Главная > Закон


Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика»

для студентов ЗФО неэкономических специальностей

РАЗДЕЛ I. Введение. Общая экономическая теория

Тема 01. Оформление экономического знания. Первые теоретические системы экономики

Вопросы для изучения

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.

Меркантилизм.

Физиократы.

Классическая политическая экономия.

Рекомендуемые к теме источники:

Основные:

1. Курс экономической теории. Учебник. Изд. 4-е доп. и переработанное. / Под общей ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. - 752 с. (далее Курс экономической теории). Гл. 1, гл. 2.3.

2. История экономических учений: Учебное пособие. / Под ред. Автомонова В. С. и др. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 787 с. Раздел I.

Дополнительные:

  1. Аникин А. В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М., 1985

  2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. проф. Сидоровича А.В.; МГУ им. М.В. Ломоносова – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. «Дело и Сервис», 2001. – 832 с. (Далее Курс экономической теории, МГУ им. М.В. Ломоносова). Гл. 2, Приложение 1.

  3. Экономика: Учебник. 3-е перераб. и доп./ Под ред. проф. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2003. – 869 с. (Далее Экономика / Под ред. проф. Булатова А.С.). Гл. 7.

Основные категории: обыденное и научное экономическое сознание, особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы: меркантилизм, физиократы; классическая политическая экономия, марксизм.

Тест к теме 01

1. Какая теория денег была разработана меркантилистами:

  1. Трудовая,

  2. Металлическая,

  3. Номиналистическая,

  4. Количественная.

2. Что являлось объектом исследования меркантилистов:

  1. Сфера обращения,

  2. Закон стоимости,

  3. Оборотный капитал,

  4. Материальное производство.

3. Укажите категорию, которую впервые проанализировали физиократы:

  1. Заработную плату,

  2. Деньги,

  3. Промышленность,

  4. Чистый продукт.

4. Какому экономисту принадлежит работа «Экономическая таблица»:

1. У. Петти,

2. П. Буагильберу,

3. Ф. Кенэ,

4. А. Тюрго.

5. «Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать» - эта фраза принадлежит:

  1. У. Петти,

  2. Дж. М. Кейнсу,

  3. К. Марксу,

  4. А. Маршаллу.

6. Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» была издана:

  1. В 1776 г.,

  2. В 1804 г.,

  3. В 1725 г.,

  4. В 1789 г.

7. Какие из определений стоимости, данные А. Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости:

  1. Стоимость создается трудом и природой,

  2. Меновая стоимость определяется заработной платой, рентой и процентом

  3. Стоимость определяется затратами труда,

  4. Стоимость определяется издержками производства.

8. Назовите главную задачу политической экономии по Д. Рикардо:

  1. Определение законов, управляющих распределением продукта между классами,

  2. Исследование потребностей человека,

  3. Анализ ограниченности ресурсов,

  4. Анализ спроса и предложения.

9. Укажите положение, на которое выдвинул Т. Мальтус:

  1. Государство должно регулировать производство и распределять богатство в интересах бедных слоев населения,

  2. Причина бедности связана с неравномерным распределением имущества,

  3. В основе отставания средств существования от роста населения лежит закон убывающего плодородия почвы,

  4. Кризисы присущи капиталистической системе.

10. Укажите положение, которое выдвинул Ж.Б. Сэй:

  1. Капиталист эксплуатирует рабочего,

  2. Труд – это затраты умственной и физической энергии,

  3. Производство – есть производство материальных благ,

  4. Производство само обеспечивает себе сбыт.

11. Какому из направлений в экономической науке принадлежит следующее определение цены: «Цена – это денежное выражение стоимости товара»:

  1. Неолиберальному,

  2. Кейнсианскому,

  3. Неокейнсианскому,

  4. Классическому.

12. Кто из экономистов XIX века разработал теорию прибавочной стоимости:

  1. Ж. Сисмонди,

  2. К. Маркс,

  3. Дж. С. Милль,

  4. А. Маршалл.

13. Реформирование экономики путем введения корпоративных ассоциаций предлагал:

  1. К. Маркс,

  2. А. Смит,

  3. Дж. Милль,

  4. Ф. Лист.

14. Кто из названных экономистов является основателем трудовой теории стоимости в экономической теории?

  1. Аристотель;

  2. А. Смит;

  3. Д. Рикардо;

  4. К. Маркс.

15. Установите хронологический порядок возникновения различных школ и принадлежность к ним экономистов.

Школа

Экономист

Английская классическая школа

Мальтус Р.

Монкретьен А.

Меркантилизм

Тюрго Ж

Маркс К.

Физиократизм

Рикардо Д.

Кенэ Ф.

Марксизм

Мен Т.

Смит А.

Тема 02.Формирование и эволюция современной экономической мысли

Вопросы для изучения

  1. Австрийская школа.

  2. Неоклассическое направление экономической науки.

  3. Кейнсианство.

  4. Монетаризм.

  5. Институционализм.

  6. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли.

Рекомендуемые к теме источники:

Основные:

1. Курс экономической теории. Гл. 1, гл. 2.3, гл. 5.2.

2. История экономических учений: Учебное пособие. / Под ред. Автомонова В. С. и др. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 787 с. Разделы II-IV.

Дополнительные:

  1. Курс экономической теории, МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. 2, Приложение 1.

  2. Экономика / Под ред. проф. Булатова А.С. Гл. 7

Основные категории: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм, особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Тест к теме 02

1. Кто из представителей маржинализма ввел в экономическую науку термин «предельный»:

  1. И. Тюнен,

  2. Л. Вальрас,

  3. Ф. фон Визер,

  4. Е. фон Бем-Баверк.

2. Кто из экономистов разработал эластичность спроса и предложения:

  1. Р. Солоу,

  2. Дж. Хикс,

  3. Дж. М. Кейнс,

  4. А. Маршалл.

3. Чем, в конечном счете, определяется, по А. Маршаллу, стоимость товара:

  1. Полезностью,

  2. Издержками производства,

  3. Спросом и предложением,

  4. Общественно необходимыми затратами труда.

4. Произведение А. Маршалла «Принципы экономической науки» было издано:

  1. В 1890 г.,

  2. В 1913 г.,

  3. В 1876 г.,

  4. В 1922 г.

5. Институционализм возник в 20-30 гг. ХХ века

  1. В США,

  2. Во Франции,

  3. В Германии,

  4. В Италии.

6. Основателем институционализма считается

  1. Р. Коуз,

  2. Дж. Гэлбрейт,

  3. Т. Веблен,

  4. Д. Коммонс.

7. Для институционализма характерно:

  1. Неоклассический анализ,

  2. Трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии,

  3. Следование концепции рационального эгоизма,

  4. Отрицание необходимости антимонопольного регулирования.

8. Концепция монополистической конкуренции была предложена:

  1. К. Марксом,

  2. А. Маршаллом,

  3. Дж. Робинсон,

  4. Э. Чемберлином.

9. Наиболее известная работа Дж. М. Кейнса называется:

  1. «Принципы экономикс»,

  2. «Новое индустриальное общество»,

  3. «Общая теория занятости, процента и денег»,

  4. «Как нам преодолеть депрессию».

10. Понятие «техноструктура» ввел в оборот

  1. Дж. М. Кейнс,

  2. Дж. Гэлбрейт,

  3. Дж. Б. Кларк,

  4. Р. Коуз.

11. Основателем современного монетаризма считается:

  1. А. Маршалл,

  2. П. Самуэльсен,

  3. М. Фридмен,

  4. Дж. М. Кейнс.

12. Для современного либерализма характерно:

  1. Требование усиления государственного регулирования экономики,

  2. Позитивное отношение к умеренной инфляции как средству регулирования экономики,

  3. Подчеркивание недостатков рыночной экономики,

  4. Отрицательное отношение к социализму и плановому хозяйству.

14. Для рекомендаций современного монетаризма характерно:

  1. Ориентация на инструменты фискальной политики,

  2. Ориентация на инструменты денежно-кредитной политики,

  3. Стремление к органическому сочетанию инструментов денежно-кредитной и фискальной политики,

  4. Отрицание какого либо государственного регулирования экономики.

15. Единственным советским экономистом, получившим Нобелевскую премию по экономике, является:

  1. В. Леонтьев,

  2. С. Кузнец,

  3. Л. Канторович,

  4. Б. Олин.

16. Укажите родоначальника «экономического романтизма»:

  1. С. Сисмонди,

  2. Р. Оуэн,

  3. П. Прудон,

  4. Ж. Б. Сей.

17. Представители «исторической школы» утверждали, что:

  1. Экономика развивается по объективным законам, имеющим общеисторический характер,

  2. Необходимо следовать принципам свободы торговли,

  3. Общих законов развития национального хозяйства не существует,

  4. «Экономическому человеку» присущ исключительно «рациональный эгоизм».

18. К списку приведенных ниже научных работ подберите имена авторов:

Работы:

Авторы:

а) “Принципы экономикс”;

а) А. Смит;

б) “Исследования о природе и причинах богатства народов”;

б) Д. С. Милль;

в) “Основы политической экономии”;

в) К. Маркс;

г) “Капитал”;

г) А. Маршалл;

д) “Общая теория занятости, процента и денег”.

д) Д. М. Кейнс.

Тема 03. Предмет и метод экономической теории

Вопросы для изучения

  1. Предмет экономической теории.

  2. Метод экономической науки, ее принципы.

  3. Функции экономической теории.

  4. Экономическая теория и экономическая политика.

Рекомендуемые к теме источники:

Основные:

1. Курс экономической теории. Гл. 2

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. 2-го англ. изд. – М.: Дело, 2002. – 864 с. (Далее Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика). Гл. 1, 2.

Дополнительные:

  1. Курс экономической теории, МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. 2.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика /Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 974 с. (далее Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс). Гл. 1.

  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 784 с. (Далее Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс). Гл. 1, 2.

  4. Экономика / Под ред. проф. Булатова А.С. Введение.

Основные категории: эмпирическая экономика, экономическая теория, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика, экономическая политика, законы и категории, нормативная и позитивная экономика, индукция и дедукция, экономические модели, общие, предельные и средние величины, метод сравнительной статики, показатели эластичности замещения, статика и динамика, краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе, внешние эффекты (экстерналии).

Тест к теме 03

1. Экономическую теорию можно определить как науку

  1. о биржевом рынке;

  2. о государственном управлении;

  3. о общественном выборе в условиях ограниченных ресурсов;

  4. о том, как государство влияет на деятельность рынка.

2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

  1. эффективное использование ресурсов;

  2. неограниченность ресурсов;

  3. система потребностей;

  4. максимальное удовлетворение потребностей;

3. Экономическую модель

  1. отражает основные экономические принципы;

  2. может объяснить, как функционирует реальная экономика;

  3. часто основывается на упрощениях;

  4. является идеальным отображением действительности.

4. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется

  1. абстракция;

  2. предельный анализ;

  3. рациональный выбор;

  4. контролируемый эксперимент.

5. Использование допущений в экономическом анализе:

  1. изменяет внутреннюю логику теории или модели;

  2. облегчает решение проблемы;

  3. делает модель более реалистичной;

  4. увеличивает число вопросов исследования.

6. Экономическая теория

  1. занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;

  2. содержит положения, которые принимаются всеми экономистами;

  3. является точной прикладной наукой;

  4. не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.

7. Экономическая реформа – это…

  1. специально организованные и проводимые высшими органами власти преобразования;

  2. альтернатива социальной революции;

  3. система общественных экспериментов;

  4. переход общества к рыночной экономике.

8. Предметом современной экономической теории считается:

  1. исследование проблем общественного производства;

  2. изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ;

  3. изучение экономического поведения людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов;

  4. исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов.

9. Общенаучным методом исследования экономической науки является:

  1. экономический эксперимент;

  2. научная абстракция;

  3. математические модели;

  4. статистические данные.

10. Теория экономики ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных с:

  1. наращиванием материального богатства;

  2. наращиванием духовного богатства;

  3. развитием производительных сил и производственных отношений;

  4. развитием и совершенствованием орудий труда.

11. Национальная экономическая теория занимается:

  1. сопоставлением моделей социально-экономического развития;

  2. адаптацией общетеоретических принципов и моделей развития к специфике развития национальной экономики;

  3. выявлением преимуществ различных моделей развития экономики;

  4. выявлением специфики общественных отношений.

12. Наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

  1. хозяйственная жизнь общества;

  2. средства производства;

  3. производительные силы и научно-технический прогресс;

  4. взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

13. Производственные отношения - это:

  1. этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми;

  2. отношения производства, распределения, обмена и потребления;

  3. взаимодействие человека со средствами производства;

  4. отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства.

14. Позитивная экономика занимается:

  1. определением имеющихся ресурсов;

  2. раскрытием законов и закономерностей развития экономики;

  3. поисками путей выхода из кризиса;

  4. принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам.

15. Нормативная экономика занимается:

  1. исследованием фактов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;

  2. определением взаимосвязей между природой и обществом;

  3. использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач;

  4. процессом реализации экономической политики.

16. Положение, НЕ имеющее отношения к предмету экономической теории:

  1. экономическое благо;

  2. неограниченность ресурсов;

  3. эффективное использование ресурсов;

  4. правовые отношения.

17. Законы обращения денежных единиц изучаются в рамках:

  1. микроэкономики;

  2. мезоэкономики;

  3. макроэкономики;

  4. мегаэкономики.

18. Закон убывающей производительности факторов производства изучается в рамках:

  1. микроэкономики;

  2. мезоэкономики;

  3. экономики предприятия;

  4. макроэкономики.

19. Метод познания ограничивается:

  1. движением мышления от конкретного к абстрактному;

  2. движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

  3. движением мышления от абстрактного к конкретному;

  4. использованием всех методов исследования.

20. При использовании метода изложения руководствуются:

  1. раскрытием сущности экономических явлений и процессов;

  2. воспроизведением в логически непротиворечивой системе полученных знаний;

  3. раскрытием противоречий хозяйственной жизни;

  4. полученными результатами в процессе познания.

21. Экономические категории представляют собой:

  1. взаимосвязи между понятиями;

  2. научные абстракции, выражающие экономические отношения;

  3. доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

  4. обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы или их содержание.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (3)

    Методические рекомендации
    ... поработе со студентамиЗФО и ОЗФО М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельнойработыстудентов заочного отделения (длястудентов ... 2.8. Экономика природопользования Контрольная работаподисциплине «Экономика природопользования» ...
  2. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет
    ... навыков студентов. Самостоятельнаяработастудентов факультета социологии обеспечена учебно-методическими материалами по каждой дисциплине. В распоряжении студентовзаданиядлясамостоятельнойработы, вопросы для ...
  3. Рабочая программа по дисциплине

    Рабочая программа
    ... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подисциплине «Русский язык и культура речи» (по выбору) для специальностей: ... курсовой работы, реферата, домашнего задания учебной программой не предусмотрены. 3.2.5. СамостоятельнаяработастудентовСамостоятельнаяработапо учебному ...
  4. Ежегодной научно-практической

    Программа
    ... для составления заданийдлясамостоятельнойработыпо ... зав. кафедрой экономики и менеджмента ... 5. Проблемы дисциплины учащихся ... по коррекции неуспеваемости учащихся. Болдук Шенне - 4 курс 1 группа КПИ. Выявление отношения к самостоятельнойработестудентов ...
  5. Ежегодной научно-практической

    Программа
    ... для составления заданийдлясамостоятельнойработыпо ... зав. кафедрой экономики и менеджмента ... 5. Проблемы дисциплины учащихся ... по коррекции неуспеваемости учащихся. Болдук Шенне - 4 курс 1 группа КПИ. Выявление отношения к самостоятельнойработестудентов ...

Другие похожие документы..