Главная > Автореферат диссертации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский государственный технический университет

ПОЛОЖЕНИЕ

о дополнительном профессиональном образовании

в Пермском государственном техническом университете

(с дополнениями и изменениями по состоянию на 01.06.2010)

Пермь 2007

УДК 378.046.4

Положение о дополнительном профессиональном образовании в Пермском государственном техническом университете (с методическими рекомендациями и нормативными документами) / под ред. проф. В.А.Трефилова. / Пермь: ПГТУ, 2007.— 135 с.

Настоящее издание разработано на основе локального (внутривузовского) акта ";Положение о дополнительном профессиональном образовании в ПГТУ», утвержденного ректором университета 04.09.2005. Положение содержит единые требования и методические рекомендации по реализации программ дополнительного профессионального образования в университете.

Положение является нормативно-методическим документом, предназначенным для использования профессорско-преподавательским составом университета и другими лицами, участвующими в реализации и методическом обеспечении программ дополнительного профессионального образования.

Составитель: В.А. Голосов, начальник отдела практики

и дополнительного образования учебно-методического управления ПГТУ

© Пермский государственный технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………………5

1. Система дополнительного профессионального образования

1.1 Общие положенияо системе и программах дополнительного профессионального образования …………..……………………………………………………………….… 7

1.2. Структурные подразделения дополнительного профессионального образования ……. 11

1.3. Управление структурными подразделениями ДПО……………………………………. 12

2. Слушатели и работники структурных подразделений ДПО ........................................... 14

3.Требования к образовательным программам ДПО

3.1 Содержание программ дополнительного профессионального образования ………….. 16

3.2 Реализация программ дополнительного профессионального образования …………….. 19

4. Повышение квалификации преподавателей…………………………………………..… 23

5. Финансирование, контроль за деятельностьюструктурных подразделений ДПО и отчетность …………………………………………………………………………… 27

Приложения

Примерные формы разрабатываемых учебно-методических документов по ДПО:

1.Примерная форма учебного плана………………………………………………………… 28

2. Примерная форма учебно-тематического плана………………………………………… 29

3. Примерная форма учебной программы…………………………………………………… .. 30

4. Пример требований к аттестационной работе................................................................. 31

5. Пример критериев оценки знаний слушателей на аттестационных испытаниях……… 35

6. Формы протоколов заседания ГАК ДПО …………………………………………………. 39

7. Формулировка приказов о зачислении и выпуске слушателей…………………………… 43

Формы документов по организации повышения квалификации ППС

8. Формы планов повышения квалификации преподавателей кафедры…………………… 45

9. Форма ежегодного плана направления преподавателей факультета на повышение квалификации .. ………………………………………………………………………………. 46

10. Форма перспективного плана направления преподавателей факультета на повышение квалификации …………………………………………………………………… 47

11. Форма представления на стажировку................................................................................. 48

12. Форма плана стажировки ………………………………………………………………… 49

13. Типовое письмо-направление на стажировку ……………………………………………. 50

14. Примерная форма отчета о стажировке ………………………………………………. 51

15. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОБЩИЕ

1. Выписка из Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» …………53

2. Выписка из Федерального закона «Об образовании»……………………………………………………………. 54

3. Выписка из Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального

образования (высшем учебном заведении)…………………………………………………………….. ……… 55

4.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства РФ ………… 56

5.Примерноеположение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образованияспециалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ……………………………………………………………………………………………………… 66

6. Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих ………………… 69

7.Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ ……………… 74

8. Рекомендации по итоговой государственной аттестации слушателейобразовательных учреждений дополнительного профессионального образования.Инструктивное письмо Минобразования России …… 79

9. Рекомендаций по организации и проведению стажировки специалистов, инструктивное письмо Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию …………………………… 82

10. Примерные нормы временидля расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего идополнительного профессионального образования,инструктивноеписьмо Минобразования России ……………………………………………………………… 86

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

11. Положениео порядке и условияхпрофессиональной переподготовкеспециалистов ……………………… 90

12. О дополнительных квалификациях, Инструктивное письмо Минобразования России …………………… 92

13. О порядке присвоения дополнительных квалификаций студентам вузов, Инструктивное письмо Минобразования России ………………………………………………………………………………………… 95

ДОКУМЕНТЫ о ДПО

14. Инструкция о порядке заполнения государственных документов о повы­шении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов …………………………………………………………… 98

15. Постановление Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. N 13 ";Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке

специалистов и требований документам";……………………………………………………………………… 100

16. Приказ Минобразования РФ от 2 ноября 1999 г. N 754

";Об утверждении формы диплома о дополнительном

(к высшему) образовании";…………………………………………………………………… 104

17. Требования к образцу государственного документа о дополнительном (к высшему) образовании, его заполнению и выдаче …………………………………………………………………………………………… 106

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ и АККРЕДИТАЦИЯ ДПО

18. Положение о лицензировании образовательной деятельности ……………………………………………… 108

19. О лицензировании образовательных учреждений по дополнительным профессиональным

образовательным программам для получения дополнительных квалификаций …………………………… 113

20. Положениео государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы переподготовки специалистов ………………………………………………………………………………… 117

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

21. Правила оказания платныхобразовательных услуг …………………………………………………………… 125

22.Примернаяформа договорана оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования …………………………………… ………. ……………………………………………………… 128

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

23. Типовое положение о структурных подразделенияхподведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное об­разование (повышение квалификации) преподавателейвысших и средних специальных учебных заведений …………………………………….. 131

24. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2002 № 4125 «О совершенствовании системы

повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших

и средних специальных учебных заведений» …………………………………………………………………. 135

25. Внутренний регламент Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования»

ВВЕДЕНИЕ

В Пермском государственном техническом университете ежегодно реализуется более 60 программдополнительного профессионального образования (дополнительных профессиональных образовательных программ), к которым относятся свыше 20 программ профессиональной переподготовки (в том числе с присвоением дополнительной квалификации), более 40 программ повышения квалификации и стажировки работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (каталог программ ДПО ПГТУ выставлен на сайте университета /).

Дополнительные профессиональные образовательные программы в ПГТУ реализуют созданные для этих целей структурные подразделения дополнительного профессионального образования, к которым относятся: факультет повышения квалификации преподавателей(ФПКП), имеющий в своем составе отдельное подразделение для обучения преподавателей по гуманитарным и социально-экономическим направлениям ДПО; 35 центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (центры ДПО); 5 постоянно действующих курсов повышения квалификации(КПК), созданных на базе выпускающих кафедр.

Среди новых подразделений ДПО - 3 института: Институт нефти и газа; Институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий и Институт непрерывного образования;

- центры: Инновационный образовательный центр, Региональный центр технической компетенции «АМD», Центр адаптивно-модульного обучения (АМО), Центр защиты информации и др.

Продолжают успешно развиваться и удерживают прочную позицию на рынке образовательных услуг ранее созданные подразделения ДПО:

- Центр дополнительного образования работников строительной отрасли «Строй НЭКСТ», является основным центром повышения квалификации работников строительной отрасли в регионе. Центр «Строй НЭКСТ» реализует 6 программ профессиональной переподготовки объемом свыше 500 ауд. часов (до 100выпускников в год) и 8программ повышения квалификации объемом свыше 72 часа (порядка 800 слушателей в год).

-Институт безопасности труда, производства и человека (включающий в себя ПОЦОТ) ведет профессиональную переподготовку (в том числе с присвоением дополнительной квалификации), повышение квалификации, обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий Пермского края. Ежегодно в ПОЦОТ проходят профессиональную переподготовку порядка 70специалистов, повышают квалификацию порядка 170 специалистов, проходят обучение и проверку знаний по охране труда по 40 часовой программе более 5000 человек (в т.ч., по программе обучения отдельных категорий застрахованных).

- Учебный центр сварочного производства (УЦСП) на базе кафедры СПиТКМ регулярно (до 200 человек в год) проводит курсы повышения квалификации специалистов сварочного производства по программам объемом 72 часа.

- В университете с 1999 года ведется подготовка специалистов с дополнительной квалификацией. За это время проведено 5 выпусков специалистов с дополнительной квалификацией «Переводчик в сферепрофессиональной коммуникации». Всего получили диплом о дополнительном (к высшему) профессиональном образовании 92выпускника университета. В настоящее время эта программа реализуется втрех структурных подразделениях университета (ТЕРРА, ЦИЛК МАЯК), с общим контингентом слушателей более 200 человек.

- Курсы повышения квалификации кафедры РМПИ обучают специалистов предприятий горно-добывающей отрасли по программе «Ответственное руководство горными работами при разведке месторождений и полезных ископаемых».

- Центр дополнительного образования механико-технологического факультета (ЦДО МТФ) успешно ведет профессиональную переподготовку специалистов в области дизайна;

- Центр повышения квалификации автодорожного факультета (ЦПК АДФ) ведет повышение квалификации специалистов и руководителей по актуальным проблемам строительства и ремонта автомобильных дорог и др.

Структурные подразделения ДПО ПГТУ располагают необходимым интеллектуальным потенциалом для того, чтобы качественно решать задачи дополнительного профессионального образования, расширять систему дополнительных образовательных услуг.

В ходе обучения обеспечиваются все компоненты современного дополнительного профессионального образования:
- теоретическая фундаментальность;
- специально разработанный учебно-методический аппарат;
- адаптированность содержания учебных курсов к специфике конкретного предприятия.

В реализации образовательных программ ДПО кроме преподавателей университета, имеющих в своем большинстве (свыше 70 %) ученую степень или звание, привлекаются ведущие специалисты предприятий и научных организаций.

Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются и реализуются в университете на основе новейших достижений науки и техники, с применением современных образовательных технологий и учитывая потребности конкретного заказчика.

Реализация этих программ дает возможность увеличить интеллектуальный капитал организации - заказчика образовательных услуг, в виде творчески настроенных работников, обеспеченных нужными на данном этапе развития НТП знаниями, которые можно перенести на предмет своей деятельности и добиться инновационных процессов на своем участке работы, для создания конкурентных преимуществ и содействия выполнению миссии организации.

1. Система дополнительного профессионального образования

1.1 Общие положения

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - целенаправленный процесс обучения посредством реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, направленных на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, за пределами основных образовательных программ, в соответствии с квалификационными требованиями к профессиям и должностям, способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, а также повышению их культурного уровня.

Система ДПО университета представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • программ дополнительного профессионального образования;

  • структурных подразделений ДПО;

  • органов управления образованием (рис. 1).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Департамент профессионального образования









Рис.1 Система ДПО ПГТУ

К программам дополнительного профессионального образования (дополнительным профессиональным образовательным программам) относятся программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировка работников квалифицированного труда и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Профессиональная переподготовка осуществляется в целях приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, и предусматривает изучение отдельных учебных дисциплин, техники и новых технологий, необходимых для выполнения нового видапрофессиональной деятельности в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

Профессиональная переподготовка также осуществляется в целях расширения квалификации специалистов для обеспечения их адаптации к изменившимся экономическим и социокультурным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профес­сиям или должностям.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподго­товки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных за­нятий.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Профессиональная переподготовка для получения дополни­тельной квалификации проводится по дополнительным профессио­нальным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квали­фикации и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных прог­рамм высшего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Нормативный срок прохождения профессиональной переподго­товки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Дополнительные профессиональные образовательные программы могут осваиваться параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям или специальностям высшего или среднего професси­онального образования.

Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Направление профессиональной переподготовки определяется университетом по согласованию с заказчиком, в рамках имеющейся лицензии.

Дополнительные профессиональные образовательные прог­раммы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности и программы повышения квалификации формируются на основе аккредитованных программ высшего профессионального образования, и не подлежат отдельному лицензированию и государственной аккредитации.

Право реализации дополнительной профессиональной образо­вательной программы для присвоения дополнительной квалификации возникает у образовательного учреждения после проведения про­цедуры лицензирования.

Право на выдачу документов государственного образца «Диплом о дополнительном (к высшему) образовании», удостоверяющих присвоение дополнительной квалификации, возникает после прохождения в установленном порядке государственной аккредитации соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых университетом с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Повышение квалификации специалистов осуществляется с целью повышения уровня их профессиональных знаний, совершенствования их деловых качеств, а также обновления теоретических знаний и практических навыков в связи с повышением требований к квалификации специалистов и необходимостью освоения современных способов решения профессиональных задач. Установлены два вида образовательных программ повышения квалификации:

- краткосрочные объемом* от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;

*) – объем образовательной программы или её модуля, измеряемый в академических часах (40-50 минут), принимается равным количеству аудиторных часов, которые необходимо выделить группе слушателей для освоения этой образовательной программы или её модуля. В учебных планах и других учебно-методических документах может указываться трудоемкость, которая равна сумме аудиторных часов и времени необходимому для самостоятельных занятий слушателей. В тех случаях, когда самостоятельная работа слушателей является видом учебных занятий, проводимых в учебное время и, как правило, под руководством преподавателя или опосредованно (дистанционный контроль за работой обучаемого с использованием средств телекоммуникации), то такие учебные занятия входят в объем аудиторных часов образовательной программы.

- среднесрочные объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Стажировка осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей и по согласованию с руководителем, учреждения, где она проводится.

Получение второго (и более) высшего профессионального образования (ВПО) не относится к реализации программ дополнительного профессионального образования иосуществляется в рамках основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с государственным образовательным стандартомпо направлению (специальности) ВПО.

1.2 Структурные подразделения дополнительного профессионального образования ПГТУ

Дополнительные профессиональные образовательные программы в ПГТУ осуществляют создаваемые для этих целей структурные подразделения дополнительного профессионального образования, к которым относятся:

- Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП), имеющий в своем составе отдельное подразделение для обучения преподавателей по гуманитарным и социально-экономическим направлениям ДПО. ФПКП организован на основании приказа Минобразования России от 28.03.1997 № 540;

- Центрыповышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (центры ДПО), входящие в состав штатных факультетов или являющиеся общеуниверситетскими;

- Курсы повышения квалификации (КПК) специалистов, входящие в состав штатных факультетов или являющиеся общеуниверситетскими.

Структурные подразделения (кроме ФПКП) создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом ректора университета на основании решения ученого советаПГТУ или филиала (факультета), если такое право ему предоставлено уставом ПГТУ и Положением о филиале (факультете).

Центры и курсы могут объединяться в более крупные структурные подразделения ДПО университета (факультет ДПО, институт), таким же образом, как и при создании нового структурного подразделения ПГТУ.

Общими задачами структурных подразделений дополнительного профессионального образования являются:

- удовлетворение потребностей специалистов и преподавателей в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте;

- проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, преподавателей, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;

- консультационная деятельность.

Структурные подразделения выполняют научную, научно - методическую (методическую) работу, могут организовывать в установленном порядке издательскую деятельность по выпуску учебных планов и программ, учебных пособий, конспектов лекций и другой научно - методической литературы для слушателей.

Университет обеспечивает необходимые условия для деятельности структурных подразделений ДПО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Адаптивное проектирование и реализация образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования инженерного вуза

    Автореферат диссертации
    ... проводились в Институте дополнительногопрофессиональногообразования КГТУ. Основные положения диссертации неоднократно ... в себя следующие основные положения: 1. Дополнительноепрофессиональноеобразование в современных условиях приобретает ...
  2. Дополнительного профессионального образования «всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию»

    Документ
    ... учреждение дополнительногопрофессиональногообразования « ... положений и формирование учебных и профессиональных практических умений обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессиональногообразования ...
  3. Дополнительного профессионального образования сборник методических рекомендаций по

    Документ
    ... УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Сборник ... дополнительногообразования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительногообразования ...
  4. Дополнительного профессионального образования сборник методических рекомендаций по

    Документ
    ... УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Сборник ... дополнительногообразования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительногообразования ...
  5. Дополнительного профессионального образования

    Документ
    ... представлены статьи, отражающие основные положения научно-прикладных исследований, опыт ... мире решается с помощью дополнительногопрофессиональногообразования. Дополнительноепрофессиональноеобразование направлено на максимальное удовлетворение ...

Другие похожие документы..