Главная > Автореферат диссертации


РЕФЕРАТ

Разработаны проект формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» по истории, разработаны научно-информационные и научнообразовательные материалы по формированию содержания электронной «Энциклопедии школьника» по истории по разделу «Революция 1917 г. и гражданская война в России», представлены тексты лекций и дидактические материалы, обеспечивающие повышение качества обучения по предмету «история».

Страниц – 219, библиографических источников - 45 .

Ключевые слова: энциклопедия школьника, история, гражданская война в России, деятели революции 1917 г. и гражданской войны в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Реферат

Список исполнителей

Оглавление…………………………………………………………

Введение……………………………………………………………

Этап 1. Разработка проекта содержания электронной «Энциклопедии школьника» по истории (матрица представления учебноинформационных материалов на основе требований образовательных стандартов)……………………………………………

1.1. Перечень содержательных элементов электронной «Энциклопедии школьника» по истории……………………………….

1.2. Нормативные документы, поддерживающие формирование содержательных элементов «Энциклопедии школьника» по истории…………………………………………………………………….

1.3. Тематическое содержание разделов электронной «Энциклопедии школьника» по истории.………………………………………………….

Этап 2. Разработка НИМ и НОМ для формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» по истории по разделу «Революция 1917 г. и Гражданская война в России» …………………

2. 1. Тексты лекций по разделу «Революция 1917 г. и Гражданская война в России»………………………………………..…………………

2.2. Дидактические материалы по разделу «Революция 1917 г. и Гражданская война в России»……………………………………………

2.2.1. Теоретические доклады и статьи по разделу «Революция 1917 г. и Гражданская война в России»…….…………………………………

2.2.2. Биографические сведения для раздела «Революция 1917 г. Гражданская война в России»……………………………………………

Литература………………………………………………………..............

1

2

4

5

8

8

11

75

100

100

157

157

212

219

ВВЕДЕНИЕ

По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы педагогической работы. В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то, чтобы постепенно становиться подрастающему человеку ненужной; она по сути своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения, далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им усвоены.

Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.

С появлением компьютера реализация его педагогических возможностей пошла по схеме обучения, а не самообучения, чему способствовали несколько факторов. Во-первых, это - традиционная схема организованного обучения в человеческом обществе и ее, хорошо изученную и отработанную, естественно, проще перенести на компьютер. Во-вторых, традиция внедрения компьютера в человеческую деятельность всегда связана с перенесением на компьютер того, что хорошо отработано в «ручном» исполнении, а традиционный подход в обучении «отрабатывался» более двух тысячелетий. В-третьих, созданием и внедрением компьютерных систем обучения занялись в инициативном порядке преподаватели, большей частью - очень молодые, которые, естественно, перенесли в обучающие программы свою методологию, т. е. моделировали с помощью компьютера свое поведение в процессе обучения.

Опыт компьютеризации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности (грубо – на порядок, исключая вычисления, где эффективность повышена на много порядков). Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование компьютера в учебном процессе не сократило заметным образом общий срок обучения. Обычной стала ситуация, когда эффективность компьютерного обучения надо доказывать с привлечением довольно тонких статистических критериев; иными словами, КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал. И реальное внедрение его в обучение опирается пока лишь на энтузиазм и безграничную компьютерную веру.

Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к языкам программирования).

В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение, распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM ";Полное собрание обучающих и развивающих программ для детей";, комплекты познавательных игр московской фирмы ";Никита";, компьютерные энциклопедии фирмы ";Кирилл и Мефодий";, путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в практику программы, полностью завершенные, ";привязанные"; к конкретным темам и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически, поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа - программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко, поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.

ЭТАП 1. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ШКОЛЬНИКА» ПО ИСТОРИИ (МАТРИЦА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ)

1.1. Перечень содержательных элементов электронной «Энциклопедии школьника» по истории

Разработка научноинформационных и научнообразовательных материалов для формирования содержания электронной «Энциклопедии школьника» предполагает четкое структурирование дидактических единиц по разделам определенной учебной дисциплины с выделением узловых позиций, концентрирующих теоретический и методический материал. Состав ресурсов, собранных в электронной «Энциклопедии школьника» формируется на основе государственных образовательных стандартов по обществознанию 2004 года, примерных программ данной учебной дисциплины. В содержание электронной «Энциклопедии школьника» по истории кроме нормативных документов включены материалы, обеспечивающие содержательную поддержку исторического курса, разработки по конкретным историческим событиям, обеспечивающие расширение знаний учащихся по истории и предназначенных для повышения качества исторической подготовки обучаемых. Эти материалы могут послужить теоретикоинформационной базой при составлении тематического планирования, разработки содержания уроков по соответствующим темам, расширении информационного поля изучения нового материала, а также при организации исследовательской работы, проектной деятельности, уроков, проводимых в нетрадиционных формах.

Проект матрицы представления научноинформационных и научнообразовательных материалов по учебному предмету «история» включает следующие позиции:

1. Нормативные документы, обеспечивающие организацию преподавания учебного предмета «история» в средних школах:

1.1. Стандарты среднего полного (общего) образования по истории. Базовый и профильный уровни; Стандарт основного общего образования по истории.

1.2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по истории. Базовый и профильный уровни; Примерная программа основного общего образования по истории.

1.3. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «История».

1.4. Методическое письмо ";О преподавании учебного предмета «история» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования";.

2. Тематическое содержание учебного предмета «История».

3. Научнообразовательные материалы по соответствующим разделам тематического содержания учебного предмета «история».

3.1. Тексты лекций по разделам тематического содержания.

3.2. Теоретические доклады по разделам тематического содержания.

3.3. Фрагменты первоисточников по разделам тематического содержания.

3.4. Биографические сведения об ученых, развивающих знания в соответствующем разделе истории.

4.1. Научноинформационные материалы по организации элективных учебных курсов, обеспечивающих повышение качества обучения по учебному предмету «история».

4.3. Тематические словари по разделам тематического содержания учебного предмета «история».

5. Видеоматериалы и презентации по разделам тематического содержания учебного предмета «история».

Ресурсы сети Интернет, представленные в электронной «Энциклопедии школьника» по истории:

  1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации:   

  2. Федеральный портал «Российское образование»: /

  3. Президент России — гражданам школьного возраста:

  4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация:

  5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: /

  6. Федеральный фонд учебных курсов: http://www.ido.rudn.ru

  7. Архивы России. Сайт:

  8. Библиотека Гумер  гуманитарные науки: http:// www.gumer.info.ru

  9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://www/window.ru

  10. Образовательные ресурсы Интернета:

  11. Гуманитарное образование : /

  12. Информационно-аналитический портал «Наследие»:

  13. Мир истории: Электронный журнал:

  14. Организация Объединенных Наций: /russian/

  15. Преподавание истории в шкуоле: научнометодический журнал: http://www.pish.ru

  16. Права человека в России:

  17. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России:

  18. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

  19. Соционет: информационное пространство по общественным наукам:

  20. СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ:

1.2. Нормативные документы, обеспечивающие организацию преподавания учебного предмета «история» в средних школах

1.2.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование1

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации ";Об образовании"; (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. N 21/12; утвержден приказом Минобразования России ";Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"; от 5 марта 2004 г. N 1089.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСТОРИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

История как наука

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция2. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности.Мифологическая картина мира.

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.

Новое время: эпоха модернизации

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества.Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    ... школьниковпо трем основным направлениям: гуманитарному, естественно-научному, физико-математичес­кому, а также разработать ... издания. Проблемой оставалось и содержание учебной литературы, особенно поистории, обществоведению, литературе, которые ...
  2. По информационным технологиям в образовании

    Документ
    ... проектов; Формирование муниципального банка данных (педагогическая «копилка») методических материалов по использованию ИТ, открытого в электронном ... содержанием этого проекта является организация педагогической деятельности с учителями и школьникамипо ...
  3. История россии и татарстана итоги и перспективы энциклопедических исследований

    Сборник статей
    ... изучение историиформирования и ... детально разработать план ... содержания или открытия специальных конфессиональных школ и обязывались содержать их. Однако в проекте ... иллюстрированная энциклопедия для школьниковпоистории ... оптико-электронных астрофизических ...
  4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

    Документ
    ... содержания государственного образовательного стандарта поистории ... истории – в направлении философии истории способствует формированию ... Энциклопедия ... электронные материалы (текст статьи) пересылаются поэлектронной почте как присоединенные файлы по ...
  5. Электронный журнал «Вопросы интернет образования» начинает публиковать серию из пяти статей

    Документ
    ... тексте поистории России ... содержанияэлектронных учебных материалов. По мере того, как содержание ... электронныеэнциклопедии (например, "Энциклопедия Кирилла ... текста. Разработайте предложения ... помочь школьникам «открыть» ... формирования навыков ... проектапо ...

Другие похожие документы..