Главная > Документ


Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 574
";Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям)";

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Министр

А. Фурсенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15451

ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.

Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 574)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по специальности

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.

Таблица 1

┌───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐

│ Образовательная база │ Наименование │ Нормативный срок │

│ приема │ квалификации базовой │ освоения ОПОП СПО │

│ │ подготовки │углубленной подготовки │

│ │ │ при очной форме │

│ │ │ получения образования │

├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤

│на базе среднего│ мастер │ 2 года 10 месяцев │

│(полного) общего│ производственного │ │

│образования │ обучения (техник, │ │

├───────────────────────┤ технолог, ├───────────────────────┤

│на базе основного│ конструктор-модельер, │ 3 года 10 месяцев*

│общего образования │ дизайнер и др.) │ │

└───────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────┘

_____________________________

* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: профессиональное обучение, руководство учебной и производственной практикой, воспитание обучающихся в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих) в учреждениях (организациях), реализующих программы профессиональной подготовки и профессионального образования (по отраслям).

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс профессионального обучения, руководства учебной и производственной практикой (по отраслям);

задачи, методы, средства и процесс воспитания обучающихся при подготовке, переподготовке и повышении квалификации по профессиям рабочих (служащих) (по отраслям);

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями), родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам профессионального обучения, организации учебной и производственной практики, воспитания обучающихся;

документационное обеспечение образовательного процесса.

4.3. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Организация учебно-производственного процесса.

4.3.2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

4.3.3. Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих).

4.3.4. Участие в организации производственной деятельности.

4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).*

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

OK 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация учебно-производственного процесса

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.

ПК 1.3. Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.

ПК 1.4. Организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве.

ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.

ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.

5.2.2. Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 2.2. Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.

ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.

ПК 2.4. Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

ПК 2.5. Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.

5.2.3. Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)

ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

5.2.4. Участие в организации технологического процесса

ПК 4.1. Участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения.

ПК 4.2. Участвовать в разработке и внедрении технологических процессов.

ПК 4.3. Разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию.

ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины.

ПК 4.5. Обеспечивать соблюдение техники безопасности.

5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: ";Основы философии";, ";История";, ";Психология общения";, ";Иностранный язык";, ";Физическая культура";.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины ";Безопасность жизнедеятельности";. Объем часов на дисциплину ";Безопасность жизнедеятельности"; составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки

Таблица 2

┌─────────┬──────────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────────────┬────────────┐

│ Индекс │ Наименование циклов, разделов, │ Всего │В т.ч. часов│ Индекс и │ Коды │

│ │ модулей, требования к знаниям, │максимальной│обязательных│ наименование │формируемых │

│ │ умениям, практическому опыту │ учебной │ учебных │ дисциплин, │компетенций │

│ │ │ нагрузки │ занятий │ междисциплинарных │ │

│ │ │обучающегося│ │ курсов (МДК) │ │

├─────────┼──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────────┼────────────┤

│ │Обязательная часть циклов ОПОП │ 4590 │ 3060 │ │ │

├─────────┼──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────────┼────────────┤

│ ОГСЭ.00 │Общий гуманитарный и │ 924 │ 616 │ │ │

│ │социально-экономический цикл │ │ │ │ │

│ ├──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────────┼────────────┤

│ │В результате изучения обязательной │ │ 48 │ОГСЭ.01. Основы│ОК 1 - 12

│ │части цикла обучающийся должен: │ │ │философии │ПК 1.6

│ │уметь: │ │ │ │ПК 3.2

│ │ориентироваться в наиболее общих │ │ │ │ПК 3.4

│ │философских проблемах бытия, познания,│ │ │ │ │

│ │ценностей, свободы и смысла жизни как │ │ │ │ │

│ │основе формирования культуры │ │ │ │ │

│ │гражданина и будущего специалиста; │ │ │ │ │

│ │знать: │ │ │ │ │

│ │основные категории и понятия │ │ │ │ │

│ │философии; │ │ │ │ │

│ │роль философии в жизни человека и │ │ │ │ │

│ │общества; │ │ │ │ │

│ │основы философского учения о бытии; │ │ │ │ │

│ │сущность процесса познания; │ │ │ │ │

│ │основы научной, философской и │ │ │ │ │

│ │религиозной картин мира; │ │ │ │ │

│ │об условиях формирования личности, │ │ │ │ │

│ │свободе и ответственности за │ │ │ │ │

│ │сохранение жизни, культуры, окружающей│ │ │ │ │

│ │среды; │ │ │ │ │

│ │о социальных и этических проблемах, │ │ │ │ │

│ │связанных с развитием и использованием│ │ │ │ │

│ │достижений науки, техники и технологий│ │ │ │ │

│ ├──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────────┼────────────┤

│ │уметь: │ │ 48 │ОГСЭ.02. Психология│ОК 1 - 12

│ │применять техники и приемы │ │ │общения │ПК 1.1

│ │эффективного общения в │ │ │ │ПК 1.3 - 1.6

│ │профессиональной деятельности; │ │ │ │ПК 2.1 - 2.3

│ │использовать приемы саморегуляции │ │ │ │ПК 2.5

│ │поведения в процессе межличностного │ │ │ │ПК 4.4

│ │общения; │ │ │ │ПК 4.5

│ │знать: │ │ │ │ │

│ │взаимосвязь общения и деятельности; │ │ │ │ │

│ │цели, функции, виды и уровни общения; │ │ │ │ │

│ │роли и ролевые ожидания в общении; │ │ │ │ │

│ │виды социальных взаимодействий; │ │ │ │ │

│ │механизмы взаимопонимания в общении; │ │ │ │ │

│ │техники и приемы общения, правила │ │ │ │ │

│ │слушания, ведения беседы, убеждения; │ │ │ │ │

│ │этические принципы общения; │ │ │ │ │

│ │источники, причины, виды и способы │ │ │ │ │

│ │разрешения конфликтов │ │ │ │ │

│ ├──────────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────────────┼────────────┤

│ │уметь: │ │ 48 │ОГСЭ.03. История │ОК 1 - 12

│ │ориентироваться в современной │ │ │ │ПК 1.1

│ │экономической, политической и │ │ │ │ПК 1.3

│ │культурной ситуации в России и мире; │ │ │ │ПК 1.4

│ │выявлять взаимосвязь отечественных, │ │ │ │ПК 1.6

│ │региональных, мировых │ │ │ │ПК 2.2

│ │социально-экономических, политических │ │ │ │ПК 2.3

│ │и культурных проблем; │ │ │ │ПК 3.2

│ │знать: │ │ │ │ │

│ │основные направления развития ключевых│ │ │ │ │

│ │регионов мира на рубеже веков (XX и │ │ │ │ │

│ │XXI вв.); │ │ │ │ │

│ │сущность и причины локальных, │ │ │ │ │

│ │региональных, межгосударственных │ │ │ │ │

│ │конфликтов в конце XX - начале XXI в.;│ │ │ │ │

│ │основные процессы (интеграционные, │ │ │ │ │

│ │поликультурные, миграционные и иные) │ │ │ │ │

│ │политического и экономического │ │ │ │ │

│ │развития ведущих государств и регионов│ │ │ │ │

│ │мира; │ │ │ │ │

│ │назначение ООН, НАТО, ЕС и других │ │ │ │ │

│ │организаций и основные направления их │ │ │ │ │

│ │деятельности; │ │ │ │ │

│ │о роли науки, культуры и религии в │ │ │ │ │

│ │сохранении и укреплении национальных и│ │ │ │ │

│ │государственных традиций; │ │ │ │ │

│ │содержание и назначение важнейших │ │ │ │ │

│ │правовых и законодательных актов │ │ │ │ │



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"

    Документ
    ... и муниципальные образовательные учреждения среднегопрофессиональногообразования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессиональногообразования для обученияпо направлениям подготовки (специальностям) в области ...

Другие похожие документы..