Главная > Отчет


4.3. Организация учебного процесса

В институте большое значение придается совершенствованию организации и повышению качества учебного процесса. Эта работа направляется Ученым советом института, учебно-методической комиссией, советами факультетов, учебно-методическими семинарами кафедр. Непосредственная работа по координации учебной деятельности факультетов и кафедр, контролю за организацией учебного процесса возложена на учебно-методический отдел СГПИ.

В 2004-2008 годах продолжалось совершенствование нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность. Особое внимание уделено нормативному обеспечению системы управления качеством образовательного процесса. С учетом новаций внесены корректировки в локальные нормативные акты СГПИ, регламентирующие образовательную деятельность: «Положение о кафедре СГПИ», «Положение о факультете СГПИ», «Положение о приемной комиссии», «Положение об государственной аттестации в СГПИ», «Положение ВКР» и др.

Учебный процесс в институте строится в соответствии с учебными планами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов. Ежегодно составляется график учебного процесса по очной и по заочной формам обучения. Учебный процесс по каждой специальности (направлению) реализуется в соответствии с графиком учебного процесса, который утверждается на весь учебный год ректором института. Согласно учебным планам по каждому виду подготовки составляются расписания учебных занятий, текущих экзаменационных сессий и итоговой государственной аттестации выпускников.

Учебный год состоит из двух семестров, в течение которых по разработанным факультетами расписаниям распределяется индивидуальная нагрузка преподавателей и студентов.

Расписание занятий составляется на каждый семестр, в соответствии с действующими учебными планами, с равномерной загрузкой по дням учебной недели. При составлении расписания выдерживается установленная учебным планом аудиторная нагрузка. Расписание предусматривает рациональное распределение учебного времени, позволяя использовать вторую половину дня для самостоятельной работы студентов. На 4-5 курсах в расписание по возможности вводится день самостоятельной работы студентов, позволяющий выполнять планомерную работу по подготовке курсовых и выпускной квалификационной работ.

В начале каждого семестра в соответствии с учебным планом специальности утверждаются формы отчетности, которые доводятся до сведения студентов через информационные стенды, курсовые собрания. При заочной форме обучения эта информация доводится до студентов также на курсовых собраниях, проводимых методистами заочного обучения. Все преподаватели на первых занятиях знакомят студентов с видами работ и выставляемыми за них баллами в режиме рейтиноговой оценки знаний студентов.

За месяц до начала экзаменов утверждается расписание экзаменов, в котором на подготовку к каждому экзамену отводится не менее 3 дней.

За один месяц до начала итоговой государственной аттестации утверждается расписание работы ГАК.

Одной из основных задач при организации учебного процесса в институте является рациональное распределение учебных групп по потокам, эффективное использование лабораторной базы и вычислительной техники, обеспечение наиболее квалифицированного лекционного преподавания и снижение экономических затрат. Формирование лекционных потоков производится, исходя из содержания учебных программ дисциплин родственных специальностей или по одноименным дисциплинам федерального компонента ГОС ВПО.

Планирование самостоятельной работы производится с таким расчетом, чтобы общий объем загрузки студентов не превышал 27 часов в неделю.

Студентам предоставляется возможность в начале каждого семестра выбрать дисциплины (курсы) по выбору в каждом образовательном цикле учебного плана под контролем деканата.

Вопросы научно-методического и организационно-педагогического обеспечения подготовки специалистов ежегодно обсуждаются на заседаниях Ученого совета института, советов факультетов, кафедр.

Ежегодно преподаватели и сотрудники института принимают участие в научно-практической конференции, проводимой на базе СГПИ, в рамках работы которой докладываются и обсуждаются результаты внедрения научно-методических разработок преподавателей и сотрудников вузов, педагогов образовательных учреждений региона. Материалы конференции ежегодно публикуются Издательским отделом СГПИ. В работе конференций принимают участие преподаватели профессиональных учебных заведений, учителя школ и воспитатели ДОУ Соликамска, Березников и районов Верхнекамья, вузов России.

Кроме того, преподаватели института принимают участие во многих научно-практических и научно-методических конференциях международного, всероссийского и регионального уровней.

Анализ работы кафедр показал, что преподаватели активно участвуют в разработке и внедрении в учебный процесс новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов. Созданы банки дидактических материалов по всем специальностям: контрольные и тестовые задания, комплекты программ, слайдов, видеофильмов, презентаций и др.

Повышению качества учебного процесса способствует использование современных технологий и активных методов обучения, а это стимулирует рефлексивное мышление, приобщает студентов к информационной и общей культуре, основанное на логике деятельности человека с его социальными ценностями и целями, образовательными потребностями и мотивами, жизненным и профессиональным, учебным опытом. Для будущих педагогов это ценно еще и накоплением опыта, который будет востребован в профессиональной деятельности.

В учебный процесс активно внедряются современные образовательные технологии, в том числе с использованием аудио-, видео- и мультимедийных форм представления информации, инновационные формы и методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемные ситуации, учебно-исследовательские проекты, учебно-практические мастерские и др. С целью активизации познавательной деятельности студентов широко используются новые формы проведения лекционных, семинарских и лабораторных занятий: проблемные лекции, лекции-диспуты, лекции-конференции, деловые игры, круглые столы, семинары-дискуссии, имитационно-игровое моделирование, проблемные учебные экскурсии и др.

С целью освоения молодыми преподавателями СГПИ современных приемов организации учебного процесса в институте действует «Школа молодого педагога» под руководством к.п.н., доцента Протасовой Е.В.

Совершенствованию профессиональной подготовки студентов способствует деятельность кафедр по организации самостоятельной и индивидуальной работы под руководством преподавателей. В рамках организации самостоятельной работы студентов на кафедрах и факультетах разработаны темы и задания для самостоятельного изучения разделов учебных дисциплин, имеются методические указания для студентов и методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы. Объем времени самостоятельной работы студентов указан в соответствующих учебных планах и программах. Система контроля выполнения заданий по самостоятельной работе имеет разные формы. По дисциплинам осуществляется текущий контроль знаний, проводятся межсессионные аттестации, коллоквиумы, используется рейтинговая система оценки знаний. Контрольные мероприятия в форме коллоквиумов, собеседований, выполнения индивидуальных заданий, диспутов, круглых столов, олимпиад также способствуют повышению качества подготовки будущего педагога.

Практическая подготовка студентов института осуществляется через проведение учебных и производственных практик, которые являются важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Практики ориентированы на углубление, систематизацию, обобщение и конкретизацию теоретических знаний, полученных в институте, на совершенствование профессионально значимых умений и навыков. Именно практика во многом способствует формированию профессиональной компетенции выпускников вуза.

Организуется и управляется данный процесс руководителем практик СГПИ и факультетскими руководителями, действующими на основании Положения, утвержденного Ученым советом института. Руководитель практик и факультетские руководители выполняют организующую, координирующую и контролирующую функции. Для обеспечения качества организации и проведения практик в СГПИ, факультетах, кафедрах (методистами) осуществляет общее руководство организацией работы студентов, взаимодействие с работодателями (руководителями баз практик). Регулярно проводится анализ результатов практики, своевременное информирование участников процесса об изменении требований, программ практик, осуществляется обучение новым перспективным направлениям в области организации и проведения практик, и связанными с ними технологиями, повышающими качество. Для подготовки студентов к летней педагогической практике, освоения приемов работы с детьми в институте ежегодно проводятся Инструктивные сборы на базе загородного лагеря «Лесная сказка». Перед началом практики и по ее окончанию проводятся установочная и итоговая конференции.

Политика института в части практической подготовки специалистов изложена в Уставе СГПИ, обсуждалась в отчетный период на различных уровнях, была отражена в постановлениях Ученого совета института, решениях кафедр.

Реализация заявленной политики нашла свое нормативное выражение в «Положении о практиках» (новая редакция 2008 г.), учебно-методических комплексах по практикам, программах учебных и производственных практик. Указанные документы включают в себя разработку ожидаемых результатов обучения, учитывают специфические требования к различным формам обучения, различным видам практик и т.д. Эти документы находятся в открытом доступе на факультетах и кафедрах, УМО, что позволяет студентам заранее ознакомиться с критериями, положениями и процедурами оценивания их результатов по итогам прохождения практик. Все возникающие вопросы по целям и задачам практик, отчетной документации, организации обсуждаются на установочных и итоговых конференциях.

В институт ведется целенаправленная работа по повышению качества организации и проведения практик.

К существующим требованиям к качеству организации практик относятся:

- наличие современного информационного обеспечения для студентов;

- наличие базовых учреждений, их достаточность;

- наличие договоров с организациями и предприятиями о прохождении практик студентами;

- наличие программ практик, периодичность их обновления и совершенствования с учетом предложений работодателей и студентов;

- связь содержания программ практик с задачами, определяемыми образовательными программами и ГОС по направлениям подготовки (специальностям);

- уровень сложности и вариативности программ практик;

- состав руководителей практик;

- разработка для студентов плана-заданий (наличие индивидуальных заданий в рамках выполнения курсовых и выпускных работ);

- качество отчетов студентов и руководителей о прохождении практик;

- исследование затруднений, испытываемых студентами в процессе прохождения практики;

- наличие в институте сотрудника, в компетенцию которого входит управление практиками как составной части системы управления качеством подготовки специалистов.

Руководство практикой планируется, как правило, преподавателям, имеющим достаточную компетенцию и квалификацию, обладающим полным знанием и пониманием задач практики, владеющим необходимыми умениями и опытом для ее эффективного осуществления.

Практически на каждом факультете в руководстве практикой принимают участие преподаватели института, работающие по совместительству на базах практик. К руководству практиками привлекаются работники базовых учреждений, поддерживающих постоянное взаимодействие с кафедрами и факультетами СГПИ.

Для непосредственного руководства производственной практикой студентов в учреждениях и организациях выделяются ведущие специалисты, обладающие большим опытом те только практической, но и методической работы. Так, в организации педагогических практик студентов и ее содержательном обеспечении участвуют, Отличники народного образования СССР и РФ, почетные работники общего образования РФ, победители смотров-конкурсов «Учитель года», победители конкурсов лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», педагоги высшей квалификации.

Особое внимание в системе организации практик уделяется постоянному взаимодействию с работодателями. Взаимодействие с ними начинается с заключения договоров. В 2007-2008 учебном году институтом обновлено заключено 49 договоров со школами, ДОУ, Управлениями образования и другими организациями и предприятиями. Из них 39 находятся в г. Соликамске, 10 – в городах и населенных пунктах Пермского края. Представители работодателей, как правило, активно сотрудничают с институтом в период проведения практики, а по ее завершению дают свою оценку теоретической и практической подготовленности студентов, содержанию программ практик и организационным вопросам их проведения. Эта оценка фиксируется в персональных характеристиках студентов-практикантов, отзывах руководителей.

Стандартизация процесса прохождения практики нашла свое выражение в разработанных преподавателями института формах – отчетной документации, дневниках практик, представляющих собой разработанную документацию процесса, определяющую порядок сбора и анализа данных. Дневники практик позволяют решить одну из важнейших задач мониторинга результатов практического обучения – наблюдение за прогрессом, индивидуальной траекторией обучения и достижениями студентов.

Участие каждого студента в процедурах гарантии качества прохождения практики обеспечивается следующими этапами:

- проведение установочной конференции по практике;

- взаимодействие с факультетскими руководителями;

- взаимодействие с методистами;

- заполнение ведомости-отчета по практике;

- подготовка отчета по практике с изложением своих замечаний, предложений по ее совершенствованию;

- проведение итоговой конференции с обсуждением результатов практики и выработке рекомендаций по совершенствованию ее организации и содержания.

Процедуры оценки студентов по результатам прохождения практик разработаны с учетом стандартов и директив ISO. Они составлены в соответствии с предполагаемыми результатами обучения и, как правило, содержат четкие критерии; правила оценивания. Объективность оценки студента по итогам прохождения практики достигается многоступенчатостью проверки ее результатов (руководитель практики от учреждения (организации), методист, факультетский руководитель и т.д.) В организации и проверке результатов педагогической практики, кроме выпускающих кафедр, задействованы также руководители от кафедр теории и истории педагогики и психологии и коррекционной педагогики. Внешняя оценка организации практик на факультете включает в себя периодические выборочные проверки качества ее проведения проректорами и руководителем практик института.

Официальные процедуры организации, проведения и содержания практик образуют систему, в которой разрабатывается и отслеживается эффективность созданной системы гарантии качества. Выявленные проблемные места процесса находятся под управлением. Помимо указанных выше к ним относятся обсуждение итогов практик на заседаниях кафедр, советов факультетов, Ученого совета института. Они проводятся, в том числе с участием представителей студенческого самоуправления.

Организация и проведение учебных практик в институте являются составной частью системы гарантий качества образования, разработанной в институте. Учебные практики рассматриваются как один из основных этапов подготовки будущего специалиста. Они обеспечивают практическое закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных и лабораторно-практических занятиях, и способствуют формированию практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности. В процессе проведения учебных практик формируются навыки научно-исследовательской деятельности, способность работать самостоятельно, креативность, стремление к успеху, межличностные отношения, способность к организации и планированию своей работы, прививается интерес к будущей профессии, эффективно реализуются направления воспитательной работы в зависимости от программы и вида практики.

К качеству организации учебных практик в институте предъявляются следующие требования:

- наличие информационного обеспечения для студентов;

- наличие базовых учреждение, их достаточность;

- наличие договоров с организациями и предприятиями о прохождении практик студентами;

- наличие программ практик, периодичность их обновления и совершенствования с учетом предложений работодателей и студентов;

- связь содержания программ практик с задачами, определяемыми образовательными программами и ГОС по направлениям подготовки (специальностям);

- уровень сложности и вариативности программ практик;

- состав руководителей;

- разработка плана-задания;

- качество отчетов студентов и руководителей о прохождении практик;

- исследование затруднений, испытываемых студентами в процессе прохождения практики.

Реализация данных требований нашла свое нормативное отражение в Положении о практиках, программах практик, сметах на проведение выездных практик, графиках прохождения учебных практик, наличии баз практик, инструкций по охране труда, приказов о распределении студентов на базы практик, смет. На каждом факультете такой пакет документов имеется в наличии, что определяет готовность факультетов и кафедр к проведению учебных практик.

Официальные процедуры организации, проведения, содержания и итогов практик проводятся на заседаниях кафедр, ученых советах факультетов, Ученом совете института.

На естественно-математическом факультете по специальностям «Математика», «Математика и информатика» все виды практик разделены на весенние, летние и осенние. Общая продолжительность практик составляет 19 недель. Данный учебный план предусматривает следующие виды практик:

- учебная практика (6 семестр, 1 неделя);

- летняя педагогическая практика (6 семестр, 3 недели);

- педагогическая практика в среднем звене (8 семестр, 6 недель, из которых первая неделя – учебная);

- педагогическая практика в старшем звене (9 семестр, 9 недель).

Аналогичным образом предусматривается проведение практик на специальности «Информатика и математика».

Программы педагогических практик предусматривают проведение студентами уроков как по основной специальности (математика), так и по дисциплинам дополнительной специальности (информатика).

В рамках организации и проведения практик проводятся следующие мероприятия: готовится приказ с указанием сроков прохождения, баз практик и руководителей. В образовательные учреждения, являющиеся базами практик, предоставляются программы практик и формы отчетной документации.

Специальность «Безопасность жизнедеятельности». Данный учебный план предусматривает следующие виды практик:

- учебная практика (4 семестр, 1 неделя);

- учебная практика (6 семестр, 1 неделя);

- летняя педагогическая практика (6 семестр, 3 недели);

- учебная практика (7 семестр, 1 неделя);

- педагогическая практика в среднем звене (8 семестр, 7 недель);

- учебная практика (8 семестр, 1 неделя);

- педагогическая практика в старшем звене (9 семестр, 6 недель).

Программы педагогических практик предусматривают проведение студентами уроков по основам безопасности жизнедеятельности.

Практическая подготовка студентов ЕМФ осуществляется на базе муниципальных образовательных учреждений городов Соликамска, Березников, Чердыни, Красновишерска, Александровска, Кизела, Губахи. Летняя педагогическая практика организуется в загородных оздоровительных центрах, на городских детских площадках. Практики по охране труда организуются на промышленных предприятиях города.

Учебный план направления «Физико-математическое образование» включает 2 вида практик: научно-исследовательскую (2 недели), педагогическую практику в среднем звене (6 недель). Учебный план направления «Естественнонаучное образование» включает 2 вида практик: научно-исследовательскую (7 недель), педагогическую практику в среднем звене (7 недель).

На гуманитарном факультете

Специальность «Русский язык и литература». Учебный план включает 5 видов практик: музейная (1 неделя во втором семестре), фольклорно-диалектологическая (2 недели в четвертом семестре), летняя педагогическая (3 недели в шестом семестре), педагогическая практика в среднем звене (5 недель в восьмом семестре), педагогическая практика в старшем звене (8 недель в девятом семестре). Кроме того, перед летней педагогической практикой выделяется в 6 семестре одна неделя на инструктивные сборы для подготовки студентов к работе в детских оздоровительных центрах.

Специальность «Иностранный язык». Учебный план включает 4 вида практик: летняя педагогическая (3 недели в шестом семестре), педагогическая практика в среднем звене (6 недель в восьмом семестре), по дополнительной специализации (2 недели в восьмом семестре), педагогическая практика в старшем звене (8 недель в девятом семестре). Кроме того перед летней педагогической практикой выделяется в 6 семестре одна неделя на инструктивные сборы для подготовки студентов к работе в детских оздоровительных центрах.

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм». Учебный план включает 5 видов практик: ознакомительная (1 неделя в первом семестре и 2 недели во втором семестре), экскурсионная (4 недели в четвертом семестре), производственная на объектах сервиса и туризма (4 недели в шестом семестре), производственная в сфере образовательного сервиса (4 недели в восьмом семестре), преддипломная (6 недель).

Направление «Филологическое образование». Учебный план включает 2 вида практик: научно-исследовательскую (2 недели), педагогическую практику в среднем звене (6 недель).

Практическая подготовка студентов (специальности: «Русский язык и литература» и «Иностранный язык») осуществляется на базе образовательных учреждений городов Соликамска, Березников, Чердыни, Красновишерска, Александровска, Кизела, Губахи в 6-м и 9-м семестрах. В 8 семестре педагогическая практика в среднем звене в основном организуется в городе Соликамске. Летняя педагогическая практика организуется в загородных оздоровительных центрах, на городских детских площадках. Музейная практика проходит в музеях и архивах города Соликамска, Усолья, Чердыни. Кафедрой русского языка и литературы разработано Положение о музейной практике студентов. Фольклорно-диалектологическая практика проводится в форме экспедиций по районам Верхнекамского региона.

Целью фольклорно-диалектологической практики является социолингвистическое изучение одной из разновидностей русского национального языка – говоров родного края. Работа стажера-исследователя (таков статус практиканта) предполагает сбор достоверной научной информации об изучаемом говоре. Студенческие фольклорно-диалектологические экспедиции работают в северо-западных районах Пермского края. Так в 2004 и 2005 годах студенты работали в Соликамском районе, 2006 году – в Юсьвенском районе, в 2007 году – Кишерском районе, в 2008 году – в Березовском районе. Материалы, собранные практикантами, используются для пополнения кафедральной фонотеки, в курсах истории русского языка, русской диалектологии, устного народного творчества, культуры речи, а также для научной работы преподавателями кафедры (Толстиковой М.В., Хоробрых С.В.).

Результаты фольклорно-диалектологических экспедиций нашли свое отражение в следующих работах С.В. Хоробрых:

1. Хоробрых, С.В. Усольские древности: Сб. трудов и материалов по традиционной культуре русских Усольского района конца 19 – 20 веков / И.А. Подюков, А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, С.В. Хоробрых, Д.А. Антипов. Усолье, 2004. – 240 с.

2. Хоробрых, С.В. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья / Сост. И.А. Подюков, С.В. Хоробрых, Д.А. Антипов, Пермь, 2004. – 360 с.

3. Хоробрых, С.В. В каждой деревне чё-то да разно. Из Кунгурской семейной обрядовости (Двадцатый век) / Сост. И.А. Подюков, А.В. Черных, С.М. Поздеева, С.В. Хоробрых. Пермь, 2007. – 284 с.

4. Хоробрых, С.В. Фокеевна. Фольклорно-этнографические очерки о селе Усть-Уролка и чердынской сказительнице А.Ф. Сторожевой / Сост. И.А. Подюков, С.С. Шляхова, Г.Н. Чагин, С.В. Хоробрых. Пермь, 2007. – 250 с.

Таким образом, в ходе фольклорно-диалектологической практики решается комплекс научно-практических задач, формирующих профессиональную компетентность учителя русского языка.

На педагогическом факультете практическая подготовка студентов института осуществляется через проведение учебных и производственных практик. В соответствии с учебным планом по специальности 050708 – Педагогика и методика начального образования с целью практической подготовки специалистов на факультете обязательными являются производственные практики (летняя педагогическая, учебно-методическая и методическая со специализацией). Программы практик адекватны требованиям ГОС. Постоянную базу для прохождения педагогических практик представляют школы города Соликамска (№ 2, 10, 13, 15, 4, 6, 14, 16, 17, кор. СОШ № 2, гимназии № 1, 2), Красновишерска (№ 8,3), Чердыни (№ 2), Березники (№ 2, 8, 18), Александровска (гимназия) и районов.

На педагогическом факультете (специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования») учебный план включает 3 вида учебных практик: полевую практика во 2 семестре (1 неделя), сельскохозяйственную практику в 7 семестре (1 неделя), инструктивные сборы в летних лагерях в 6 семестре – одна неделя. Производственные практики: летняя педагогическая в 6 семестре (3 недели), учебно-методическую в 8 семестре (6 недель), методическую со специализацией в 9 семестре (7 недель).

Полевая и сельскохозяйственная практики, как правило, проводятся в Дендрарии, Эколого-биологическом центре (кафедра МБД), на пришкольных участках сельских и городских школ.

Учебный план по специальности 050711 «Социальная педагогика» включает 2 вида учебных практик: инструктивно-методический лагерь 4 семестре – одна неделя, психолого-педагогическую в 5 семестре 4 недели. Учебный план включает производственные практики: летнюю педагогическую в 4 и в 8 семестрах (всего 8 недель), социально-педагогическую в 7 семестре (3 недели), комплексную в 9 семестре (4 недели).

Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика», в соответствии с учебным планом проходят две учебные практики (инструктивно-методический лагерь и психолого-педагогическая практика в образовательных учреждениях) и три производственные (летняя педагогическая, социально-педагогическая и комплексная). Базу для прохождения практик представляют школы г. Соликамска (№ 2, 10, 13, 15, 4, 6, 14, 16, 17, кор.СОШ № 2, гимназии № 1, 2), школа для детей с ЗПР г. Березники, Центр реабилитации несовершеннолетних г.Соликамск, КГОУ «Детский дом» г.Соликамск, отдел по делам несовершеннолетних г.Соликамск.

Учебными планами специальности «Педагогика и методика начального образования» и специальности «Социальная педагогика» предусмотрено проведение летних лагерных сборов. Практика проходит в рамках подготовки к работе в летних оздоровительных центрах в летний период.

На факультете ведется целенаправленная работа по повышению качества организации и проведения практик.

Официальные процедуры организации, проведения, содержания и итогов практик проводятся на заседаниях кафедр, Советах факультетов. Все практики обеспечены базами на основании гарантийных писем, договоров. Все учебные практики по специальностям факультета обеспечены методическими рекомендациями.

Направление «Педагогика» включает 2 вида практик: научно-исследовательскую (2 недели), педагогическую практику в среднем звене (6 недель).

Направление «Художественное образование» включает 2 вида практик: научно-исследовательскую (8 недель), педагогическую практику в среднем звене (6 недель).

На психологическом факультете сложились долгосрочные модели сотрудничества с работодателями по вопросам качества подготовки и содействия трудоустройству выпускников – система предоставления базы для обучения (прохождения практики) с последующим трудоустройством выпускников. Образовательные учреждения города и области выступают базой для обучения специалистов.

Специальность «Дошкольная педагогика и психология» предусматривает учебные практики (4 недели: Раннее детство и Методическую), педагогические практики (16 недель: Психолого-педагогическая практика в группах дошкольного возраста, Методическая практика, Преподавательская, Инспекторская, Комплексная психолого-педагогическая практика в центрах медико-социальной помощи).

Специальность «Педагогика и психология» предусматривает учебную практику (5 недель: Психолого-педагогическая в группах раннего возраста, Практика в учреждениях интернатного типа, Инструктивный методический лагерь) и педагогическую (15 недель: Летняя педагогическая, Психолого-педагогическая в группах дошкольного возраста, Преподавательская, Комплексная).

Специальность «Логопедия» предусматривает учебную практику (5 недель: В группах раннего возраста, в группах дошкольного возраста для детей с нарушениями речи, на логопункте при школе), педагогическую (15 недель: В группах раннего и дошкольного возраста для детей с нарушениями речи, на логопункте при школе, Летняя педагогическая, В учреждениях интернатного типа, В школах или речевых центрах).

Практическая подготовка студентов ПсФ осуществляется на базе муниципальных образовательных учреждений городов Соликамска, Березников, Чердыни, Красновишерска, Александровска, Кизела, Губахи. Работа ведется на базе общеобразовательных школ, ДОУ с детьми разного возраста, в коррекционных образовательных учреждениях, логопунктах при школах. Летняя педагогическая практика организуется в загородных оздоровительных центрах, на городских детских площадках. Работа с базами практик ведется на основе договоров.

С 01.09.2007 года в институте создана «Служба содействия трудоустройству выпускников».

Важной составляющей учебной практики является накопление эмпирического материала, проведение экспериментальной работы, которые являются частью курсовой или выпускных квалификационных работ.

Таким образом, содержание подготовки специалистов соответствует государственным образовательным стандартам как в целом по институту, так и по каждому виду подготовки:

- направления подготовки и специальности обеспечены основными образовательными программами, разработанными в соответствии с ГОС ВПО;

- учебные планы соответствуют требованиям ГОС ВПО по циклам дисциплин, перечню дисциплин, объемам выделенного на них времени, объему практической подготовки и учебной нагрузки студентов;

- программы учебных дисциплин и практик соответствуют учебным планам и содержанию ГОС ВПО;

- образовательный процесс обеспечен необходимыми источниками учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам учебных планов с учетом материалов, разработанных и изданных в институте;

- организация образовательного процесса соответствует современным требованиям: в процесс обучения внедряются инновационные формы и методы обучения, используется вычислительная техника и новые информационные технологии;

- в институте ведется необходимая учебная, учебно-методическая, научно-методическая работа по совершенствованию содержания и качества преподавания.

На основании проведенного самоанализа организация учебного процесса по представляемым к аттестации специальностям следующим образом:

Таблица 4.4
Организация учебного процесса

показателя

Наименование

показателя

Результат деятельности

и самооценка вуза

1

Соответствие аудиторной нагрузки по ГОС действующему расписанию занятий в вузе

Соответствует

2

Последовательность и логичность изучения учебных дисциплин по всем ООП

Соответствует учебному плану.

3

Применение вузом внутрисеместровой аттестации

Соответствует

4

Качество реализации практической подготовки студентов

Соответствует

5

Качество форм проведения итогов практики

Соответствует

6

Качественный состав комиссий по проведению гос. аттестации студентов

Соответствует

7

Качество организации самостоятельной работы студентов

Соответствует

8

Использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса в вузе

Соответствует

9

Использование в учебном процессе результатов сотрудничества с образовательными учреждениями

Соответствует

10

Формы организации нового набора

Подготовительные курсы;

Дни открытых дверей;

Семинары-практикумы для школьников (9-11 кл.);

региональные ярмарки вакансий.

Таким образом, содержание подготовки специалистов соответствует государственным образовательным стандартам как в целом по институту, так и по каждому виду подготовки:

- специальности обеспечены основными образовательными программами, разработанными в соответствии с ГОС ВПО;

- учебные планы соответствуют требованиям ГОС по циклам дисциплин, перечню дисциплин, объемам выделенного на них времени, объему практической подготовки и учебной нагрузки студентов;

- программы учебных дисциплин и практик соответствуют учебным планам и содержанию ГОС ВПО;

- образовательный процесс обеспечен необходимыми источниками учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам учебных планов с учетом материалов, разработанных и изданных в институте;

- организация образовательного процесса соответствует современным требованиям: в процесс обучения внедряются инновационные формы и методы обучения, используется вычислительная техника и новые информационные технологии;

- в институте ведется необходимая учебная, учебно-методическая, научно-методическая работа по совершенствованию содержания и качества преподавания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по внутреннему аудиту условий содержания и качества подготовки студентов

    Отчет
    ... ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» ОТЧЕТ по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального ...
  2. Структура отчета

    Документ
    ... использовать интенсивные методы обучения студентов, контролировать качество подготовки специалистов. Компьютеры на ... . 12. Заключение Итоги отчета по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки по направлению 040300.68 Конфликтология ...
  3. Раздел I Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

    Автореферат диссертации
    ... качеством подготовки студентов Благовещенского госпедуниверситета: Проверка знаний на практических и семинарских занятиях. Отчеты студентов ... Настоящий «Отчет по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников» государственного ...
  4. Структура отчета о результатах самообследования

    Отчет
    Отчет по самообследованию Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Структура отчета о результатах ...
  5. Конкурс «системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» тула 2012

    Конкурс
    ... внутренний аудит качества подготовки студентов заочной формы обучения по результатам промежуточных аттестаций, внутренний аудит качества ... достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса; ...

Другие похожие документы..