Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

________Е.А. Ваганов

«___»_________2011 г.

_________________

номер внутривузовской регистрации

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

022000.62 «Экология и природопользование»

Профиль подготовки

022000.62.01 Экология

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Красноярск 2011

Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра

4.1. Календарный учебный график

4.2. Учебный план подготовки бакалавра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки бакалавра

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки бакалавра

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра(далее программа бакалавриата) «Экология и природопользование» 022000.62, реализуемая в Сибирском федеральном университете (далее СФУ) представляет собой комплект документов, разработанный самостоятельно и утвержденный решением Ученого совета СФУ (протокол № __ от «__» _______ 2011 г.) с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 243, а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Разработанная основная образовательная программа бакалавриата регламентирует:

- цели образовательного процесса;

- ожидаемые результаты образовательного процесса;

- содержание образовательного процесса;

- условия и технологии реализации образовательного процесса;

- оценку качества подготовки выпускника.

и включает в себя:

- календарный учебный график

- учебный план подготовки бакалавра

- рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

- программы практик и организации научно-исследовательской работы обучающихся

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

Нормативную правовую базу разработанной магистерской программы составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22»декабря 2009 г. №795;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав СФУ.

Другие внешние и внутренние документы, касающиеся ООП.

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1. Цель программы «Экология и природопользование»: подготовить эрудированных в области экологии и природопользования бакалавров, владеющих современными методами получения, обработки и хранения научной информации, методологией научного творчества, обладающих фундаментальной научной базой, готовых к проведению научно-исследовательских и производственных экологических работ.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавра 4 года. Указанный нормативный срок освоения основной образовательной программы соответствует очной форме обучения.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы022000.62 «Экология и природопользование»

В бакалавриат принимаются лица, имеющие аттестат о полном среднем образовании на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, по программе разработанной выпускающими кафедрами «Экология и природопользование» ИЭУиП и утвержденной в установленном порядке.

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 022000.62 – Экология и природопользование включает:

проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;

федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов Российской Федерации, другие природоохранные ведомства и учреждения);

учреждения Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных им федеральных служб и агентств;

Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности Российской Федерации;

органы власти и управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения;

природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;

средства массовой информации;

общественные организации и фонды;.

представительства зарубежных фирм.

Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. (№ 22446), инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, научного редактора (№ 26039) и др.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавра могут быть: природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные, территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях, а так же государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности, образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование подготовлен к выполнению одного или нескольких из следующих видов профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектно-производственная, контрольно-ревизионная, административная, педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля). Бакалавр по направлению 022000.62 – Экология и природопользование подготовлен к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются СФУ совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками СФУ и объединениями работодателей.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Задачами профессиональной деятельности бакалавра по данному направлению являются:

- в области научно-исследовательской деятельности:

- участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

- проведение лабораторных исследований,

-.осуществление сбора и первичной обработке материала,

- участие в полевых натурных исследованиях.

- в области проектно-производственной деятельности:

- сбор и обработка первичной документации для оценки воздействия на окружающую среду,

- участие в проектирование типовых мероприятий по охране природы;

- проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;

- разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды;

в области контрольно-ревизионной деятельности:

- подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

- участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

в области административной деятельности:

- участие в работе административных органов управления;

- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

в области педагогической деятельности:

- педагогическая работа в вузах;

- учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы 022000.62 «Экология и природопользование».

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

    • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК - 1);

    • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

    • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 3);

    • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

    • обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5);

    • иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

    • обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7);

    • обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

    • быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9);

    • иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10);

    • иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11);

    • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

    • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

профессиональными компетенциями (ПК):

общенаучными:

    • обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

    • обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2);

    • иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-3);

общепрофессионалъными компетенциями:

    • иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

    • знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

    • знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

    • знать теоретические основы экологического мониторинга,

    • нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

компетенциями в области «Экология»:

    • знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

    • владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9);

4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется:

    • Календарным учебным графиком;

    • Учебным планом подготовки бакалавра;

    • Рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

    • Программами учебной и производственной практик.

4.1 Календарный учебный график

В календарном учебном графике указана последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, учебную и производственную практику, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Продолжительность учебного процесса составляет 208 недель, в том числе 28 недель каникул, 132 недели отводится на теоретическое обучение, 23 недели на экзаменационные сессии, 8 недель на учебную и 10 недель на производственную практику, 3 недели на сдачу государственного экзамена и защиту магистерской диссертации, 7 недель на итоговую государственную аттестацию.

График учебного процесса разработанной программы бакалавриата приведен в Приложении.

4.2 Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование» состоит из следующих блоков:

Б1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл – 33 кредита (базовая часть – 17 кредитов, вариативная часть – 16 кредитов, в том числе по выбору вуза – 9, по выбору студента – 7).

Б2. Математический и естественнонаучный цикл – 59 кредитов (базовая часть – 30 кредитов, вариативная часть – 29 кредитов, в том числе по выбору вуза – 19, по выбору студента – 10).

Б3. Профессиональный цикл – 109 кредитов (базовая часть – 54 кредита, вариативная часть – 55 кредитов, в том числе по выбору вуза – 35, по выбору студента – 20).

Кроме того, предусмотрено 2 кредита на физическую культуру, 27 кредитов на учебную и производственную практики, 10 кредитов на итоговую аттестацию.

В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовой части профессионального цикла указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов указан перечень и последовательность дисциплин с учетом особенностей данного профиля. Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета Сибирского федерального университета. Для каждой дисциплины, модуля, практики в учебном плане указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. При составлении учебного плана СФУ руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Учебный план разработанной программы бакалавриата приведен в Приложении.

4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В соответствии с представленным учебным планом разработаны и представлены учебные программы дисциплин базового, вариативного (обязательные) циклов и дисциплин по выбору.

В Приложении к ООП бакалавриата приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента, а также аннотации программ.

Название дисциплины

Б1.Б.1

История России

Б1.Б.2

Философия

Б1.Б.3

Экономика

Б1.Б.4

Иностранный язык

Б1.В.1

Английский язык для научного общения

Б1.В.2

Эколого-экономическое моделирование

Б1.В.3

Информационная культура

Курсы по выбору

1

Английский язык в экологии и природопользовании

2

Китайский язык

1

Экология и бизнес

2

Экологический туризм

Б2.Б.1

Математика

Б2.Б.2

Информатика

Б2.Б.3

ГИС в экологии и природопользовании

Б2.Б.4

Физика

Б2.Б.5

Химия

Б2.Б.6

Биология

Б2.Б.7

Геология

Б2.Б.8

География

Б2.Б.9

Почвоведение

Б2.В.1

Ботаника

Б2.В.2

Зоология

Б2.В.3

Микология

Б2.В.4

Картография с основами топографии

Курсы по выбору

1

Генетика с основами селекции

2

Биохимия

1

Основы математического и компьютерного моделирования в экологии

2

Экологическая информатика

1

Прикладная математика (Теория вероятности, математическая статистика и планирование эксперимента)

2

Физико-химические методы в экологии

Б3.Б.1

Модуль Основы экологии

Б3.Б.1.1

Общая экология

Б3.Б.1.2

Геоэкология

Б3.Б.1.3

Охрана окружающей среды

Б3.Б.2

Модуль Учение о сферах Земли

Б3.Б.2.1

Учение об атмосфере

Б3.Б.2.2

Учение о гидросфере

Б3.Б.2.3

Учение о биосфере

Б3.Б.2.4

Ландшафтоведение

Б3.Б.3

Модуль Основы природопользования

Б3.Б.3.1

Основы природопользования

Б3.Б.3.2

Экономика природопользования

Б3.Б.3.3

Устойчивое развитие

Б3.Б.3.4

Оценка воздействия на окружающую среду

Б3.Б.3.5

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Б3.Б.4

Модуль Прикладная экология

Б3.Б.4.1

Экологический мониторинг

Б3.Б.4.2

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

Б3.Б.4.3

Техногенные системы и экологический риск

Б3.Б.5

Безопасность жизнедеятельности

Б3.В.1

Биогеохимия

Б3.В.2

Фитоценология

Б3.В.3

Экология растений, животных и микроорганизмов

Б3.В.4

Промышленная экология

Б3.В.5

Методы экологических исследований

Б3.В.6

Биология почв

Б3.В.7

Экологическая токсикология и биологический контроль состояния окружающей среды

Курсы по выбору

1

Земельный кадастр

2

Экология насекомых

1

Физиология растений

2

Геохимия окружающей среды

1

Урбоэкология

2

Палинология

1

Экологическая генетика

2

Ландшафтный дизайн

1

Биоремедиация

2

Рекультивация земель

Б4.Б.1

Физическая культура



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотации дисциплин учебного плана по направлению 022000 62 экология и природопользование профиль – экология б1 б1 история россии

    Основная образовательная программа
    ... ПЛАНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 022000.62ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ – ЭКОЛОГИЯ Б1.Б1. ИСТОРИЯ ... экзаменом. Основная образовательная программа: направление 022000.62 «Экология и природопользование» (квалификация бакалавр), вариативная часть, дисциплина ...
  2. Аннотации дисциплин учебного плана по направлению 022000 62 экология и природопользование профиль – экология б1 б1 история россии

    Документ
    ... ПЛАНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 022000.62ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ – ЭКОЛОГИЯ Б1.Б1. ИСТОРИЯ ... экзаменом. Основная образовательная программа: направление 022000.62 «Экология и природопользование» (квалификация бакалавр), вариативная часть, дисциплина ...
  3. Аннотации к программам дисциплин по направлению подготовки 022000 62 экология и природопользование профиль экология аннотация к рабочей программе дисциплины «история россии»

    Программа
    ... к программам дисциплин по направлению подготовки 022000.62Экология и природопользование профиль Экология Аннотация к рабочей программе дисциплины ...
  4. Направление 022000 62 экология и природопользование

    Документ
    ... абитуриентов: Поступающих вне конкурса: Направление 022000.62 ''Экология и природопользование'' 1 Сорокин Антон Олегович 127 ... ФГБУ «Якутское УГМС» 175 Направление 022000.62 ''Экология и природопользование'' 1 Давиденко Екатерина Игоревна ФГБОУ ...
  5. По направлению 022000 62 экология и природопользование профиль подготовки - природопользование по полной образовательной программе

    Документ
    ... цифр приема по направлению 022000.62Экология и природопользование, профиль подготовки - Природопользование, по полной образовательной программе ...

Другие похожие документы..