Главная > Отчет


2.2. Структурные подразделения, обеспечивающие учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность

К структурным подразделениям вуза, обеспечивающим учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность, прежде всего, относятся факультеты и кафедры института. Факультет является учебно-научным и административным структурным подразделением института, осуществляющим подготовку студентов по родственным специальностям.

Деятельность факультета в институте определяется Положением «О факультете в СГПИ», состоящим из следующих разделов:

- общие положения;

- основные задачи факультета;

- функции факультета;

- управление факультетом.

Основные виды деятельности факультетов представлены по следующим направлениям:

  • планирование деятельности;

  • организация и управление учебно-воспитательным процессом и контроль;

  • организация научной деятельности кафедр факультета и студентов;

  • подготовка основных приказов и распоряжений;

  • организация работы по выпуску и трудоустройству;

  • подготовка и контроль за составлением отчетов, заполнению документации;

  • организация деятельности по укреплению материально-технической базы;

  • организационная деятельность с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

Кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением вуза (факультета), осуществляющим учебную и научно-методическую работу по дисциплинам, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Деятельность кафедры в институте определяется Положением «О кафедре в СГПИ», состоящим из следующих разделов:

- общие положения;

- управление кафедрой;

- основные направления деятельности кафедры.

Основные виды деятельности кафедр представлены по следующим направлениям:

  • планирование деятельности;

  • организация и управление учебно-воспитательным процессом и контроль за его ходом и результатами;

  • организация научной деятельности кафедры и каждого преподавателя;

  • организация научной работы студентов;

  • организация работы по выпуску студентов;

  • подготовка и контроль за составлением отчетов, заполнению документации;

  • организация деятельности по укреплению материально-технической базы;

  • организационная деятельность с органами управления образованием и образовательными учреждениями.

Учебный процесс требует системного контроля со стороны деканов, заведующих кафедрами как за деятельностью студентов, так и за деятельностью преподавателей. С этой целью проводятся следующие виды работы:

- еженедельный контроль за посещаемостью студентов; проведение межсессионной аттестации студентов; работа с неуспевающими студентами в деканате; применение различных по степени мер наказания; системная работа со старостами;

- проведение открытых занятий преподавателями факультета (кафедры); посещение занятий деканом факультета и зав. кафедрой; проверки дисциплинарного характера (время начала занятий, продолжительность занятий, готовность к проведению занятий и т.д.).

Декан факультета возглавляет на факультете работу по повышению качества подготовки специалистов, осуществляя следующие виды деятельности:

- организует работу совета факультета, одной из главных функций которого является разработка и выбор путей реализации и совершенствования учебного процесса;

- осуществляет непосредственное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом: участие в заседаниях кафедр, на которых требуется обсуждение стратегических вопросов развития и совершенствования учебного процесса; организация и проведение общих собраний профессорско-преподавательского состава факультета с детальным анализом всех вопросов, решение которых позволяет повысить качество подготовки специалистов; оказание методической помощи преподавателям факультета при работе над созданием учебно-методических комплексов по дисциплинам; регулярное посещение занятий преподавателей с обязательным проведением последующего анализа; осуществление системного подхода за деятельностью преподавателей (проверка разработанных учебно-методических комплексов по дисциплинам, анализ качества знаний студентов, обучающихся у конкретного преподавателя, дисциплинарный контроль); организация методической помощи молодым преподавателям;

- формирует кадровую политику на факультете: контроль за выполнением плана повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (все виды повышения квалификации);

- организует работу по совершенствованию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного.

Вопросы повышения качества подготовки специалистов заведующие кафедрами планируют в качестве основных на весь период избрания на должность. На заведующем кафедрой лежит ответственность по организации учебного процесса на вверенной кафедре. Заведующий кафедрой подбирает преподавателей для реализации учебных дисциплин, учитывая их научный и учебно-методический потенциал. Как правило, всем преподавателям предоставляется возможность внедрения результатов своей научно-исследовательской деятельности в учебный процесс, что повышает качество подготовки специалистов. Творческий и научный потенциал преподавателей учитывается заведующим кафедрой при определении персональной ответственности за определенный участок работы: на последнем заседании кафедры в учебном году определяется перечень поручений преподавателям кафедры на будущий учебный год (выбираются руководители проблемных групп, руководители кружков и т.д.).

Все цели и задачи, стоящие перед институтом, доводятся до сведения членов кафедры на заседаниях кафедр, которые проводятся ежемесячно. На указанных заседаниях проходит творческое обсуждение поставленных задач, выдвигаются новые инициативы по оптимизации процесса обучения. Решения кафедр, содержащие предложения по улучшению качества подготовки специалистов, устранению имеющихся недостатков при необходимости доводятся заведующим кафедрой до деканата, совета факультета, ректората, Ученого совета института и других заинтересованных лиц.

Для достижения поставленных целей и решения стоящих задач наиболее важной является организационно-контролирующая функция деятельности руководителей структурных подразделений. Ответственность в достижении целей руководителей структурных подразделений определяется их должностными инструкциями. Ее выполнение требует обязательного четкого планирования по срокам, датам, видам деятельности всех направлений работ, исходя из общего плана института, факультета, кафедры, постановлений Ученого совета института.

Научная деятельность факультетов и кафедр является непременной составной частью процесса подготовки специалистов. Планирование научных исследователей на факультете и кафедре осуществляется, как правило, в соответствии с основными научными направлениями вуза и кафедральными темами. Институт формирует единый перечень тем, включая инновационные, выполняемые в вузе и финансируемые из различных источников.

Основными задачами факультета и кафедры в области научно-исследовательской деятельности являются:

- приоритетное развитие исследований как основы новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития науки и техники;

- обеспечение подготовки квалифицированных специалистов на основе использования достижений научных исследований;

- усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач;

- эффективное использование научно-технического потенциала факультета и кафедры для решения приоритетных задач обновления образования и проведения социально-экономических преобразований;

- развитие новых, прогрессивных форм научно сотрудничества с другими вузами и образовательными учреждениями;

- развитие инновационной деятельности.

В целях организации эффективной научной и инновационной деятельности факультет и кафедра осуществляет:

- определение приоритетов и координацию деятельности кафедр в научно-исследовательской работе;

- привлечение финансовых ассигнований из различных источников;

- контроль за организацией научных исследований, реализацией инновационных проектов;

- использование рейтинговой технологии для оценивания результатов научной деятельности ППС;

- изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение научных конференций и семинаров, рекламной и пропагандистской деятельности.

Научно-исследовательские работы на факультете и кафедре выполняются:

- профессорско-преподавательским составом кафедр в соответствии с индивидуальными и кафедральными планами в основное рабочее время;

- студентами в ходе выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ, других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в студенческих научных кружках, студенческих проблемных группах, а также на кафедрах института в свободное от учебы время по плану.

Единство учебного и научного процессов обеспечивается за счет:

- привлечения студентов к участию в научно-исследовательских работах, выполняемых за счет средств бюджета РФ, других бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- создание на базе кафедры медико-биологических дисциплин Центра содействия здоровью школьников, студентов, педагогов, ориентированного на разработку и использование в учебном процессе достижений науки;

- проведения на базе факультета и кафедры разнообразных форм активной учебной работы: выполнения дипломных и курсовых работ, проведение учебной и производственной практики, целевой подготовки студентов и других форм подготовки специалистов;

- компьютеризации учебного и научного процессов, формирования единой информационной среды и овладения студентами современными методами и средствами информатизации.

Факультет и кафедра с целью развития, стимулирования и поддержки научной деятельности студентов:

- организует и проводит олимпиады и конкурсы студенческих научно-исследовательских методических работ, студенческие научные конференции и семинары;

- мотивирует студентов к участию в студенческих научных конференциях, проводимых в других вузах;

- осуществляет отбор на конкурсной основе и выдвижение наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий;

- осуществляет отбор и представление студентов для участия в конкурсах грантов в области гуманитарных, технических и естественных наук, проводимых Минобрнауки РФ; в конкурсах социально-значимых проектов, проводимых правительством Пермского края;

- обеспечивает информирование студентов по тематике и направлениям исследований, проводимых вузом.

Взаимодействие структурных подразделений института организовано в соответствии с институтской нормативной базой.

2.2.1. Довузовская подготовка

Довузовская подготовка в СГПИ осуществляется через подготовительные курсы и отдельные семинары для учащихся 9-11 классов.

Институт осуществляет реализацию программ дополнительного образования по подготовке к поступлению в высшее учебное заведение, сдаче ЕГЭ.

Информация, относящаяся к абитуриентам и образовательным учреждениям, собирается:

- при проведении институтских дней открытых дверей (учитывается количество и мотивация интересующихся педагогической профессией);

- на краевой, городских, районных ярмарках учебных мест, проводимых для учащихся и их родителей;

- на встречах в институте и образовательных учреждениях с выпускниками и педагогами.

Преподавание на курсах довузовской подготовки и семинарах осуществляют преподаватели института.

2.2.2. Факультеты вуза и кафедры

В структуру института входят 5 факультетов и в их составе 9 кафедр:

естественно-математический факультет:

кафедра математики и физики;

кафедра медико-биологических дисциплин;

гуманитарный факультет:

кафедра русского языка и литературы;

кафедра иностранных языков и методики преподавания;

педагогический факультет:

кафедра педагогики и частных методик;

кафедра общественных наук;

кафедра физического воспитания;

психологический факультет:

кафедра теории и истории педагогики;

кафедра психологии и коррекционной педагогики;

факультет заочного обучения: закрепленных кафедр нет, работает ППС всех кафедр.

естественно-математический факультет: организован в 1991 году. В 2007-2008 учебном году на кафедрах факультета работает:

  • докторов наук и/или профессоров - 11 %;

- имеют ученые степени и звания - 66 %.

Деканом факультета с 2005 года является кпн, доцент Е.А. Ябурова.

гуманитарный факультет: организован в 1991 году. На начало 2007-2008 учебного года на кафедрах факультета работает:

  • докторов наук и/или профессоров - 7 %;

- имеют ученые степени и звания -55 %.

Деканом факультета с 2006 года является к.пс.н., доцент Н.В. Мальцева.

педагогический ФАКУЛЬТЕТ: организован в 1991 году. На начало 2007-2008 учебного года на кафедрах факультета работает:

  • докторов наук и/или профессоров – 9,6 %;

- имеют ученые степени и звания - 56 %.

Деканом факультета с 1999 года является кпн, доцент Г.В. Нарыкова.

психологический факультет: организован в 1991 году. На начало 2007-2008 учебного года на кафедрах факультета работает:

  • доктора наук и/или профессоров (8 %);

- имеют ученые степени и звания (56,1 %).

Деканом факультета с 1999 года является кпн, доцент А.В. Гилева.

факультет заочного обучения: факультет организован в 1994 году.

Руководителем факультета с 2006 года является А.Н. Сакович.

В целом на кафедрах работает:

  • докторов наук и/или профессоров - 8,6 %;

- имеют ученые степени и/или звания - 56 %.

В реализации учебного процесса участвуют преподаватели и сотрудники всех кафедр института.

Штатный состав кафедр определяется ежегодно в соответствии с расчетом объема учебных поручений кафедры и примерными нормами учебных поручений профессорско-преподавательского состава.

2.2.3. Подразделения организационно-методической поддержки учебного процесса

К структурным подразделениям института, обеспечивающим учебную и учебно-методическую деятельность вуза относятся учебно-методический отдел (УМО) и Центр содействия укреплению здоровья учащихся, студентов и педагогов.

Деятельность УМО направлена на улучшение учебно-методической работы факультетов и кафедр, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, а также на оптимизацию организации и управления учебным процессом, контроль за его реализацией, обеспечивающих улучшение качества подготовки специалистов.

УМО обеспечивает организацию учебно-методической работы в целом по институту. Круг деятельности сотрудников отделов определяется их должностными инструкциями.

В институте работает Центр содействия укреплению здоровья учащихся, студентов и педагогов, который организован в 2004-2005 уч. году. Руководит работой центра кбн, доцент Сугробова Н.Ю.

Оформлен специализированный кабинет на базе СГПИ (приобретена мебель, стеллажи, компьютер). Начато комплектование кабинета диагностическим, информационным, научно-методическим инструментарием. На базе центра проводится консультирование учащихся, студентов, педагогов преподавателями кафедры медико-биологических дисциплин. Ежегодно Центр принимает участие в Межрегиональной Ярмарке Здоровья. Проводятся:

  • тренинг личностного роста «Выбирая профессию – выбираем образ жизни»;

  • экспресс – анкетирование «Оцени свой образ жизни» и экспресс-оценка индивидуального здоровья; «Рассчитай свою продолжительность жизни», «Каково состояние Вашей иммунной системы»;

  • семинар для родителей, педагогов, воспитателей, психологов и социальных педагогов «Причины, вызывающие речевые трудности у детей»;

  • консультация для родителей и воспитателей «Формирование звукопроизносительной речи у детей дошкольного возраста»;

  • конкурс для детей и подростков «Хочешь быть здоровым - будь им!»

2.2.4. Подразделения, обеспечивающие научную деятельность

В соответствии с Уставом СГПИ организация, контроль и планирование научно-исследовательской и научно-производственной деятельности осуществляется проректором по научной работе. Обеспечивается научная деятельность кафедрами, факультетами, проректором по научной работе.

Научная деятельность кафедр организуется в соответствии с Уставом ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», «Положением о научной деятельности СГПИ», «Положением о системе организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в СГПИ».

В процессе осуществления научной деятельности СГПИ реализуются следующие задачи:

  • обеспечение всех необходимых мероприятий и форм контроля для выполнения институтом основных уставных задач по научной работе в вузе;

  • организация и регулирование основных процессов по научно-исследовательской деятельности внутри кафедр;

  • планирование и регулирования прихода, движения и расхода финансовых средств по научно-исследовательской деятельности института;

  • планирование и организация основных мероприятий в области научной деятельности в вузе;

  • контроль за работой подразделений СГПИ в области научно-исследовательской деятельности;

  • создание необходимой нормативно-правовой базы для деятельности подразделений СГПИ в области научных исследований;

  • обеспечение на основе новых научных достижений качественной реализации профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ГОС ВПО;

  • выполнение постановлений Ученого совета СГПИ, касающихся научной деятельности, разработка и совершенствование структуры управления научной деятельностью в вузе;

  • осуществление контроля за выполнением требований нормативно-правовой базы, регламентирующей научную работу в СГПИ;

  • содействие формированию оптимальной научной материально-технической базы и средств обучения для достижения целей в научной деятельности института;

  • развитие вузовской системы управления научной деятельностью;

  • обеспечение совместной деятельности СГПИ с научными и образовательными учреждениями России и Верхнекамского региона;

  • подготовка, организация проведения научных конференций различного уровня с целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава института и активизации научно-исследовательской деятельности ППС;

  • обеспечение соблюдения требований охраны труда и техники безопасности при проведении научных исследований в СГПИ.

Организация научной деятельности обеспечивает кадровое сопровождение НИР, выполняемых СГПИ в соответствии с научными программами, грантами, заданиями Рособразования, региона.

Вуз анализирует эффективность различных форм подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава через докторантуру, аспирантуру, институт соискательства, творческие отпуска, стажировки, повышение квалификации, курсы переподготовки.

На Ученом совете института систематически заслушиваются отчеты соискателей ученых степеней, зав. кафедрами вуза проводят качественный анализ работы соискателей.

По окончании стажировок, повышения квалификации заслушиваются отчеты на заседаниях кафедр, результатом являются публикации, составление методических рекомендаций и другие виды работы. Показателем эффективности различных форм повышения квалификации является внедрение в учебный процесс результатов исследований по теме докторской или кандидатской диссертации.

Ежегодные отчеты профессорско-преподавательского состава по научной работе проходят через рейтинговые показатели, что позволяют совершенствовать процесс повышения качества подготовки специалистов.

Структура руководства СГПИ позволяет довести до непосредственных исполнителей и студентов основные цели и задачи института в области повышения качества образования и привлечь их к разработке и реализации поставленных задач.

2.3. Автоматизация управления деятельностью вуза

Основная задача автоматизации управления деятельностью вуза – создание условий для оперативного получения полной и достоверной информации для повышения качества подготовки специалистов. В рамках решения этой задачи внедряется единая информационная система, охватывающая все структурные подразделения вуза.

В настоящее время используются следующие компоненты этой системы.

В сфере управления учебным процессом закуплены и внедрены:

- программа для автоматизированного заполнения приложений к диплому «Диплом»;

- программа «Кадры - студент»;

- программа «Электронный каталог и библиотечная поисковая система»;

- программа «Профориентация, профкарьера».

В сфере управления финансами и материальными ценностями закуплены и внедрены:

- система комплексной автоматизации работы бухгалтерии «1С - бухгалтерия», «1С - Предприятие, зарплата, кадры», в том числе сегмент для движения внебюджетных средств;

- консультант Бухгалтер: Вопросы Ответы.

Установлено и внедрено программное обеспечение для формирования данных в налоговую инспекцию; в Пенсионный фонд; в Федеральное казначейство; финансового отчета в Рособразование. Установлена и внедрена программа для работы с банком «Урал ФД».

В сфере нормативно-правового обеспечения, охраны труда внедрены программы:

- Консультант Плюс: Профессиональный специальный выпуск; Пермский край;

- Комментарии Законодательства; Судебная практика - решение высших судов;

- аукцион;

- автоматизированный учет потребления теплоэнергии.

Программный комплекс «ТЕСТ».

Учебные занятия на факультетах организуются согласно рабочим учебным планам и учебному расписанию, составляемыми деканами и утверждаемыми ректором института. Промежуточный контроль качества обучения осуществляется в процессе осенней и весенней аттестаций студентов и в периоды экзаменационных сессий, сроки которых установлены графиками учебного процесса и расписаниями экзаменов. На факультетах организованы стипендиальные комиссии, по представлению которых приказом ректора производится назначение стипендии согласно утвержденному в установленном порядке Положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов СГПИ.

По завершении учебного года студенты, полностью выполнившие учебный план, приказом ректора переводятся на следующий курс.

Система делопроизводства в институте имеет следующую структуру: личный состав студентов, личный состав сотрудников, основная деятельность, общие административные вопросы, приказы о направлении в командировку.

Вывод: система управления институтом в полной мере обеспечивает решение его уставных задач в части учебного, научного, воспитательного процессов и финансово-хозяйственной деятельности.

3. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

СГПИ определяет преимущества в своей деятельности по привлечению для поступления в институт выпускников общеобразовательных школ, учреждений среднего и начального профессионального образования в настоящее время и в будущем в том, что:

- изучает потребность региона в кадрах с высшим профессиональным образованием;

- учитывает рынок труда при открытии (лицензировании) новых специальностей;

- уделяет внимание росту качественного состава профессорско-преподавательского состава, развитию материально-технической базы и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса, внедрению инновационных технологий в процесс обучения;

- обеспечивает качество подготовки специалистов;

- работает над проблемой оценивания уровня подготовленности студентов;

- способствует трудоустройству выпускников (совместно с Управлениями образования Верхнекамья представляет студентам выпускного курса сведения о вакантных местах в системе образования; проводит распределение студентов выпускных курсов с приглашением представителей Управлений образования и образовательных учреждений);

- использует информацию о качестве подготовки и трудоустройству, профориентационной работе;

- прием в институт проводится по результатам ЕГЭ и технологии Центра тестирования Рособрадзора, принимаются сертификаты на все специальности и факультеты института по всем предметам (объективность, единые требования для всех абитуриентов, единая шкала оценки качества знаний являются самыми важными показателями для абитуриентов в конкурсном отборе);

- участвует в организации и проведении централизованного тестирования, второй волны ЕГЭ, по результатам которых школьники узнают уровень своих знаний по общеобразовательным предметам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по внутреннему аудиту условий содержания и качества подготовки студентов

    Отчет
    ... ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» ОТЧЕТ по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального ...
  2. Структура отчета

    Документ
    ... использовать интенсивные методы обучения студентов, контролировать качество подготовки специалистов. Компьютеры на ... . 12. Заключение Итоги отчета по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки по направлению 040300.68 Конфликтология ...
  3. Раздел I Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

    Автореферат диссертации
    ... качеством подготовки студентов Благовещенского госпедуниверситета: Проверка знаний на практических и семинарских занятиях. Отчеты студентов ... Настоящий «Отчет по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников» государственного ...
  4. Структура отчета о результатах самообследования

    Отчет
    Отчет по самообследованию Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Структура отчета о результатах ...
  5. Конкурс «системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» тула 2012

    Конкурс
    ... внутренний аудит качества подготовки студентов заочной формы обучения по результатам промежуточных аттестаций, внутренний аудит качества ... достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса; ...

Другие похожие документы..