Главная > Документ


I. Основные положения

Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки в Чувашской Республике (далее - Модельный стандарт) разработан с учетом специфики организации деятельности сети общедоступных библиотек и базируется на документах, носящих рекомендательный характер: ";Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек"; (1986, 2002 гг.); ";Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки"; (РБА, 2001 г.).

Основополагающим принципом деятельности муниципальных общедоступных библиотек в Чувашской Республике (далее - общедоступные библиотеки) является принцип открытого и равного доступа к библиотечным фондам и информации для всех граждан.

Общественная значимость общедоступных библиотек заключается в исполняемых ими функциях - информационной, культурной, образовательной, просветительской. Общедоступные библиотеки участвуют в формировании информационных ресурсов в соответствии с потребностями и интересами населения, создании культурной среды вместе с другими учреждениями культуры, поддерживают систему образования всех уровней, традиционно выполняют миссию просветительства и сохранения культурного наследия.

Органам местного самоуправления для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения рекомендуется руководствоваться принципами и нормативами, изложенными в настоящем Модельном стандарте.

II. Пользователи и обслуживание

Библиотечное обслуживание населения на территории Чувашской Республики является социально значимым видом деятельности.

Во всех общедоступных библиотеках рекомендуется обеспечивать права особых групп пользователей: детей, юношества, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда.

К бесплатным услугам общедоступных библиотек относятся:

получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

получение информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования, а также информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;

получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.

Эффективность услуг общедоступной библиотеки оценивается в соответствии с прилагаемыми Методическими рекомендациями по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки.

Общедоступные библиотеки могут оказывать дополнительные платные библиотечные и сервисные услуги в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах.

Перечень дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе, определяется правилами пользования библиотекой и может включать в себя:

составление библиографических списков, справок и каталогов по запросам читателей;

копирование документов (печатных, электронных, музыкальных, видеозаписей и др.);

распечатку материалов, полученных по глобальным информационным сетям;

тематическую подборку материалов по запросам читателей;

организацию и проведение платных форм культурно-просветительской и информационной деятельности;

реализацию собственной интеллектуальной продукции;

другие виды предпринимательской деятельности, направленные на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг.

III. Обеспечение доступности библиотечных услуг

Доступность библиотечных услуг для населения обеспечивается следующими факторами:

3.1. Рациональное размещение общедоступных библиотек.

В каждом городском и сельском поселении рекомендуется иметь не менее одной общедоступной библиотеки, оснащенной современным информационно-коммуникационным оборудованием, электронными ресурсами, подключенной к сети Интернет. При этом учитываются социальные нормативы и нормы в сфере культуры, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р.

Если общедоступная библиотека ведет надомное обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов, престарелых людей, то норматив численности населения на одну библиотеку может быть уменьшен по согласованию с учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений (городских округов), являющиеся административными центрами муниципальных районов (городских округов), могут присваивать общедоступной библиотеке соответствующего поселения (городского округа) статус центральной районной (городской) библиотеки.

┌──────────────────────────────────────┬────────────────┬───────────────┐

│ Численность населения │ Единица │ Минимальная │

│ в населенном пункте │ измерения │количественная │

│ │ │ величина │

├──────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤

│Муниципальные районы │межпоселенческая│ 1 │

│ │библиотека │ │

│ │ │ │

│ │детская │ 1 │

│ │библиотека │ │

│ │ │ │

│ │юношеская │ 1 │

│ │библиотека │ │

│ │ │ │

│Городские поселения и городские округа│общедоступная │ 1 │

│с количеством населения до 50 тыс. │библиотека │ │

│человек │ │ │

│ │ │ │

│ │детская │ 1 │

│ │библиотека │ │

│ │ │ │

│ │юношеская │ 1 │

│ │библиотека │ │

│ │ │ │

│Городские поселения и городские округа│общедоступная │ 1 на 10 тыс. │

│с количеством населения 50 тыс. │библиотека │ человек │

│человек и более │ │ │

│ │детская │ 1 на 4-7 тыс. │

│ │библиотека │ учащихся и │

│ │ │ дошкольников │

│ │ │ │

│ │юношеская │ 1 на 17 тыс. │

│ │библиотека │ населения │

│ │ │ │

│Сельские поселения с числом жителей до│внестационарное │ 1 │

│500 человек, расположенные на │библиотечное │ │

│расстоянии до 5 км от │обслуживание │ │

│административного центра │(пункт выдачи) │ │

│ │ │ │

│Сельские поселения с числом жителей до│филиал │ 1 │

│500 человек, расположенные на │общедоступной │ │

│расстоянии более 5 км от │библиотеки │ │

│административного центра │ │ │

│ │ │ │

│Административные центры сельских │общедоступная │ 1 │

│поселений с числом жителей до 1 тыс. │библиотека │ │

│человек │ │ │

│ │ │ │

│Административные центры сельских │общедоступная │ 1 на тыс. │

│поселений с числом жителей свыше 1 │библиотека │ человек │

│тыс. человек │ │ │

│ │ │ │

│ │детская │ 1 на тыс. │

│ │библиотека │ человек детей │

└──────────────────────────────────────┴────────────────┴───────────────┘

3.2. Использование внестационарных (передвижных) форм библиотечного обслуживания.

При отсутствии стационарной библиотеки жителям населенного пункта предоставляется любая другая удобная форма библиотечного обслуживания (библиотечный пункт, передвижной читальный зал, библиобус и т.п.).

Внестационарное библиотечное обслуживание осуществляют общедоступные библиотеки, в зону обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных библиотек.

3.3. Режим работы общедоступной библиотеки.

Гибкий и удобный для населения режим работы определяется на основе данных мониторинга интенсивности посещений по согласованию с учредителем. Общедоступной библиотеке рекомендуется режим работы, при котором 20 процентов времени работы устанавливается в вечерние часы и выходные дни.

3.4. Удобное месторасположение общедоступной библиотеки - в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.

IV. Ресурсное обеспечение

Основными ресурсами общедоступных библиотек являются фонд документов (книги, газеты, журналы, издания на электронных носителях), справочно-информационный фонд, здания, помещения, оборудование, персонал, финансовые средства.

4.1. Библиотечные фонды.

Основными характеристиками библиотечного фонда являются оптимальный объем, информативность (соответствие запросам пользователей), обновляемость.

В соответствии с Законом Чувашской Республики ";О языках в Чувашской Республике"; в фонде общедоступной библиотеки необходимо иметь издания на чувашском и русском языках.

Нормативный объем фонда общедоступной библиотеки определяется исходя из средней книгообеспеченности на 1 жителя, в том числе в городских округах - 3-5 томов на 1 жителя, в сельском (городском) поселении - 6-8 томов на 1 жителя.

Фонд на бумажных носителях дополняется электронными и аудиовизуальными документами.

Центральная библиотека муниципального района (городского округа) располагает дополнительным фондом для обслуживания населения из расчета 0,5-2 тома на 1 жителя.

Для сохранения значимости библиотечного фонда необходимо его постоянное обновление. В нем должно содержаться до 50 процентов наименований новых изданий на различных носителях. Норматив ежегодного пополнения фонда составляет в среднем 250 книг в расчете на 1000 жителей.

Рекомендуется следующая структура библиотечного фонда:

справочные издания - не менее 10 процентов фонда;

документы для жителей в возрасте до 15 лет - не менее 30 процентов фонда, для библиотечного обслуживания детей рекомендуется иметь обучающие и развивающие электронные программы, игры и т.д.

В центральной общедоступной библиотеке сельского (городского) поселения с компактным проживанием национальных групп не менее 10 процентов фонда представляется документами на национальных языках. Ежегодное поступление таких документов составляет 1 том на 25 человек для населенных пунктов с численностью до 2000 человек и 1 том на 50 человек - для населенных пунктов с численностью свыше 2000 человек.

Объем фонда периодических изданий общедоступной библиотеки определяется из расчета не менее 10 изданий на 1000 жителей. В фонде общедоступной библиотеки рекомендуется иметь общегосударственные, республиканские, районные (городские) периодические издания.

Базовая обеспеченность центральной общедоступной библиотеки муниципального района (городского поселения) периодическими изданиями составляет не менее 80 наименований, филиала в городском округе - не менее 25 наименований, библиотеки в сельском поселении - не менее 10 наименований.

В общедоступной библиотеке соблюдаются условия для обеспечения сохранности фондов и их эффективного использования.

4.2. Здания и помещения.

Общедоступная библиотека может размещаться в отдельном здании или в блоке-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в приспособленном помещении жилого или общественного здания с отдельным входом при соблюдении архитектурно-планировочных, строительных норм, соответствующих функциональному назначению библиотеки.

По размерам и состоянию помещения общедоступной библиотеки соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, пожарной безопасности, безопасности труда и защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.). В помещениях рекомендуется иметь лаконичные и понятные надписи и указатели о передвижении людей внутри здания.

Площади библиотечных помещений определяются из расчета 50-100 кв. метров на 1000 жителей.

В общедоступной библиотеке рекомендуется иметь не менее 5 посадочных мест для чтения.

Для проведения культурно-массовых мероприятий целесообразно иметь отдельное помещение.

4.3. Оборудование и техника.

Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов общедоступную библиотеку рекомендуется оборудовать предметами библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и оснащать следующими техническими средствами:

компьютеры для информационного обслуживания населения, организации доступа к глобальным информационным сетям;

средства программного обеспечения и другие средства автоматизации библиотечных процессов;

средства связи;

копировальный аппарат для тиражирования документов;

теле-, аудио-, видеоаппаратура, презентационная техника;

транспортные средства;

средства для обработки и защиты документов.

Для поддержания оборудования в рабочем состоянии и модернизации технической базы библиотеки ежегодно на эти цели рекомендуется выделять не менее 8-10 процентов средств от балансовой стоимости уже имеющегося оборудования и техники.

4.4. Персонал.

В штате общедоступной библиотеки рекомендуется иметь не менее 85 процентов специалистов с библиотечным образованием.

Руководителям и специалистам рекомендуется не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по любой из установленных форм (профессиональная переподготовка - от 500 часов, стажировка - от 140 часов, курсы повышения квалификации - от 72 часов).

Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется основными показателями деятельности общедоступной библиотеки (количество читателей, диапазон предоставляемых услуг, количество структурных подразделений, внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений и др.) и численностью населения в зоне обслуживания.

На директора центральной общедоступной библиотеки сельского (городского) поселения, его заместителей, работников отделов комплектования и обработки литературы, методической и библиографической работы, организации и использования единого фонда и межбиблиотечного абонемента, художника нормативы нагрузки по числу читателей, посещений и количеству жителей не устанавливаются.

В штатном расписании центральной общедоступной библиотеки рекомендуется предусматривать технических специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу информационных сетей и программных средств.

Для участия в создании корпоративных сводных электронных каталогов в штат общедоступной библиотеки рекомендуется включать дополнительную ставку библиографа.

4.5. Финансовые ресурсы.

Финансирование общедоступных библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, а также из всех источников, не запрещенных законодательством.

Расходы бюджета общедоступной библиотеки с учетом всех источников его формирования могут осуществляться на следующие цели:

оплата труда работников (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

комплектование, организация и сохранность библиотечных фондов (приобретение печатных и электронных изданий, обеспечение сохранности и безопасности фондов);

оснащение информационно-коммуникационным оборудованием, программными средствами;

оплата услуг связи (телефон, Интернет);

содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т.д.);

проведение капитального ремонта;

другие затраты, связанные с основной деятельностью общедоступной библиотеки.

V. Общедоступная библиотека и местное население

Общедоступная библиотека осуществляет свою деятельность на основе анализа потребностей населения. Она стремится к активному участию населения в библиотечных делах, создавая попечительские и наблюдательные советы, любительские объединения. Общедоступная библиотека информирует общественность о своих планах, целях, задачах, ресурсах, услугах, правилах и условиях их предоставления.

Приложение

к Модельному стандарту деятельности

муниципальной общедоступной

(публичной) библиотеки

в Чувашской Республике

Методические рекомендации
по оценке эффективности и качества работы общедоступной библиотеки

Администрация общедоступной библиотеки и ее учредитель регулярно оценивают эффективность и качество работы общедоступной библиотеки по индикаторам (показателям) эффективности, утвержденным учредителем на основе следующих положений:

1. Организационно-правовая форма общедоступной библиотеки. Наличие основной регламентирующей документации (решение собственника о создании библиотеки, устав или положение о библиотеке, правила пользования, перечень услуг, планы и отчеты, инструкции и другие локальные документы).

2. Доступность общедоступной библиотеки и библиотечных услуг (соответствие нормативам размещения, удобный для пользователей режим работы). Условия размещения и функционирования общедоступной библиотеки: помещение, мебель, освещенность, температура. Охват пользователей библиотечным обслуживанием. Особые группы пользователей. Перечни бесплатных и платных услуг. Обслуживание удаленных пользователей. Удовлетворенность пользователей предоставляемыми услугами (статистика неудовлетворенных запросов, анализ книги отзывов, результаты опросов пользователей и др.).

3. Совокупный фонд общедоступной библиотеки на печатных, электронных и других видах носителей информации. Ежегодное пополнение фонда. Справочно-библиографический фонд, фонд периодических изданий, фонд по отраслям знаний и видам носителей, фонд для особых групп (дети, этнические группы, инвалиды). Справочно-библиографический аппарат общедоступной библиотеки. Каталоги и картотеки: электронные и традиционные (карточные).

Наличие персональных компьютеров, принтеров, сканеров, ксероксов, аудио- и видеоаппаратуры, презентационной техники, телефона, факса. Финансирование техобслуживания, приобретение расходных материалов.

Обеспечение доступности электронных ресурсов для пользователей. Наличие доступа к сети Интернет.

4. Количество дипломированных специалистов. Обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников. Проведение аттестаций.

5. Информация об услугах общедоступной библиотеки, содержании библиотечных фондов. Издание рекламной продукции о проводимых мероприятиях, ресурсах (плакаты, листовки, другие формы). Публикации в средствах массовой информации за последний год, тематика информации. Участие населения в делах общедоступной библиотеки (попечительский и наблюдательный советы); мониторинг предпочтений пользователей. Контакты библиотеки с другими учреждениями (список партнеров и календарный план совместных культурных мероприятий). Участие общедоступной библиотеки в социальных, образовательных, культурных проектах. Работа по привлечению спонсоров, грантовой поддержке, участие в конкурсах.

Утвержден

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 11 марта 2008 г. N 55

(приложение N 3)

Примерное положение
о показателях и порядке отнесения муниципальных культурно-досуговых учреждений в Чувашской Республике к группам по оплате труда

Показатели и порядок отнесения муниципальных культурно-досуговых учреждений в Чувашской Республике (далее - культурно-досуговые учреждения) к группам по оплате труда (подтверждение, повышение, снижение) утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в пределах их полномочий.

Отнесение к группам по оплате труда производится ежегодно по результатам работы исходя из среднегодовых статистических показателей, исчисленных за последние 3 года на основании сведений, содержащихся в форме федерального государственного статистического наблюдения N 7-НК ";Сведения об учреждении культурно-досугового типа";, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 11 июля 2005 г. N 43, а также необходимой финансовой отчетности и документации, подтверждающей показатели, не включенные в официальную статистику. Перечень дополнительной документации утверждается учредителем культурно-досугового учреждения.

Вновь созданные культурно-досуговые учреждения относятся к группам по оплате труда в зависимости от объема работы, определенного по плановым показателям в расчете на год.

Культурно-досуговые учреждения при достижении высоких результатов по основным направлениям деятельности могут быть переведены учредителем на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям.

Культурно-досуговые учреждения городских округов и городских поселений при наличии не менее 3 филиалов, а также централизованные системы культурно-досуговых учреждений сельских поселений могут быть отнесены на одну группу выше по сравнению с установленной по показателям.

Отнесение культурно-досуговых учреждений к одной из групп по оплате труда производится по сумме условных единиц (баллов) на основе установленных в зависимости от качества и сложности проводимой ими работы объемных показателей:

1. Культурно-досуговые учреждения муниципальных районов, городских округов:

┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ Группы по оплате труда │ Сумма условных единиц, баллов │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ I │ свыше 500 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ II │ от 350 до 500 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ III │ от 200 до 350 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤

│ IV │ от 100 до 200 │

└────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘

Количество условных единиц определяется следующим образом:

┌────────────────────────────────────┬────────────┬─────────────────────┐

│ Наименование показателей │ Количество │ Примечание │

│ │ условных │ │

│ │ единиц │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Количество постоянно действующих │3 единицы │за каждое │

│клубных формирований │ │формирование │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Количество действующих клубных │5 единиц │за каждое │

│формирований для детей и подростков │ │формирование │

│до 14 лет включительно │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Охват населения клубными │10 единиц │за каждый процент │

│формированиями (%) │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Количество культурно-досуговых │1 единица │за каждое мероприятие│

│мероприятий на платной основе в │ │ │

│среднем на одного творческого │ │ │

│работника │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Объем привлеченных внебюджетных │3 единицы │за каждые 10000 │

│средств от оказания платных услуг │ │рублей привлеченных │

│населению и предпринимательской │ │средств │

│деятельности │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Количество творческих коллективов, │20 единиц │за каждый коллектив │

│имеющих звание ";народный"; │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Количество авторских материалов, │5 единиц │за каждый │

│опубликованных в районных, │ │опубликованный │

│республиканских, российских │ │авторский материал │

│средствах массовой информации, │ │ │

│республиканских сборниках │ │ │

│методических материалов │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│Участие творческих коллективов в │ │ │

│смотрах, фестивалях, конкурсах: │ │ │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│международных │15 единиц │за каждое участие │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│всероссийских │10 единиц │за каждое участие │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤

│межрегиональных │5 единиц │за каждое участие │

├────────────────────────────────────┼────────────┼─────────────────────┤



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г N 29 " О Программе модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011-2012 годы"

    Закон
    ... постановлениемКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот 12 сентября 2008 г. N 270, УказаПрезидентаЧувашскойРеспубликиот 1 марта 2000 г. N 26 "О дополнительных мерахпо охране материнства" позволила за 2007 ...
  2. Понкин и в соловьев а а

    Основная образовательная программа
    ... . Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 «О мерахпореализацииУказаПрезидента Российской Федерации от 28 июня 2007 ...
  3. Кабинет министров чувашской республики постановление от 27 августа 2007 г n 212 о подпрограмме " развитие в чувашской республике

    Документ
    ... работ пореализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с требованиями постановленияКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот 30 ...
  4. Кабинет министров чувашской республики постановление от 27 августа 2007 г n 212 о подпрограмме " развитие в чувашской республике

    Документ
    ... работ пореализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с требованиями постановленияКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот 30 ...
  5. Комментарий федерального закона " о системе государственной службы российской федерации"

    Закон
    ... государственных гражданских служащих Республики Коми", ПостановлениеКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот 14 июля 2005 ... УказамиПрезидента РФ от 16 июля 2004 года N 910 "О мерахпо совершенствованию государственного управления" и от 30 марта ...

Другие похожие документы..