Главная > Интернет справочник


Централизованная библиотечная система

«Гагаринская»

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Краткий биографический справочник

Москва

2008

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ

Нобелевская премия - самая известная и самая престижная научная премия. Её основатель, Альфред Нобель родился в Стокгольме 21 октября 1833 года. Его отец Иммануель Нобель был инженером и изобретателем, который строил мосты и здания в Стокгольме. В 1837 году Иммануель Нобель обанкротился и уехал из Стокгольма, чтобы начать новую карьеру в Финляндии и России. В России Нобель весьма преуспел в делах и в 1842 году, перевез свою семью в Санкт-Петербург. Там, его сыновьям дали первоклассное образование частные учителя. Обучение включало естественные науки, языки и литературу.

В возрасте 17 лет Альфред Нобель владел в совершенстве шведским, русским, французским, английским и немецким. Его первичные интересы были сосредоточены на английской литературе и поэзии, а также на химии и физике. Отец Альфреда, который хотел, чтобы его сыновья присоединились к его предприятию как инженеры, не одобрял интерес Альфреда к поэзии. Чтобы расширить кругозор Альфреда, отец послал его за границу для дальнейшего изучения химической технологии. Во время двухлетнего периода Альфред Нобель посетил Швецию, Германию, Францию и Соединенные Штаты.

В Париже, городе который он любил больше всего, он работал в частной лаборатории профессора T. Дж. Пилоуза, известного химика. Там он встретил молодого итальянского химика Асканио Собреро, который, тремя годами ранее, изобрел нитроглицерин, взрывчатую жидкость.

Альфред Нобель очень заинтересовался нитроглицерином и его использованием в строительных работах. Война закончилась, и измененные условия привели к новому банкротству семьи. Альфред со своим отцом снова переехали в Стокгольм. Его другие два брата, Роберт и Людвиг, оставались в Санкт-Петербурге. Они сумели спасти семейное предприятие, а затем добились значительных успехов в развитии нефтедобывающей промышленности в южной части Российской империи и стали одними из самых богатых людей своего времени.

После экспериментов с нитроглицерином, во время которых был убит брат Альфреда Эмиль (1864 г.), дальнейшее экспериментирование с нитроглицерином в пределах Стокгольма было запрещено. Он продолжал свои эксперименты на барже. В 1867 году Альфред Нобель запатентовал вещество под названием динамит, он также изобрел детонатор (подрывной капсюль). Рынок динамита и взрывчатых веществ рос очень быстро, и Альфред Нобель также оказался успешным предпринимателем и бизнесменом. К 1865 году его фабрика в Крюммель около Гамбурга в Германия экспортировала взрывчатые вещества в другие страны Европы, Америки и Австралии. За эти годы он основал фабрики и лаборатории приблизительно в 90 различных местах, больше чем в 20 странах. Хотя он жил в Париже большая часть его жизни была проведена в путешествиях.

Величие Альфреда Нобеля состоит в его способности объединить проникающий ум ученого и изобретателя с хваткой предпринимателя. Нобель интересовался социальными и связанными с миром проблемами. Он очень любил литературу, сам писал стихи и драматические произведения. Альфред Нобель оставил завещание, в котором распорядился свой капитал использовать для присуждения Нобелевских премий, и они явились воплощением его жизненных интересов. Альфред Нобель умер в Сан-Ремо, Италия, 10 декабря 1896 года.

В своем завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 г., он сформулировал так:

«Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть – лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил.

Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются (Шведской) академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из пяти членов, выбираемых норвежским стортингом (парламентом). Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».

Предложение принять на себя ответственность выбора лауреатов было воспринято упомянутыми в завещании Нобеля организациями только после продолжительных обсуждений. Различные члены этих организаций высказывали свои сомнения и, ссылаясь на неопределенность формулировки завещания, вполне решительно заявляли о трудности его реализации. Все же в 1900 г. Нобелевский фонд был создан, и его статус был выработан специальным комитетом на основе условий, оговоренных в завещании.

Нобелевский фонд в качестве независимой, неправительственной организации несет ответственность за управление делами, заключающееся в «обеспечении сохранности финансовой основы и деятельности, связанной с выборами лауреатов». Нобелевский фонд отстаивает также общие интересы институтов, присуждающих премии, и представляет эти институты на внешнем уровне. В компетенцию фонда входит проведение ежегодной церемонии презентации лауреатов Нобелевской премии по представлениям институтов, производящих выборы лауреатов. Нобелевский фонд сам по себе не участвует в выдвижении кандидатов, в процессе рассмотрения их кандидатур или в принятии окончательного выбора. Указанные функции выполняются ассамблеями, присуждающими премии, независимо. В наши дни Нобелевский фонд управляет также Нобелевским симпозиумом, который с 1966 г. поддерживается главным образом за счет субсидий, выделяемых Шведским банком, имеющим трехсотлетнюю историю.

Статус Нобелевского фонда и специальные правила, регламентирующие деятельность институтов, присваивающих премии, были обнародованы на заседании Королевского совета 29 июня 1900 г. Первые Нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 г. Политическое единение Швеции с Норвегией после длительных дебатов оформилось в 1905 г. Текущие специальные правила для организации, присваивающей Нобелевскую премию мира, т.е. для Норвежского нобелевского комитета, датированы 10 апреля 1905 г.

В 1968 г. Шведский банк по случаю своего 300-летнего юбилея внес предложение о выделении премии в области экономики. После некоторых колебаний Шведская королевская академия наук приняла на себя роль института, присваивающего премию по данному профилю, в соответствии с теми же принципами и правилами, которые применяются к исходным Нобелевским премиям. Указанная премия, которая была учреждена в память об Альфреде Нобеле, присуждается 10 декабря, вслед за презентацией других Нобелевских лауреатов. Официально именуемая как Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля, впервые она была присвоена в 1969 г.

Сюлли-Прюдом,

французский поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1901 года.

«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».

Сюлли-Прюдом (фр. Sully-Prudhomme) (настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом, фр. René François Armand Prudhomme; 16.03.1839, Париж — 07.09.1907, Шатене-Малабри) — французский поэт. Член группы «Парнас». Сборник стихов «Тщетная нежность» (1875), философские поэмы «Судьбы» (1872), «Справедливость» (1878), «Счастье» (1888). Социологические и искусствоведческие работы (в том числе «Поэтическое завещание», 1901).

Сюлли-Прюдом был первым лауреатом Нобелевской премии по литературе (1901).

Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание бакалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако Сюлли-Прюдом вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов «Stances et Poémes» (1865) было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело литературной деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием «Le premier livre de Lucrèce» и в 1869 сборник «Les Solitudes». Другие книги Сюлли-Прюдома: «Poésies (Les Épreuves, Les Écuries d’Augias. Croquis Italiens…»), 1872, за к-рыми последовали «Impressions de la guerre» (1872), «Les Destins» (1872), «La Révolte des fleurs» (1874), «La France» (1874), «Les Vaines tendresses» (1875), «La Justice» (1878), «Le Prisme» (1886), «Le Bonheur» (1888), «Les Solitudes» (второе издание, 1894), «Oeuvres de prose» (1898), «Sully Prudhomme à Alfred de Vigny Sonnets» (1898). Кроме произведений художественных, Сюлли-Прюдому принадлежат три работы теоретического характера: «Réflexions sur l’art des vers» (1892), «L’Expression dans les beaux-arts» (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), «Testament poétique» (1901).

Прюдом был участником Франко-прусской войны и активным сторонником Дрейфуса. В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1901 ему была присуждена Нобелевская премия. Известие о том, что выбор Шведской академии пал на Сюлли, было воспринято в мире крайне неоднозначно; многие считали, что первая премия достанется более крупному таланту, чаще всего называлось имя Льва Толстого. Группа шведских писателей (включая будущую нобелевскую лауреатку Сельму Лагерлёф) выступила с открытым письмом, протестующим против решения Академии и выступающим в поддержку Толстого. Само собой разумеется, такое решение вызвало жёсткую критику и самого Сюлли-Прюдома, которой он не заслуживал.

В 1890-е годы поэт был достаточно популярен в России; самое знаменитое стихотворение Прюдома «Разбитая ваза» («Не тронь её, она разбита») перевёл А. Н. Апухтин, переводил его стихи также И. Ф. Анненский.

Теодор Моммзен,
немецкий историк (";Римская история";), лауреат Нобелевской премии по литературе по литературе 1902 года.

«За монументальный труд „Римская история“.

Теодор Моммзен (Theodor Mommsen) (30.11.1817, Гардинг, - 1.11.1903, Шарлоттенбург), немецкий историк, специалист по истории Древнего Рима и римского права. Сын священника. Профессор в университетах Лейпцига (с 1848 года), Цюриха (с 1852 года), Бреслау (Вроцлав) (с 1854 года), Берлина (в 1858-1903 годах). Во время Революции 1848-1849 годов, примкнув к левому флангу немецкой буржуазии, выступал за присоединение Шлезвига к Пруссии, редактировал печатный орган временного правительства Шлезвиг-Гольштейна. Выдвигался от партии прогрессистов в прусский ландтаг и германский рейхстаг (в 1863-1866 и 1873-1879 годах депутат ландтага, в 1881-1884 годах депутат рейхстага).

Известность Моммзену принесла ";Римская история"; (1936-1949). Написанная под впечатлением Революции 1848-1849 годов, она отразила чаяния немецкой буржуазии 50-х годов 19 века, заинтересованной в уничтожении пережитков феодализма и в объединении Германии. В ";Римской истории"; Моммзен обосновал и развил идею ";демократической монархии";, видя её воплощение в диктатуре Юлия Цезаря. Изложение событий доведено Моммзеном до 46 года до н. э. (до битвы при Тапсе). В 5-м томе (4-й том в свет не вышел) Моммзен дал обзор истории римских провинций в имперскую эпоху, ";Римская история"; написана популярно, ярко и занимательно и содержит огромный фактический материал. В основном Моммзен излагал военно-политическую историю с элементами социальной истории. Исключительную роль Моммзен отводил великим людям (Александру Македонскому, Ганнибалу, Гаю Гракху, Цезарю и др.).

Перу Моммзена принадлежит более 1500 работ почти по всем вопросам римской истории: государственному праву, нумизматике, эпиграфике, хронологии, метрологии, литературе, лингвистике. В работах ";Римское государственное право"; (т. 1-3, 1871-1887) и ";Римское уголовное право"; (1899) Моммзен дал детальнейший обзор учреждений Рима и подвластных ему территорий, разных категорий гражданства и юридических основ императорской власти. Ему принадлежат образцовые издания источников (с комментариями): ";Деяния божественного Августа";, хроника Кассиодора, ";История готов"; Иордана, кодекс Феодосия, дигесты. По инициативе и под руководством Моммзена было начато издание свода латинских надписей ";Corpus inscriptionum latinarum"; (с 1863 года). Нобелевская премия (1902).

Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон,

норвежский поэт, драматург, прозаик, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1903 года.

«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкойчистотой духа, а также за эпический и драматический талант».

Бьёрнстьерне Бьёрнсон (Bjornstjerne Bjornson, норвежский писатель. (1832-1910). Родился в Квикне, сын сельского пастора. В 1852 году поступил в университет Осло. Активно включился в общественно-политическую и культурную жизнь, посвятив себя борьбе за самобытную национальную культуру. Уже в 1854 году он стал заметной фигурой благодаря театральным рецензиям, внесшим свой вклад в кампанию за замену датского театра в Осло норвежским национальным театром. Его первый роман ";Сюнневе Сульбаккен"; (1857), из крестьянской жизни, стал этапным в норвежской литературе. До 1873 года Бьёрнсон попеременно писал деревенские повести и драмы об историческом прошлом Норвегии, единственным исключением стала пьеса о Марии Стюарт (1864).

Только литературным творчеством Бьёрнсон не ограничивался: он издавал журнал, руководил театром и выступал с речами в поддержку набиравшего силы либерально-националистического движения. Его деятельность на этом поприще увенчали создание в 1859 году норвежского национального гимна и образование либеральной партии в 1860-х годах.

В поисках новых творческих стимулов в 1873 году Бьёрнсон отправился в Южную Европу. Два года он путешествовал, главным образом по Италии и Тиролю, и вернулся с драмами ";Банкротство"; и ";Редактор"; (обе опубликованы в 1875 году). За ними последовали другие пьесы и романы на злобу дня - ";Флаги веют над городом и над гаванью"; (1884), затрагивавший вопросы полового воспитания, и ";По божьему пути"; (1889), о конфликте науки и церкви. Сам Бьёрнсон склонялся к эволюционизму и позитивизму. В пьесе ";Свыше наших сил"; (1883), автор стремился показать вредоносность веры в сверхъестественное.

В 1903 году Бьёрнсону была присуждена Нобелевская премия по литературе. Умер Бьёрнсон в Париже 26 апреля 1910 года.

Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре,
испанский драматург, профессор математики и физики, лауреат Нобелевской премии по литературе 1904 года, премию поделил с Фредериком Мистралем.
«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».
Эчегарай-и-эйсагйрре(Echegaray v Eiza-guirre), Xoce (1832-1916) - исп. драматург, политич. деятель. Был одним из лидеров буржуазно-либеральной партии ";прогрессистов";. Первое произв., пост. на сцене, - водевиль ";Талонная книжка"; (1874, т-р ";Аполо";, Мадрид). Э.-и-Э. написал 60 пьес, большинство к-рых пост. на исп. сцене с участием лучших актёров - М. Диес, М. Герреро, Р. Каль-во и др. В пьесах ";Супруга мстителя"; (1874, т-р ";Эс-паньоль";), ";Последняя ночь"; (1875, там же) и др. Э.-и-Э. развивал традиции романтич. драмы. В дальнейшем писал реалистич. пьесы, посв. проблемам морали совр. бурж. общества. В них Э.-и-Э. раскрывал конфликт между героем - носителем бескомпромиссной морали - и обществом, устои к-рого основаны на предрассудках. Показывая глубокий трагизм этого конфликта, Э.-и-Э. в лучших своих драмах обличает эгоизм, жестокость, мещанско-ханжескую мораль бурж. общества: ";Безумие или святость"; (1877, т-р ";Эспаньоль";), ";Конфликт между двумя обязанностями"; (1882, там же), ";Очищающее клеймо"; (1895, там же) и др. Наиболее значит, произв. этого цикла - драма ";Великий Галеотто"; (1881, там же), разоблачающая обществ, лицемерие и ханжество. С 1890-х гг. в драматургии Э.-и-Э. видное место занимает пспхо-логич. драма, в к-рой заметно влияние повой ев рои. драматургии: ";Сын Дон-Жуана"; (1892, там же), ";Ма-риана"; (1892, т-р ";Комедия";, Мадрид), ";Утратившая равновесие"; (1903, т-р ";Эспаньоль";) и др. Героям этих пьес присущи психич. неуравновешенность, индиви-дуалистич., часто болезненный, протест против мещанской обыденности. В пснхологич. драмах особенно ярко проявился пессимизм драматурга, не видящего решения социально-моральных конфликтов. Писал также мелодрамы, натуралистпч. и символистские драмы.

Драматургия Э.-и-Э. пользовалась большой популярностью в Европе, мн. его пьесы ставились во Франции, Германии, Португалии, Греции, Италии, Швеции, Венгрии. На рус. сцене были пост.: ";Великий Галеотто"; (1899, Михайловский т-р), ";Безумие или святость"; (1891, Т-р Корша), ";Мариана"; (1895, Малый т-р). Нобелевская премия за лит. деятельность (1904).

Соч.: Obras dramaticas escogidas, v. 1-12, Madrid, 1884-1905; Teatro escogido, 3 ed., Madrid, 1959; в рус. пер. - Безумный (Праведник), П., 1915; Великий Галеотто, М-, 1908; Дон Кихот XIX столетия, или Святость это или безумие, М., 1891; Мариана, СПБ, 1896; Спасённая душа, СПБ, 1893.

Фредерик Мистраль(1830-1914)
провансальский поэт, филолог, лауреат Нобелевской премии по литературе.
За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа.

Мистраль (Mistral) Фредерик (8.9.1830, Майан, департамент Буш-дю-Рон, — 25.3.1914, там же), провансальский поэт. Сын землевладельца; окончил юридический факультет в Эксе. Художественные вкусы Мистраль Фредерик сложились под влиянием фольклора, средневековой и новой поэзии Юга Франции. Его учителем и другом был Ж. Руманиль. Стихи Мистраль Фредерик, периодически публикуемые с 1848 в газете Авиньона «Коммуна», были впервые собраны в антологии «Провансальцы» (1852). Мистраль Фредерик — один из вождей движения фелибров, возрождавших прованский язык и литературу, редактор альманахов и составитель прованско-французского словаря «Сокровище Фелибрижа» (1879—87). Поэма Мистраль Фредерик «Мирейо» (1859) восхитила А. Ламартина, А. де Виньи, В. Гюго, А. Доде и др. Для творчества Мистраль Фредерик характерны богатство фольклорного материала, романтичность. Мастерство Мистраль Фредерик, его вклад в развитие национальной литературы и языка, общественно-культурная деятельность принесли известность поэту и за пределами родины.

Генрик Сенкевич,

польский писатель (";Крестоносцы";, ";Потоп";), лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

«За выдающиеся заслуги в области эпоса».

Генрик Сенкевич (Sienkiewicz) (05.05.1846, Воля-Окшейска на Подляшье, - 15.11.1916, Веве, Швейцария), польский писатель. Происходил из обедневшей шляхты. В 1866-1870 годах учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В ранних повестях и рассказах изобразил угасание патриархального быта (";Старый слуга";, 1875, ";Ганя";, 1876), пореформенную трагедию крестьян (";Эскизы углём";, 1877, ";Янко-музыкант";, 1879, и др.). Посетив США (1876-1879), опубликовал ";Письма из путешествия"; (1876-1878), рассказывающие об американском образе жизни. Став в 1882 году редактором консервативной газеты ";Slowo"; (";Слово";), Станкевич глубоко проникся национализмом (";патриотизмом ";) угнетённой польской нации, что выразилось в исторической трилогии ";Огнем и мечом"; (1883-1884), ";Потоп"; (1884-1886), ";Пан Володыёвский"; (1887-1888). В первом романе тенденциозно идеализируется борьба шляхетской Речи Посполитой с Украиной времён Б. Хмельницкого; во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов; в ";Пане Володыёвском"; поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673). В психологическом романе ";Без догмата"; (1889-1890), высоко ценимом Львом Толстым, Антоном Чеховым, Максимом Горьким и другими русскими писателями, Сенкевич вывел тип декадента-аристократа. В романе ";Семья Полонецких"; (1893-1894) сатирическое изображение светского общества контрастирует с идеализацией дельца из шляхты. В романе-эпопее с католической тенденцией ";Quo vadis"; (";Камо грядеши";, 1894-1896) изображается борьба ранних христиан против деспотизма Нерона. Борьбе Польши с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 веков посвящен исторический роман ";Крестоносцы"; (1897-1900). Революции 1905-1907 годов Сенкевич не понял (роман ";Омут";, 1909-1910). В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей ";В пустыне и пуще";. Роман об участии поляков в наполеоновских войнах ";Легионы"; (1913-1914) остался незаконченным. Творчество Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание. Нобелевская премия (1905).

Лжет тот, кто боится – его афоризм.

Джозуэ Кардуччи,

итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1906 года.

«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».

Джозуэ Кардуччи (1835-1907), итальянский поэт и критик родился в Валь-ди-Кастелло, на северо-западе Тосканы. Он был старшим из трех детей Микеле Кардуччи, врача и карбонария члена тайной националистической организации, действовавшей в Италии незадолго до ее объединения. Поскольку политические взгляды, крутой нрав и ярко выраженный антиклерикализм не способствовали популярности доктора Кардуччи среди консервативно настроенного населения Тосканы, его семье приходилось часто переезжать с места на место. В конце концов Кардуччи осели в Больери к югу от Ливорно, где прожили девять лет. Из-за вспыхнувшей в Италии революции, а также из-за горячего темперамента Кардуччи-старшего семье в 1848 и 1849 годах трижды приходилось менять местожительство.

В 1849 году Кардуччи переезжают во Флоренцию, где Джозуэ, которого до этого обучал отец, поступает в среднюю школу, находившуюся под покровительством религиозного ордена пиаристов. По-видимому, домашнее образование оказалось неплохим, ибо первые экзамены мальчик сдал успешно. В школе Кардуччи много читал, увлекался классикой и такими итальянскими писателями XIX века, как Алессандро Мандзони, роман которого ";Обрученные"; очень любил, равно как и поэзию Байрона и Шиллера. В это время он и сам начинает писать стихи на исторические темы, переводит девятую песнь ";Илиады";, сочиняет сатирические стишки на своих одноклассников и учителей и лирические стихотворения такие, как ";Моей матери"; (";A mia madre";).

В 1851 году отец Кардуччи становится офицером медицинской службы в Челле. Провинциальная атмосфера этого городка не способствовала развитию юного интеллекта, и Кардуччи занимался тем, что разучивал патриотические песни с деревенскими мальчишками. Под влиянием отца, который незадолго до этого, изменив своим политическим убеждениям, вновь принял католичество, Кардуччи пишет оды святой Елизавете и Иоанну Крестителю.

В 1853 году Кардуччи получил стипендию для обучения в престижной Пизанской высшей школе. Однако спустя год после поступления молодой человек обнаружил, что преподаватели здесь слишком педантичны, а учебные программы безнадежно устарели. Главным преимуществом обучения в Пизе была возможность участия в литературном кружке, членом которого был историк Эрколе Скарамуччи. Когда Скарамуччи умер, Кардуччи произнес поминальную речь, в которой превозносил своего друга как истинного патриота, избегнувшего ";скорбных и бесплодных грез"; сторонников единства Италии. Нападки поэта на сторонников объединения Италии, к которым еще совсем недавно принадлежал он сам, - типичный пример того, как часто менялись на протяжении жизни его политические взгляды.

В 1854 году отец Кардуччи вновь подтвердил репутацию человека, собой не владеющего, нагрубив мэру Челле, за что был обвинен в оскорблении действием и вынужден был оставить свой пост и стать простым низкооплачиваемым хирургом в Пьянкастагнайо. Оказавшись без материальной поддержки. Кардуччи, чтобы заработать на жизнь, составляет сборник ";Народная арфа. Антология религиозных, нравственных и патриотических стихотворений итальянских поэтов"; (";L'arpa del popolo, scelta di poemi religiosi, morali e patnotici";, 1855). Основную цель сборника Кардуччи видел в поднятии морального и патриотического духа своих читателей.

Одновременно он пишет статьи для журнала ";Приложение"; (";L'appendice";), издававшегося его другом Пьетром Туаром, и вскоре становится ведущей фигурой среди объединившихся вокруг ";Приложения"; писателей, которые ставили своей целью защитить классицизм итальянской поэзии оттого, что они называли ";тлетворным влиянием романтизма";.

После окончания Пизанской школы Кардуччи работает преподавателем гимназии в маленьком городке Сан-Миньято-аль-Тедеско, однако его агрессивный антиклерикализм и вздорность привели к тому, что вскоре он получил выговор от министра образования и потерял надежду занять место в Ареццо, на которое рассчитывал. Кардуччи перебирается во Флоренцию и в 1857 году выпускает свой первый сборник стихов ";Рифмы"; (";Rime";), в 1880 году переизданный под названием ";Юношеские стихи"; (";Juvenilia";). Традиционные по форме, эти сонеты и баллады отличаются глубокими патриотическими чувствами и лишены романтической выспренности.

1857 и 1858 годы оказались трудными для Кардуччи. Из-за отсутствия работы он был стеснен в средствах, к тому же в эти годы ему пришлось пережить тяжелое потрясение - в 1857 году покончил с собой его брат Данте, а через год скончался отец. Вскоре, впрочем, судьба ему улыбнулась, и в 1859 году поэт женится на Эльвире Меникуччи, через год получает место преподавателя греческого языка на факультете Высшей школы в Пистойе, а еще через несколько месяцев становится профессором итальянской литературы в Болонском университете, что позволяет ему жить безбедно и содержать семью: жену, сына и трех дочерей. В Болонском университете поэт проработал почти всю оставшуюся жизнь.

В начале 1860-х годов Кардуччи активно участвует в республиканском движении, из-за чего в 1863 году ненадолго лишается места в университете, а в 1867 году - чуть не теряет кафедру. Не прошла бесследно и публикация самой скандальной поэмы Кардуччи ";К сатане"; (";Inno a Satana";, 1865). Это пантеистическое и антиклерикальное произведение воспевает победу человеческого разума и прогресса над тиранией христианской теологии. Спустя год после выхода в свет этой поэмы Кардуччи был избран членом парламента от республиканской партии, однако по ряду формальных обстоятельств осуществлять свои обязанности не смог.

В 1878 году Кардуччи издает первый из трех томов ";Варварских од"; (";Odi barbare";, 1878-1889), где пытается уловить дух античности, подражания ритмической структуре греческой и латинской поэзии. ";Варварские оды"; с превалирующей в них исторической темой, а также более лирические ";Новые стихи"; (";Rime nuove";, 1861-1887) считаются самыми лучшими, самыми искусными в его творчестве. К числу известных поэтических сборников Кардуччи относятся также ";Легкое и серьезное"; (";Levia gravia";, 1861-1871), ";Ямбы и эподы"; (";Giambi ed epoch";, 1867-1879) и ";Рифмы и ритмы"; (";Rime е ritmi";, 1899); последний сборник, по мнению критиков, несколько уступает предыдущим. В лучших стихах Кардуччи ощущается глубокое, хотя и несколько отчужденное видение непрерывности человеческого бытия. Независимо от того, следуют ли его стихи формам античной поэзии или традиционному размеру итальянского стиха, поэт стремится избегать романтической выспренности, его стихи выдержаны в строгом классическом стиле.

Несмотря на то, что репутация Кардуччи всегда основывалась преимущественно на его поэтическом творчестве, к которому он относился почти как к священнодействию, его поэтическое наследство относительно невелико. Из тридцати томов собрания сочинений Кардуччи стихи занимают всего четыре тома. В основном же поэт писал монографии и эссе научного и полемического характера, посвященные самым различным темам от литературоведения до политики.

В последние годы жизни Кардуччи, который был также блестящим оратором, считался национальным поэтом Италии, пользовался репутацией образованнейшего человека своего времени. В 1890 году он стал сенатором - отчасти благодаря своей литературной репутации, а отчасти из-за изменения политических взглядов: в старости поэт стал монархистом, сторонником экспансионистской политики Италии в Африке.

Кандидатура Кардуччи на Нобелевскую премию 1906 года была бесспорной, поскольку в списке кандидатов он числился с 1902 года. Поэту была вручена премия ";не только за глубокие знания и критический ум, но прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, столь характерную для его поэтических шедевров";.

В своей речи С. Д. Вирсен, член Шведской академии, соотнес биографию Кардуччи с историей политической жизни Италии. ";Язычество"; Кардуччи, по его мнению, было реакцией на издержки католичества, но никак не отвержением христианства. ";Кардуччи - это образованный историк-литератор, вскормленный античной литературой, а также Данте и Петраркой,"; - отметил Вирсен. ";Он предан... идеалам античности и гуманизму Петрарки";. Вирсен добавил, что ";непреложной истиной остается тот факт, что поэт, движимый идеалами патриотизма и свободолюбия, это всегда человек высочайшего духа";.

Из-за слабого здоровья Кардуччи не смог лично присутствовать на церемонии награждения (1906). Через год он скончался. В настоящее время Кардуччи в основном читают специалисты по литературе, которые чаще всего отмечают жизненность и универсальность его поэзии. Его творчество теснейшим образом связано с Рисорджименто - движением XIX века, которое ставило своей целью политическое объединение Италии.

Джозеф Редьярд Киплинг,
английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1907 года.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Централизованная библиотечная система «гагаринская»

    Документ
    Централизованнаябиблиотечнаясистема «Гагаринская» Лауреаты ... целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность ... т. ч. и Ш.) за критику социалистической системы, обвинил Ш. в плагиате, в присвоении ...
  2. Централизованная библиотечная система «гагаринская» эра космонавтики библиографический указатель

    Библиографический указатель
    ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯБИБЛИОТЕЧНАЯСИСТЕМА «ГАГАРИНСКАЯ» ЭРА КОСМОНАВТИКИ ... , рельефнее подчеркивает историческую значимость гагаринского подвига. Тем дороже для ... со Смоленщиной, Байконуром, подготовкой гагаринского старта и другими эпизодами ...
  3. Ц ентрализованная библиотечная система «гагаринская» экология природопользование охрана окружающей среды

    Библиографический указатель
    ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯБИБЛИОТЕЧНАЯСИСТЕМА «ГАГАРИНСКАЯ» Экология ... работой крупнейшей фирмы, занимающейся централизованным теплоснабжением - G*teborg Energi. ... проект ее использования для централизованного кондиционирования жилых и промышленных ...
  4. Ц ентрализованная библиотечная система «гагаринская» экология природопользование

    Библиографический указатель
    Централизованнаябиблиотечнаясистема «Гагаринская» Экология Природопользование ... 98 процентов россиян пользуются централизованным водоснабжением, качество воды, ... короткие сроки привести всю централизованную систему водоснабжения в удовлетворительное ...
  5. «создание корпоративной сети публичных библиотек москвы»

    Документ
    ... г. Мо­с­квы Централизованнаябиблиотечнаясистема ЮЗАО г. Мо­с­квы Централизованнаябиблиотечнаясистема «Гагаринская» ЗАО г. Москвы ЦентрализованнаяБи­б­ли­о­те­чнаясистема "Кунцево" ЗАО г. Мо­­с­квы Централизованнаябиблиотечнаясистема № 2 СЗАО ...

Другие похожие документы..