Главная > Список учебников


А.П.Красов, А.А.Вовк, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева

Бухгалтерский финансовый учет

на железнодорожном транспорте

Под редакцией профессора А.П.Красова

Рекомендовано

Управлением кадров, учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений Министерства транспорта Российской Федерации

Москва 2008

Учебное издание

Анатолий Павлович Красов

Алексей Александрович Вовк

Татьяна Николаевна Кузьминова

Иван Михайлович Ряхов

Лидия Яковлевна Афанасьева

Бухгалтерский финансовый учет

на железнодорожном транспорте

Учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

Изд.лиц. ИД №04598 от 24.04.2001 Подписано в печать

Формат 60х84 1/16 Печ.л. Тираж экз. Заказ

Учебно-методический Центр по образованию на железнодорожном транспорте

Издательство «Маршрут», 107078, Москва, Басманный пер., д.6

Аннотация

Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов железнодорожного транспорта/ А.П.Красов, А.А.Вовк, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева; Под ред. проф. А.П.Красова. М.: Маршрут, 2007, с.

В учебнике излагаются вопросы организации и методологии бухгалтерского финансового учета на железнодорожном транспорте после преобразования его в открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Основой учебника являются нормативные документы по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов РФ и ОАО ";РЖД";. При его подготовке использованы также материалы научных разработок, выполненных членами авторского коллектива в последние годы. Структура учебника с точки зрения перечня вопросов, подлежащих изучению студентами, в основном соответствует учебной программе по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте» для студентов специальности 080109 ";Бухгалтерский учет, анализ и аудит";.

Учебник может быть использован студентами других экономических специальностей, а также работниками учетно-аналитических и планово-финансовых служб подразделений железнодорожного транспорта.

Авторы: А.П.Красов, канд. экон. наук, проф. – предисловие, главы 1, 8, 10, 11, 12; А.А.Вовк, доктор экон. наук, проф. – главы 14 и 15; Т.Н.Кузьминова, канд.экон.наук, доцент – главы 9, 17, 18, 19, 20; И.М.Ряхов, канд.экон.наук, доцент – главы 4, 5, 6, 7, 13, 16; Л.Я.Афанасьева, ст. препод. – главы 2,3.

Предисловие

Новая организационно-правовая форма и условия рыночной экономики обусловили повышение роли информации бухгалтерского учета в управлении видами деятельности железнодорожного транспорта. Одновременно повышаются требования к качеству подготовки специалистов, осуществляющих формирование учетной информации и ее представление пользователям.

Для успешной подготовки специалистов в любой отрасли знаний необходимо иметь учебник, содержащий научные основы изучаемой дисциплины.

Первый учебник по бухгалтерскому учету на железнодорожном транспорте был издан в середине 60-х годов прошлого века и предназначался для студентов эксплуатационных факультетов вузов МПС1.

В 1970 г. вышел в свет учебник «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте», подготовленный в основном преподавателями МИИТа под руководством проф. Н.Г.Винниченко и предназначенный для студентов экономических специальностей. В дальнейшем (1978 г. и 1986 г.) этот учебник с изменениями и дополнениями издавался под руководством А.П.Красова.

Издание учебников для студентов экономических специальностей вузов МПС способствовало повышению уровня их подготовки по отраслевому бухгалтерскому учету и положительно сказалось на качестве изучения ими других дисциплин учетно-аналитического цикла.

Указанные учебники явились, кроме того, серьезной основой для создания нового учебника по бухгалтерскому учету, в котором представлена методология учета хозяйственных операций, обусловленная рыночными отношениями и международной практикой. Этот учебник (авторы А.П.Красов, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева) отличается от предыдущих изданий и содержанием, и структурой.2

В настоящем издании учебника для вузов представлена методология бухгалтерского учета хозяйственных операций железнодорожного транспорта в условиях централизованного управления финансами и ресурсами. Произошло усложнение бухгалтерского учета практически во всех звеньях отрасли от линейных структурных единиц до Центрального аппарата ОАО ";РЖД";. Существенно изменилась как методология учета, так и его технология. Вопросы последней в учебнике почти не рассматриваются, поскольку технология в значительной мере носит индивидуальный характер.

Методология учета в отличие от его технологии носит общий характер и в основном определяется соответствующими нормативными документами. В учебнике раскрывается ее содержание, и объясняются причины применяемых методологических решений.

Структурной особенностью учебника является выделение в особый раздел вопросов, относящихся к налоговому учету. Это позволяет рассматривать проблемы финансового учета в «чистом виде», как они есть, не отвлекая внимание студента на систему налогообложения.

При изложении учета хозяйственных операций ОАО ";РЖД"; авторы посчитали целесообразным в бухгалтерских проводках указывать коды и наименования синтетических счетов, и только наименования субсчетов всех уровней. Такой порядок позволяет в известной мере рабочий план счетов ОАО ";РЖД"; сблизить с типовым планом счетов Министерства финансов РФ, что необходимо для студентов, которые по окончании института избирают местом работы нежелезнодорожные коммерческие организации.

Исходя из того, что учебник не должен быть «инструкционным», он не содержит всех положений действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти документы могут и должны изучаться студентами и использоваться ими при выполнении практических, лабораторных и курсовых работ.

Глава 1. Организация бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте

1.1. Бухгалтерский учет в системе отраслевого управления

Современный железнодорожный транспорт России представляет собой единый хозяйствующий субъект, где совершаются различные экономические процессы, требующие управления. Это приобретение производственных запасов, использование их в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, реализация результатов производства. Управление экономическими процессами как область человеческой деятельности базируется на информации, одним из источников которой является бухгалтерский учет. Данные бухгалтерского учета в совокупности с другими видами информации – статистической, технической и т.п. позволяют контролировать хозяйственные действия, анализировать их и на этой основе вырабатывать управленческие решения, в результате которых объект управления переводится из одного состояния в другое.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и капитале организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В документах ведется первоначальная регистрация данных о хозяйственных операциях и, следовательно, составление документов есть начальная стадия создания информационного потока. На железных дорогах этот поток преимущественно зарождается в структурных единицах и в процессе обработки и обобщения по мере продвижения по восходящей приобретает свойства, необходимые для принятия решений на вышестоящих уровнях управления.

Таким образом, бухгалтерский учет, являясь одной их функций хозяйственного управления, выполняет в ней роль информационной системы, осуществляющей сбор, регистрацию и систематизацию данных об операциях, под влиянием которых совершается кругооборот средств. Он не только фиксирует, но и контролирует движение средств, их переход из одной формы в другую, наличие средств по их видам на каждой стадии кругооборота. Посредством бухгалтерского учета получают информацию о наличии и движении основных средств и нематериальных активов, материальных ресурсов и денежных средств, капитала, кредитов и займов, расчетов с юридическими и физическими лицами, определяют издержки производства и обращения, себестоимость перевозок и готовой продукции (работ, услуг), выявляют финансовые результаты. Полученная в бухгалтерском учете информация в форме финансового отчета или другим способом доводится до внешних и внутренних пользователей, использующих ее для анализа объекта управления по интересующей их программе. Анализ позволяет судить, насколько состояние объекта управления соответствует цели (целям), определить причины отклонений и принять соответствующие решения. Последние обычно принимаются для устранения или закрепления действия факторов, в результате которых фактическое состояние объекта управления отличается от ожидаемого, предусмотренного планом, сметой и т.п.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет не только информационную, но и контрольную функцию, которая проявляется в процессе формирования первичной информации и получения итоговых обобщенных данных.

Контрольная функция бухгалтерского учета имеет, а точнее, должна иметь тенденцию к усилению благодаря тому, что сбор, обработка и обобщение информации, т.е. наиболее трудоемкая часть учетного процесса передается вычислительным центрам и, следовательно, в какой-то мере отделяется от бухгалтерии. В результате аппарат бухгалтерии освобождается от выполнения рутинных, технических операций и получает возможность уделять больше внимания контролю деятельности хозяйствующего субъекта.

На железнодорожном транспорте объектами контроля являются:

  • расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при формировании издержек производства по грузовым и пассажирским перевозкам и другим видам деятельности;

  • доходы от перевозок и других видов деятельности, уровень рентабельности производства;

  • сохранность имущества, являющегося собственностью акционерной компании;

  • своевременное обеспечение филиалов и их структурных подразделений денежными средствами для погашения ими обязательств перед кредиторами;

  • соблюдение кассовой, расчетной и финансовой дисциплины, осуществление всех видов платежей в установленные сроки, своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности, исключающее иммобилизацию средств и замедление их оборачиваемости;

  • правовая обоснованность хозяйственных операций, соответствие их действующему законодательству с целью обеспечения высокой достоверности учетной информации.

К началу 21 века в России по примеру других стран с рыночной экономикой в основном сформировались три вида бухгалтерского учета: финансовый, управленческий и налоговый.

Финансовый учет дает общую картину деятельности хозяйствующего субъекта. Его объектами на железнодорожном транспорте являются основные средства и материально-топливные ресурсы, затраты и результаты по видам деятельности, капитал, денежные средства и кредиты, дебиторская и кредиторская задолженность. Информация финансового учета обобщается в финансовой отчетности. Ее содержание не составляет коммерческой тайны и служит основой для анализа имущественного, финансового состояния и финансовых результатов в целом. Следовательно, информация финансового учета необходима собственнику для целей управления, но в основном рассчитана на внешних пользователей: поставщиков, банки, налоговые органы и органы статистики, потенциальных инвесторов и т.п. По общему правилу ведение финансового учета является обязательным для всех хозяйствующих субъектов. На железнодорожном транспорте он ведется в Центральном управлении компании, филиалами и их структурными подразделениями. В настоящее время финансовый учет в России является объектом государственного регулирования и на этом основании отражение в нем хозяйственных операций осуществляется в соответствии с принципами и требованиями, сформулированными в нормативных документах Министерства финансов России. Соблюдение установленных принципов и требований рассматривается как одно из важнейших условий достоверности и полезности финансовой информации для пользователей.

Управленческий учет как информационная система сложился в США к середине 20 века и первоначально назывался производственным учетом. Его основной задачей является обеспечение управления затратами, контроль их уровня, определение себестоимости исходя из целей ее использования в управлении, анализ отклонений от стандартных величин, смет, себестоимости прошлых периодов. На железнодорожном транспорте объектами управленческого учета, наряду с затратами на производство, которые отражаются по местам образования, центрам ответственности, а по перевозкам и по статьям номенклатуры расходов, являются также доходы и результаты по видам деятельности, операционным и географическим сегментам. Управленческий учет организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно по решению собственника, учредителей, носит внутренний характер и, в отличие от финансового учета, практически почти не регламентируется государством. В нем могут использоваться любые методы, позволяющие обосновать наиболее эффективное управленческое решение. Наряду с чисто учетными применяются методы экономики, математики, статистики и других областей знаний. В значительной мере, являясь планово- контрольной системой, управленческий учет использует бюджетирование. Информация управленческого учета доводится до пользователей посредством внутренней отчетности, содержание и сроки представления которой филиалы и их структурные подразделения устанавливают самостоятельно, за исключением отчетности отраслевого характера. Содержание этой отчетности представляет собой коммерческую тайну, так как через отчетность можно узнать технологию производства, затраты и выпуск новой продукции и т.п., что в рыночной экономике каждая компания стремится скрыть от конкурентов.

Налоговый учет представляет собой совокупность приемов и способов формирования налоговой базы для расчета суммы соответствующего налога. Он охватывает все виды существующих в России налогов: федеральных, субъектов федерации и местных. Его особенность в том, что он не имеет собственной методологии и в основном информация для него отражается и обобщается в финансовом учете. При необходимости в контрольных целях или для определения некоторых показателей на основе первичных документов ведутся специальные налоговые регистры (ведомости). Как правило, их применение необходимо, когда порядок формирования какого-либо показателя для целей налогообложения отличается от порядка, установленного правилами финансового учета. Обособленный налоговый учет на железнодорожном транспорте в настоящее время отсутствует. Существующая интегрированная система бухгалтерского учета позволяет по ее данным составлять финансовую отчетность, формы отчетности управленческого учета и налоговые декларации (расчеты).

1.2. Принципы финансового учета и его нормативное регулирование

Основой построения системы бухгалтерского финансового учета являются его принципы, к которым относятся:

  • имущественная обособленность организации;

  • непрерывность деятельности хозяйствующего субъекта;

  • временная определенность фактов хозяйственной деятельности;

  • последовательность применения учетной политики.

Хозяйствующие субъекты могут иметь имущество на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Но независимо от правовой формы обособления юридического лица, как хозяйствующей организации, его имущество (активы) и обязательства должны быть обособлены, во-первых, от имущества и обязательств собственников этой организации и, во-вторых, от имущества и обязательств других хозяйствующих субъектов. Без такого обособления нельзя определить действительное имущественное и финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности. Обособленный учет имущества обычно сложно осуществить в небольших организациях, хозяйственные операции которых трудно отделить от операций их владельцев. Наиболее успешно этот принцип реализуется в условиях корпоративного управления, осуществляемого, например, в ОАО ";РЖД";.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что функционирующая организация будет продолжать свою деятельность в течение периода, достаточного для погашения своих обязательств в порядке, предусмотренном договорными и т.п. соглашениями. Из этого следует, что организация не намерена ликвидироваться или сокращать свою деятельность. Если же предполагается ликвидация организации, то меняется методика оценки активов. Вместо оценки по стоимости на момент приобретения (исторической стоимости) все активы оцениваются по их ликвидационной стоимости, которая соответствует цене их реализации на рынке.

Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности устанавливает, что хозяйственные факты (операции) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (операциями). По существу, речь идет о том, что расходы в бухгалтерском учете относятся к отчетному периоду возникновения затрат, связанных с получением дохода, а не к отчетному периоду, в котором произведена выплата денег. В свою очередь, доходы относятся к отчетному периоду, когда получены деньги. Данный принцип в финансовом учете является важнейшим и иначе называется принципом соответствия. Имеется в виду, что в каждом отчетном периоде значатся доходы, которые стали возможны благодаря расходам этого же отчетного периода. Тем самым обеспечивается правильность расчета финансового результата, его достоверность.

На практике принцип соответствия реализуется посредством метода начислений. Его применение позволяет, например, оплату труда персонала предприятия учитывать как расход в отчетном периоде ее начисления, а готовую продукцию, отгруженную покупателям, считать реализованной и отражать в учете образование доходов от продажи. По моменту начисления учитывается и образование дохода от сдачи объектов основных средств во временное пользование и т.д.

Принцип последовательного применения учетной политики означает, что учетная политика, принятая хозяйствующим субъектом, применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Имеется в виду использование одинаковых методов учета аналогичных хозяйственных операций, что обеспечивает сравнимость результатов за различные отчетные периоды. Например, изменение в отчетном периоде метода оценки расхода материалов делает издержки производства и финансовые результаты несравнимыми с данными предыдущих отчетных периодов, что не отвечает интересам пользователей информации финансовой отчетности.

Информация финансового учета может быть использована эффективно, если она удовлетворяет требованиям, характеризующим ее качество.

Одним из требований является полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. При этом должны приниматься в расчет существенность и затраты на получение информации. Существенной является информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователя на основании финансовой отчетности. В качестве существенных нередко рассматривают данные, суммы которых составляют 5 и более процентов соответствующих активов или пассивов, расходов или доходов. Если эти суммы незначительны и они не могут повлиять на решение пользователя, то целесообразно их не выделять, а отражать в составе прочих расходов, доходов и т.д.

Важным требованием является своевременность информации. Оно предусматривает, что информация должна поступать пользователю в сроки, близкие к моменту совершения хозяйственных фактов, иначе она не будет отражать действительное финансовое положение и финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Чем меньше временной разрыв между совершением хозяйственных действий и использовании информации о них, тем большая вероятность принятия пользователем обоснованных решений.

Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) имеет целью не вводить пользователя в заблуждение, не создавать у него оптимистической оценки положения хозяйствующего субъекта. Для этого в финансовом учете должны быть отражены все возможные расходы и убытки, и в то же время не стремиться показывать прибыль там, где получение ее сомнительно. Прибыль не следует завышать, лучше ее недооценивать. На этом основании при наличии нескольких оценок стоимости активов целесообразно использовать наименьшую, а пассивов – наибольшую. Чтобы не завышать прибыль, когда это не противоречит действующим нормам, создают оценочные резервы (сомнительных долгов и др.).

Одно из нормативных положений бухгалтерского учета в России требует от хозяйствующих субъектов обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов. Нарушение требования приоритета содержания перед формой является одной из причин искажения информации об активах и обязательствах предприятия.

Требование непротиворечивости в бухгалтерском учете имеет целью обеспечить достоверность полученной в нем информации. Это достигается путем использования сущностных свойств бухгалтерского учета, применяемых им способов отражения хозяйственных операций. Как следствие данные синтетического и аналитического учета не должны противоречить друг другу, в известном соответствии должны находиться хронологические и систематические записи, также как бухгалтерский и оперативный (складской) учет материальных ценностей. Поскольку информация финансового учета доводится до пользователей в виде отчетов, то важным является не допустить противоречия показателей отчетных форм (баланса, о прибылях и убытках и др.) данным текущего бухгалтерского учета.

Рациональность ведения бухгалтерского учета означает, что выгоды от использования его информации должны превышать затраты на ее получение. При этом, если оценка выгод вообще затруднительна, то затраты находятся в зависимости от отраслевых условий и объема хозяйственной деятельности предприятия. Например, затраты железной дороги на ведение учета будут отличаться от аналогичных затрат угольной шахты, также они не будут одинаковыми в небольшом магазине и супермаркете. Но любая из этих организаций в условиях рынка, действуя на коммерческих началах, будет получать в бухгалтерском учете только такую информацию, которая может сейчас или в будущем приносить ей выгоду. Она откажется от информации, невостребуемой пользователями и ненужной для решения внутренних задач. На железнодорожном транспорте требование рациональности, кроме прочего, реализуется путем совмещения финансового и управленческого учета и создания единой системы бухгалтерского учета, в которую включается и значительная часть налогового учета.

Бухгалтерский финансовый учет в России в период формирования рыночной экономики является той областью практической деятельности, которая регулируется государством. Регулирование имеет целью разработку и установление правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, отвечающих интересам пользователей.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета находится в компетенции правительства РФ, от имени которого эту функцию выполняет Министерство финансов России. Регулирование осуществляется посредством системы документов, подразделяемой на четыре уровня.

Документы первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета устанавливают общие, концептуальные правила организации и ведения бухгалтерского учета, обязанности и ответственность за его состояние. К ним относятся федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др., Указы президента РФ, кодексы (Гражданский, Налоговый и др.), постановления правительства РФ.

Второй уровень нормативных документов составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ. Они устанавливают принципы и способы учета конкретных объектов и хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Эти Положения (ПБУ) рассматриваются как национальные стандарты, обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами. При их разработке используется международный опыт организации и ведения бухгалтерского учета.

Документы третьего уровня призваны разъяснять положения стандартов, порядок их применения. Поскольку по содержанию они носят, главным образом, методический характер, то к ним относятся утверждаемые Министерством финансов РФ методические указания по учету отдельных видов имущества, обязательств и операций с ними, а также инструкции, в частности, по применению Плана счетов бухгалтерского учета и т.п. документы. Их разработка ведется на основе норм, содержащихся в документах первых двух уровней.

Право издавать нормативные документы третьего уровня, наряду с Министерством финансов РФ, имеют и некоторые другие министерства и ведомства, например, Центральный банк России. Но при этом издаваемые ими документы не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

На основе нормативных документов первых трех уровней и с учетом организационных, технологических и экономических особенностей своей деятельности хозяйствующие субъекты формируют систему внутренних положений, норм, инструкций, в соответствии с которыми ими организуется и ведется бухгалтерский учет собственных операций. Эти внутренние положения, нормы и инструкции образуют четвертый уровень нормативных документов по бухгалтерскому учету. На железнодорожном транспорте к ним относятся: учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета, рабочий план счетов, приказы и указания ОАО ";РЖД";, письма Департамента бухгалтерского учета и т.п. документы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1 Методологические и организационные основы аудита

    Документ
    ... разграничение учетанабухгалтерский и для нужд налогообложения» . «Бухгалтер ведет текущий учет, исчисляет финансовые ... — М., 1969. Скобара В.В. Учет и контроль затрат на производство в железнодорожном строительстве в условиях перехода к рынку ...
  2. ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ № 2 (21) ВОЛГОГРАД — 2012

    Научно-методический журнал
    ... билеты, железнодорожные, авиационные и денежные билеты, билеты на зрелищные ... Правила ведения бухгалтерскогоучета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской ... что финансово-промышлен-ные объединения, попавшие под криминальный ...

Другие похожие документы..