Главная > Учебно-методический комплекс


ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Гражданское образование и

образование в области прав человека

Учебно-методический комплекс

Пермь, 2008

Гражданское образование и образование в области прав человека: Учебно-методический комплекс \ под ред. д.и.н. А.Б.Суслова. Пермь, 2008. – 80 с.

Авторы:

Миков П.В.,

Поносов Д.П.,

Русакова Н.А.,

Сирина И.М.,

Суслов А.Б., д. и. н.

В учебно-методическом комплексе представлены подготовленные методистами Центра гражданского образования и прав человека разработки курсов по обучению теории и методике преподавания прав человека, ориентированные на различные категории педагогических работников, апробированные в ходе многочисленных обучающих семинаров и тренингов.

© Центр гражданского образования и прав человека, 2008.

© Камакаева Л.И., Миков П.В., Поносов Д.П., Русакова Н.А., Сирина И.М., Суслов А.Б., 2008.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение правам человека является неотъемлемой составляющей гражданского образования. Более того, мы убеждены, что права человека должны рассматриваться как его центральная тема. Заметим, что права человека в ХХ столетии стали общепризнанной нормой человеческого общежития для всего цивилизованного мира. В число таких стран стремится войти и Россия. По Конституции РФ 1993 года, права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Однако ситуация с соблюдением их в нашей стране настолько далека от желаемой, что многие сомневаются в возможности прогресса в этой сфере. Отчасти это следствие слабой информированности. Естественно, одно только получение знаний о правах человека не может автоматически привести к их полной реализации. Но без знаний о правах человека, без осознания их ценностей, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав других людей прогресса в этой сфере определенно не дождаться.

В предлагаемом учебно-методическом комплексе представлены подготовленные методистами Центра гражданского образования и прав человека разработки курсов, ориентированные на различные категории педагогических работников, апробированные в ходе многочисленных обучающих семинаров и тренингов. В их числе и наш основной курс «Права человека: теория и методика преподавания в школе», который можно вести для всех педагогов, и специализированные курсы, и курс, направленный на формирование фундаментальной для освоение прав человека ценности – толерантности, и другие.

В основе нашего подхода к преподаванию прав человека – воспитание гуманистических ценностей, уважения прав человека, принципы «педагогики сотрудничества», использование активных методов обучения.

Опыт преподавания прав человека показывает, что предлагаемые методологические и методические принципы избраны правильно, они реализуемы на практике, учителя видят отдачу от своих уроков. Подростков увлекают активные формы обучения, они с удовольствием участвуют в ролевых играх. Иногда можно даже отследить практическую отдачу от проведенных занятий.

Надеемся, что учебно-методический комплекс поможет в организации обучения педагогов правам человека.

А.Б.Суслов

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Современное российское общество стоит перед необходимостью практического решения задач построения зрелой демократии и развитого гражданского общества, в том числе силами системы образования. Решение этих задач невозможно без развития гражданского образования.

Под гражданским образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, направленный на формирование и развитие гражданской компетентности, демократической гражданственности.

Вопросы гражданского образования находятся в центре внимания Международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и пр. Документы этих организаций подчеркивают роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека.

В условиях, когда образование рассматривается как институт гражданского общества и важный механизм его становления, становится очевидным, что без постановки соответствующих социальных целей гражданского образования педагогические цели становятся внеконтекстуальными, и, следовательно, бессодержательными.

Гражданское образование является реальным механизмом осуществления воспитывающего характера обучения, внеучебной и общественной деятельности учащихся. В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. зафиксировано: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Школа готовит своих учеников к активному участию в жизни демократического общества и разделению ответственности при решении общих задач.

Письмо Министерства образования Российской Федерации «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13, определило, что гражданское образование имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе; основано на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук; носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально-экономических явлений; представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин; должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.

Коллегия департамента образования Пермской области 28 июня 2005 г. приняла решение «О реализации приоритета гражданского образования в образовательных учреждениях области», ориентированное на консолидацию усилий органов управления образованием, образовательных учреждений, неправительственных организаций на системное развитие гражданского образования.

В целом, в системе образования Российской Федерации накоплен определенный опыт реализации программ гражданского образования, формируется государственная образовательная политика в сфере гражданского образования. В Пермском крае успешно реализуются программы и проекты развития гражданского образования, издаются учебные и методические пособия. Создаются условия для комплексного развития системы гражданского образования на основе регионального учебного плана. В дополнение к изучению соответствующего учебного содержания в рамках инвариантной части учебного плана организована подготовка и публикация ряда учебно-методических и справочных изданий по истории, обществознанию, праву, правам человека, политологии. Для учащихся области регулярно проводятся конкурсы, олимпиады и другие мероприятия граждановедческого характера. ПГУ, ПОИПКРО, Центром гражданского образования и прав человека проведены научно-практические конференции по проблематике гражданского образования, издан ряд программ элективных курсов, проведены курсы повышения квалификации по проблематике гражданского образования и правам человека для учителей-обществоведов и социальных педагогов. Общественные организации активно участвуют в решении задач гражданского образования. Это организация обучения педагогов правам человека, дискуссий и дебатов, подготовка и публикация литературы по истории, праву, правам человека, проведение экскурсий в музее ГУЛАГа, передвижные выставки по истории политических репрессий, конкурсы для учащихся и педагогов, мониторинг соблюдения прав человека в школах.

Вместе с тем, приходится констатировать, что в образовательных учреждениях РФ в целом и Пермского края в частности, не завершено формирование концептуальных подходов к гражданскому образованию, его ценностных оснований. Наличие устойчивых стереотипов деятельности, отношений, мышления, сложившихся в условиях единообразной, идеологизированной системы образования, неподготовленность педагогических кадров сдерживают развитие гражданского образования. Гражданское образование в большинстве образовательных учреждений региона еще не стало частью воспитательной системы. Значительная часть педагогов испытывает затруднения как в осмыслении содержания гражданского образования, так и в овладении необходимыми для его реализации компетенциями.

Между тем, решение проблемы кадрового обеспечения региональной системы гражданского образования является ключевым вопросом развития гражданского образования, как на региональном, так и на федеральном уровне. Последовательная кадровая политика, формирование у педагога активной гражданской позиции, критического мышления и толерантности является базисным условием формирования демократического стиля педагогической деятельности и адекватного задачам гражданского образования уклада школьной жизни.

Учителя истории и обществознания традиционно выполняют значительную часть работы по гражданскому образованию в школе. Именно на эту категорию педагогов ориентирована данная программа.

Цель курса: формирование у учителей истории и обществознания знаний и умений в сфере гражданского образованием.

Задачи:

- формирование у учителей истории и обществознания представлений о содержании и моделях гражданского образования;

- создание условия для овладения педагогами основными методами и приемами формирования гражданских компетенций;

- создание условий для осознания учителями места гражданского образования в учебной и внеучебной деятельности.

Курс ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычном для многих систематизированном виде, в форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий в школах, гимназиях, лицеях и т.п.

В результате прохождения курса обучающиеся:

- познакомятся с подходами к основным понятиям гражданского образования и моделями гражданского образования в ОУ;

- смогут назватьосновные гражданские компетенции и дать их толкование;

- смогут выработать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о его месте в урочной и внеурочной деятельности;

- смогут применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;

- смогут моделировать занятия, направленные на формирование демократической гражданственности в рамках учебных предметов и во внеучебной деятельности.

Содержание программы

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ПОДХОДЫ И ПОНЯТИЯ

Понятие «гражданское образование». Формирование демократической гражданственности как главная цель гражданского образования. Гражданское образование в программных документах Совета Европы и ООН. Место правовых, политологических, психологических, исторических, краеведческих, литературоведческих, естественнонаучных и прочих знаний при изучении основ демократической гражданственности. Гражданские знания, гражданские когнитивные навыки, навыки участия в общественной жизни и гражданские качества. Образование в сфере прав человека как неотъемлемая составляющая гражданского образования.

СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Гражданское образование в воспитательной системе образовательного учреждения. Гражданское образование как комплексное направление учебно-воспитательной работы в школе, объединяющее элементы правового, политического, социального и нравственного обучения и воспитания. Модели гражданского образования: предметная и межпредметная, воспитательная, институциональная, проектная. Гражданское образование в учебных планах ОУ. Организационно-педагогические условия гражданского образования. Критерии эффективности гражданского образования в школе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ключевые компетенции в области гражданского образования: компетенции социального выбора и социального действия, межкультурные компетенции, коммуникативные компетенции, учебные и исследовательские компетенции. Качества и компетенции, необходимые для педагога, занимающегося гражданским образованием. Активные и интерактивные методы обучения. Условия формирования гражданских компетенций в ОУ. Уклад школьной жизни как фактор формирования гражданской компетенции.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Понятие толерантности. Декларация принципов толерантности. Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика в создании условий формирования и развития толерантности у воспитанников. Деятельностный подход.

Методические принципы воспитания толерантности. Проявления нетерпимости. Стереотипы и предрассудки. Гражданская активность. Воспитание толерантности в школьной образовательной среде.

ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Уклад школьной жизни как педагогический феномен. «Скрытое содержание» образования. Авторитарный, иерархический, традиционалистский и демократический уклады школьной жизни. Правовое пространство школы как демократический уклад школьной жизни. Школьная демократия: пределы и возможности. Правовое пространство образовательного учреждения. Уклад школьной жизни как фактор формирования гражданской компетенции. Механизм принятия и реализации школьных законов. Права, обязанности и ответственность членов школьного сообщества.

ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Права человека: подходы и понятия. Права, обязанности и ответственность всех членов школьного сообщества. Обеспечение прав человека, прав ребенка в образовательном учреждении

Институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса. Принципы построения образовательных программ по правам человека.

Тематическое планирование

72 часа

Тема

Проблемы

Формы работы

Гражданское образование: содержание, подходы и понятия (4 часа)

Понятие «гражданское образование».

Гражданское образование в программных документах Совета Европы и ООН.

Содержание гражданского образования.

Задачи гражданского образования.

Лекция.

Работа с карточками.

Работа в группах.

Работа с документами.

Система гражданского образования в ОУ (4 часа)

Базовые элементы системы гражданского образования в ОУ.

Модели гражданского образования.

Организационно-педагогические условия гражданского образования.

Критерии эффективности гражданского образования в школе.

Лекция.

Мозговой штурм.

Работа в группах.

Формы и методы формирования гражданских компетенций (16 часов)

Гражданские компетенции.

Активные и интерактивные методы обучения.

Условия формирования гражданских компетенций в ОУ.

Лекция.

Работа в группах.

Построение «дерева проблем».

Формирование основ толерантного поведения в школе (16 часов)

Толерантность: подходы и понятия. Декларация принципов толерантности.

Методические принципы воспитания толерантности.

Проявления нетерпимости.

Стереотипы и предрассудки.

Гражданская активность.

Воспитание толерантности в школьной образовательной среде.

Лекция.

Работа с карточками.

Работа с документом.

Упражнения на формирование атмосферы толерантности.

Ролевая игра.

Дискуссия.

Ролевые упражнения.

Правовое пространство образовательного учреждения и воспитание демократической гражданственности (16 часов)

Понятие уклада школьной жизни.

Школьная демократия: за и против.

Правовое пространство образовательного учреждения. Уклад школьной жизни как фактор формирования гражданской компетенции.

Механизм принятия и реализации школьных законов.

Лекция.

Дебаты.

Видеофильм.

Метаплан.

Разработка концепции школьного нормативного акта (проектирование).

Деловая игра.

Образование в сфере прав человека в системе гражданского образования (16 часов)

Права человека: подходы и понятия.

Права, обязанности и ответственность членов школьного сообщества.

Обеспечение прав человека, прав ребенка в образовательном учреждении

Принципы построения образовательных программ по правам человека.

Лекция.

Работа с карточками.

Ролевые упражнения.

Дискуссия.

Деловая игра.

Моделирование.

Нормативно-правовые акты

Конвенция о правах ребенка.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. – М., 2002.

Письмо министерства образования Российской Федерации от 18 января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // Вестник образования России. – 2003. - №7. – с. 34-43.

Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области».

Решение коллегии департамента образования Пермской области от 28.06.2005 г. «О реализации приоритета гражданского образования в образовательных учреждениях области».

Литература

Активная школа: теория, практика, перспективы. М., 2005.

Биржеа С. Образование для демократического гражданства: Перспектива обучения на протяжении всей жизни. – Страсбург: Совет Европы DGIV/EDU/CIT (2000) 21 Russian, 2000.

Болотина Т.В. Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. – М., 2002.

Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2003.

Гражданское образование в деятельности классного руководителя. Пермь, 2007.

Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И.Тюляева. – М., 2003.

Гражданское образование: Практический справочник. Б/м., 2004.

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера/ – М., 2005.

Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. – М., 2000.

Иоффе А.Н., Пахомов В.П. Современная технология гражданского образования. – Самара, 2000.

Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека в школах Пермской области. Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2004.

Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам) / Сост. Миков П.В., Русакова Н.А. Пермь, 2003.

Общественное участии в управлении школой. Школьные советы /сост. А.А.Пинский/ М., 2004.

Пособие по гражданскому образованию для педагогов и работников образования. Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы /Под ред. Н.Вознесенской, И. Фрумина – М., 2000.

Тубельский А. Н. Правовое пространство школы. М., 2001.

Школа самоопределения. Шаг второй /Ред. и сост. А.Н.Тубельский/. – М. 1994.

А.Б.Суслов

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ

В гражданском образовании обучение правам человека является приоритетной задачей. Решение ее требует особых знаний и навыков.

Предлагаемый курс нацелен в первую очередь на подготовку учителей к преподаванию прав человека в школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Он ориентирован, главным образом, на учителей-обществоведов, которые имеют больше возможностей для работы. Однако, как показывает практика, обучение правам человека, великолепно могут вести учителя, преподающие необществоведческие дисциплины, а также социальные педагоги. Главное – стремление к освоению незнакомой теории и непривычных методик.

Цель курса:теоретическая ипрактическая подготовка педагогов к преподаванию прав человека.

Задачи:

- сформировать представления участников обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) об основных понятиях теории прав человека, о содержании основных прав человека, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам человека;

- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами обучения правам человека;

- создать условия для осознания учителями места занятий по правам человека в учебной и внеучебной деятельности.

Курс ориентирован на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в привычном для многих систематизированном виде, в форме лекций. Большая часть занятий выстраивается таким образом, чтобы участники обучающих семинаров (курсов повышения квалификации) апробировали на себе активные и интерактивные методики, которые могут применяться в ходе занятий в школах, гимназиях, лицеях и т.п.

Программа не предполагает изучения всех прав человека, включенных в программу для учащихся 9-11 классов. Педагоги ориентируются на самостоятельное изучение этого материала по предложенной литературе. Не включаются в программу и некоторые методики, описанные в рекомендуемом методическом пособии. Их также следует осваивать самостоятельно.

Освоение программы, как показывает опыт, целесообразно выстраивать по концентрическому принципу, в две сессии. Желательно, чтобы во время между сессиями учителя попробовали применить полученные знания и навыки на практике.

В результате прохождения курса обучающиеся:

- познакомятся с подходами к основным понятиям теории прав человека; с основополагающими международными документами по правам человека; с механизмами защиты прав и свобод;

- смогут назватьосновные права и свободы человека, признанные мировым сообществом, и дать их толкование;

- смогут выработать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании и о месте уроков прав человека в урочной и внеурочной деятельности;

- смогут применять активные и интерактивные методы и приемы обучения, аналогичные предложенным, в различных видах педагогической деятельности и анализировать цели и возможности их применения;

- смогут моделировать занятия по правам человека в рамках учебных предметов и во внеучебной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно - методический комплекс (2)

    Календарно-тематический план
    В комплексе приведены календарно-тематический план дисциплины, содержание тем дисциплины, тесты для самостоятельной работы, методические указания для выполнения контрольных работ и тематика контрольных работ, вопросы для подготовки
  2. Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян с древнейших времен до начала xx в (для студентов специальности «документоведение»)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории южных и западных славян (с древнейших времен до начала XXI в.) предназначен для студентов исторического факультета (специальности «Документоведение») и должен способствовать более глубокому
  3. Учебно-методический комплекс по направлению «новейшая политическая история россии» раздел №1 тематический план

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  4. ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс профиль «Правоведение» Брест БрГУ имени 2011

    Учебно-методический комплекс
    Климович. А.В., Перевалова Л.В. Обществоведение: учебно-методический комплекс / А.В. Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (50)

    Учебно-методический комплекс
    Информационное право как отрасль права переживает пору своего становления. Появление этой отрасли связано с определяющей ролью информации в современном обществе, широким распространением компьютерных технологий и созданием мировых
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики обучающихся по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Цель изучения первой части дисциплины: сформировать у студента представление о журналистике как единстве научной теории и социальной практики; сформировать представление о содержании и сущности основных категорий журналистики; дать

Другие похожие документы..