Главная > Программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Малоярославца

РЕКОМЕНДОВАНО педагогическим советом

МОУ средняя школа № 1

г.Малоярославца

протокол № ____

от «___» ____________ 2011 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ средняя школа № 1 г.Малоярославца

____________Р.Г.Пронченко

«___» ____________2011 г.

Основная образовательная программа начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 1 г. Малоярославца Калужской области

2011 год

Пояснительная записка

Введение

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

  • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • родителей – в сохранении и укреплении здоровья детей, в физической и психологической безопасности ребенка, потребность в мотивирующем обучении (ориентированном не на трансляцию знаний и не на формирование навыков, а на поощрение и стимулирование интереса), в эффективном взаимодействии со школой.

  • учителей - в сохранении и укреплении здоровья детей, в мотивирующем обучении, информационные потребности (запрос на развитие способности работать с информацией, потребность научить учиться), в гуманитаризации образования, в усилении блока гуманитарного, социального и эстетического компонента в начальной школе, в более тесном сотрудничестве с родителями.

  • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

  • Калужской области — в сохранении и развитии традиций области как одной из областей научного и культурного центра России.

Образовательная программа начального общего образования

Муниципального образовательного учреждения средняя школа №1

Год основания  - как учебное заведение – 1911г./ как средняя школа № 1 – 1941г. Юридический адрес - Россия,249096 Калужская область, г. Малоярославец, ул. Аузина,д.1 телефон 8 (48431) 2-25-49 begin_of_the_skype_highlighting, 8 (48431) 2-25-49 end_of_the_skype_highlighting, 8 (48431) 2-23-03 begin_of_the_skype_highlighting, 8 (48431) 2-23-03; факс8 (48431) 2-23-03 Е-mail: mpschool@ Адрес web-сайта:

Функционирует на основе end_of_the_skype_highlighting: свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имуществом (номер, дата выдачи,) - 40 КЯ 415584 от 10.03.2009г.; свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования землей (номер, дата выдачи,) - 40 ЕР 161397 от 09.12.2003г.; Лицензии Министерства образования и науки Калужской области от 17.02.2010 года А № 342524; свидетельства о государственной аккредитации АА № 122971 выданного Министерством  образования, культуры и спорта Калужской области 06.11.2007 г., создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Кадровый состав

Специфика кадров определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов владеют современными образовательными технологиями. Все учителя имеют базовое образование, соответствующее преподаваемым дисциплинам

Структура управления школой традиционна. Непосредственное руководство школой осуществляет директор школы, назначенный учредителем, и его заместители по учебно-воспитательной и хозяйственной работе.

Стратегическое руководство образовательным учреждением принадлежит выборному представительному Совету школы. В школе функционируют – общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, методический совет, классные родительские комитеты, попечительский совет школы, который организован в соответствии с п.2 ст.35 Закона РФ «Об образовании» с января 2007 года и является формой самоуправления образовательного учреждения.  В состав Попечительского совета входят родители (законные представители). Работает ученическое самоуправление (8 – 11 классы). Работает Уполномоченный по правам ребенка.

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №1» г. Малоярославца, Калужской области, работающей по системе учебников  «Перспектива» (Научный руководитель д.п.н.,  директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон), и системе учебников «Школа России» (Научный руководитель – А.А.  Плешаков -  кандидат  педагогических  наук,   лауреат Премии Президента   Российской   Федерации  в  области  образования) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей  систем учебников «Перспектива» и «Школа России».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Цель реализации программы.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья,

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

  • адаптация к жизни в обществе;

  • создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированных на воспитание нового поколения, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, готовых к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  •  достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС.

Задачи реализации программы:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий.

  • Развивитие коммуникативные качества личности школьника.

  • Способствование совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  • Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

  • Создание условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

  • Обеспечение качественного образования обучающихся, способствующего максимальному развитию их способностей, процессу становления личности, создание условий для ее самореализации.

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка, всестороннего раскрытия его способностей;

  • Ориентация образовательного процесса на обучение и воспитание детей, способных к активному, интеллектуальному труду, формирование широко интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

  • Обеспечение условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  • Приобщение детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) в значительной степени достигается благодаря эффективным системам учебников. Таковыми системами учебников является «Школа России» и «Перспектива» издательства «Просвещение».

Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей реализовывать на практике важнейшее положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Позиционировать систему учебников «Школа России» как ядро современной информационно-образовательной среды для начальной школы, прежде всего, позволяет то, что данное ядро имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС раздел III, п.19.3.). Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям системы учебников, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы — спе­циально разработанная система навигации, позволяющая ученику ориен­тироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Система учебников  «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Идеологической основой  системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников  «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в   системе учебников  «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Центр гражданско-правового образования «восхождение» (3)

    Урок
    ... от лица литературного героя), «Страница моего ... бесед; протоколы родительских ... 2011 года я в 28 раз переступила порог обыкновенной среднейшколы №12 г.Ржева. Школы ... Малоярославца, Бородино и члены Совета ... педагогический коллектив рекомендует ... ___ за ___ ...
  2. Республики татарстан республиканский центр молодежных инновационных и профилактических программ

    Документ
    ... протокола заседания Национального антитеррористического комитета от ... Малоярославце (город в Калужской области, в 120 км от ... среднейшколы ... моего ... 2011 года разработано и издано методическое пособие «Психолого-педагогические ... Совета ректоров, совета ... рекомендуем ...
  3. Высылаем Вам УМК для доработки

    Учебно-методический комплекс
    ... Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол №____ «____» _____________ 2011 г. «___» ___________ 2011 г. ... землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян ...
  4. РАЗДЕЛ I СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ

    Планы семинарских занятий
    ... рекомендуем ... Среднего Поднепровья от ... мое ... педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 г. в рисовальной школ ... ПРОТОКОЛА № 21 СОВЕТА ... в Филях Г) в Малоярославце 4. Что объединяет Сергея ... партии в ___ году. ... 2011). 1 Секретный дополнительный протокол ...

Другие похожие документы..