Главная > Пояснительная записка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Муниципального образования город ноябрьск

629828, ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, телефон 37-40-82

ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП 8905026722/890501001

Согласовано:

Утверждаю:

Начальник Департамента образования

Заведующая МДОУ «Ягодка»

_______________________

_________________

Приказ от _____________ №_________

Приказ от ____________ №_______

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида

«Ягодка»

муниципального образования город Ноябрьск

(нормативный срок освоения 2 года)

Рассмотрено

на заседании Управляющего Совета МДОУ

протокол от «___»___ 2011г. № ___

на заседании Педагогического совета МДОУ

от «___»____2011г. протокол № __

г. Ноябрьск

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………….

4-14

Возрастные характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) …………………………………………

14-23

ЧАСТЬ 1 (обязательная)

1.1.

Организация режима пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья(с тяжелыми нарушениями речи) в МДОУ «Ягодка»………………

23-39

1.2

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи).……………………………………………………………..

39

1.2.1.

Учебный план группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МДОУ «Ягодка» ………………………………

39-48

1.3.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………………

48-118

1.3.1.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»…………………………..

48-53

1.3.2.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье»………………………………………..

53-56

1.3.3.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»…………………………………..

56-62

1.3.4.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»…………………………………..

62-70

1.3.5.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд»…………………………………………….

70-75

1.3.6.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»……………………………………….

75-83

1.3.7.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»…………………………………

83-92

1.3.8.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»…………

92-96

1.3.9.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество»…………………

96-110

1.3.10.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка»…………………………………………

110-118

1.4.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения в развитии речи……………………………………………………………………………..

118-123

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) дошкольного образования МДОУ «Ягодка»…………………………………

123-156

1.6.

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи)……………………………………………………………...

157-168

ЧАСТЬ 2. Вариативная

2.1.

Региональный компонент МДОУ………………………………………………

169-171

2.2.

Особенности организации коррекционного образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).………………

171-176

2.3.

Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи)………………………..

176

2.3.1.

Управление реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи)…………………………

176-177

2.3.2.

2.3.3.

Создание и обновление предметно-развивающей среды…………………….

Инновационная деятельность…………………………………………………

178-181

182-183

2.3.4.

Сотрудничество с семьей……………………………………………………….

183-184

2.3.5.

2.3.6.

Преемственность в работе МДОУ и школы по вопросам коррекции нарушений речи …………………………………...............................................

Взаимодействие с другими учреждениями……………………………………

184-186

187

Приложения……………………………………………………………………………………

188

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Ягодка» (далее Программа) являетсянормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в МДОУ для детей с нарушениями речевого развития. Программа регламентирует жизнедеятельность учреждения, обеспечивает качество коррекционного образования, представляет собой модель процесса воспитания, обучения, коррекции по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработкиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) МДОУ «Ягодка» является:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года ).

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении(утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Ягодка» муниципального образования город Ноябрьск (утвержден Постановлением Главы муниципального образования г. Ноябрьск от 30.11.2009г. № П-2238).

- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года №91);

- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.2731-10 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организация).

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области коррекции и профилактики недостатков речи и неречевых процессов у детей;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Принципы программы:

  • научной обоснованности и практической применяемости;

  • развивающего обучения;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • природосообразности;

  • динамичности;

  • комплексности при взаимодействии медико-психолого-педагогических подходов к воспитанию и развитию;

  • системность наблюдений за развитием ребенка;

  • индивидуализация воспитания;

  • совместная работа специалистов МДОУ и родителей.

Программа предусматривает организацию коррекционно - образовательного процесса в 2-х основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии детей и самостоятельной деятельности детей; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 7 лет; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; обеспечивает преемственность с программой начального общего образования.

Цель программы: создание модели коррекционного воспитательно-образовательного процесса, направленной на повышение качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).

Задачи программы:

  • охрана жизни и укрепление психического и физического здоровья воспитанников;

  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей при роде, Родине, семье;

  • формирование общей культуры личности воспитанников;

  • адаптация воспитанников к жизни в обществе;

  • формирование здорового образа жизни воспитанников;

  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  • общеобразовательная программа учреждения предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников от 5 до 7 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

  • соответствующими возрасту формами работы с детьми являются: экспериментирование, проектирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Условия реализации программы: возможность реализации общеобразовательной программы учреждения обеспечивается наличием взаимодополняющих факторов:

- наличие специалистов, осуществляющих квалифицированную коррекционную помощь (учитель-логопед, педагог-психолог) в тесном взаимодействии с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре;

- наличие специализированных кабинетов (логопедической зоны, психолога) для осуществления квалифицированной коррекционной помощи по выравниванию речевого и психического развития детей, физкультурного и музыкального залов;

- материально-техническое оснащение МДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- наличие медицинского и процедурного кабинетов для оказания специализированной медицинской помощи;

- обеспечение безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: МДОУ оборудовано дистанционной кнопкой тревожной сигнализации и пожарной сигнализацией.

В дошкольном учреждении функционирует 1 разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подгруппа старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет и подготовительная к школе подгруппа с 6 до 7 лет). Коррекционную воспитательно- образовательную деятельность обеспечивают 6 педагогов, из них воспитателей - 2, музыкальный руководитель - 1, учитель – логопед - 1, педагог-психолог - 1, инструктор по физической культуре – 1.

Основная часть педагогов имеет достаточный уровень базового образования, где 3 педагога (50 %) – высшее образование; 3 педагога (50 %) – средне-специальное образование и профессиональной подготовки, где квалификационную категорию имеет 4 чел. (67 %), из них: вторую – 7 чел. (67 %), что оказывает эффективное влияние на качество воспитательно-образовательного процесса.

Для успешного выполнения поставленных задач в создании оптимальных условий для охраны, укрепления, коррекции речевого дефекта воспитанников дошкольное образовательное учреждение укомплектовано профессиональным медицинским персоналом: старшая медицинская сестра, медицинская сестра процедурного кабинета. Характеристика медицинских кадров представлена следующим образом: по образованию: среднее-специальное-2 человека (100%); по уровню квалификации: высшая квалификационная категория –1 человек (50%).

Данная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи) включает в себя четыре основных направления развития дошкольников - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое, и,выделенное в отдельный блок, коррекционное направление (квалифицированная коррекция тяжелых нарушений речи - общего недоразвития речи).

Реализация основных направлений развития дошкольников предполагается через освоение детьми образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество» с включением в них коррекционных задач по преодолению нарушений речи и особенностей развития сенсомоторных и высших психических функций, имеющихся у детей с недоразвитием речи.

Реализация коррекционного направления предполагается через специально организованную учителем-логопедом групповую, подгрупповую и индивидуальную работу по квалифицированной коррекции имеющихся речевых недостатков. Работа ведется по следующим направлениям:

  1. Развитие словаря.

  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  3. Развитие фонетико-фонематической системы языка:

3.1. Развитие просодической стороны речи;

3.2. Коррекция произносительной стороны речи;

3.3. Работа над слоговой структурой слова;

3.4. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Обучение грамоте (элементам грамоты).

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Реализация квалифицированной коррекции сопутствующих нарушений эмоциональной и интеллектуальной сфер осуществляется педагогом-психологом по рекомендациям МПМПК или ПМПк МДОУ или по итогам психолого-педагогической диагностики развития воспитанников.

Основное приоритетное направление МДОУ «Ягодка» - художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Реализация национально-регионального компонента предполагается в рамках освоения детьми образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество» в совместной деятельности педагогов и детей.

Организационной основой реализации общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) является календарь праздников с интегрированием лексических тем. Лексические темы, с учетом их общей социально-личностной направленности, интегрируются во все образовательные области Программы.

Общеобразовательная программа МДОУ состоит из двух частей:

- обязательная часть - содержание направлено на реализацию федеральных государственных требований и включает в себя: организацию режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», планируемые результаты освоения общеобразовательной программы, систему мониторинга. Обязательная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования; включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции речевых нарушений воспитанников.

- вариативная часть включает видовое разнообразие МДОУ «Ягодка», обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации общеобразовательной программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации общеобразовательной программы, а в вариативной части 20% общего объема.

Основным аспектом Программы является интегрирование образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». Ниже приводятся основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень субъектов хозяйственной деятельности расположенных на территории ямало-ненецкого автономного округа подлежащих федеральному государственному статистическому наблюдению по форме №2-тп (отходы)

    Документ
    ... 8902003170 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД ЛАБЫТНАНГИ 341 8902009493 МДОУ ДЕТСКИЙСАД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЗОЛОТОЙ ... МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА 529 8905030334 МУП ЖИЛИЩНЫЙ СЕРВИС МО Г. НОЯБРЬСК ...
  2. СПИСОК НАГРАЖДЕННЫХ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ПАНОРАМА УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА» Алеева Нелли Владимировна

    Диплом
    ... МДОУ детскогосадакомбинированноговида № 8 «Ягодка», г. ... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Армянская воскресная школа» городского округа город ... иностранных языков, г. Ноябрьск ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ 1 ...
  3. Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ
    ... и муниципальных служащих делает ... ягодке ... образования и преемственности ступеней образования//Экспериментальное образовательное пространство города ... Детскийсад № 112 комбинированноговида» администрации управления образованием ... Л.В. Ноябрьский институт ...
  4. МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» Анализ работы за 2011 год

    Документ
    ... муниципальной системы образования ежегодно публикуются в сборнике «Образование ... организациями города. Приняли ... ноябрьском ... воспитанники детскихсадов № 3 «Якорёк», № 5 «Радуга», № 6 «Ягодка», № ... вида, комбинированноговида, для сельских детскихсадов ...
  5. Информационная услуга «тематические новости» " рынок мяса рф" (2)

    Бюллетень
    ... тампоны, детские пеленки и ... муниципальныхобразований ... "ВАШ САД" г. Чебоксары ... гвоздики, ягодки можжевельника). ... в производстве комбинированных продуктов, ... свинины, согласно ноябрьскому прогнозу, может ... городах наблюдается ажиотаж с отдельными видами ...

Другие похожие документы..