Главная > Задача


Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Массовая культура»

1. Цели и задачи дисциплины.

Основная цель освоения дисциплины определятся все возрастающей значимостью массовой культуры. Для культуролога чрезвычайно важно научиться корректно работать с феноменами массовой культуры. При этом речь идет не только о критике массовой культуры, но о комплексном понимании массовой культуры как формы организации и трансляции культурных значений и образцов. Такое понимание позволяет связать изучение массовой культуры с проблематикой культурной политики и социокультурного проектирования. 

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать представление о типологических особенностях массовой культуры; дать общий очерк эволюции форм массовой культуры в XIX-XX вв.; представить основные подходы к изучению массовой культуры; представить направления проектной работы в области массовой культуры.  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и  критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: содержание основных категорий массовой культуры; основные направления развития форм массовой культуры во второй половине XIX – XX вв.; свободно ориентироваться в основных направлениях изучения массовой культуры. 

уметь: аргументировано представлять освоенное знание; занять аналитическую позицию в отношении феноменов массовой культуры; применять современные подходы к анализу феноменов массовой культуры; формулировать направления проектной работы в сфере массовой культуры.

владеть: понятийным аппаратом дисциплины; современными методами изучения массовой культуры; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик массовой культуры; техниками анализа текстов массовой культуры; базовыми навыками культурного проектирования.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Предмет «массовой культуры»; методы анализа феноменов массовой культуры; массовая культура во второй половине XIX – н. ХХ века; массовая культура второй трети – конца XX века: современная массовая культура; влияние массовой культуры на искусство и средства массовой коммуникации; взаимодействие массовой культуры и элитарной культуры, массовой культуры и народной культуры.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Визуальная культура»

1.Цель и задачи дисциплины

Цель: представить студентам теоретические основания изучения визуальных текстов; создать целостное представление о проблематике и основных подходах современного знания о культуре.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с условиями производства и потребления культуры в эпоху современности, содействовать освоению поля визуальных исследований, связанных с соотношением таких категорий, как зрение/познание, образ/знак, опыт/репрезентация.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

(ОК-11);

-способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владения методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: методы изучения визуальных текстов, теории современного информационного общества и теории визуальной культуры.

уметь: использовать методы критического осмысления визуальных текстов при решении социальных и профессиональных задач, применять полученные навыки в осуществлении художественно-творческих планов и программ в социальной сфере.

владеть: навыками анализа визуальных источников, способностями анализировать социально-значимые проблемы и процессы в сфере телевидения, кинематографа, СМИ, пониманием сущности информации.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы

. Визуальные исследования: основные понятия, базовые проблемы;

Эпоха современности. Условия производства визуальных текстов. Оптические медиа.

Культура кино. Экранная коммуникация.

Визуальные медиа современной эпохи: фотография, кино, видео, телевидение, компьютер.

.Культура массовых коммуникаций;

Техника анализа текстов культуры. Эффект реальности в визуальных текстах.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Культура социальных групп и движений»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о социологических, антропологических и культурологических концепциях культуры социальных групп и движений. Решаемые в рамках курса задачи: сформировать умение ориентироваться в теоретико-методологических направлениях, понятиях, определениях культуры социальных групп и движений, существующих в социогуманитарных дисциплинах, изучить методы эмпирического анализа.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: определения и понятия культуры социальных групп и движений в основных теоретических направлениях социологии, антропологии, культурологи; дискуссии о роли культуры в современном мире; существующие классификации социальных групп и движений; специфику методов исследования социокультурных феноменов в социальных группах.

уметь: ориентироваться в теориях, применять их аналитические ресурсы к анализу современных социокультурных явлений в социальных группах, проводить самостоятельные эмпирические исследования.

владеть: терминологией дисциплины, методологическим инструментарием, рефлексивным подходом к изучению социокультурных феноменов.

  1. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Определение понятийно-категориального аппарата дисциплины «Культура социальных групп и движений». Междисциплинарный характер дисциплины, генезис представлений о социальных группах и движениях в социологии, политологии, антропологии и шире – в социогуманитарном знании. Специфика объекта исследования. История и генезис представлений о культуре социальных групп в социологических и антропологических теориях.

Культура как классификационный признак – разделение социальных групп на основе культурных признаков. Специфика возрастных, гендерных, профессиональных, этнических, конфессиональных и т.п. групп. Доминирующие социокультурные группы, мейнстрим, субкультуры. История изучения молодежных субкультур.

Социальные механизмы освоения и поддержания культурных границ – социализация, аккультурация, социокультурная идентичность.

Культура и ценности, их устойчивость и динамика. Закрепление культурных паттернов в социальных практиках. Культура как коммуникационный процесс (Ю. Хабермас). Возрастающая роль культуры в современном мире, причины, тенденции, прогнозы.

Глобализация экономики, трудовые миграции, развитие телекоммуникационных технологий, рост туризма и другие объективные факторы, влияющие на изменения границ этнокультурных групп. Признание приоритета культурного многообразия – политический процесс, направленный на защиту и поддержание специфики культур социальных групп.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Культурная политика»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является развитие способностей обучающихся к самостоятельному анализу событий культурной жизни и документов, отражающих современную культурную политику, выработке у студентов понимания направлений и сущности современной культурной политики, понимания того, как определяют понятие «культурная политика» различные социальные теории.

Задачами дисциплины являются: представление студентам важнейших этапов истории культурной политики в России и некоторых странах Запада XIX–начала XXI вв.; выявление основных противоречий, формирующих культурную политику в разных государственных системах; раскрытие влияния на разработку и реализацию культурной политики государства, бизнеса, отдельных личностей, организаций и социальных групп; дать представление о реалиях и инструментах современной культурной политики.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-8);

  • способность использовать основные положения и методы

социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать

получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- готовность к проектно-аналитической работе в разных сферах

социокультурной деятельности, участию в разработке и управлению инновационными проектами (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные этапы истории культурной политики в России и некоторых странах Запада; определения и концепции культурной политики в различных социальных теориях; структуру, характер и функции государственных органов управления культурой, приоритеты и цели деятельности культуропроизводящих и культуроохранных институтов;

уметь: критически воспринимать и интерпретировать документы и события, отражающие культурную политику, понимать логику их построения, обусловленность их содержания представлениями об общественной пользе и социокультурным контекстом; оценивать факторы, влияющие на культурную политику, видеть перспективы социальных и культурных трансформаций, связанных с изменениями в обществе; применять полученные знания и навыки, как в теоретических исследованиях, так и на практике, в частности, в управлении социокультурными проектами;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины; основными методами анализа документов культурной политики.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы. Понятие, документы культурной политики, субъекты и объекты культурной политики. Культурная политика колониальных держав второй половины XIX–начала XX в. Особенности культурной политики в межвоенный период и во время второй мировой войны. Культурная политика в послевоенном мире (1946– 1991). Культурная политика в современную эпоху.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Контекст современной культуры»

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины заключается в формировании у студентов целостного представления о своеобразии и специфике современной культуры и актуальности ее изучения.

Задачами дисциплины являются: получение студентами основных знаний о социокультурном, историческом и идейном развитии человечества в ХХ – начале XXI века, овладение ими культурологической методологией и формирование компетенций в области философии, истории и социологии культуры применительно к изучению современности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные категории и понятия философии, истории и социологии культуры и культурологии применительно к анализу современности, специфику и характерные особенности современной культуры в контексте историко-культурного развития человечества;

уметь: использовать полученные знания для объективного анализа современной культуры, социально-исторических процессов и истории общественной мысли XX – начала XXI века;

владеть: понятийным аппаратом и методами культурологических исследований.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие «культура» и понятие «современность». Многообразие подходов к изучению современной культуры. Значение философии культуры для изучения современности. Подходы к изучению современной культуры в «новой культурной истории»: история повседневности ХХ века. Проблема изучения общественного сознания и истории идей в современную эпоху. Понятие «парадигма» применительно к современной культуре – ее специфика и своеобразие. «Переоценка ценностей» и новые культурные горизонты конца XIX–начала XX века. Социально-политические утопии ХХ века. Первая мировая война и мировоззренческий кризис межвоенного поколения. Уроки Второй мировой войны и новая философия истории. Значение марксизма, фрейдизма, экзистенциализма, структурализма и постмодернизма для современной культуры. Европейское искусство ХХ века: от авангарда к концептуализму и поп-арту. «Религиозные брожения» ХХ века: трансформация христианской теологии и новые религиозные движения. Секуляризация современной культуры. Контркультура второй половины ХХ века: идеи «культурной революции» и молодежные субкультуры. Гендерная проблема в современной культуре. Современная массовая культура. Значение научно-технических переворотов ХХ века: от постклассической к постнеклассической парадигме. Проблема идентичности и глобализации современного общества. Современная визуальная культура. Концепции «третьей волны» и формирования постиндустриального общества. Проблемы формирования мультикультурной парадигмы XXI века и новой картины мира.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Россия. Цивилизация. Общество»

1.Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – рассмотреть историю России в контексте цивилизационного подхода и российское общество в сравнительно-историческом аспекте.

Задача дисциплины – выработать умение понимать особенности цивилизационного развития и соотношение между цивилизацией и культурой; ознакомить с основными теориями цивилизационного развития

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

-- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

-- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

-- способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: характерные черты цивилизационного процесса в России и основные аспекты межцивилизационного диалога;

уметь: применять полученные теоретические знания к анализу цивилизаций и определять место России в системе мировых цивилизаций;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, основными теориями цивилизационного развития и современными методами изучения цивилизаций.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие цивилизации и ее признаки. Цивилизация и культура. Типы современных цивилизаций. Основные теории и концепции цивилизационного развития. Россия в системе мировых цивилизаций. Цивилизационное развитие России: характерные черты. Россия и Запад, Россия и Восток: межцивилизационный диалог. Модернизация в Европе и России. Проблемы и противоречия российской модернизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Этапы развития российского общества. Российская общество в условиях обострения глобальных проблем XXI в.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История письменности»

1. Цели и задачи дисциплины

Целями дисциплины являются формирование у студентов понимания важности письменности для современной культуры,  ознакомление с закономерностями развития письменности и ее месте в истории человечества,  демонстрация студентам основных письменностей современности и прошлого. 

Задачами дисциплины является ознакомление студентов с основными принципами функционирования различных типов письменности в их историческом развитии, демонстрация приемов дешифровки забытых письменностей, формирование навыков чтения исторических кириллических текстов.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

– использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– готовность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать ключевые понятия и термины, связанные с письменностью, основные этапы эволюции письменности, принципы дешифровки забытых письменностей, историю возникновения и принципы функционирования кириллической письменности;

уметь определять по внешним признакам принадлежность текста к той или иной современной письменности, уметь читать кириллические тексты разных эпох;

владеть принципами функционирования основных древних и современных письменностей мира.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие письменности, ее функции и типы. История изучения письменностей. Дешифровка забытых письменностей. Идеографические письменности древнего мира. Слоговое письмо. Понятие фонетического алфавита. Консонантное письмо. Буквенное письмо. Латинское письмо и его роль в современном мире. Изобретение книгопечатания и его влияние на развитие письменности. Пунктуация. Возникновение кириллической письменности и ее эволюция. Устав, полуустав, скоропись, вязь. Реформы русской письменности. Современная русская орфография и ее принципы. Основные письменности современного мира.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История культуры и искусств стран Востока»

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является знакомство студентов с историей культуры и искусства стран Востока, с основными процессами художественной культуры в регионах Передней Азии, на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.

Задачами дисциплины являются: обучение студентов знаниям об искусстве стран Востока, привитие и развитие навыков аналитического мышления о своеобразии культурных эпох стран Востока, умение определить значимость восточного искусства в современном мире.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных т экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований, владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

В результате обучения студент должен:

знать: особенности каждого этапа в развитии искусства стран Востока, историческую эпоху, имена и достижения выдающихся представителей восточных культур.

уметь: использовать полученные знания при изучении гуманитарных дисциплин.

владеть: методами и понятийным аппаратом при рассмотрении видов восточного искусства, способностью выделять особенности искусства стран Востока при сопоставлении с видами мирового искусства.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Восток- Запад: Общность и различие культур. Древний период: Передняя Азия, Арабский Восток, Иран, Индия, Китай. Традиционная культура стран Востока (мусульманский период). Принятие ислама и формирование мусульманской культуры. Мусульманская архитектура ( на примере архитектуры Дамаска, фатимидского Египта, мусульманской Испании и Индии). Искусство создания и оформления рукописей на Востоке. Миниатюрная живопись, особенности и отличия. Восточный орнамент. Художественная керамика Турции. Ткани и ковроткачество. Художественная культура Китая в средние века.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История культуры С. - Петербурга»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является знакомство обучающихся с развитием культуры Петербурга в ее исторических формах в контексте общероссийских и мировых историко-культурных процессов.

Задачами дисциплины являются: представление студентам важнейших этапов истории культуры Петербурга; упрочение знаний обучающихся по петербургскому периоду отечественной истории; адаптация иногородних студентов к городской среде Петербурга; знакомство с базовой методологией краеведения для расширения представления о методологических проблемах культурологических исследований.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-8);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать

получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- готовность к реализации направлений государственной культурной

политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины «история» 1 цели и задачи дисциплины

    Задача
    Аннотациярабочейпрограммыдисциплины «История» 1.Цели и задачидисциплины. Цельдисциплины ... конкретных целей. Аннотациярабочейпрограммыучебнойдисциплины «Налогообложение» 1. Цели и задачидисциплины. Целью изучения дисциплины «Налогообложение» ...
  2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «менеджмент» магистерская программа «управление проектами и организационными изменениями» м 1 общенаучный цикл

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Менеджмент» Магистерская программа «Управление проектами и организационными изменениями» М.1 Общенаучный ...
  3. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» Аннотация Методология научного исследования Преподаватель: канд ...
  4. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» АннотацияДисциплина: «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты» ...
  5. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа направление «менеджмент» программа «финансовый менеджмент»

    Программа
    ... Аннотациирабочихпрограммучебныхдисциплин Магистерская программа Направление «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа «Финансовый менеджмент» АннотацияДисциплина ... формулировать цели и задачи для разработки ... Пререквизиты: Теория и история менеджмента, Стратегический ...

Другие похожие документы..