Главная > Закон


КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

";О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ";

ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2002 Г. N 175-ФЗ

(постатейный)

Ответственный редактор

член Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации, доктор юридических наук,

профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Е.И. Колюшин

Коллектив авторов

Анчуткина Татьяна Александровна, заместитель начальника отдела Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ, государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат юридических наук. Специалист в области конституционного и парламентского права (ст. ст. 5 - 11 гл. 1, гл. 5).

Барсегян Артем Геворкбекович, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики. Специалист по конституционному и административному праву (гл. 11, 12).

Васильева Светлана Викторовна, доцент кафедры конституционного и административного права Государственного университета - Высшей школы экономики, заместитель заведующего кафедрой, кандидат юридических наук. Специалист по вопросам народного представительства, избирательного права, правовых аспектов взаимоотношений публичной власти и граждан (ст. ст. 1 - 4 гл. 1).

Зрелов Александр Павлович, младший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела ВГНА МНС России, преподаватель, юридический консультант ЗАО ";ЭкООнис";, научный консультант Творческой ассоциации ";Foros"; (гл. 6, 7, ст. ст. 59 - 64 гл. 8, Прилож. 1 - 3).

Колюшин Евгений Иванович, член ЦИК РФ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Академии экономики, финансов и права, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ. Автор более 100 научных трудов по проблемам конституционного, муниципального, финансового и гражданского права (гл. 9, Прилож. 4).

Краснов Максим Валерьевич, старший специалист Управления по имуществу ООО ";Мострансгаз";. Специалист по конституционному, финансовому, налоговому и земельному праву, криминологическим аспектам экономической и налоговой преступности (гл. 3, 7, ст. ст. 53 - 58 гл. 8).

Некрасов Сергей Иванович, профессор кафедры правового обеспечения управления Государственного университета управления, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент. Специалист по вопросам федерализма и различным аспектам функционирования публичной власти. Автор ряда учебников, учебных и учебно-методических пособий по конституционному праву, гражданскому праву, правоведению и научных статей (гл. 2, 4, 10, 13, Прилож. 5).

Список сокращений

Федеральный закон ";О выборах депутатов Государственной Думы"; 2002 г. - Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ ";О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";.

Федеральный закон ";О выборах депутатов Государственной Думы"; 1999 г. - Федеральный закон ";О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ. (СЗ РФ. 1999. Ст. 3178.)

Федеральный закон ";Об основных гарантиях избирательных прав"; - Федеральный закон ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. (Российская газета. 2002. 15 июня.)

ГАС ";Выборы"; - Государственная автоматизированная система Российской Федерации ";Выборы";.

20 декабря 2002 года N 175-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.

Принят

Государственной Думой

20 ноября 2002 года

Одобрен

Советом Федерации

11 декабря 2002 года

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 82-ФЗ,

от 23.06.2003 N 83-ФЗ, от 23.06.2003 N 84-ФЗ,

от 23.06.2003 N 85-ФЗ <*>)

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2571, 2572, 2573.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Комментарий к статье 1

Комментируемая статья исходит из того, что избирательные права осуществляются на основе демократических принципов избирательного права. Под принципами избирательного права следует понимать установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательных прав, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование на выборах, свобода выборов и добровольность участия в них граждан.

Всеобщее избирательное право означает, что избирательными правами в России может пользоваться достаточно широкий круг лиц в соответствии с концепцией отрицания избирательных цензов. При этом допускаются естественные разумные ограничения, признаваемые в любом демократическом государстве и не рассматриваемые как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти. В ряде зарубежных стран встречались и встречаются избирательные цензы, которые часто характеризуются как недемократические. Например, ценз пола, исходя из которого к выборам не допускаются женщины; образовательный ценз, предполагающий участие в выборах лиц, обладающих определенным набором знаний; имущественный ценз, который ограничивает избирательные права в зависимости от наличия имущества и уплаты налогов не ниже определенной суммы.

Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три составляющих. Во-первых, он означает, что все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей. Во-вторых, каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов. Это положение может звучать еще и так: один избиратель - один голос или ни один избиратель не может иметь большее количество голосов, чем другой избиратель. На выборах депутатов Государственной Думы каждый избиратель имеет два голоса: один голос - по мажоритарной избирательной системе, когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном избирательном округе, другой голос - по пропорциональной избирательной системе, когда гражданин голосует за партийный список кандидатов. В-третьих, на выборах должно обеспечиваться равное представительство граждан. Это достигается путем образования приблизительно равных по количеству избирателей избирательных округов на основе единой нормы представительства. Таким образом, каждый депутат Государственной Думы избирается приблизительно от одинакового числа граждан, что обеспечивает ";равный вес"; голосов избирателей.

Принцип прямого избирательного права означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах, т.е. путем непосредственного волеизъявления определяет представителя своих интересов в Государственной Думе. В случае если избиратель по причинам, связанным, например, с физическими недостатками, не в состоянии самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, он может воспользоваться помощью другого избирателя в порядке, установленном в п. 10 ст. 77 настоящего Федерального закона. В данном случае это не будет нарушением принципа прямого избирательного права.

При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо. Принцип тайного голосования на выборах является широко распространенным в других государствах. Открытое голосование допускается, как правило, в деятельности органов власти, например, при голосовании в парламенте по той или иной кандидатуре ";за"; или ";против"; законопроекта.

Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель беспрепятственно реализует свои избирательные права, самостоятельно приходит голосовать на избирательные участки, голосует за того или иного кандидата, исходя из собственного убеждения. Не допускается любое принуждение гражданина к участию в выборах. В ряде государств, например в Турции, Греции, Бельгии, Италии, Австралии, предусматривается юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании, за неисполнение которой устанавливается ответственность. Например, в Турции неучастие в голосовании грозит гражданину штрафом в размере около 10 долларов США. В России избирательные права рассматриваются с точки зрения возможного, а не должного. Ответственность за неучастие в выборах не устанавливается. Вместе с тем проблема абсентеизма, т.е. игнорирования избирателями выборов (неучастие в голосовании по причинам недовольства властью, пассивности, аполитичности граждан и т.д.), стоит достаточно остро.

Препятствия свободному волеизъявлению граждан РФ могут создаваться лицами, нарушающими правила предвыборной агитации, осуществляющими подкуп избирателей. Ответственность за названные правонарушения устанавливается в ст. ст. 5.8 - 5.14, 5.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена широкая диспозиция - воспрепятствование осуществлению избирательных прав. В данном случае привлечение к уголовной ответственности возможно за существенные нарушения принципа свободы выборов и добровольности участия в них граждан.

Статья 2. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы

1. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; (далее - Федеральный закон ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";), настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы.

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Комментарий к статье 2

1. В настоящем Федеральном законе содержание категории ";законодательство"; понимается в узком смысле как система нормативных правовых актов, состоящая из Конституции РФ и федеральных законов. В данной статье подчеркивается приоритет регулирования парламентских выборов актами высшей юридической силы. Таким образом, к законодательству о выборах депутатов Государственной Думы относятся нормы Конституции РФ и федеральных законов, регулирующие принципы избирательного права, механизм реализации и обеспечения избирательных прав участников выборов, порядок организации и проведения выборов народных представителей.

В Конституции РФ устанавливаются положения об избирательных правах граждан, о формировании Государственной Думы на основе демократических выборов (ч. 2 и 3 ст. 32, ч. 2 ст. 96). В Федеральном законе ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; закрепляются принципы избирательного права, основы статуса участников избирательного процесса, порядка организации и проведения выборов на всех уровнях власти в России. Этот Закон по своей значимости и объему регулирования является своего рода избирательным кодексом для России. В соответствии с названным Законом должны проводиться выборы в Российской Федерации, в том числе и выборы депутатов Государственной Думы. Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав не могут противоречить нормативные правовые акты о выборах конкретных органов власти и, разумеется, подзаконные акты. В комментируемой статье делается акцент на регулировании выборов депутатов Государственной Думы Федеральным законом ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон об основных гарантиях). Этот акцент не случаен. Во-первых, впервые принятый в 1994 г. подобный закон часто и существенно изменялся и дополнялся, поскольку каждая проводимая в стране избирательная кампания ";сигнализировала"; о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о выборах. Поэтому в целях определенности в данной статье прямо указывается на действие не прежних редакций, а именно нового Федерального закона об основных гарантиях. Во-вторых, после 12 июня 2002 г. в Федеральный закон об основных гарантиях вносились изменения и дополнения. Для устойчивости правового регулирования выборов депутатов Государственной Думы законодатель решил не распространять редакции Федерального закона об основных гарантиях, принятые после 12 июня 2002 г., на предшествующие правоотношения.

Другими федеральными законами, относящимися к законодательству о выборах депутатов Государственной Думы, помимо комментируемого Федерального закона являются, например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ ";О политических партиях";, Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ ";О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ ";О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации ";Выборы";. В названных Законах в той или иной мере регулируются различные аспекты статуса участников избирательного процесса, порядка организации и проведения выборов депутатов.

2. Комментируемый пункт отсылает прежде всего к ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях, где содержится широкий перечень понятий и терминов. Определение содержания ряда категорий в самом Законе способствует его единообразному пониманию, облегчает правоприменение и последующее толкование норм. Аналогичное понимание основных категорий в избирательных правоотношениях способствует системности и единообразию законодательства о выборах в различные органы. В то же время если в комментируемом Федеральном законе та или иная категория будет установлена в ином значении, то приоритет в правоприменении будет отдаваться этому значению. Думается, что изменение содержания понятий и терминов по сравнению с установленными в Федеральном законе об основных гарантиях должно быть редким исключением.

Статья 3. Выборы в Государственную Думу

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов.

2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом ";Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";, на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

3. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Комментарий к статье 3

1. При определении числа депутатов Государственной Думы учитывались российский опыт и практика других государств. От достаточно громоздкого Съезда народных депутатов РСФСР, состоящего из 1068 народных депутатов, было решено перейти к представительному учреждению, включающему 450 депутатов, что и закреплено ч. 3 ст. 95 Конституции РФ.

2. На выборах по мажоритарной избирательной системе на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. От каждого избирательного округа в Государственную Думу направляется по одному депутату. Название этой избирательной системы соответствует ее сути и происходит от французского слова ";majorite";, что означает ";большинство";. В зависимости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для признания кандидата избранным, различают мажоритарную избирательную систему абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей, как правило, предусматривается проведение повторного голосования, так называемого второго тура, в котором участвуют два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. По мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с возможностью повторного голосования избирается, например, Президент России. Депутаты Государственной Думы избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. В данном случае избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей, т.е. наибольшее число голосов среди всех кандидатов - его соперников. При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным признается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей, например 2/3 голосов. В Российской Федерации эта избирательная система не встречается.

Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства, являющейся величиной, отражающей определенное число избирателей, от которого избирается один депутат. Для определения единой нормы представительства общее число зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, делится на общее число депутатских мандатов, т.е. на 225. Один депутат избирается приблизительно от 480 тыс. избирателей. Таким образом, по количеству избирателей округа должны быть одинаковыми, что обеспечивает принцип равного избирательного права.

При определении единой нормы представительства учитываются только избиратели, проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в порядке, определенном в ст. 16 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II (ред. 1 декабря 1998 г.) ";О Положении о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации";. Регистрацию (учет) избирателей осуществляют главы муниципальных образований, командиры воинских частей и иные уполномоченные лица на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами ЗАГСа, территориальными органами Федеральной миграционной службы РФ, учреждениями, организациями, осуществляющими учет населения. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории. По результатам регистрации (учета) главы муниципальных образований, командиры воинских частей и иные уполномоченные лица заполняют Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях и устанавливают их общую численность на соответствующей территории. Сведения о зарегистрированных избирателях передаются в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и избирательную комиссию субъекта РФ. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает общую численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и совместно с избирательной комиссией субъекта РФ представляет в Центральную избирательную комиссию РФ указанные данные по установленной форме на бумажном и электронном носителях. Формирование и уточнение базы данных об избирателях осуществляются с помощью Государственной автоматизированной системы ";Выборы";.

На практике невозможно обеспечить абсолютное равенство образуемых избирательных округов по числу избирателей. Отступления от единой нормы представительства допустимы при образовании одномандатных избирательных округов в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Названное положение развивается в подп. 4 п. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона, в котором установлено, что на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа. Так, в Эвенкийском избирательном округе проживает примерно 12,5 тыс. избирателей. Тем не менее Эвенкийский автономный округ является самостоятельным одномандатным избирательным округом. Конституционный Суд РФ не расценил возможное отступление от единой нормы представительства в силу федеративного характера государства как чрезмерное. Учитывая особенности территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод личности, допускается в качестве вынужденной меры отступление от общей нормы представительства в пользу принципов федерализма, равноправия субъектов РФ, обеспечения представительства субъектов РФ с малочисленным населением.

3. В силу комментируемого пункта половина состава Государственной Думы - 225 депутатов - избирается на основе пропорциональной избирательной системы. При пропорциональной системе распределение депутатских мандатов производится прямо пропорционально числу голосов избирателей, полученных данной партией, избирательным блоком на выборах.

Для распределения мандатов могут использоваться различные методы. В Российской Федерации предусматривается метод избирательной квоты (избирательного частного), или метод Т. Хэра, называемый так по имени его автора - английского адвоката 19 века. Суть метода в установлении минимального числа голосов избирателей, которое необходимо набрать партии для получения одного мандата.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы являются сложность подсчетов при определении результатов выборов и своего рода обезличивание кандидатов, включенных в партийные списки. Избиратели часто не знают многих кандидатов из списка. При пропорциональной системе граждане выражают доверие скорее идеологии или программе, с которыми партии выступают на выборах, или лидерам, возглавляющим список кандидатов.

Недостатком и пропорциональной, и мажоритарной избирательных систем является ";потеря голосов"; избирателей. При мажоритарной системе пропадают голоса избирателей, поданные за кандидатов, не набравших относительного большинства голосов. При пропорциональной системе не учитываются голоса избирателей, поданные за списки кандидатов, не преодолевших избирательный барьер (заградительный пункт). На выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. избирательный барьер составляет 5%. Для следующих парламентских выборов предусмотрен более высокий избирательный барьер - 7% от числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному округу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... на выборахдепутатовГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации шестого созыва утвержден упомянутым выше (см. комментарий к ст. 62 Закона) Постановлением ...
  2. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... результатов выборовдепутатовГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации, проводимых после вступления в силу комментируемого Закона. Статья 88. Переходные положения Комментарий ...
  3. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... результатов выборовдепутатовГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации, проводимых после вступления в силу комментируемого Закона. Статья 88. Переходные положения Комментарий ...
  4. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1995 г N 108-ФЗ " О рекламе" www optimum - site ru – создание и оптимизация сайтов Курсы по созданию сайтов

    Закон
    Комментарий к Федеральномузакону от ... законом. В настоящее время на рассмотрение ГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации ... депутатовГосударственнойДумы принять во втором чтении дополнения в ЗаконРоссийскойФедерации ...
  5. Федеральный закон от 10 января 2003 г n 20-фз " о государственной автоматизированной системе российской федерации " выборы" (с изменениями от 25 декабря 2008 г 8 мая 2010 г 11 июля 2011 г ) принят государственной думой 20 декабря

    Статья
    ... на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации", "О выборахдепутатовГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации", "О выборах Президента РоссийскойФедерации", настоящий Федеральныйзакон, федеральныезаконы "Об информации ...

Другие похожие документы..