Главная > Документ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

Ботаника с основами фитоценологии

часть 2

систематика растений

учебно-методический

комплекс

по дисциплине

Чебоксары

2007

ББК 28.59 р 30

Б – 86

Ботаника с основами фитоценологии. Часть 2. Систематика растений. Учебно-методический комплекс по дисциплине / Составитель Теплова Л.П. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2007. – 108 с.

Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

В издании представлены учебно-методические материалы, используемые при преподавании систематики растений, разработанные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050102 Биология.

Предназначается для студентов и преподавателей биологических факультетов педагогических вузов.

Рецензенты:

С.В. Иванова, к. биол.н., доцент, зав.кафедрой ботаники и МПБ ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева»

О.П. Максимова, к. биол. н., доцент кафедры биологии ЧГСХА

© Теплова Л.П., составление, 2007

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева», 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

2.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий 9

ЦАРСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 11

2.7.5. Тематика курсовых работ 57

1. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО СИСТЕМАТИКЕ

РАСТЕНИЙ

Систематика. Надцарство Прокариоты. Царство Цианеи. Роль в биосфере. Царство грибы. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Основные классы и порядки. Низшие растения. Подцарство Настоящие водоросли. Отделы, Зеленые, Харовые, Желто-зеленые, Пиррофитовые, Золотистые, Диатомовые, Бурые. Классы и порядки. Подцарство Багрянки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Высшие растения. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, специфика строения. Отдел Голосеменные. Цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства. Отдел Цветковые. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства.

Понятие фитоценоза. Состав и структура фитоценозов. Ценопопуляции растений. Влияние растительности на среду. Динамика фитоценозов: циклическая изменчивость, сукцессии. Классификация растительности.

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Специальность 050102– Биология

2.1. Цель и задачи дисциплины

2.1.1. Цель изучения дисциплины

Систематика растений является важнейшей составляющей современного ботанического знания и относится к профилирующим предметам для студентов, обучающихся по специальности «биология». Целью изучения дисциплины является приобретение знаний о громадном разнообразии растений и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, цианеи, грибы, лишайники), принципах их классификации, родственных отношениях систематических групп и возможных путях их эволюции, а также о значении конкретных групп организмов в природных экосистемах и в хозяйстве, их экологических особенностях, принципах рационального использования и охраны.

2.1.2. Задачи изучения дисциплины

- Познание системы растительного мира, родственные связи растений;

- изучение происхождения и развития природных групп растений, трансформацию жизненных форм и расселение родовых и семейственных групп;

- использование современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных;

- владение современными методами исследований, которые применяются в области естественно-научного образования;

- осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики области предметных знаний;

- способствование социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- использование разнообразных приемов, методов и средств обучения;

- обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта;

- представление об этике поведения учителя биологии в средней школе;

- закрепление положительных стереотипов взаимоотношений в паре учитель-ученик.

1.3. Изучение дисциплины ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

Учебно-воспитательную;

социально-педагогическую;

культурно-просветительную;

научно-методическую;

организационно-управленческую.

1.4. Изучение дисциплины способствует решению типовых задач

в области учебно-воспитательной деятельности:

обучение использованию современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе техническими средствами обучения, информационными и компьютерными технологиями; применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание у учащихся для формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

в области социально-педагогической деятельности:

обучение оказанию помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.

2.2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  1. Этапы развития систематики как науки

  2. Современную структуру органического мира

  3. Принципы прокариотических и эукариотических организмов

  4. Особенности организации цианей

  5. Морфологическое разнообразие водорослей

  6. Основные отделы низших растений

  7. Жизненные циклы водорослей

  8. Основные классы водорослей и их морфологические структуры

  9. Варианты циклов развития водорослей – без смены поколений и со сменой поколений, а также сути изоморфной и гетероморфной смены

  10. Направления эволюции настоящих водорослей

  11. Разнообразие хроматофоров водорослей

  12. Жизненные циклы багрянок

  13. Отличительные черты грибов как представителей отдельного царства живых организмов

  14. Понятие о низших и высших грибах

  15. Особенности строения тела грибов, их отличительные признаки

  16. Видоизменения мицелия

  17. Способы питания грибов. Микоризные грибы

  18. Классификацию грибов

  19. Жизненные циклы грибов, вызывающих заболевания с/х культур и плодово-ягодных кустарников

  20. Отличительные признаки лишайников

  21. Отличия высших растений от низших

  22. Приспособления к наземному образу жизни

  23. Предковые формы высших растений. Основные отделы высших растений

  24. Происхождение листостебельных побегов высших растений

  25. Морфологию и жизненный цикл моховидных

  26. Морфологию и жизненный цикл равно – и разноспоровых плауновидных

  27. Строение спорофитов и гаметофитов мхов, плаунов, хвощей, папоротников

  28. Направления эволюции высших растений

  29. Морфологию и жизненный цикл хвощевидных, равно-и разноспоровых папоротников

  30. Семенные и семезачатковые голосеменные

  31. Морфологию и жизненный цикл хвойных. Строение их репродуктивных органов

  32. Морфологические, анатомические, физиологические особенности цветковых растений

  33. Строение генеративных органов энтомофильных и анемофильных растений

  34. Жизненный цикл цветковых растений

  35. Гипотезы происхождения цветковых (время, место, предковые формы, способы опыления)

  36. Признаки дву- и однодольных растений

  37. Теории происхождения цветка

  38. Систему цветковых растений Тахтаджяна А.Л.(1987) и синтетическую теорию Тахтаджяна А.Л. –Энглера А.

  39. Признаки вегетативных органов и формулы цветков основных семейств цветковых растений

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  1. Назвать основные классы грибов и их отличительные признаки.

  2. Назвать грибы-паразиты важнейших сельскохозяйственных культур и человека.

  3. Отличать лишайники от мхов.

  4. Назвать спорофиты и гаметофиты у мхов, плаунов, хвощей, папоротников.

  5. Назвать основные признаки голосеменных, хвойных и цветковых растений (морфологические, анатомические, репродуктивные органы).

  6. Назвать основные признаки вегетативных органов следующих семейств: ивовые, березовые, буковые, магнолиевые, маковые, лютиковые, розовые, бобовые, зонтичные, капустные, тыквенные, пасленовые, яснотковые, астровые, лилейные, мятликовые, осоковые, орхидные. Строение репродуктивных органов, формулы цветков, знать типы плодов, соцветий.

В результате успешного прохождения курса студент должен владеть навыками:

- сушки растений,

- работы с определителями,

- ведения биологического мониторинга,

- определения % засоренности культурного поля,

- определения типа растительного сообщества или фитоценоза,

- закладки пробных площадок,

- определения и обозначения проективного покрытия, встречаемости видов, жизненности,

- определения хозяйственной характеристики луга,

- приготовления микропрепаратов некоторых групп водорослей, грибов, лишайников и органов высших растений,

- приготовления таблиц и рисунков растений для использования их на мультимедийных средствах.

2.3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы на 1 студента

Очная форма

Семестры

Общая трудоемкость

200

1.

Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе:

112

3,4

  • лекций

52

3,4

  • лабораторных

84

3,4

2.

Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

179

3,4

  • курсовая работа

Х

4

  • реферат

Х

3

3.

Вид итогового контроля

3 экзамен /4 экзамен

2.4. Содержание дисциплины

2.4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Тема

В часах

Лекции

Лаборат.

занятия

Самост.

занятия

1

Введение.Класификация организмов. Понятия о таксономии

2

2

Надцарство прокариоты.

2

2

3

Царство грибы

9

14

4.

Подцарство Слизевики

1

5

Подцарство Настоящие водоросли

7

16

6

Подцарство Багрянки

2

2

7

Лишайники

1

2

8

Общая характеристика высших растений

1

2

9

Отдел Моховидные

4

8

2

10

Отдел Риниофиты

1

11

Высшие споровые

6

6

2

12

Отдел Голосеменные

6

4

2

13.

Отдел Магнолиофиты

10

28

52

Итого

52

84

60

2.4.2 Содержание разделов дисциплины

Пояснительная записка

Содержание первого раздела курса ";Систематика"; направлено на приобретение студентом знаний о громадном разнообразии растений и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), принципах их классификации, родственных отношениях систематических групп и возможных путях их эволюции, а также о значении конкретных групп организмов в природных экосистемах и в хозяйстве, их экологических особенностях, принципах рационального использования и охраны.

Содержание второго раздела ";Основы фитоценологии"; ставит задачу создания у студента первоначального представления о принципах организации растительных сообществ как основных компонентов биосферы и об их динамике, т.е. знакомство с закономерностями биоценотического уровня. Здесь отчетливо выступает роль систематики в экологическом и природоохранительном образовании будущего учителя и воспитателя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ботаника с основами фитоценологии часть 1 анатомия и морфология растений

    Учебно-методический комплекс
    ... им. И.Я. Яковлева» Ботаника с основамифитоценологии. часть 1. анатомия и морфология растенийучебно-методический комплекс по дисциплине ... , как «Цитология», «Гистология», «Систематикарастений». Для обеспечения должного уровня преподавания ...
  2. Ботаника с основами фитоценологии часть 1 анатомия и морфология растений

    Учебно-методический комплекс
    ... им. И.Я. Яковлева» Ботаника с основамифитоценологии. часть 1. анатомия и морфология растенийучебно-методический комплекс по дисциплине ... , как «Цитология», «Гистология», «Систематикарастений». Для обеспечения должного уровня преподавания ...
  3. Учебно-полевой практики по ботанике с основами фитоценологии

    Программа
    ... преподавания Программа учебно-полевой практики по ботанике с основамифитоценологии для ... учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература. Агафонов В.А., Хлызова Н.Ю., Негробов В.В. и др. Проблемы охраны растений ...
  4. 01 ботаника с основами фитоценологии 1 цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    ... , В .Е. Ботаника с основамифитоценологии. Анатомия растений : краткий курс лекций / А. В. Аристархова. – Томск : ТГПУ, 2006. – 120 с. Дырин, В.А. Ботаника с основамифитоценологии. Систематика ...
  5. Методические указания по изучению дисциплины

    Методические указания
    ... 2009 Рекомендовано Учебно-методическим Советом Санкт ... растений. – М.: КолосС, 2005. Ботаника с основамифитоценологии: Анатомия и морфология растений. ... Биологическая роль распространения. Систематикарастений 102. Систематикарастений, как наука. ...

Другие похожие документы..