для чтения

д) избы-читальни

е) массовые библиотеки

12. Отметьте год основания Пермской губернской публичной библиотеки:

а) 1795

б) 1830

в) 1831

г) 1865

д) 1898

13. Отметьте основные виды общественных библиотек, получившие распространение на рубеже ХIХ – ХХ вв.?

а) публичные

б) общедоступные

в) народные

г) академические

д) национальные

е) специальные

ж) учебные

14. Назовите виды научных и специальных библиотек начала ХХ в.?

а) учебные

б) академические

в) народные

г) национальные

д) общедоступные

е) специальные

ж) публичные

15. Обозначьте структуры при поддержке, которых открывались народные библиотеки на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

а) при поддержке правительства

б) при поддержке общества

в) при поддержке земств

г) при поддержке студенческих обществ

д) при поддержке меценатов

е) при поддержке уездного начальства

16. Отметьте состав книжного фонда народных библиотек на рубеже ХIХ-ХХ вв. (беллетристика, история, естествознание, религия, география и т.д.) ДОДУМАТЬ

17.Обозначьте два основных отличия народных библиотек от публичных? ВАРИАНТЫ ?

18. Назовите орган руководивший системой библиотечного обслуживания в 20-30-е гг. ХХ века:

а) Совнарком

б) Наркомпрос

в) Центральна библиотечная комиссия

г) Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

19. Назовите типы библиотек получившие распространение в 20-30-е гг. ХХ в.:

а) сельские

б) публичные

в) массовые

г) народные

д) передвижные типа АГИТ-параходы, АГИТ-поезда и т.д.

е) научные специальные

Темы рефератов

Методические рекомендации по выполнению работы

Реферат является самостоятельной внеаудиторной формой работы, дающей возможность оценить знания студента, его умение работать со справочным аппаратом библиотеки, вести поиск необходимых по определенной теме источников, отбирать и анализировать материал по изучаемой проблеме, связывать теоретические положения, умение вести дискуссии.

В ходе написания реферата студент имеет возможность ознакомиться с особенностями выполнения научно-исследовательской работы.

Цель реферативной работы – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, получаемых в ходе лекционных и семинарских занятий, а также привить обучаемым навыки самостоятельной обработки, обобщения и краткого изложения материала.

Работа над рефератом осуществляется последовательно, поэтапно. Изначально важно определиться с темой будущей работы, предварительно изучив 1-2 источника по заинтересовавшей студента проблеме. Получив представление по данному вопросу необходимо составить список литературы по исследуемой теме, проанализировать найденные источники, с целью определения плана и отбора материала для последующей работы.

После изучения, глубокого анализа найденных источников, студент может приступить непосредственно к написанию реферата, излагая собственную точку зрения на проблему исследования.

При написании реферата важно приводить аргументированные выводы по изучаемой теме.

Структура работы:

1. Введение. Во введении студент излагает актуальность темы, раскрывает цель и задачи данной работы.

2. Главы реферата. В работе должно быть не более двух глав, каждая из которых должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Текст основной части реферата должен содержать аргументированные выводы.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Содержание работы.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1. основной текст реферата не должен быть полностью переписан из найденных источников. Важно, чтобы студент проработал полученную информацию, подчеркнув собственную точку зрения на изучаемую проблему.

2. реферат должен содержать аргументированные выводы

3. список литературы должен быть не менее 7-10 источников.

4. объем реферата не должен превышать 15-17 страниц, из них 1-2 стр. введение, 1 стр. заключение.

5. список литературы должен быть оформлен в соответствии с государственными стандартами

а) ГОСТ 7.80 – 2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

б) ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

На выбор студента предлагается следующий список тем рефератов:

I. по курсу «История библиотечного дела за рубежом»

1. Роль Дворцовой библиотеки для развития библиотечного дела Древнего мира (библиотека царя Хеттского государства Хаттусиса III, библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала).

2. Александрийская и Пергамская библиотеки – центры распространения эллинистической культуры.

3. Библиотечное дело Византии и арабского халифата: своеобразие развития (V – ХI вв.)

4. Профессия «библиотекарь»: история развития, вклад

5. Монастырская библиотека – ведущая библиотека Западной Европы V – ХII вв.

6. Университетские библиотеки Западной Европы в III в.: особенности становления и развития.

7. Типологические особенности публичной библиотеки Западной Европы.

8. Частные библиотеки эпохи возрождения, их значение для развития библиотечного дела зарубежных стран (библиотеки Фр. Петрарки, Дж. Боккаччо, Н. Николи и т.д.).

9. Университетские библиотеки Западной Европы ХVIII в.

10. Вклад И.В. Гетте в развитие научных библиотек Германии ХVIII в.

11. Национальная библиотека: ее типологические особенности, значение для государства.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

II. по курсу «История библиотечного дела в России»

1. Вклад А.Н. Оленина в развитие библиотечного дела России ХIХ в.

2. Роль И.А. Крылова в развитие библиотечного дела России ХIХ в.

3. Вклад Ф.Ф. Павленкова в развитие библиотечного дела кон. ХIХ – нач. ХХ вв. (на примере Пермской губернии).

4. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество России: эволюция развития (ХVII – ХХI вв.)

5. Монастырская библиотека Руси – центр сосредоточения книжной культуры в ХI – ХVI вв. (библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, библиотек Троице-Сергиевого монастыря и т.д.).

6. Значение Библиотеки Академии Наук для развития науки и культуры России.

7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге на рубеже ХVIII – ХIХ вв.

8. Роль коммерческих библиотек и кабинетов для чтения в развитии публичных библиотек ХVIII – ХIХ вв.

9. «Без библиотеки, как без души академия» - становление университетских библиотек в I половине ХVIII в.

10. Вклад В.В. Киприянова в развитие публичных библиотек ХVIII в.

11. Собольщиков В.И., Стасов В.В. – видные библиотечные деятели II половины ХIХ в.

12. Пермская губернская публичная библиотека I половина – середина ХIХ в.

13. Проекты организации публичных библиотек II половины ХVIII в. Иркутская публичная библиотека.

14. Музыкальные библиотеки в период ХVIII – ХIХ вв.

15. Профессиональное библиотечное образование на рубеже ХIХ – ХХ вв.

16. Библиотечное дело в годы Великой Отечественной войны.

17. Массовая библиотека I половины ХХ в.: ????????????????

18. Профессия «библиотекарь»: история развития.

19. Централизация библиотечного дела России: ?????????????

20.

Студент вправе предложить собственную тему реферата по интересующей его проблеме, непосредственно имеющей отношение к курсу «История библиотечного дела в России и за рубежом».

Вопросы для подготовки к зачету

по курсу «История библиотечного дела за рубежом»

1. Библиотеки государств древнейших цивилизаций (Шумерское, Вавилонское, Ассирийское, Египетское государство).

2. Библиотечное дело античной эпохи: типы библиотек, особенности их становления и развития (Александрийская, Пергамская библиотеки).

3. Основные тенденции развития библиотек на этапе раннего средневековья (V-IХ века).

4. Библиотеки государств Европы в средневековый период (ХII–ХV столетия).

5. Особенности развития библиотек в эпоху Возрождения (ХVI–ХVII в.)

6. Основные направления развития библиотек в период классических буржуазных революций в Европе (1640-1794).

7. Особенности развития библиотечного дела зарубежных стран в первой половине ХIХ в. (период стабильного развития капитализма).

8. Библиотечное дело зарубежных стран во второй период новой истории (1871 – нач. 20-х гг. ХХ в).

9. Библиотечное дело зарубежных стран в 20-30-е годы ХХ века: основные направления его развития.

10. Своеобразие библиотечного дела зарубежных государств в годы Второй мировой войны.

11. Основные тенденции развития библиотечного дела в социалистических странах в период 50-80-х гг ХХ в.

12. Библиотечное дело капиталистических стран в 50-80-е годы ХХ века.

13. Состояние библиотечного дела в развивающихся странах в 50-80-е гг. ХХ века.

14. Основные тенденции развития библиотечного дела в ведущих зарубежных странах в 90-е г. ХХ в. – начало ХХI в.

15. Основные тенденции развития библиотечного дела в странах с нестабильным экономическим развитием в 90-е г. ХХ в. – начало ХХI в.

16. Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество: история и современность.

по курсу «История библиотечного дела в России»

1. Библиотечное дело Древней Руси: исторические предпосылки возникновения первых библиотек в Киевском государстве.

2. Монастырская библиотека как ведущая библиотека Руси 12-16 вв. (Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиевый монастырь).

3. Новые явления в библиотечном деле Российского государства в ХVII веке: предпосылки послужившие толчком к преобразованиям. Типология библиотек.

4. Основные тенденции развития библиотечного дела России в ХVIII веке.

5. Особенности развития типа научные и специальные библиотеки России в ХVIII в.

6. Первые проекты по созданию публичных библиотек II пол. ХVIII в. (В.А. Киприянов, В.В. Киприянов, Ф. Салтыков и др.). Иркутская публичная библиотека.

7. Библиотечное дело в первой половине ХIХ века.

8. Своеобразие развития публичных библиотек в I пол. ХIХ века: варианты их создания.

9. Основные направления развития типа научных и специальных библиотек I пол. ХIХ в.

10. Библиотечное дело в России в середине – II пол. ХIХ в.

11. Основные тенденции развития общедоступных библиотек во II пол. ХIХ в.

12. Библиотечное дело России на рубеже ХIХ – ХХ вв.

13. Типологические особенности и сравнительная характеристика деятельности народных и публичных библиотек на рубеже ХIХ – ХХ вв.

14. Библиотечное дело в первые годы Советской власти (1917 - 1920). Основные направления деятельности массовых библиотек.

15. Особенности развития библиотечного дела СССР в 20 – 30-е гг. ХХ в.

16. Своеобразие развития библиотечного дела в годы Великой Отечественной войны.

17. Библиотечное дело в период 1945 – 1950-е гг. Восстановление библиотек.

18. Библиотечное дело СССР в 60 – 80-е гг. ХХ века.

19. Развитие библиотечного дела в современной России на рубеже ХХ-ХХI вв.

20. Международное библиотечное сотрудничество России: эволюция развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РАЗДЕЛУ

«ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ»

Основная литература:

  1. Багрова, И. Фонды национальных библиотек: Проблемы и стратегии 90-х годов / И. Багрова // Библиотековед.-1999.-№ 2.-С.136-143.

  2. Боуден, Р. Профессиональная ответственность библиотекаря / Р. Боуден // Библиотековед.-1999.-№ 2.-С.126-127.

  3. Глухов, А.Г. …Звучат лишь письмена: Судьбы древних библиотек / А.Г. Глухов.- М.: Книга, 1981.- 208 с.

  4. Гениева, Е. С россиянами сообщество полнее: [Работа в ИФЛА] / Е. Гениева, В. Крахотина // Библиотека.-1999.-№ 10.-С. 68-71.

  5. Давыдова, Л. И как реки встречаются в море, так встречаются люди в … ALA :[История и современное состояние Американской национальной библиотечной ассоциации] / Л. Давыдова // Библиотека.-!999.-№ 2.-С. 73-74.

  6. Рудомино, М.И. К истории международных библиотечных связей: Предистория ИФЛА / М.И. Рудомино // Библиотековед. и библиогр. за руб.-1977.-Вып. 63.-С.18-43.

  7. Сметанникова, Н. Всемирная грамотность: положение вещей существенно меняется / Н. Сметанникова // Библиотека.-1998.-№ 12.-С.64-65.

  8. Талалакина, О.И. История библиотечного дела за рубежом: Учебник / О.И. Талалакина.-М.: Книга, 1982.-272 с.

Дополнительная литература:

  1. Британская библиотека: стратегические цели до 2000 года // Библиотековед.-1999.-№ 2.-С.148-158.

  2. Даниличева, Т. Старейшая в Америке / Т. Даниличева // Библиотека.-1993.-№ 11-12.-С. 34-37.

  3. Домбровский, К. Вся память мира: [Об Александрийской библиотеке IV в н.э.] / К. Домбровский // Библиотекарь – 1982.- № 2.- С. 60-63.

  4. Егорова, А. Древнейшая библиотека – глиняные таблички царя Ашшурбанипала / А. Егорова // Новая библиотека.- 2001.- № 4-5.- С. 8-9.

  5. Жданова, Т. Университетские библиотеки Гетеборга / Т. Жданова // Библиотека.-1994.-№ 7.-С. 61-64.

  6. Иаруссо, М.Б. Структура библиотечных сетей, обслуживающих детей и юношество / М.Б. Иаруссо // Библиотековед. и библиогр. за руб.-1991.-Вып. 129.-С. 73-86.

  7. ИФЛА – 2002. Возвращение к истоку // Библиотека.- 2002.- № 3.- С. 72-76.

  8. Казаченкова, Л. Профессиональные встречи в Великобритании / Л. Казаченкова // Библиотека.- 1998.- № 4.- С. 79-83.

  9. Каневский, Б.П. Библиотека Конгресса США: Исторический очерк / Б.П. Каневский // Библиотековед. и библиогр. за руб.-1991.-Вып. 131.-С.3-36.

  10. Кансаи-кан – новая парламентская библиотека Японии // Библиотековед.-1999.-№ 3.-С. 144-145.

  11. Кюблер, Х.Д. Читающая Германия с точки зрения библиотекаря / Х.Д. Кюблер //Библиотековед.- 1999.-№ 1.-С.50-59.

  12. Лалоянц, И. Взлет и падение: [К истории Александрийской библиотеки] / И. Лалоянц, Б. Приможин // Библиотекарь.- 1991.- № 3.- С. 73-76.

  13. Леман, К.Д. «Наше дело будет служить людям вечно»: [Об участии библиотек Германии в ИФЛА] / К.Д. Леман // Библиотека.-1999.-№ 7.-С.82-84.

  14. Назмутдинов, И.К. Библиотеки Тайваня / И.К. Назмутдинов // Науч. и техн. б-ки.- 1998.- № 8.- С. 53-54.

  15. Назмутдинов, И. Книжные собрания потомков храбрых викингов / И. Назмутдинов // Библиотека.- 1997.- № 6.- С. 82-84.

  16. Назмутдинов, И. В странах Аравийского полуострова / И. Назмутдинов // Библиотека.- 1997.- № 5.- С. 79-83.

  17. Назмутдинов, И. Приоритеты далекого континента: [Австралия] / И. Назмутдинов // Библиотека.-1999.-№ 11.-С.77-79.

  18. Недашковская, Т. Информативность, гармония и комфорт – отличительные особенности библиотек Франции / Т. Недашковская // Библиотека.- 1999.- № 11.- С. 67-69.

  19. Недашковская, Т.А. Публичные библиотеки и медиотеки Франции / Т.А. Недашковская // Библиотековедение.- 2003.- № 3.- С. 34-37.

  20. Немировский, Е.П. Иоганн Гуттенберг: неизвестные факты / Е.П. Немировский // Библиотековедение.- 2000.- № 5.- С. 66-68.

  21. Патрик, К.Э. Школьная библиотека-это информационнный ресурс школы, а не “вспомогательная” структура / К.Э. Патрик // Библиотековед.-1999.-№ 1.-С.34.

  22. Райков, Б. Библиотеки в средневековой Болгарии 9-14 вв. / Б. Райков // Библиотека.- 1993.- № 11.- С. 33-36.

  23. Рудольф, Е. Русские «Пенаты» в Германии / Е. Рудольф // Библиотека.- 2001.- № 11.- С. 87-90.

  24. Рыбина, С. Габриэль Ноде и кардинал Мазарини: книжник на службе политика / С. Рыбина // Библиотека.-1998.-№ 4.-С.94-96.

  25. Светланова, Р. Первые книжные собрания французских городов (XVI-XVII вв) / Р. Светланова// Библиотека.-1998.-№ 4.-С. 91.

  26. Сухоруков, К.М. ИФЛА: нововведения в новом тысячелетии / К.М. Сухоруков // Библиотековедение.- 2002.- № 3.- С. 37-45.

  27. Талалакина, О.И. Исследователи культуры Востока о библиотеках Арабского халифата / О.И. Талалакина // Библиотековед. и библиогр. за руб.-1976.-Вып. 56.-С.58-76.

  28. Талалакина, О.И Международные библиотечно-библиографические организации: Лекция / О.И. Талалакина.-М., 1975.-34 с.

  29. Талалакина, О.И Международное библиотечно-библиографическое сотрудничество: Учеб. пособие / О.И. Талалакина.-М., 1982.-76 с.

  30. Тютина, И. Диктатура закона: Управление публичными библиотеками и их финансирование в Америке / И. Тютина // Библиотека.-1999.-№ 8.-С. 66-67; № 10.-С. 68-71.

  31. Уюн-Суд, Н. Арабские библиотеки в средние века / Н. Уюн-Суд // Библиотековед. и библиогр. за руб.-1937.- Вып. 44.- С. 90-98.

  32. Фосс, Л. Дом для домашних заданий: (Как библиотека может помочь учащимся развить свою «медийную компетентность») / Л. Фосс // Библиотековед.-1999.-№ 1.-С. 35-38.

  33. Ястребова, Е. Австрия далекая и близкая / Е. Ястребова // Библиотека.-1994.-
    № 1.- С.66-68.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РАЗДЕЛУ

«ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ»

Основная литература:

  1. О библиотечном деле: ФЗ от 23.11.1994 // Библиотека. - 1995.-№ 3.- С.41 - 48 .

  2. О порядке реквизиции библиотек, книжных складов и книг вооб­ще // В.И.Ленин и библиотечное дело. - М., 1987.- С. 396-397.

  3. О централизации библиотечного дела в РСФСР: Декрет СНК // Там же. - С. 421-422.

  4. О Российской национальной библиотеке: Указ Президента РФ от 27.03.1992 // Библиотека. - 1992.- № 5-6.- С. 6.

  5. Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР: Декрет СНК // В.И. Ленин и библиотечное дело. - М., 1987.- С. 390.

  6. Абрамов, К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советс­кой власти (1917-1920) / К.И. Абрамов. - М., 1974. - 263 с.

  7. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР: Учебник / К.И. Абрамов.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Книга, 1980.- 352 с.

  8. Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: В 2-х частях / К.И. Абрамов.- М.: Либерия, 2000.

  9. Библиотечное дело в период НЭПа (1921-1929): Сб. науч. тр.: В 2-х ч. - М., 1991.

  10. Ванеев, А.Н. Библиотековедение в России в первой половине XIX века / А.Н. Ванеев.- СПб., 1995.

  11. Глазков, М.Н. Первые попытки централизации библиотечного де­ла в России / М.Н. Глазков // Библиотековед. - 1995.- № 2.- С. 117-126.

  12. Глухов, А. История книжности Древней Руси: Сокровищницы монастырей / А. Глухов // Библиотека.- 1994.- № 9.- С. 89-93.

  13. Дворкина, М. Зачем мы изучаем историю / М. Дворкина // Библиотека. - 2000.-№ 2.- С. 50-51.

  14. Каратыгина, Т.Ф. История технических библиотек в СССР: Учеб­ник / Т.Ф. Каратыгина.- М., 1981.- 166 с.

  15. Каратыгина, Т.Ф. Любовь Борисовна Хавкина (1871-1949): К 125-летию со дня рождения, или портрет через 47 лет / Т.Ф. Каратыгина // Науч. и техн. б-ки. - 1996.- № 11.- С. 20-25.

  16. Книга в России ХVII - начала XIX века: Проблемы создания и распространения. - Л., 1990.- 254 с.

  17. Костин, А. ";К образованию ума и сердца";: Публичные библиоте­ки в уездных городах России в первой воловине XIX века / А. Костин // Биб­лиотека. - 1992.- № 9-10.- С. 23-25.

  18. Куштанина, Л.В. В предверии нового / Л.В. Куштанина // Библиотека.- 2002.-
    № 3.- С. 65-68.

  19. Лукашов, И. Что есть истина в истории нашей профессии / И. Лукашов // Биб­лиотека.- 1998.- № 9.- С. 52-56.

  20. Матвеев, М.Ю. Деятельность земских народных библиотек / М.Ю. Матвеев // Биб­лиотековед.- 1997.- № 2.- С. 76-83.

  21. Матвеев, М.Ю. Типология народных библиотек в дореволюционной России (II пол. ХIХ – нач. ХХ вв.) / М.Ю. Матвеев // Библиотековедение.- 2000.- № 6.- С. 101-108.

  22. Покровская, З. Без шор классового подхода: К 130-летию со дня рождения Н.А.Рубакина /З. Покровская //Библиотека. - 1992.- № 7-8.- С. 29-32.

  23. Ровнянская, Л. ";Библиотекарь должен быть и библиофил";: Из истории журнала ";Библиотекарь"; (1910-1915) /Л. Ровнянская //Библиотека. -1999.- № 3.- С. 90-97.

  24. Соков, П.С. История библиотечного дела в России: Учеб.-мето-дич. Пособие / П.С. Соков. - М., 1996.- 87 с.

  25. Полина, Н. Моя ненаглядная Ленинка: какой была РГБ в 1950-е -1980-е годы / Н. Полина // Библиотековед .- 1999.- № 1.- С. 106-135.

Дополнительная литература:

  1. Абрамов, К.И. Из ";публичек"; изымалось все, что наверху счита­лось вредным / К.И. Абрамов // Библиотека .- 1999.- № 10.- С. 76; 2000.-№ 1.- С. 86-88.

  2. Абрамов, К.И. Начало: К 80-летию первых библиотечных курсов в России / К.И. Абрамов // Библиотека. - 1993.- № 4.- С. 2-5.

  3. Абрамов, К.И. У истоков централизации: Образование и деятель­ность ЦБК 1920-1922 гг. / К.И. Абрамов // Сов. библиотековед. - 1997.- № 4.-С. 3-12.

  4. Абрамов, К.И. Читатели Публичных библиотек России в I пол. ХIХ века / К.И. Абрамов // Библиотековедение.- 2001.- № 2.- С. 60-68.

  5. Баканова, А. Земские энтузиасты на Урале: Местное самоуправ­ление сто лет назад / А. Баканова //Библиотека.- 1998.- № 10.- С. 66-68.

  6. Бакун, Д.Н. История библиотеки московского Исторического му­зея / Д.Н. Бакун // Библиотековед.- 1997.- № 5.- С. 103-114.

  7. Библиотечная отрасль страны в цифрах и фактах // Библиотекарь 1990.- № 1.-
    С. 6-7.

  8. Буранов, А. Что читали русские крестьяне / А. Баранов // Библиотековед .-1999.- № 2.- С. 68-74.

  9. Букова, Л.В. Читатель в Росии (1860-1917 гг.) / Л.В. Букова // Мир библиографии.- 2003.- № 1.- С. 41-45.

  10. Глухов, А. Библиотекарь Иван Крылов: ";Я свою дожность ни на какую другую не променяю"; / А. Глухов // Библиотековед.- 1999.- № 1.-С. 95-101.

  11. Глухов, А. ";Я именно урожден быть библиотекарем";: В.В.Стасов / А. Глухов // Библиотековед. - 1999.- №3.- С. 80-89.

  12. Голубеева, О.Д. Хранители мудрости / О.Д. Голубева.- М.: Книга, 1988.- 257 с.

  13. Горбунов, Ю. Помни имя свое: 100-лет издательско-просветительской деятельности великого гражданина России Ф.Ф. Павленкова / Ю. Горбунов // Библиотека.- 2001.- № 3.- С. 75-77.

  14. Зверевич, Б. Заметный след в истории: о 80-летии 1 съезда 1911 г. / Б. Зверевич // Библиотека. - 1992.- № 1.- С. 7-8.

  15. Клещук, С. Что читали в царской России / С. Клещук // Библиотека.- 2001.-
    № 3.- С. 31-32.

  16. Коваль, Л. У нас служили замечательные люди России: (Об исто­рии РГБ) / Л. Коваль // Библиотека.- 1999.- № 10.- С. 53-54.

  17. Кукушкина, М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры ХVI – ХVII веков / М.В. Кукушкина.- Л.: Наука, 1977.- 223 с.

  18. Кусков, В.В. «Добрый страдалец за русскую землю»: [Роль князя Вл. Всевол. Мономаха в организации первых библиотек на Руси] / В.В. Кусков // Сов. библиогр.- 1992.- № 2.- С. 46-50.

  19. Мазурицкий, А.М. Участие массовых библиотек в решении народно­хозяйственных задач в годы Великой отечественной войны / А.М. Мазурицкий // Библиотечное строительство в СССР: Межвуз. сб. науч. тру­дов.- М., 1984.- Вып. 61.- С. 105-112.

  20. Русаков, В. В каждом селении …: Павленковские библиотеки в России / В. Русаков // Библиотека.- 1992.- № 5-6.- С. 38-40.

  21. Рычков, А.В. Русское библиотечное общество, 1916-1929 / А.В. Рычков // Науч. и техн. б-ки. - 1994.- № 7.- С. 58-68.

  22. Савинова, Т. Попечители против невежества: Бесплатные читаль­ни на рубеже Х1Х-ХХ веков / Т. Савинова // Библиотека. - 1998.- № 4.- С. 92-93.

  23. Указом Императрицы [была создана Российская Национальная библиотека, которая по праву считается вторым университетом России] // Новая библиотека.- 2001.- № 2.- С. 6-9.

  24. Чубаров, Л. Опаленные войной: Книга воевала и воспитывала. Она помогала нашей стране выстоять ти победить врага / Л. Чубаров // Библиотека.- 1994.-
    № 6.- С. 7-10.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Председатель БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    ... КОЛЧАНОВА О.В.. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД Учебно-методическийкомплекспоспециальности071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» Рекомендовано кафедройДББ ... и библиографоведения, историибиблиотечногодела в России и зарубежом, документоведения, АСПИ ...
  2. Учебно-методический комплекс (27)

    Учебно-методический комплекс
    ... библиотечно-информационнойдеятельностиУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПо дисциплине Общее библиотековедение Ч.II Цикла общепрофессиональных дисциплин ОПД.ОФ.04 Специальности071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» ...
  3. Учебно-методический комплекс (279)

    Учебно-методический комплекс
    ... 200____г. Председатель_______ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПО ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ специальности071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» квалификация «Менеджер информационных ресурсов» Пермь 2009 ...
  4. Содержание курса «книговедение и история книги»

    Документ
    ... истории, искусствоведения и музейного делаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙКОМПЛЕКСПо дисциплине Книговедение и история книги Цикла специальных дисциплин СД. Ф. 03 Специальности № ??? «Музейное дело ...
  5. Отчет о работе научной библиотеки культурно-информационного центра за 2011 год пермь 2012

    Отчет
    ... зарубежом» и ЭБС издательского центра «Лань» – «Ветеринария и сельское хозяйство», «Лесное хозяйство и лесоинженерное дело» ... поистории академии. Так, по запросу учебно-методического ... поспециальности071201 «Библиотечно-информационнаядеятельность» ...

Другие похожие документы..