Главная > Автореферат диссертации


Комитет по образованию Администрации Волгоградской области

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 2010 ГОДУ

Волгоград

2010

Публикуется по решению кафедры филологических дисциплин

и методики их преподавания

(протокол № 1 от 31 августа 2010 года)

Составители:

Вялкова Галина Михайловна, методист кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания ВГАПК РО

Чернова Татьяна Анатольевна, методист кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания ВГАПК РО

Введение

Единый государственный экзамен по русскому языку проводился на территории Волгоградской области 29 мая 2009 года.

Анализ содержания ЕГЭ, характеристики контрольно-измерительных материалов осуществлялись на основе Спецификации единого государственного экзамена по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

В ЕГЭ по русскому языку в 2009 году приняли участие 12 834 выпускника из 689 образовательных учреждений: из них 17 лицеев, 19 гимназий, 13 негосударственных образовательных учреждений, 17 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и центров образования.

В настоящей аналитической справке представлен анализ итогов ЕГЭ по русскому языку: структура и содержание экзаменационной работы, порядок оценивания её, основные результаты, выводы и методические рекомендации.

Структура и содержание экзаменационной работы по русскому языку

1. Назначение работы – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы и ссузы.

2. Структура экзаменационной работы.

В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из
4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1–А30) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1–В8) содержит задания с кратким ответом.

Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Тип заданий

Часть 1

30

30

50%

Задания с выбором ответа

Часть 2

8

9

15%

Задания с кратким ответом

Часть 3

1

21

35%

Задание с развернутым ответом

Итого

39

60

100%

Распределение заданий экзаменационной работы

по содержанию и видам деятельности.

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам

учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Лексика и фразеология

2

2

3,3%

Словообразование

1

1

1,7%

Морфология

2

2

3,3%

Синтаксис

7

7

11,7%

Орфография

7

7

11,7%

Пунктуация

6

6

10%

Речь. Текст

6

6

10%

Речь. Языковые нормы

5

5

8,3%

Выразительность русской речи

2

3

5%

Развитие речи. Сочинение

1

21

35%

Итого

39

60

100%

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с языковым материалом

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений

27

(А2–А27)

26

43%

Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

11

(А1, А28–А30,

В1–В8)

13

22%

Работа над письменным монологическим высказыванием

1

(С1)

21

35%

Итого

39

60

100%

При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, в равной мере, проверки овладения умениями, представленными в таблице 4.

Таблица 4

Перечень проверяемых умений

1.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

2.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

3.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

4.

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

5.

Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

6.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

7.

Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

8.

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

9.

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

10.

Умение проводить лексический анализ слов.

11.

Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

12.

Умения проводить орфографический анализ слова, предложения.

13.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

14.

Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

15.

Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

16.

Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

17.

Умение использовать приемы сжатия текста

18.

Умение определять функционально-смысловые типы речи

19.

Умение определять основные способы образования слов.

20.

Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

21.

Умение проводить синтаксический анализ предложения.

22.

Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

23.

Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.

24.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

25.

Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

26.

Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности

ЕГЭ показал, что самые сложные задания экзаменационного теста по русскому языку для всех групп учащихся расположены во второй части работы, самые легкие – в первой. Третья часть работы, сочинение-рассуждение, может быть выполнено на разных уровнях. При этом средний процент выполнения третьей части работы несколько ниже (66%) среднего процента выполнения первой части работы (67,8%), но значительно выше среднего процента выполнения заданий второй части работы (45,7%).

Первая часть работы (А1–А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.

Задание С1 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности.

Все задания второй части работы (В1–В8) относятся к высокому уровню сложности.

Таблица 5

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Базовый

30

30

50%

Повышенный

1

21

35%

Высокий

8

9

15%

Итого

39

60

100%

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За выполнение экзаменационной работы выпускник получает сертификат для поступления в вуз – по 100-балльной шкале.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы (кроме задания В8) выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: задание выполнено, ошибок нет; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы, – 21 балл.

Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Первая часть работы включает 30 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 60 минут.

Вторая часть работы включает 8 заданий. На выполнение каждого задания требуется от 3 до 7 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 30 минут.

Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 90 минут.

Основные результаты ЕГЭ по русскому языку в 2010 году

По результатам ЕГЭ средний бал составил: по области – 54,4



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Результаты егэ по общеобразовательным предметам* 3 1 результаты егэ по русскому языку 3 1 1 характеристика заданий единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году

    Документ
    ... представлены результаты муниципальных образований порусскомуязыку в сравнении со средним показателем Республики Татарстан: РезультатыЕГЭпорусскомуязыку 3.2. РезультатыЕГЭпо математике ...
  2. Подготовка к егэ по русскому языку библиографический указатель 2007-2009

    Библиографический указатель
    ... и результатамЕГЭпорусскомуязыку. // Русскийязык. - 2005. - №8. - С.11-16. Лютых В.В. Факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ. План-конспект. // Русскийязык. - 2006 ...
  3. Интенсивный курс подготовки к егэ по русскому языку

    Документ
    ... словом или оборотом. Выпускники соотносили содержание текста с предложениями, где основная ... Благодаря введению ЕГЭ в методике преподавания русскогоязыка происходит актуализация современных подходов в обучении. РезультатыЕГЭпорусскомуязыку убеждают ...
  4. Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки егэ по русскому языку

    Выпускная работа
    ... школы порусскомуязыку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы. Содержание ... ,4 б. 2007 г. 46 б. 50,3 б. рис.№2 Анализ результатовЕГЭпорусскомуязыку за все годы участия в эксперименте ...
  5. Аналитические материалы предметной комиссии о проведении ЕГЭ по русскому языку в 2009 году

    Аналитические материалы
    ... результатовЕГЭпорусскомуязыку в 2005-2007 гг.). Такая тенденция сохранилась и в условиях обязательного ЕГЭпорусскомуязыку ... По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост. Более выражено отразилось в результатахЕГЭ (по ...

Другие похожие документы..