Главная > Лекция


— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Начальная школа XXI века»: творческие задания, эксперименты, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная и исследовательская деятельность (научно-практические конференции, ШНОУ «Радость познания», социальные проекты, презентации, «Я – исследователь»);

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

— комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляется на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Начальная школа XXI века», представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог самостоятельно может компоновать проверочную работу.

В учебниках приводятся также примерные проверочные работы, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.

Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей используются как Портфель достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения. В течение 4-х лет обучения в рамках УМК «Начальная школа XXI века» целенаправленно простроена система педагогической диагностики. Здесь учитель наблюдает динамику продвижения учеников в процессе решения той или иной учебной задачи, выбора способа учебного действия. Учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Текущая аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- доклад;

- творческая работа;

- посещение уроков по программам наблюдения;

- диагностическая работа

Итоговая аттестация

- комплексная контрольная работа ;

- диктант;

- тестовая работа по русскому языку, математике, окружающему миру, чтению;

- изложение;

- проверка осознанного чтения

Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В МБОУ СОШ п.Селекция проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.

Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Для этого используются специальные комплексные проверочные работы для мониторинга результатов образования по УМК «Начальная школа XXI века».

При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений. Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений. Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Примерная структура Портфеля достижений:

  1. Раздел «Знакомьтесь: это – я» (фотография, сведения о себе, о семье, родословное древо, чем я люблю заниматься, …)

  2. Раздел «Я ученик» (первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты -мой класс, мой первый учитель, распорядок дня, я читаю, заполнение таблицы – чему научусь (в начале года или каждой четверти), чему научился (в конце года или каждой четверти)

  3. Раздел «Школьная жизнь» (правила поведения в школе, законы жизни в классе, перечень литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.), памятка: правила работы в группе, и т.д.)

  4. Раздел «Рабочие материалы» (мои достижения по предметам)

  5. Раздел «Мои успехи» (лучшие работы, по мнению самого ученика, грамоты за участие в праздниках, мероприятиях, в соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фотографии, и т.д.)

Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.

Формами представления образовательных результатов являются:

  • табель успеваемости;

  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимися, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • Портфель достижений ;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

  • Выставки творческих работ, детские проекты, научно-практические конференции, отчётные концерты.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

В МБОУ СОШ п.Селекция используются следующие формы оценки:

  1. Безотметочное обучение – 1 класс (по всем предметам используется только оценочная система)

  2. Пятибалльная система (2-4 классы по всем предметам + оценочная система)

  3. Накопительная система оценки – Портфель достижений, процентная шкала достижений (для метапредметных результатов).

Система оценки МБОУ СОШ п.Селекция ориентирована на обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результата освоения основной образовательной программы и является качественным показателем успешности образовательного процесса в школе.

Раздел 2. Содержательный

2.1.Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учительством задачу формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Цель программы формирования универсальных учебных действий: обеспечить системный подход к формированию метапредметных умений средствами УМК «Начальная школа XXI века», используемого в МБОУ СОШ п.Селекция.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания образования.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий УМК «Начальная школа XXI века», универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования.

  2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа XXI века».

  4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.

  5. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования

Ценностные ориентиры содержания начального образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы.

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

— осознание ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

— отказ от деления на «своих» и «чужих»;

— уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству, включая:

— доброжелательность, доверие и внимание к людям,

— готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

— принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5.Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

— готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

— критичность в отношении своих поступков и умение адекватно их оценивать;

— готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

— жизненный оптимизм и готовность к преодолению трудностей;

— умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.

Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободывыбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Виды УУД

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного,научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено принято (1)

    Решение
    УТВЕРЖДЕНОПРИНЯТО Первый заместитель ... среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями об ... образования Правила приема разрабатываются и утверждаются в соответствии с типовыми положениями ...
  2. Утверждено принято (2)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...
  3. «утверждена» «принята»

    Программа
    «УТВЕРЖДЕНА» «ПРИНЯТА» На заседании Совете учреждения Решением ... уважении его достоинства, доверии к нему, принятии его личностных целей, запросов и интересов ... постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её ...
  4. Утверждено принято

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  5. Утверждено принято (3)

    архив
    Утверждено: Принято Приказом по МУ «Ровеньский на ...
  6. Утверждено принято общим собранием коллектива образования» от 29 12 2007 №777 (протокол № 1 от 27 12 2007 ) положение о совете школы

    архив
    Утверждено. Принято Приказ МУ «Ровеньский отдел ... общего образования и про­фили обучения; утверждает программу развития Школы; устанавливает режим ... комиссии. Персональный состав комиссий утверждается Председа­телем Совета по представлению председателя ...

Другие похожие документы..