Главная > Программа


1Содержание

1 Содержание 4

2 Введение. 6

3 Общие сведения о программе «Тасис». 7

3.1 Основные приоритеты Тасис в России. 8

3.2 Основа политики финансового сотрудничества. 9

3.3 Сотрудничество, основанное на диалоге. 10

3.4 Правовая база финансового сотрудничества: от Тасис к инструменту европейского соседства и партнерства (ИЕСП). 11

3.5 Итоги программы «Тасис». 18

3.6 Выполнение программы строительства новых энергоблоков: 18

3.6.1 Исполняемые задачи. 19

3.7 Поставки средств техпомощи на 2008 год: 20

3.7.1 Новая программа ЕС. Первый бюджетный год. 20

3.7.2 Новая программа ЕС. Второй бюджетный год. 21

3.8 Действующие проекты “мягкой помощи” /Soft on-site assistance. 22

3.9 Многолетние индикативные программы и ежегодные программы действий. 23

4 От «Тасис» к ИЕСП 25

4.1 Управление проектами 25

4.2 Финансовые ресурсы. 26

4.3 Программа «Тасис» на калининской АЭС. 26

4.4 Реализация программного проекта «Система шарикоочистки труб конденсатора» на Калининской АЭС. 28

4.4.1 Эксплуатация в режиме очистки. 28

4.4.2 Выгрузка очищающих шариков. 29

4.4.3 Вывод. 31

5 Процесс получения лицензии. 32

5.1 Иерархическая схема распределения обязанностей на АЭС при реализации проектов технической помощи. 32

5.2 Основные определения. 32

5.3 Законодательная и нормативная база по лицензированию в области использования атомной энергии. 33

5.4 Лицензирование проектов модернизации блоков АЭС. 35

5.5 Процедура лицензионного сопровождения модернизации блоков АЭС с использованием импортного оборудования. 37

5.6 О внедрении подхода «2+2» при оценке безопасности, связанной с лицензированием проектов на площадках АЭС, в рамках помощи по программе Тасис по ядерной безопасности. 44

6 Основные направления программы Тасис в области атомной энергетики. 52

6.1 Введение. 54

6.2 Проектная безопасность. 55

6.3 Анализ аварийной ситуации. 58

6.4 Обучение персонала и обеспечение качества. 58

6.5 Предотвращение и управление ава­рийной ситуацией. 59

6.6 Вопросы безопасности, специфичные
для РБМК. 59

6.7 Сотрудничество в области контроля и учета ядерных материалов (гарантии нераспространения ядерных материалов) . 59

6.8 Поддержка на площадке. 62

6.9 Обращение с радиоактивными отходами и отработанным топливом. 63

6.10 Регулирующие органы и организация технической поддержки. 65

6.11 Обеспечение противоаварийной готовности вне площадки. 66

6.12 Передача западноевропейских методологий и практики регулирующему органу РФ по ядерной безопасности (Ростехнадзору). Результаты и достижения. 68

7 Заключение. Новые правила партнерства. 70

8 Список использованной литературы. 75

Приложение 1. Презентация «Сотрудничество между Россией и ЕС в области атомной энергетики как одно из направлений программы Тасис - ИЕСП».

2Введение.

В данной работе освещается тема сотрудничества ЕС-Россия в рамках программы «Тасис» и пришедшего ей на смену ИЕСП (инструмента европейского соседства и партнерства). Названные программы являются беспрецедентным по масштабности и объему финансовых вливаний примером взаимодействия России с одним из своих важнейших стратегических партнеров. Для более подробного анализа мною было рассмотрено сотрудничество в области ядерной безопасности – одно из приоритетных направлений программы. После аварии на Чернобыльской станции все мировое сообщество было нацелено на предотвращение подобных трагедий в будущем. Это явилось одной из главных причин выделения Европейским союзом весьма значительных финансовых средств в рамках программы «Тасис» для повышения безопасности гражданских ядерных объектов на постсоветском пространстве. Именно анализу этого направления сотрудничества посвящена большая часть данной работы. В процессе подготовки были рассмотрены материалы, касающиеся технических, правовых и организационных особенностей данных проектов, а так же документы, касающиеся всего сотрудничества в целом. Немаловажной особенностью подготовки данной работы было отсутствие материалов, анализирующих сильные и слабые стороны программы, а также возможные изменения, которые необходимо внести, планируя продуктивное сотрудничество в будущем. Мне показалась весьма интересной задача провести такой анализ на основе имеющейся технической, экономической и юридической документации.

3Общие сведения о программе «Тасис».

Первоначально слово «Тасис» являлось сокращением, обозначало «техническая помощь странам СНГ» и писалось заглавными латинскими буквами («TACIS» (technical assistance to Commonwealth of Independent States), или по-русски «ТАСИС»). Но позднее, учитывая расширение масштабов программы и включение в нее стран-партнеров, не входящих в СНГ, написание было изменено на «Tacis» («Тасис»)1.

Тасис – программа технической помощи Европейского Союза 12 странам бывшего Советского Союза и Монголии. Главной задачей Тасис было способствовать переходу этих стран к рыночной экономике, а также укреплению демократии и правового государства.

Деятельность Тасис охватывает самые разные области, такие как социальная сфера, образование, экология, реструктуризация предприятий, сельское хозяйство, содействие малым и средним предприятиям, транспорт, банковская и финансовая системы, энергетика и ядерная безопасность, правовая и административная реформы.

Тасис – это программа партнерства. Для проведения мероприятий необходимо получить одобрение, как со стороны ЕС, так и со стороны России. Структура программы позволяла России играть в ней более активную роль. Преимуществом являлась растущая поддержка и приверженность обеих сторон успешному выполнению конкретных проектов. Еще одним важным признаком программы Тасис являлось то, что страны-партнеры могут пользоваться разнообразным опытом всех пятнадцати стран-членов ЕС. Поскольку другие программы обычно основаны на опыте одной-единственной страны, направляемые ею эксперты могут поделиться опытом работы только в одной системе, в то время как в рамках Тасис страны-партнеры имели возможность изучить разные модели и выбрать то, что лучше всего подходит к их условиям. Вся деятельность программы Тасис нацелена на выполнение задач, записанных в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, где установлены более широкие и глубокие рамки отношений по сравнению с обычной программой технической помощи.

С 1991 по 2000 год в рамках программы Тасис были приняты обязательства о выделении 4 680 млрд. евро для всех стран партнеров. Сумма средств, выделенных с 2001 по 2006 год, составила еще 3138 млрд. евро.

Самым крупным по размерам и значению получателем средств из бюджета Тасис - около 50% -была и остается Россия. Примерно 20% приходится на Украину, а остальные средства направлялись другим 11-ти странам, участвующим в программе.

Подготовка проектов осуществлялась Европейской Комиссией после переговоров с государственными органами в странах-партнерах. Организации и учреждения в странах-партнерах могли обращаться со своими проектами в Европейскую Комиссию или в соответствующий орган в своей стране. Работа по такому проекту осуществлялась совместно с организацией, находящейся в ЕС, и отобранной по результатам тендера.

3.1Основные приоритеты Тасис в России1.

  • поддержка институциональной и правовой реформ, а также реформы в области государственного и местного управления;

  • ядерная безопасность.

  • поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию

  • поддержка мер по смягчению социальных последствий перехода к рыночной экономике

В области атомной энергетики Тасис - самая большая программа, реализацией кото­рой Россия занималась совместно с комиссией Ев­ропейского Союза. Сегодня она все еще продолжается. В программе было около 300 проек­тов, осталось для выполнения пятьдесят. ТАСИС — про­грамма комплексная и многосторонняя — включает не только технические, но и социальные аспекты, интерес­ные партнерские проекты. На каждой атомной электростанции образованы центры партнерства, где западные визави помогают в передаче знаний, технологий, нового оборудования. Программа эта по-европейски умная, оп­тимально выстроенная во времени с точки зрения прио­ритетности мероприятий. В основном эта программа реализовывала поставку нужного нам оборудования. Ак­цент был сделан на безопасность, как таковую: системы, связанные с управлением реакторами, автоматизиро­ванные системы управления, подготовку персонала.

3.2Основа политики финансового сотрудничества.

Программа сотрудничества ЕС и России берет свое начало с «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве».

Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) являлось содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

Подписанное в июне 1994 г. Соглашение открыло новую главу в отношениях между ЕС и Россией. Оно вступило в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.

Сфера действия соглашения чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов.

Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирался раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывал поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имел полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.

Позже стратегическое партнерство ЕС и России стало развиваться в рамках четырех общих пространств. Это включает в себя 1) общее экономическое пространство 2) общее пространство в сфере свободы, безопасности и правосудия, 3) общее пространство в сфере внешней безопасности и 4) общее пространство в сфере образования, науки и культуры.

На саммите ЕС-Россия в мае 2005 года стороны приняли «дорожные карты» для четырех общих пространств. В «дорожных картах» зафиксированы общие цели отношений ЕС-Россия и план действий, необходимый для их достижения. Все новые проекты на территории РФ будут решать задачи, закрепленные в дорожных картах.

3.3Сотрудничество, основанное на диалоге.

Программа сотрудничества ЕС и России уникальна. Во-первых, все предпринимаемые действия – это результат непрерывного диалога между Россией и ЕС, что способствует развитию партнерских отношений и выполнению взаимных обязательств. Во-вторых, ЕС объединяет опыт и знания 27 государств-членов, что делает разработанные им программы намного более совершенными и жизнеспособными по сравнению с теми, в реализации которых участвует всего одно государство. В-третьих, соглашение о партнерстве и сотрудничестве и соглашение о четырех общих пространствах предусматривает тесное взаимодействие с правительственными органами, что усиливает значение и обеспечивает исполнение обязательств обеими сторонами. Финансовая поддержка российским партнерам программы оказывается в форме грантов, а не кредитов. Доля российского финансирования проектов постоянно растет.

3.4Правовая база финансового сотрудничества: от Тасис к инструменту европейского соседства и партнерства (ИЕСП).

В период с 1994 по 2006 год программа сотрудничества ЕС и России финансировалась через «Тасис»  (программу технического содействия странам СНГ). Российская Федерация получила самый большой объем финансирования проектов по программе Тасис на постсоветском пространстве. С момента запуска программы в 1991 году в 58 регионах России осуществлено свыше 1,500 проектов на общую сумму более 2,7 миллиардов евро.1

Срок действия «Тасис» истек в 2006 году. Вместо «Тасис» с 1 января 2007 года действует новое положение о инструменте европейского соседства и партнерства ИЕСП. Финансовое сотрудничество, согласно этому документу, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Тем не менее, переход от Тасис и ИЕСП внес некоторые изменения в характер сотрудничества. Стороны будут обеспечивать совместное финансирование и отбирать проекты в соответствии с общими стратегическими интересами. Выбор области сотрудничества теперь будет опираться исключительно на «дорожные карты», выработанные в рамках четырех общих пространств.

МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ между Российской Федерацией и Комиссией Европейских сообществ относительно реализации программ технического содействия в области ядерной безопасности (от 27 февраля 1995 г.)1

Российская Федерация и Комиссия Европейских сообществ (Комиссия) от имени Европейских сообществ (Сообщество),

принимая во внимание, что Российская Федерация является получателем в рамках программы технического содействия Сообщества, предусмотренной Регламентом Совета (ЕЭС, Евратом) №2157/91 от 15 июля 1991 года, касающимся предоставления технического содействия экономическим реформам и восстановлению экономики в Союзе Советских Социалистических Республик, и Регламентом Совета (ЕЭС, Евратом) №2053/93 от 19 июля 1993 года, касающимся предоставления технического содействия экономическим реформам и восстановлению экономики в независимых государствах бывшего Советского Союза и в Монголии (Tacis);

принимая во внимание подписанный в ноябре 1991 года Меморандум о финансировании, касающийся технического содействия СССР в 1991 году (сектор энергетики), и подписанный 22 декабря 1992 года Меморандум о финансировании, касающийся программы повышения ядерной безопасности в Российской Федерации и на Украине в 1992 году, и письмо от мая 1994 года о выделении средств, касающееся Программы по ядерной безопасности Российской Федерации 1993 года;

принимая во внимание, что по вопросу о ядерной ответственности перед третьей стороной Стороны выражают убежденность в особой важности применения международно признанных принципов юридической ответственности и адекватной компенсации за ущерб в случае ядерной аварии.

СОГЛАСИЛИСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ:

1. Цель настоящего Меморандума.

Стороны соглашаются об общих правилах, регулирующих реализацию ежегодных или многолетних программ Tacis в области ядерной безопасности (программы), финансируемых Сообществом в соответствии с меморандумами о финансировании, подписанными Российской Федерацией или, ранее, Союзом Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и Комиссией - с другой стороны. Реализация программ регулируется меморандумами о финансировании и вышеупомянутыми протоколами и последующими документами, заменяющими эти протоколы.

Компетентным органом в Российской Федерации для целей реализации настоящего Меморандума является Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом)1.

2. Программы.

Основной целью программ является повышение безопасности атомных электростанций и других гражданских ядерных установок, расположенных в Российской Федерации, включая установки для топливного цикла и обращения с отходами. Техническое содержание программ подлежит согласованию между Комиссией и Минатомом.

3. Проекты.

Каждая программа последовательно реализуется через ряд проектов. Для каждого проекта или группы проектов определяется конкретная российская получающая организация (получатель). Обычно им является конечный пользователь результатов проекта.

Каждый проект выполняется в соответствии с проектным
заданием, описывающим его цели и техническое содержание и
разрабатываемым на основе консультаций между Комиссией и
получателем. В проектном задании указываются ресурсы, которые
должны предоставляться получателем, а также части проекта,
выполнение которых целесообразно поручить специализированным российским организациям, помимо получателя. Получатель оформляет согласие с проектным заданием путем подписания заявления об одобрении.

4.Ресурсы Европейского сообщества.

Сообщество предоставляет ресурсы в соответствии с меморандумами о финансировании и общими условиями реализации программ Tacis.

Ресурсы, предоставляемые Сообществом, могут быть использованы для проведения технической экспертизы Сообществом в области ядерной безопасности, для оплаты текущих расходов экспертов Сообщества, для обучения российского персонала в Российской Федерации и в Сообществе и для поддержки других видов технического содействия, которое обе Стороны сочтут эффективным, включая возможное приобретение оборудования, используемого в целях повышения ядерной безопасности.

5. Мероприятия по заключению контрактов

По каждому проекту Комиссия заключает один или несколько контрактов с физическим или юридическим лицом, имеющим национальную принадлежность государства-члена Сообщества или Российской Федерации или другого государства в соответствии с регламентами! Российские эксперты принимают участие в подготовке проектных заданий, а также в технической оценке заявок претендентов.

Окончательный выбор подрядчиков является обязанностью Комиссии.

6.1 Российские субподрядчики.

Конкретные, четко сформулированные и оцененные с точки зрения затрат задания в рамках проектов, выполняемые российскими организациями, иными, чем Получатель, могут финансироваться за счет; ресурсов, предоставляемых Сообществом. Для этой цели между подрядчиками и соответствующими российскими организациями заключается договор или договора о субподряде.

Субподряды должны пройти официальное согласование с Комиссией.

6.2 Использование результатов проектов.

Стороны обязуются обеспечить, чтобы при необходимости подрядчик подписывал с получателем и/или с российскими субподрядчиками соглашение о предоставлении прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

Комиссии предоставляется бесплатная лицензия на все результаты и всю продукцию проектов, осуществляемых в рамках программ. Эта бесплатная лицензия действительна на территории стран, охватываемых программами PHARE (техническое сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы) и Tacis, и стран - членов Сообщества.

По сути данный пункт предоставлял право дальнейшего пользования всеми материалами, полученными в ходе реализации проектов технической помощи. На деле же данное продекларированное право используется Комиссией и подрядчиками нечасто. Европейские партнеры со свойственной им скрупулезностью стремились получить наиболее детальную и новую информацию, и использовали уже имеющиеся схемы работы скорее как опорную базу. То есть при реализации одинаковых проектов помощи на разных АЭС часто выполнялась одна и та же работа, что ,безусловно, не способствовало ускорению упрощению делопроизводства.

7.Ответственность.

Российская Федерация принимает к сведению и
признает, что Комиссия запрашивает заявление об освобождении
от ядерной ответственности от получателей, которое включает
следующие положения:

  1. Европейское сообщество не несет ответственности за любое телесное повреждение, убыток или ущерб, причиненный получателю, или Российской Федерации, или ее гражданам, или третьим сторонам в результате любого действия или упущения, связанного с выполнением программ Tacis.

  2. Получатель не выдвигает претензий и не возбуждает иных судебных разбирательств в связи с деятельностью по реализации программ против Сообщества, его организаций, государств-членов и их персонала или их подрядчиков, субподрядчиков, консультантов, поставщиков или субпоставщиков оборудования или услуг на любом уровне и их персонала, за косвенный, прямой или причинно-следственный ущерб собственности Российской Федерации.

3. Получатель обеспечивает надлежащую защиту, не считает
виновными, освобождает от материальной ответственности и не предъявляет претензий Сообществу, его учреждениям и государствам-членам, а также их персоналу и его подрядчикам, субподрядчикам, консультантам, поставщикам или субпоставщикам оборудования или услуг на любом уровне и их персоналу по претензиям третьих сторон в связи с деятельностью по выполнению программ Tacis за телесное повреждение, убыток или ущерб, причиненные в пределах или за пределами территории Российской Федерации в результате ядерной аварии, произошедшей на территории Российской Федерации.

Стоит отметить, что комиссия практически освобождает себя от любых последствий намеренного или случайного недобросовестного выполнения работ подрядчиками ЕК. По всей вероятности, ЕК рассчитывала уже в ходе подготовки контрактов исключительно ответственно подходить к сотрудничеству, дабы в последствии избежать каких бы то ни было неприятных сюрпризов. Тем не менее вся ответственность за любые проблемы в ходе реализации программы как материально , так и юридически лежала на РФ.

Это довольно необычная практика для международных соглашений, из чего можно сделать вывод, насколько серьезно была заинтересована Россия в финансовых вливаниях Евросоюза. Впрочем, неядерную ответственность Комиссия за собой все же признает, но в весьма ограниченном (суммой, полученной подрядчиком по контракту) объеме.

7.9 В отношении неядерной ответственности Стороны соглашаются, что Комиссия будет включать в тексты своих контрактов следующие положения:

  • подрядчик несет ответственность за причиненный получателю любой неядерный ущерб, являющийся прямым результатом грубой небрежности или поведения, являющегося гражданско-правовым деликтом, со стороны подрядчика при выполнении подрядчиком своих обязательств по контракту;

  • общая финансовая ответственность подрядчика за любое действие или событие или ряд действий или событий ограничивается общей суммой компенсации подрядчика, полученной по контракту.

3.5Итоги программы «Тасис»1.

В качестве демонстрации более высокой продуктивности работы российских АЭС приведен отчет о достигнутых в 2008 году высоких производственных результатах, а так же результатах в области безопасности производства:

  • Произведено 158,2 млрд. кВтч электроэнергии.

  • Нарушений, влияющих на безопасность, то есть превышающих нулевой уровень по международной шкале INES, на российских АЭС в 2007 году не было.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития инновационного территориального кластера на 2012 – 2016 гг

    Программа
    ... Жвачкин Оглавление Оглавление 3 Общие сведения о Программе 6 Раздел 1. Основные положения Программы развития инновационного территориального кластера ... зарубежных партнеров. В-третьих, программы ТЕМПУС/ТАСИС способствовали развитию международных связей ...
  2. Программа европейского союза по партнерству в институциональном развитии содействие в повышении экономического статуса женщин в узбекистане

    Программа
    ... в рамках Программы Тасис объявила новый раунд Программы партнерства в ... хозяйства (юридические лица): решение общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката ... представляют в налоговые органы сведения о суммах начисленных и фактических ...
  3. Программа работ ы по охраняемым природным территориям конвенции о биологическом разнообразии комментарии для практического применения в регионах россии

    Программа
    ... ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ РАБОТ Общая схема построения Программы работ представлена ниже: Программа работ ... Брянской, Калужской областях. Программа ТАСИС по поддержке территориальной охраны экосистем ... включая по мере возможности сведения об их географическом ...
  4. Программа социально-экономического развития удмуртской республики на 2010−2014 годы содержание

    Программа
    ... Объёмы и источники финансирования Программы Общий объём финансирования программных мероприятий на ... кадастрового учёта, предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, ... ради толерантности» (по программе ТАСИС), в ходе которого были ...
  5. Финансовое соглашение между правительством республики казахстан и комиссией европейских сообществ по «программе действий тасис по центральной азии на 2006 год (направление 2 региональная поддержка программ реализуемых на

    Статья
    ... СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К ПРОГРАММЕ 8.1. Общие условия дополнены следующими положениями: ... будет донесена до сведения общественности в сфере ... , данная программа разработана с целью повышения соответствия программы ТАСИС позициям Правительства ...

Другие похожие документы..