Главная > Учебное пособие


Владимир Александрович Спивак

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Учебное пособие для вузов

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией Л. Волкова

Выпускающий редактор В. Земских

РедакторС. Гуреев

Художественный редактор В. Земских

Верстка Ф. Земских, Е. Посадова

Корректоры Л. Ванькаева, Л. Дьячковская, М. Одинакова

ББК 65.29-64-21я7 УДКЗЗ 1.15(075) В. А. Спивак

С72 Организационное поведение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»)

ISBN 5-272-00111-7

Задача данной книги — предоставить современным и будущим менеджерам набор знаний, который бы способствовал наиболее полному раскрытию потенциала коллектива, задействовал скрытые возможности людей и групп. Она формирует отношение к персоналу как к самому перспективному фактору производства. Фундаментальные и прикладные знания, практические рекомендации делают работу полезной для студентов, изучающих менеджмент, организационное поведение, управление персоналом, а также для бизнесменов и менеджеров,

желающих улучшить качество персонала, его отношение к труду и на этой основе повысить отдачу.

© Спивак В. А., 2000

© Серия, оформление, ЗАО «Издательство ";Питер";», 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена 8 какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-272-00111-7

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.

Подписано к печати 18.02.00. Формат 70х100/16. Усл. п. л. 33,54. Тираж 5000. Заказ №796.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ордена Трудового Красного Знамени ГП «Техническая книга»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

«Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики,но оставьте мне моих людей — и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних»

Эндрю Карнеги, выдающийся предприниматель США (1835-1919)*

*Таранов П. С. Интриги, мошенничество, трюки. — Симферополь: «Таврида», 1996. — С. 58.

Введение

Все, что нас окружает, все достижения цивилизации, хорошие и плохие — это продукт деятельности человека.

Продвижение к цивилизованному рынку имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, нормальной конкурентной среды, изобилие материальных факторов производства, доступность предметов потребления. По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, т. е. уровень профессионализма и творчества работников. Именно персонал играет решающую роль в процветании, когда материальные ресурсы изобильны, общедоступны, а технология и методы управления ими не представляют особо сложной проблемы. Решающее значение персонал имеет и в ситуации нестабильности, когда рыночные отношения еще формируются. Ведь профессионализм, прогностические качества, интуиция работника в условиях зыбкой внешней среды определяют ценность и результативность принимаемых решений.

В то же время, образованный профессионал, творческая личность обладает, как правило, высоким уровнем самооценки, требует от руководителей уважительного к себе отношения, не допускает дискриминации, чувствует себя с руководством «на равных». Управлять такими работниками старыми методами, видя в людях только исполнителей руководящей воли, не учитывая их уникальности, уже невозможно. Поэтому значительно повышаются требования и к руководителям.

В книгах зарубежных авторов, размышляющих над проблемами достижения успеха отдельных изобретателей, предпринимателей, целых корпораций, подчеркивается мысль о наличии определенного творческого потенциала практически у любого человека. Сложно, но реально этот потенциал выявить, развить, использовать в интересах самого человека и организации *.

*Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецептов. — М.: Молодая гвардия, 1991; Минго Дж. Секреты успеха великих компаний (52 истории из мира бизнеса и торговли). — СПб.: Питер-Пресс, 1995.

Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование потенциала персонала — это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, унижение, пренебрежение к работникам — путь к прямому ущербу. В истории бизнеса и борьбы рабочих за свои права известно движение луддитов (конец XVIII— начало XIX в., Англия), которые боролись против эксплуатации путем порчи машин и оборудования. Всегда ли есть полная ясность, что дорогое оборудование вышло из строя «само собой» или не без помощи обиженного на фирму или начальника работника?

Роль персонала как решающего фактора производства уже понимают многие менеджеры и руководители на Западе; это понимание формируется в колледжах и университетах, где преподают гуманитарные дисциплины; гуманное отношение к персоналу является предметом общественного внимания, формирует имидж фирмы, способствует росту продаж. Современная литература по менеджменту содержит, как правило, значительный, иногда преобладающий по удельному весу блок вопросов, связанных с управлением персоналом, однако в этом зачастую сказывается «менеджерский подход». Дело в том, что менеджер по своему статусу руководителя подразделения должен уметь «смешивать» материальные факторы производства с живым трудом, и в этом смысле они для него равноценны. Для руководителя-лидера люди — основной объект деятельности, а его задача — сформировать новое видение своей организации и вдохновить людей на совместное движение к новой цели как к цели собственной жизни. Поэтому-то учебники по менеджменту дают обычно упрощенное представление о причинах и факторах поведения работников: этого обычно достаточно для линейного или функционального менеджера. Но при этом совершается методологическая ошибка: у менеджеров создается впечатление, будто управление людьми не сложнее управления техникой, и достаточно только выучить какие-то правила. Тем самым менеджмент уводится от осознания системной сущности объектов управления, от единственно правильного индивидуального подхода. Глубокое представление о факторах, закономерностях, причинах того или иного поведения людей дают фундаментальные гуманитарные науки: психология, социология, социальная психология и др.

Знания простых и якобы универсальных рекомендаций для эффективного управления персоналом, использования всего его потенциала явно недостаточно: например, разработчик сложной техники обязан знать, как и почему происходят те или иные процессы в проектируемом устройстве, и только тогда он сможет добиться, чтобы его устройство функционировало так, как он спрогнозировал и спроектировал. Что касается людей, то поведение, близкое к требуемому, можно получить, зная особенности личности, группы, воздействуя на душу человека, используя знания о его потребностях, мотивах, ценностных ориентациях, учитывая ситуацию и массу других обстоятельств. Но и в этом случае вероятность прогноза последствий управляющего воздействия на человека никогда не будет близка 100% (в отличие от техники). Однако чем больше объем знаний, тем больше вероятность исполнения прогноза поведения.

Введению в проблематику современных наук, предоставляющих фундаментальные знания об объектах — субъектах управления персоналом — личностях, группах, организациях, — посвящена первая часть настоящего пособия.

Задача второй части — показать сложность персонала, уникальность каждого его субъекта, многообразие факторов поведения и либо сформировать стремление погрузиться в глубь фундаментальных гуманитарных наук, что естественно для специалиста в области управления персоналом, либо усилить и систематизировать знания линейных руководителей, необходимые для решения простых вопросов управления персоналом, либо приучить линейного руководителя брать за правило приглашать профессионалов для решения сложных проблем, связанных с персоналом.

Здесь же рассмотрен японский опыт управления персоналом, который отражает менталитет японского общества, переносит традиции общественных отношений в сферу производства, позволяет соединить достижения научного менеджмента, классического управления и организации труда с индивидуальным подходом, формируя и воспроизводя инновационное поведение.

В третьей части пособия проводится анализ современных отечественных и зарубежных методов, методик, рекомендаций по реализации таких элементов кадровой политики современного предприятия, как подбор персонала, его адаптация, развитие, аттестация, мотивация и стимулирование, управление конфликтами и других (см. содержание). Элементы кадровой политики рассматриваются как ситуации взаимодействия субъектов организации, т. е. людей, групп и собственно организаций как сложных живых организмов. Приводимые рекомендации не должны рассматриваться как универсальные средства, они должны творчески восприниматься службой управления персоналом фирмы, ее менеджментом и адаптироваться к особенностям своей организации, коллектива, отдельных работников. В состав методик включены и незаслуженно забытые наработки отечественного НИИ труда, и материалы, отражающие достижения отечественной научной организации труда, отраслевые разработки.

В приложении собраны справочные материалы, «базовые заготовки» для разработки документов по трудовым отношениям организации и налаживанию этих отношений: Положений о подразделениях, должностных инструкций, проведения отбора по личностным характеристикам, выявления потребностей работников и их отношения к труду и др.

Сочетание базовых знаний о субъектах организации из области фундаментальных и прикладных гуманитарных наук с практическими рекомендациями позволяет считать данную работу полезной для студентов, изучающих менеджмент, организационное поведение, управление персоналом, а также для всех бизнесменов и менеджеров, особенно тех, кто сталкивается с проблемами во взаимоотношениях с персоналом или желает улучшить качество своего персонала, его отношение к труду. Приводятся также сведения об основных современных методологических и методических подходах к восприятию персонала и управлению его поведением. Потому эта книга может рассматриваться и как введение в профессию «менеджер по персоналу».

Задачей менеджера и руководителя любого уровня является:

1) познание своего объекта управления,

2) выявление факторов, закономерностей и причин, влияющих на его поведение,

3) рассмотрение общеупотребительных и частных методов воздействия на объект с целью получения необходимого результата (эти методы приводятся во второй части данной книги),

4) определение методом анализа или эксперимента применимости предлагаемых подходов к своему объекту.

5) применение отобранных методов,

6) анализ полученных результатов, корректировка и модификация методов управления применительно к своей системе. Такая работа расширяет познания менеджера, обогащает его опыт.

Принципиальной позицией автора, которую он обосновывает и через призму которой рассматривает достижения современной мысли в области управления персоналом, является социально-психологический подход к персоналу, основанный на концепции «Персонал — главное достояние организации».

Часть 1

ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Глава 1.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК НАУКА

1.1. Сущность научной формы познания и системного полхода

Управление персоналом в нашей стране испытывает сейчас сильное влияние обыденного сознания. Это проявляется в попытках управленцев ограничить знания об объекте управления только своим жизненным опытом, упрощенно воспринимать персонал только как фактор производства, причем не ведущий, а вспомогательный и легко заменяемый, в предпочтении солидным фундаментальным знаниям и достижениям гуманитарных наук многочисленных рецептов популяризаторов собственного опыта или компиляторов чужих идей, в некритическом и нетворческом заимствовании опыта управления иными, часто зарубежными системами для управления своими.

Познание окружающего нас мира и самих себя может осуществляться различными методами, основными среди которых считаются научное познание, обыденное познание, художественное познание и религиозное познание.

Обыденное познание осуществляется 'нами в повседневной практике. Каждый из нас в обыденной жизни — своего рода ученый. Однако мы опираемся, в основном, на эмпирические обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых свойствах предметов или переживаемых явлений, в то время как наука, научное познание, опирается на теоретические обобщения, на существенные свойства, зачастую скрытые, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов (гипотез обобщающего характера). Для нас кит и акула ближе друг к другу (по внешним признакам), чем кит и дикобраз (хотя по теории происхождения видов оба они — млекопитающие, и у них достаточное количество совпадающих существенных видовых признаков). Кроме того, житейский опыт по преимуществу индивидуален, а наука стремится к универсальности. Житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект, а наука, особенно «чистая», — на знание как самостоятельную ценность. В жизни мы не вырабатываем и не обсуждаем методов познания, а в науке метод принципиален. Конечно, есть примеры, где эти различия довольно условны.

Для сравнения: искусство (художественный метод познания) ориентировано на уникальную личность творца, его субъективное видение мира; наука же стремится к обезличенному знанию. Наука — рациональна, интеллектуальна, творчество — образно, эмоционально. Но и эти различия во многих случаях условны: в процессе научных исследований ученые часто испытывают эстетические переживания. Искусство может дать импульс научным размышлениям, а наука — открыть новые грани художественного освоения мира (психоанализ повлиял на творчество писателя Г. Гессе; художника С. Дали, кинорежиссера Ф. Феллини).

Религиозное знание обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры, наука же всегда готова (хотя и относительно) к самоопровержению. В то же время, в основе научных представлений всегда лежат постулаты, принимаемые без доказательств. В религии мир рассматривается как проявление божественного замысла, а в науке — как относительно самостоятельная реальность, которую можно обсуждать (даже если сам ученый религиозен). Однако в отношении наук о человеке, в частности, психологии, религиозные искания часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционно-научный подход (Соловьев, Бердяев, Франк, Лосский и другие религиозные мыслители). Кроме того, проблемы веры, религиозного сознания были важны не только для личного существования, но и для построения психологических теорий и психотерапевтических систем психологов Джеймса, Юнга, Роджерса, Франкла и др.

Научный подход, позволяющий, в отличие от обыденного подхода, выявить и использовать глубинные, существенные системообразующие факторы, приблизиться к истинному знанию, подразумевает исследование свойств и особенностей объекта изучения, установление его существенных признаков, свойств, качеств, закономерностей развития, связей, определяющих поведение. Только наличие убедительного сходства систем по системообразующим, определяющим факторам позволяет говорить о приемлемости законов, выявленных в поведении одной системы, для другой системы. Правомерность применения методов организации управления персоналом, разработанных и приемлемых для зарубежных фирм, требует глубоких научных представлений об этих фирмах, условиях их существования и развития, и такого же уровня представлений о системах, являющихся объектом именно вашего управленческого воздействия и прогнозирования. Поскольку все системы уникальны, следует в каждом конкретном случае решать вопросы: не являются ли особенности столь радикальными, что чужой опыт и рекомендации не могут быть применимы; совпадают или не совпадают системообразующие факторы в том и ином случае; позволяет ли степень совпадения элементов формирования и развития, а также условий существования считать, что уровень сходства позволяет управлять своей системой, используя закономерности поведения чужих. Забывается русская поговорка: «Что город, то норов», или: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Однако, нужно заимствовать методы исследования, поскольку именно в них заключаются наиболее общие для науки категории и даются инструменты познания мира.

Итак, основным методологическим подходом к решению сложных проблем является метод научного познания и системный подход.

Наука — сфера человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и определение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика)*. «Тело» науки составляют законы — открытые устойчивые связи между явлениями, формулировки которых позволяют описать, объяснить и предсказать явления объективной действительности. Знания, выработанные наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируются в рамках определенных теорий, представляющих попытки целостного осознания закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности и возникают на базе гипотез.

* Гриншпун И. Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 9-16.

Теория —это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определенной области на базе широко подтверждаемой гипотезы. Она существует до тех пор, пока не накапливается определенное количество противоречащих ей данных, требующих пересмотра теории вплоть до отказа от нее. Развитие науки, в основном, и представляет собой смену теорий, охватывающих все большее количество явлений и все более надежно служащих практике.

Невозможность объяснить новые данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательное противоречие, требующее анализа и составляющее проблему (она обычно формулируется в виде вопроса), далее формулируется гипотеза (предположительный ответ, обоснованный в рамках исходной теории); для проверки гипотезы организуется получение эмпирических (опытных) данных, в дальнейшем обрабатываемых и интерпретируемых. Это — этапы научного исследования, в рамках которого реализуются методы исследования — обоснованные нормированные способы его осуществления. Методы в значительной степени определяют достоверность полученных данных.

Прежде всего, науки различаются по своему объекту: той стороне реальности, на изучение которой данная наука направлена. Но ни одна наука не в состоянии описать свой объект полностью, ведь нельзя объять необъятное. Каждой науке присущи свои традиции, свои понятия, средства, методы. При такой специализации сложно разработать единую научную концепцию мира, разные подходы и языки затрудняют возможности обобщений и общения. Потому столь важна роль пограничных наук.

Науки различаются и по предметам исследования. Предмет науки — это сторона, которой объект представлен в науке. Предмет не фиксирует всех сторон объекта.

По Б. М. Кедрову, объектов два: природа (органическая и неорганическая) и человек (человеческое общество и мышление). В соответствии с этим выделяются науки естественные и гуманитарные (социальные и философские). Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения знаний, а прикладные ориентированы на применение знаний, полученных в фундаментальных науках, на пользу обществу.

В современном мире, когда цивилизация предоставляет исследователям широкие возможности для проникновения в суть вещей и явлений, появляются научные дисциплины, выделяемые не только по признакам объекта, предмета, метода, но и по признаку ситуации и отдельной движущей силы (например, регулятора поведения). Зачастую для исследования выделяется не только грань объекта, но и грань предмета. Это необходимо, поскольку исследуемые объекты столь сложны и трудно познаваемы, что глубина познания вступает в противоречие с широтой: для получения глубоких знаний требуется сосредоточить внимание на «узком пятачке». Одно из многочисленных свойств систем — это множественность их описаний. Поэтому модели, к разработке которых вынуждена прибегать наука для познания системы, неадекватны самой системе, и даже любое множество моделей не позволяет раскрыть все своеобразие и сложность системы. Добавляет проблем и то, что, наука, особенно ее прикладные дисциплины, вынуждена учитывать изменения среды, общества, потребности практики, а эти потребности могут определяться некоторой группой «потребителей знаний» и их спецификой (статус, мотивы, социальные роли и т. п.), а также особенностями разделения труда, текущей ситуации, текущего момента и т. п.

Например, знание особенностей трудового поведения людей линейным и функциональным менеджментом, в силу их ориентации на использование всех видов ресурсов производства, не должно равняться знаниям профессионалов по управлению персоналом, но в то же время быть достаточным для решения сравнительно несложных проблем поведенческого характера и для правильной, профессиональной постановки задач для профессионалов в более сложных ситуациях. Так, в частности, можно объяснить появление дисциплины «Организационное поведение» (для менеджеров) наряду с фундаментальными «Экономической психологией» и «Экономической социологией», психологией, социологией, социальной психологией. Экономические социология и психология — это, по сути, исследование поведения людей и общностей в условиях экономических отношений, т. е. в условиях производства, распределения, обмена и потребления. Социология труда и психология труда исследуют групповые и индивидуальные модели поведения в сфере производства, в процессе трудовой деятельности.

Соотношение фундаментальных и прикладных наук — как корней и кроны дерева. Они взаимообогащаются и не могут развиваться в отрыве друг от друга. Желающему глубоко понять причины явлений следует исследовать проблему, начиная с основ или используя их знание; во многих случаях кажется, что достаточно знать некоторые выводы, чтобы судить о сложном предмете, но это ошибка дилетанта. Управление сложными системами (прогнозирование поведения, корректировка, регулирование и т. п.) требует предвидения последствий принимаемых решений, эти последствия зависят от поведения системы, а без знания закономерностей, причин поведения и прецедентов вероятность прогноза резко снижается.

По-видимому, сложность и многообразие проявлений системной сущности человека и общностей, приведут к появлению и других научных дисциплин. Эта тенденция вызывается накоплением знаний, повышением возможностей познания объекта, выявления новых граней, достойных глубоких специальных исследований. Такое положение типично для современной науки: достаточно сказать, что когда-то на земле в качестве единственного представителя научного познания мира выступала одна наука — философия. «В США... наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое, старое пересматривается, а окончательную истину получить невозможно... Под социологией труда каждый был волен понимать то, что он считает нужным»*. И далее: «...В американских колледжах и университетах нет единодушия в вопросе о предмете социологии... В 31,5% американских колледжей преподается социология труда, в 20,3% — индустриальная социология, в 37,8% — социология профессий. Спрашивается, чем они отличаются? Не дублируют ли они друг друга? На эти вопросы до сих пор нет точного ответа... Конкурирующих общих теорий в США достаточно, однако это не приводит к хаосу и не снижает качество социальных исследований».

*Социология труда: Учебник/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко. В. В. Щер­бины. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 90.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

    Учебное пособие
    ... путь к сотрудничеству. Оглавление ОРГАНИЗАЦИОННОЕПОВЕДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕПЕРСОНАЛОМ 2 Введение 3 Часть 1 5 ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕПЕРСОНАЛОМ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕПОВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. 5 УПРАВЛЕНИЕПЕРСОНАЛОМ КАК НАУКА 5 1.1. Сущность ...
  2. Организационно-правовое обеспечение управления персоналом книга i прием на работу заключение трудового договора предисловие

    Книга
    Организационно-правовое обеспечение управленияперсоналом Книга I. Прием на работу. Заключение ... других. Раздел 2. Психограмма. 2.1. Трудовое поведение (описание трудового поведения и внутренней картины труда): 1) фотография ...
  3. Организационно-правовое обеспечение управления персоналом книга i прием на работу заключение трудового договора предисловие

    Книга
    Организационно-правовое обеспечение управленияперсоналом Книга I. Прием на работу. Заключение ... других. Раздел 2. Психограмма. 2.1. Трудовое поведение (описание трудового поведения и внутренней картины труда): 1) фотография ...
  4. Управление персоналом (1)

    Документ
    ... . - М.: ЭКМОС, 1998. - 248 с. 76. Лютенс Ф. Организационноеповедение: Учеб. для вузов: Пер. с англ ... : ЮНИТИ, 1998. - 271 с. 109. Спивак В.А. Организационноеповедение и управлениеперсоналом: Учеб. пособие для вузов. - СПб ...
  5. Управление персоналом (2)

    Документ
    ... . - М.: ЭКМОС, 1998. - 248 с. 76. Лютенс Ф. Организационноеповедение: Учеб. для вузов: Пер. с англ ... : ЮНИТИ, 1998. - 271 с. 109. Спивак В.А. Организационноеповедение и управлениеперсоналом: Учеб. пособие для вузов. - СПб ...

Другие похожие документы..