Главная > Задача


Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Массовая культура»

1. Цели и задачи дисциплины.

Основная цель освоения дисциплины определятся все возрастающей значимостью массовой культуры. Для культуролога чрезвычайно важно научиться корректно работать с феноменами массовой культуры. При этом речь идет не только о критике массовой культуры, но о комплексном понимании массовой культуры как формы организации и трансляции культурных значений и образцов. Такое понимание позволяет связать изучение массовой культуры с проблематикой культурной политики и социокультурного проектирования. 

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать представление о типологических особенностях массовой культуры; дать общий очерк эволюции форм массовой культуры в XIX-XX вв.; представить основные подходы к изучению массовой культуры; представить направления проектной работы в области массовой культуры.  

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и  критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: содержание основных категорий массовой культуры; основные направления развития форм массовой культуры во второй половине XIX – XX вв.; свободно ориентироваться в основных направлениях изучения массовой культуры. 

уметь: аргументировано представлять освоенное знание; занять аналитическую позицию в отношении феноменов массовой культуры; применять современные подходы к анализу феноменов массовой культуры; формулировать направления проектной работы в сфере массовой культуры.

владеть: понятийным аппаратом дисциплины; современными методами изучения массовой культуры; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик массовой культуры; техниками анализа текстов массовой культуры; базовыми навыками культурного проектирования.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Предмет «массовой культуры»; методы анализа феноменов массовой культуры; массовая культура во второй половине XIX – н. ХХ века; массовая культура второй трети – конца XX века: современная массовая культура; влияние массовой культуры на искусство и средства массовой коммуникации; взаимодействие массовой культуры и элитарной культуры, массовой культуры и народной культуры.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Визуальная культура»

1.Цель и задачи дисциплины

Цель: представить студентам теоретические основания изучения визуальных текстов; создать целостное представление о проблематике и основных подходах современного знания о культуре.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с условиями производства и потребления культуры в эпоху современности, содействовать освоению поля визуальных исследований, связанных с соотношением таких категорий, как зрение/познание, образ/знак, опыт/репрезентация.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

(ОК-11);

-способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владения методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- способность к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: методы изучения визуальных текстов, теории современного информационного общества и теории визуальной культуры.

уметь: использовать методы критического осмысления визуальных текстов при решении социальных и профессиональных задач, применять полученные навыки в осуществлении художественно-творческих планов и программ в социальной сфере.

владеть: навыками анализа визуальных источников, способностями анализировать социально-значимые проблемы и процессы в сфере телевидения, кинематографа, СМИ, пониманием сущности информации.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы

. Визуальные исследования: основные понятия, базовые проблемы;

Эпоха современности. Условия производства визуальных текстов. Оптические медиа.

Культура кино. Экранная коммуникация.

Визуальные медиа современной эпохи: фотография, кино, видео, телевидение, компьютер.

.Культура массовых коммуникаций;

Техника анализа текстов культуры. Эффект реальности в визуальных текстах.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Культура социальных групп и движений»

  1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о социологических, антропологических и культурологических концепциях культуры социальных групп и движений. Решаемые в рамках курса задачи: сформировать умение ориентироваться в теоретико-методологических направлениях, понятиях, определениях культуры социальных групп и движений, существующих в социогуманитарных дисциплинах, изучить методы эмпирического анализа.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами (ПК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: определения и понятия культуры социальных групп и движений в основных теоретических направлениях социологии, антропологии, культурологи; дискуссии о роли культуры в современном мире; существующие классификации социальных групп и движений; специфику методов исследования социокультурных феноменов в социальных группах.

уметь: ориентироваться в теориях, применять их аналитические ресурсы к анализу современных социокультурных явлений в социальных группах, проводить самостоятельные эмпирические исследования.

владеть: терминологией дисциплины, методологическим инструментарием, рефлексивным подходом к изучению социокультурных феноменов.

  1. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Определение понятийно-категориального аппарата дисциплины «Культура социальных групп и движений». Междисциплинарный характер дисциплины, генезис представлений о социальных группах и движениях в социологии, политологии, антропологии и шире – в социогуманитарном знании. Специфика объекта исследования. История и генезис представлений о культуре социальных групп в социологических и антропологических теориях.

Культура как классификационный признак – разделение социальных групп на основе культурных признаков. Специфика возрастных, гендерных, профессиональных, этнических, конфессиональных и т.п. групп. Доминирующие социокультурные группы, мейнстрим, субкультуры. История изучения молодежных субкультур.

Социальные механизмы освоения и поддержания культурных границ – социализация, аккультурация, социокультурная идентичность.

Культура и ценности, их устойчивость и динамика. Закрепление культурных паттернов в социальных практиках. Культура как коммуникационный процесс (Ю. Хабермас). Возрастающая роль культуры в современном мире, причины, тенденции, прогнозы.

Глобализация экономики, трудовые миграции, развитие телекоммуникационных технологий, рост туризма и другие объективные факторы, влияющие на изменения границ этнокультурных групп. Признание приоритета культурного многообразия – политический процесс, направленный на защиту и поддержание специфики культур социальных групп.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Культурная политика»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является развитие способностей обучающихся к самостоятельному анализу событий культурной жизни и документов, отражающих современную культурную политику, выработке у студентов понимания направлений и сущности современной культурной политики, понимания того, как определяют понятие «культурная политика» различные социальные теории.

Задачами дисциплины являются: представление студентам важнейших этапов истории культурной политики в России и некоторых странах Запада XIX–начала XXI вв.; выявление основных противоречий, формирующих культурную политику в разных государственных системах; раскрытие влияния на разработку и реализацию культурной политики государства, бизнеса, отдельных личностей, организаций и социальных групп; дать представление о реалиях и инструментах современной культурной политики.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-8);

  • способность использовать основные положения и методы

социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать

получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- готовность к проектно-аналитической работе в разных сферах

социокультурной деятельности, участию в разработке и управлению инновационными проектами (ПК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать: основные этапы истории культурной политики в России и некоторых странах Запада; определения и концепции культурной политики в различных социальных теориях; структуру, характер и функции государственных органов управления культурой, приоритеты и цели деятельности культуропроизводящих и культуроохранных институтов;

уметь: критически воспринимать и интерпретировать документы и события, отражающие культурную политику, понимать логику их построения, обусловленность их содержания представлениями об общественной пользе и социокультурным контекстом; оценивать факторы, влияющие на культурную политику, видеть перспективы социальных и культурных трансформаций, связанных с изменениями в обществе; применять полученные знания и навыки, как в теоретических исследованиях, так и на практике, в частности, в управлении социокультурными проектами;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины; основными методами анализа документов культурной политики.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы. Понятие, документы культурной политики, субъекты и объекты культурной политики. Культурная политика колониальных держав второй половины XIX–начала XX в. Особенности культурной политики в межвоенный период и во время второй мировой войны. Культурная политика в послевоенном мире (1946– 1991). Культурная политика в современную эпоху.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Контекст современной культуры»

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины заключается в формировании у студентов целостного представления о своеобразии и специфике современной культуры и актуальности ее изучения.

Задачами дисциплины являются: получение студентами основных знаний о социокультурном, историческом и идейном развитии человечества в ХХ – начале XXI века, овладение ими культурологической методологией и формирование компетенций в области философии, истории и социологии культуры применительно к изучению современности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные категории и понятия философии, истории и социологии культуры и культурологии применительно к анализу современности, специфику и характерные особенности современной культуры в контексте историко-культурного развития человечества;

уметь: использовать полученные знания для объективного анализа современной культуры, социально-исторических процессов и истории общественной мысли XX – начала XXI века;

владеть: понятийным аппаратом и методами культурологических исследований.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие «культура» и понятие «современность». Многообразие подходов к изучению современной культуры. Значение философии культуры для изучения современности. Подходы к изучению современной культуры в «новой культурной истории»: история повседневности ХХ века. Проблема изучения общественного сознания и истории идей в современную эпоху. Понятие «парадигма» применительно к современной культуре – ее специфика и своеобразие. «Переоценка ценностей» и новые культурные горизонты конца XIX–начала XX века. Социально-политические утопии ХХ века. Первая мировая война и мировоззренческий кризис межвоенного поколения. Уроки Второй мировой войны и новая философия истории. Значение марксизма, фрейдизма, экзистенциализма, структурализма и постмодернизма для современной культуры. Европейское искусство ХХ века: от авангарда к концептуализму и поп-арту. «Религиозные брожения» ХХ века: трансформация христианской теологии и новые религиозные движения. Секуляризация современной культуры. Контркультура второй половины ХХ века: идеи «культурной революции» и молодежные субкультуры. Гендерная проблема в современной культуре. Современная массовая культура. Значение научно-технических переворотов ХХ века: от постклассической к постнеклассической парадигме. Проблема идентичности и глобализации современного общества. Современная визуальная культура. Концепции «третьей волны» и формирования постиндустриального общества. Проблемы формирования мультикультурной парадигмы XXI века и новой картины мира.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«Россия. Цивилизация. Общество»

1.Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины – рассмотреть историю России в контексте цивилизационного подхода и российское общество в сравнительно-историческом аспекте.

Задача дисциплины – выработать умение понимать особенности цивилизационного развития и соотношение между цивилизацией и культурой; ознакомить с основными теориями цивилизационного развития

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:

-- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

-- владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике (ПК-1);

-- способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: характерные черты цивилизационного процесса в России и основные аспекты межцивилизационного диалога;

уметь: применять полученные теоретические знания к анализу цивилизаций и определять место России в системе мировых цивилизаций;

владеть: понятийным аппаратом дисциплины, основными теориями цивилизационного развития и современными методами изучения цивилизаций.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие цивилизации и ее признаки. Цивилизация и культура. Типы современных цивилизаций. Основные теории и концепции цивилизационного развития. Россия в системе мировых цивилизаций. Цивилизационное развитие России: характерные черты. Россия и Запад, Россия и Восток: межцивилизационный диалог. Модернизация в Европе и России. Проблемы и противоречия российской модернизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Этапы развития российского общества. Российская общество в условиях обострения глобальных проблем XXI в.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История письменности»

1. Цели и задачи дисциплины

Целями дисциплины являются формирование у студентов понимания важности письменности для современной культуры,  ознакомление с закономерностями развития письменности и ее месте в истории человечества,  демонстрация студентам основных письменностей современности и прошлого. 

Задачами дисциплины является ознакомление студентов с основными принципами функционирования различных типов письменности в их историческом развитии, демонстрация приемов дешифровки забытых письменностей, формирование навыков чтения исторических кириллических текстов.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

– использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– готовность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать ключевые понятия и термины, связанные с письменностью, основные этапы эволюции письменности, принципы дешифровки забытых письменностей, историю возникновения и принципы функционирования кириллической письменности;

уметь определять по внешним признакам принадлежность текста к той или иной современной письменности, уметь читать кириллические тексты разных эпох;

владеть принципами функционирования основных древних и современных письменностей мира.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Понятие письменности, ее функции и типы. История изучения письменностей. Дешифровка забытых письменностей. Идеографические письменности древнего мира. Слоговое письмо. Понятие фонетического алфавита. Консонантное письмо. Буквенное письмо. Латинское письмо и его роль в современном мире. Изобретение книгопечатания и его влияние на развитие письменности. Пунктуация. Возникновение кириллической письменности и ее эволюция. Устав, полуустав, скоропись, вязь. Реформы русской письменности. Современная русская орфография и ее принципы. Основные письменности современного мира.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История культуры и искусств стран Востока»

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины является знакомство студентов с историей культуры и искусства стран Востока, с основными процессами художественной культуры в регионах Передней Азии, на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.

Задачами дисциплины являются: обучение студентов знаниям об искусстве стран Востока, привитие и развитие навыков аналитического мышления о своеобразии культурных эпох стран Востока, умение определить значимость восточного искусства в современном мире.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных т экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

- способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований, владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2).

В результате обучения студент должен:

знать: особенности каждого этапа в развитии искусства стран Востока, историческую эпоху, имена и достижения выдающихся представителей восточных культур.

уметь: использовать полученные знания при изучении гуманитарных дисциплин.

владеть: методами и понятийным аппаратом при рассмотрении видов восточного искусства, способностью выделять особенности искусства стран Востока при сопоставлении с видами мирового искусства.

3. Содержание дисциплины. Основные разделы.

Восток- Запад: Общность и различие культур. Древний период: Передняя Азия, Арабский Восток, Иран, Индия, Китай. Традиционная культура стран Востока (мусульманский период). Принятие ислама и формирование мусульманской культуры. Мусульманская архитектура ( на примере архитектуры Дамаска, фатимидского Египта, мусульманской Испании и Индии). Искусство создания и оформления рукописей на Востоке. Миниатюрная живопись, особенности и отличия. Восточный орнамент. Художественная керамика Турции. Ткани и ковроткачество. Художественная культура Китая в средние века.

Аннотация рабочей программы учебной дисциплины

«История культуры С. - Петербурга»

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является знакомство обучающихся с развитием культуры Петербурга в ее исторических формах в контексте общероссийских и мировых историко-культурных процессов.

Задачами дисциплины являются: представление студентам важнейших этапов истории культуры Петербурга; упрочение знаний обучающихся по петербургскому периоду отечественной истории; адаптация иногородних студентов к городской среде Петербурга; знакомство с базовой методологией краеведения для расширения представления о методологических проблемах культурологических исследований.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельностью (ОК-8);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать

получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеть методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

- готовность к реализации направлений государственной культурной

политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия (ПК-15).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация рабочей программы дисциплины «история» 1 цели и задачи дисциплины

    Задача
    Аннотация рабочей программы дисциплины «История» 1.Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины ... конкретных целей. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Налогообложение» 1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины «Налогообложение» ...
  2. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «менеджмент» магистерская программа «управление проектами и организационными изменениями» м 1 общенаучный цикл

    Программа
    Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Направление «Менеджмент» Магистерская программа «Управление проектами и организационными изменениями» М.1 Общенаучный ...
  3. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» Аннотация Методология научного исследования Преподаватель: канд ...
  4. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин направление «финансы и кредит» магистерская программа «финансовые рынки» аннотация

    Программа
    Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Направление «Финансы и кредит» Магистерская программа «Финансовые рынки» Аннотация Дисциплина: «Финансовые рынки и финансово-кредитные институты» ...
  5. Аннотации рабочих программ учебных дисциплин магистерская программа направление «менеджмент» программа «финансовый менеджмент»

    Программа
    ... Аннотации рабочих программ учебных дисциплин Магистерская программа Направление «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа «Финансовый менеджмент» Аннотация Дисциплина ... формулировать цели и задачи для разработки ... Пререквизиты: Теория и история менеджмента, Стратегический ...

Другие похожие документы..