Главная > Учебно-методический комплекс


 Лекция № 1

Тема: Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика её основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики.

Содержание:

Методика преподавания информатики как учебный предмет. Задачи курса ТиМОИ. Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика её основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики: образовательная, развивающая, воспитательная, профориентационная, эстетическая.

 Лекция № 2

Тема: Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике.

Содержание:

Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе в соответствии с базисным учебным планом. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Государственный образовательный стандарт 2004 года. Федеральный государственный образовательный стандарт 2012 года.

 Лекция № 3

Тема: Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

Содержание:

История становления и развития информатики как школьной дисциплины. Содержание первых курсов школьной информатики. Разработка проекта образовательного стандарта по информатике в 1997 г. Обязательный минимум содержания 1999 г. Основные содержательные линии современных курсов информатики и ИКТ. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Безмашинные курсы информатики в начальной школе. Компьютеризированные курсы информатики в начальной школе.

 Лекция № 4

Тема: Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.

Содержание:

Базовый курс школьной информатики: цели, основное содержание, требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. Учебники по информатике и ИКТ, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки в 2012-2013 учебном году: концептуальные основы и отличия. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Базовые курсы информатики и ИКТ для различных профилей: цели, основное содержание, требования. Курсы информатики и ИКТ для физико-математического и информационно-технологического профилей: цели, основное содержание, требования

 Лекция № 5

Тема: Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения.

Содержание:

Предпрофильная подготовка. Рекомендации Минобрнауки по организации предпрофильных курсов. Профориентационные курсы. Информационные курсы. Элективные курсы информатики. Типология элективных курсов. Примерные программы элективных курсов. Организация проверки и оценки результатов обучения. Особенности организации контроля знаний на уроках информатики и ИКТ. Единый государственный экзамен по информатике и ИКТ. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по информатике и ИКТ.

 Лекция № 6

Тема: Методика изучения разделов «Информация и её кодирование» и «Системы счисления».

Содержание:

Различные подходы к определению понятия информации. Изучение информационных процессов в школьном курсе информатики. Информационные основы процессов управления. Изучение представления информации в школьном курсе информатики. Кодирование информации. Проблемы измерения информации: содержательный, алфавитный и вероятностный подходы.

Методические особенности изучения систем счисления в курсе информатики и ИКТ: позиционные системы счисления; представление чисел в различных системах счисления; перевод чисел из одной системы счисления в другую; арифметические действия в различных системах счисления.

 Лекция № 7

Тема: Методика изучения разделов «Логика» и «Компьютер и его архитектура».

Содержание:

Методические особенности изучения раздела «Логика»: введение понятия высказывания, логической величины, логической переменной, логическог выражения. Изучение логических операций. Типы учебных задач.

Изучение устройства компьютера в школьном курсе информатики. Программный принцип работы компьютера. Классификация программного обеспечения, системное программное обеспечение. Обучение основам безопасной работы и гигиены при работе с персональным компьютером.

 Лекция № 8

Тема: Методика изучения разделов «Алгоритмы» и «Программирование»

Содержание:

Методика изучения понятия алгоритма, исполнителей алгоритмов, свойств алгоритмов. Изучение способов записей алгоритмов, основных алгоритмических конструкций. Исполнители алгоритмов в школьныхт учебниках информатики и заданиях государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Различные подходы к изучению основ программирования в школьных учебниках информатики. Учебные инструментальные среды. Требования, предъявляемы к содержанию образования в области программирования спецификациями ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ. Методика изучения основ программирования.

 Лекция № 9

Тема: Методика изучения разделов «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Технология обработки текстовой информации» и разделов «Технология обработки графической информации и звуковой информации».

Содержание:

Различные подходы к изучению формализации и моделирования в школьных учебниках информатики. Построение моделей средствами языка программирования. Построение моделей средствами электронных таблиц. Задания по моделированию в ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Технология обработки текстовой информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с текстовой информацией.

Технология обработки графической информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с графической информацией.

 Лекция № 10

Тема: Методика изучения разделов «Технология обработки числовой информации», «Технология поиска и хранения информации» и «Телекоммуникационные технологии».

Содержание:

Технология обработки числовой информации в школьных учебниках информатики. Обучение технологии работы с числовой информацией.

Технология работы с базами данных в школьных учебниках информатики. Обучение технологии поиска и хранения информации.

Телекоммуникационные технологии в школьных учебниках информатики. Обучение сетевым технологиям на уроках информатики.

3.2. Содержание лабораторных работ.

Лабораторная работа № 1-2

Тема: Программное обеспечение школьного курса информатики и ИКТ: среда Логомиры.

План.

  1. Язык программирования Лого и среда Логомиры в учебнике «Информатика и ИКТ» под ред. Н.В. Макаровой.

  2. Среда Логомиры как инструментальная среда программной поддержки учебника.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить проекты в среде Логомиры.

Лабораторная работа № 3

Тема: Программное обеспечение школьного курса информатики и ИКТ: исполнитель алгоритмов Паркетчик

План.

  1. Среда Паркетчика. Система команд.

  2. Методика изучения Паркетчика.

  3. Решение задач из учебника.

Рекомендации к самостоятельной работе.

Решить задачи.

Лабораторная работа № 4

Тема: Школьный алгоритмический язык в учебнике И. Семакина «Информатика и ИКТ. Базовый курс».

План.

  1. Школьный алгоритмический язык. Команды языка.

  2. Исполнители алгоритмов.

  3. Решение задач из учебника.

Рекомендации к самостоятельной работе.

Решить задачи.

Лабораторная работа № 5

Тема: Язык программирования Visual Basic в учебнике «Информатика и ИКТ. Базовый курс» Н. Угриновича.

План.

  1. Среда программирования.

  2. Проекты в учебнике на языке Visual Basic.

  3. Решение задач из учебника.

Рекомендации к самостоятельной работе.

Решить задачи.

Лабораторная работа № 6

Тема: Планирование урока информатики. Разработка педагогических презентаций для проведения уроков информатики. Моделирование уроков информатики по темам «Понятие информации» и «Представление информации».

  1. Планирование урока. Этапы разработки поурочного плана.

  2. Среда Microsoft PowerPoint как средство разработки педагогичекой презентации.

  3. Планирование уроков информатики по темам «Понятие информации» и «Представление информации».

  4. Моделирование уроков.

  5. Анализ проведённых уроков.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить план урока по теме с компьютерной презентацией.

Лабораторная работа № 7

Тема: Моделирование уроков информатики по теме «Компьютер».

План.

  1. Планирование уроков информатики по темам «Архитектура ПК» и «Программное обеспечение».

  2. Моделирование уроков.

  3. Анализ проведённых уроков.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить план урока по теме с компьютерной презентацией.

Лабораторная работа № 8

Тема: Моделирование уроков информатики по теме «Системы счисления и основы логики».

План.

  1. Планирование уроков информатики по теме «Системы счисления и основы логики».

  2. Моделирование уроков.

  3. Анализ проведённых уроков.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить план урока по теме с компьютерной презентацией.

Лабораторная работа № 9

Тема: Моделирование уроков информатики по теме «Алгоритмы».

План.

  1. Планирование уроков информатики по теме «Алгоритмы».

  2. Моделирование уроков.

  3. Анализ проведённых уроков.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить план урока по теме с компьютерной презентацией.

Лабораторная работа № 10

Тема: Моделирование уроков информатики по теме «Информационные технологии».

План.

  1. Планирование уроков информатики по теме «Информационные технологии».

  2. Моделирование уроков.

  3. Анализ проведённых уроков.

Задание для самостоятельной работы.

Подготовить план урока по теме с компьютерной презентацией.

3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студентов.

Тема № 1.Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика её основных компонентов.

1. Изучить с. 31-45 [1].

2. Ответить на вопросы:

  1. В чем состоит область интересов информатики?

  2. Как информатика связана с кибернетикой?

  3. Кто из ученых стоял у истоков появления науки кибернетики?

  4. Как развивалась кибернетика в СССР?

  5. Когда появилась наука информатика?

  6. С какого года информатика стала преподаваться в отечественной школе?

Трудоемкость – 1 час

Тема № 2.Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики.

1. Изучить методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Изучить с. 49-66 [1].

3. Ответить на вопросы:

  1. Каковы главные цели общего образования? Как отражаются эти цели в обучении информатике?

  2. Какими средствами информатика способствует формированию мировоззрения школьника?

  3. Как информатика участвует в развитии детей?

  4. Каким образом информатика готовит школьников к труду, продолжению образования?

  5. Что понимают под компьютерной грамотностью? информационной культурой?

Трудоемкость – 1 час

Тема № 3. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе.

1. Проанализировать базисный учебный план общеобразовательного учреждения. Определить место информатики в плане.

2. Ответить на вопросы:

  1. В каких классах общеобразовательной школы изучается информатика?

  2. В каком объеме проходит обучение?

Трудоемкость – 1 час

Тема № 4. Стандарт школьного образования по информатике.

1. Изучить стандарты школьного образования по информатике. [3], [4], [5], [6], [10], [11].

2. Ответить на вопросы:

  1. Когда был принят государственный образовательный стандарт общего образования?

  2. Когда был принят федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?

  3. Когда был принят федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования?

  4. Опишите место информатики и ИКТ как школьной дисциплины в базисном учебном плане с точки зрения ГОС и ФГОС.

  5. Из каких разделов состоит ГОС по информатике?

  6. Какие документы составлются на основе ГОС и ФГОС?

Трудоемкость – 1 час

Тема № 5. Содержание школьного образования в области информатики.

1. Изучить примерные программы по информатике и ИКТ для общего образования. [7], [8], [9], [12], [13].

2. Изучить с. 69-86 [1].

3. Ответить на вопросы:

  1. Назовите общедидактические принципы содержания образования в области информатики.

  2. Опишите структуру содержания образования по информатике и ИКТ в соответсвии с требованиями ГОС и ФГОС.

  3. Проанализирйте изменение в содержании образования при переходе от ГОС к ФГОС в общем образовании.

Трудоемкость – 1 час

Тема № 6. Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

1. Изучить с. 3-4 [2].

2. Произвести поиск в Интернете информации о пропедевтических курсах информатики (см. доп. литературу [1]-[30]).

3. Ответить на вопросы:

  1. В курсе какой дисциплины начинается подготовка младших школьников по информатике в соответствии с требованиями ГОС?

  2. В каком объеме изучается информатика в начальной школе в соответствии с требованиями ГОС?

  3. Назовите образовательные проекты для начальной школы, в которых предусмотрено обучение информатике.

  4. Скачать из Интернет демонстрационный вариант программы Перволого и разработать в ней проект для начальной школы.

Трудоемкость – 5 часов

Тема № 7. Базовый курс школьной информатики.

1. Изучить с. 5-7 [2].

2. Произвести поиск в Интернете информации о базовых курсах информатики (см. доп. литературу [31]-[44]).

3. Ответить на вопросы:

  1. С какого класса начинается изучение информатики в соответствии с требованиями ГОС? в соответствии с требованиями ФГОС?

  2. В каком объеме изучается информатика в основной школе в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС?

  3. Составить проект в среде Логомиры для курса информатики и ИКТ основной школы.

  4. Составить проект в среде Паркетчик для курса информатики и ИКТ основной школы.

  5. Выполнить один из проектов учебника Н. Угриновича по программированию в среде Visual Basic.

Трудоемкость – 5 часов

Тема № 8. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы.

1. Изучить содержание примерных программ базового и профильного курсов информатики и ИКТ для среднего (полного) общего образования. [8], [9].

2. Найти в Интернете профильные учебные курсы для старшей общеобразовательной школы.

3. Разработать систему уроков для обучения школьников построению беспроигрышной стратегии в играх.

4. Ответить на вопросы:

  1. Приведите примеры профилей для среднего (полного) общего образования. Определите место информатики и ИКТ в учебных планах этих профилей.

  2. В каком объеме изучается информатика и ИКТ в профильной школе?

Трудоемкость – 3 часа

Тема № 9. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы.

1. Найти в Интернете разработки для организации предпрофильной подготовки по информатике.

2. Разработать план профориентационного занятия по информатике.

2. Ответить на вопросы:

  1. В каком классе проводится предпрофильная подготовка школьников?

  2. Какие виды деятельности входят в предпрофильную подготовку?

  3. В каком объеме рекомендуется проводить предпрофильную подготовку школьников?

Трудоемкость – 1 час

Тема № 10. Организация проверки и оценки результатов обучения.

1. Изучить кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ. [14], [15].

2. Изучить спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ. [14], [15].

3. Ответить на вопросы:

  1. Какие темы вынесены на проверку ГИА и ЕГЭ по информатике и ИКТ.

  2. Какова структура КИМ по информатике и ИКТ за 9 и 11 классы.

  3. В каких разделах базового и профильного курсов информатики и ИКТ изучается материал вынесенный на экзамен.

Трудоемкость – 1 час

Тема № 11. Методика изучения раздела «Информация и её кодирование».

1. Изучить [1] с. 125-159.

2. Рассмотреть структуру и содержание материала в школьных учебниках информатики и ИКТ по теме.

3. Решить задания ЕГЭ.

  1. Световое табло состоит из лампочек. Каждая лампочка может находиться в одном из трех состояний («включено», «выключено» или «мигает»). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 18 различных сигналов?

1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

  1. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

1) 80 бит 2) 70 байт 3) 80 байт 4) 560 байт

  1. Обычный дорожный светофор без дополнительных секций подает шесть видов сигналов (непрерывные красный, желтый и зеленый, мигающие желтый и зеленый, красный и желтый одновременно). Электронное устройство управления светофором последовательно воспроизводит записанные сигналы. Подряд записано 100 сигналов светофора. В байтах данный информационный объем составляет

1) 37 2) 38 3) 50 4) 100

  1. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус», длиной ровно в пять символов?

1) 64 2) 50 3) 32 4) 20

  1. Шахматная доска состоит 8 столбцов и 8 строк. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

  1. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, а второй текст – в алфавите из 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

1) 12 2) 2 3) 24 4) 4

  1. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования положительных чисел, меньших 60?

1) 1 2) 6 3) 36 4) 60

  1. Двое играют в «крестики-нолики» на поле 4 на 4 клетки. Какое количество информации получил второй игрок, узнав ход первого игрока?

1) 1 бит 2) 2 бита 3) 4 бита 4) 16 бит

  1. Объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?

1) 77 2) 256 3) 156 4) 512

  1. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 на 32. Определите информационный объем текста в битах.

1) 1000 2) 2400 3) 3600 4) 5400

  1. Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?

1) 10 2) 20 3) 30 4) 40

  1. Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11264 символа. Какова мощность алфавита?

1) 64 2) 128 3) 256 4) 512

  1. Для кодирования секретного сообщения используются 12 специальных значков-символов. При этом символы кодируются одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения длиной в 256 символов?

1) 256 бит 2) 400 бит 3) 56 байт 4) 128 байт

  1. Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

1) 8 2) 12 3) 24 4) 36

  1. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения, состоящего из 180 нот?

1) 180 бит 2) 540 бит 3)100 байт 4) 1 Кбайт

  1. В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько бит информации несет сообщение о том, что достали черный шар?

1) 2 бита 2) 4 бита 3) 8 бит 4) 24 бита

  1. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?

1) 4 2) 8 3) 16 4) 32

  1. За четверть Василий Пупкин получил 20 оценок. Сообщение о том, что он вчера получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок получил Василий за четверть?

1) 2 2) 4 3) 5 4) 10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " теория и методика обучения информатике "

    Учебно-методический комплекс
    ... "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯИНФОРМАТИКЕ " для специальности "ИНФОРМАТИКА" (с ... информатики должен владеть аудиовизуальными технологиями обученияинформатике, уметь разрабатывать компьютерные учебные пособия. Курс теории и методикиобученияинформатики ...
  2. " инновационный учитель – инновационная экономика"

    Программа
    ... Игорь Евгеньевич, заведующий кафедрой информатики, теории и методикиобученияинформатике Арзамасского государственного педагогического института им ... Людмила Петровна, заведующий кафедрой теории и методикиобучения КГОУ ДПО «Хабаровский краевой ...
  3. " Об утверждении программ кандидатских экзаменов"

    Документ
    ... радионавигация фт 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление 05 ... системы и процессы, правовые аспекты информатики т; флю 05.26.00 ... педагогики и образования п 13.00.02 Теория и методикаобучения и воспитания (по областям и уровням ...
  4. " об утверждении программ кандидатских экзаменов"

    Документ
    ... радионавигация фт 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление 05 ... системы и процессы, правовые аспекты информатики т; флю 05.26.00 ... педагогики и образования п 13.00.02 Теория и методикаобучения и воспитания (по областям и уровням ...
  5. Журналы " Компьютерные инструменты в образовании" и " Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    ... Информатика и информационные технологии: Лаборатория информатики МИОО / Сайт лаборатории информатики ... как начальный этап обучениятеории алгоритмов и программированию ... специально разработанную для школьников методикуобучения. Основная информация о ...

Другие похожие документы..