Главная > Документ


Министерство сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

сельскохозяйственный институт»

Актуальные проблемы современного образования

Материалы

региональной заочной научно-практической конференции

20 января 2012 года

Кемерово 2012

УДК 378 (06)

А 43

Редакционная коллегия:

Мяленко Виктор Иванович, доктор техн. наук, профессор, ректор Кемеровского ГСХИ;

Васильченко Александр Михайлович, канд. техн. наук, доцент, проректор по УРКемеровского ГСХИ;

Степанова Лидия Александровна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой истории и педагогики Кемеровского ГСХИ;

Подойницына Татьяна Анатольевна, педагог-психолог, старший преподаватель кафедры «Истории и педагогики» Кемеровского ГСХИ;

Вербицкая Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Методики преподавания и биологии» Кемеровского ГСХИ;

Андреяшкина Галина Юрьевна, старший лаборант кафедры «Истории и педагогики» Кемеровского ГСХИ;

Бражникова Елена Рафаэльевна, редактор ИИО Кемеровского ГСХИ.

А 43 Актуальные проблемы современного образования: материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Кемерово, 20 января 2012 года) ; Кемеровский ГСХИ. – Кемерово : ИИО Кемеровского ГСХИ, 2012. – 222 с.

В материалах сборника конференции рассматриваются проблемы реализации регионального компонента в образовании средствами современных педагогических технологий, формирования профессиональной компетентности учителя, использования информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовании, особенности профильной ориентации школьников, внеклассной работы по биологии, технологии и другим учебным предметам, организации психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Сборник адресован менеджерам образования, учителям, аспирантам, всем тем, кто занимается актуальными проблемами современного образования.

© Кемеровский ГСХИ, 2012

© ИИО Кемеровского ГСХИ

Содержание

Раздел 1. Проблемы реализации современных 8

педагогических технологий в образовании 8

Составляющие региональной политики в образовании 8

Мяленко В.И. 8

доктор технических наук, профессор, ректор 8

Рогова Л.В. 8

заведующая аспирантурой 8

Метод проектов как технология формирования ключевых 11

компетентностей обучающихся 11

Белянин Н.А., Шелков В.А. 11

Использование технологии формирования типа правильной 13

читательской деятельности в начальной школе 13

Данилина Н.А., Шетько А.В. 13

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода 16

образовательного учреждения на стандарты нового поколения 16

Ланчакова Е.П. 16

Развитие социально-психологической компетентности 20

субъектов образовательного процесса как компонента 20

конкурентоспособности специалиста 20

в профессиональной деятельности 20

Шарафутдинова Л.Р. 20

Интерактивные формы организации образовательного 24

процесса 24

Скорых С.В. 24

Формирование у школьников умений и навыков 27

самостоятельной работы по русскому языку 27

Применение разноуровневой технологии обучения на уроках 33

бухгалтерского учета 33

Задания, активизирующие развитие речи обучающихся на уроках 36

русского языка 36

Шевнина М.И. 37

Метод проектов на уроках истории и обществознания 41

Белоброва К.М. 41

Создание системы междисциплинарных связей 44

между дисциплинами и модулями 44

профессионального цикла ФГОС СПО 44

Кожемяко И.Л., Овчинникова И.А. 44

Педагогические технологии в преподавании физики как 50

результат качества образования 50

Чудинова Г.В. 50

Формирование познавательного интереса обучающихся на 55

основе активных методов обучения 55

Раздел 2. Формирование профессиональной компетентности 59

учителя современной школы 59

Формирование профессиональной компетентности педагога 59

дополнительного образования 59

Воронина Н.Е. 59

Участие в профессиональных конкурсах – условие 63

повышения престижа педагогической профессии 63

Сурикова Н.Ю. 63

директор 63

Гриценко О.Ю. 63

заместитель директора по УР 63

Дифференцированный подход в организации учебного 67

процесса на уроках биологии 67

Павлова Т.Ю. 67

учитель биологии 67

Раздел 3. Информационно-коммуникационные технологии 73

в образовании 73

Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка 73

Анненкова М.Н. 73

Информационно-коммуникационные технологии 78

на уроках химии 78

Каличкина Е.М. 78

учитель химии 78

Использование информационно-коммуникационных 82

технологий на уроках литературы как средства повышения 82

творческой активности обучающихся в образовательном 82

процессе 82

Пиянзина Т.И. 82

Электронное учебное пособие по разделу «Экономика» курса 87

обществознание для профильной школы 87

Хопта Н.В. 87

учитель истории 87

Виртуальный кабинет математики как инновационная 93

форма использования информационно-компьютерных 93

технологий в профессиональном образовании 93

Бирюкова Е.В. 93

преподаватель математики 93

Использование информационно-коммуникативных технологий 96

на уроках биологии 96

Ополева Т.И. 96

учитель биологии 96

ИКТ на уроках английского языка 100

Ушакова Т.А. 100

учитель английского языка 100

Мобильный компьютерный класс 105

современных образовательных технологий 105

Сурикова Н.Ю. 105

директор 105

Дегтерева О.Г. 105

учитель математики 105

Информационно-коммуникационные технологии как способ 109

активизации познавательной деятельности обучающихся на 109

уроках экономики 109

Пачкова Н.А. 109

преподаватель экономики 109

Применения ИКТ на уроках русского языка и литературы 112

Хлебникова А.А. 112

учитель русского языка и литературы 112

Раздел 4. Здоровьесберегающие технологии в образовании 119

Здоровьесберегающие факторы в образовательной среде 119

Ефремова А.В. 119

педагог дополнительного образования 119

Здоровьесберегающий аспект развития успешности ребенка на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей 121

Фролова О.Ф. 121

методист 121

Здоровый образ жизни школьников 124

Заворотинская Л.В. 124

Формирование здорового образа жизни обучающихся 127

средствами дополнительного образования 127

Шишлянникова Н.Н. 127

заведующая методическим отделом 127

МАОУ ДОД «Дом детского творчества №1», г. Мариинск, 127

Кемеровская обл. 127

Преодоление влияния социально обусловленных факторов среды на формирование ОЗОЖ обучающихся в условиях 129

общеобразовательной школы 129

Корниенко С.Г. 129

директор к.п.н. 129

Никифорова Л.Н. 129

заместитель директора по воспитательной работе 129

Коллективный способ обучения на уроках 132

производственного обучения 132

Шкробко Е.Г. 132

Раздел 5. Реализация регионального компонента в образовании 137

средствами педагогических технологий 137

Старт в большую науку 137

Бусовцева Т.В., Кудряшова М.В. 137

Проектные технологии как средство изучения 140

национально-регионального компонента образования 140

Шелтрекова Л.В. 140

Организация модульно-блочного обучения на уроках физики 143

Шурыгина Т.В. 143

Технология разноуровневого обучения на уроках математики 146

Калайтан Т.Г. 146

Раздел 6. Организация воспитательной работы в 150

образовательных учреждениях 150

Развитие педагогического мастерства через развитие общения 150

Грибкова Ю.В. 150

Духовно-нравственное воспитание в Доме творчества 153

Корнеева Т.А. 153

Современные тенденции гражданско-патриотического 156

Воспитания 156

Тимофеева И.С. 156

Организация воспитательной работы в ГОУ НПО 160

«Профессиональное училище № 77» 160

Давыденко Л.А. 160

мастер п/о 160

Содержание воспитательной деятельности педагога 171

дополнительного образования 171

Хаванская Е.В. 171

методист 171

Растим гражданина 175

Илюхина М.С. 175

«Мы и Отечество» 179

Программа развития гражданско-патриотического 179

воспитания учащихся на 2010-2015 года 179

Рейнгарт О.С. 179

Раздел 7. Особенности профильной ориентации школьников 186

Профессиональное самоопределение школьников в 186

образовательном процессе 186

Рыжкова Е.Г. 186

директор 186

Шипунова О.Н. 186

заместитель директора по воспитательной работе 186

Смирнова В.Б. 186

руководитель МО классных руководителей 186

Формирование готовности школьников к выбору профиля 190

обучения 190

Хорват Г.И. 190

Раздел 8. Организация внеклассной работы по биологии, 193

технологии и другим учебным предметам 193

Реализация краеведческой составляющей в работе 193

экологического объединения «Юный исследователь» 193

и формирование исследовательского мышления обучающихся 193

Беленкова Л.Э. 193

Организация внеклассной работы по химии 198

в ГОУ НПО ПУ №51 198

Бондарь Г.И. 198

Исторический кружок как форма организации внеклассной 202

работы 202

Воронина И.С. 202

Раздел 9. Психолого-педагогическое сопровождение 205

воспитательно-образовательного процесса 205

Теория и практика динамического чтения 205

Пелиницина Л.В., Косырькова О.Л. 205

Психолого-педагогическое сопровождение процесса начального профессионального обучения детей-сирот 208

Лысенко В.Г. 208

директор 208

Савоськина М.Н. 208

методист 208

Социально-психологическое сопровождение студентов 211

педагогического колледжа 211

Перемышленникова О.А. 211

социальный педагог 211

Усольцева М.Н. 211

социальный педагог-психолог 211

Культура педагогического общения в совместной деятельности педагога – воспитателя и учащихся 216

Чабанова В.В. 216

Характеристика социокультурной толерантности личности 220

Степанова Л.А. 220

Мотивационная сфера выпускников 226

сельских школ Кемеровской области 226

Подойницына Т.А. 226

Раздел 1. Проблемы реализации современных

педагогических технологий в образовании

УДК 378:371.4

Составляющие региональной политики в образовании

Мяленко В.И.

доктор технических наук, профессор, ректор

Рогова Л.В.

заведующая аспирантурой

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

сельскохозяйственный институт», г. Кемерово

Резюме: в статье рассматриваются некоторые особенности региональной политики в образовании, а также примеры взаимодействия Кемеровского ГСХИ с сельскими школами по организации деятельности ученических производственных бригад.

Ключевые слова: региональная политика, образование, образовательные технологии, сельская школа, инновационная деятельность, экспериментальная площадка, профильное обучение.

Формирование региональной политики в образовании невозможно без учета национальных особенностей, тенденций развития и современной направленности мировой образовательной политики. Главной чертой мировой политики в образовании сегодня можно назвать её международную консолидацию. Выработка общих принципов построения образования, общих подходов к достигаемым результатам, компетенциям выпускника и выработки каких-то общих измерителей образовательного процесса. Действительно, для современного мира характерна значительно большая миграция населения, чем раньше, более частыми становятся переезды людей из одних государств в другие и более близким общение людей разных национальностей и государств. Вырабатываются требования к специалисту на рынках труда. И потому естественным требованием становится постоянная выработка равных критериев к подготовке специалистов в разных странах. В европейских государствах, включая и Россию, главным вектором развития образования на ближайшую перспективу можно считать Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года. Это, пожалуй, первое, что следует учитывать в построении региональной политики образования.

Другим не менее важным ориентиром регионального образования является учет региональных особенностей социально-экономического развития. Практически для любого региона это инновационное направление: применение нанотехнологий, всяческое расширение и повышение эффективности всех отраслей промышленности, и все другое, что обеспечивает возможность роста национального продукта. Развитие экономики требует нового уровня компетентности ее работников – это относится и к специалистам, и к работникам – операционщикам.

В то же самое время потребности личности несколько отличаются от региональных потребностей государства. Личности, в первую очередь, требуется обеспечить себе возможность благополучного обустройства и организацию комфортных условий собственной жизни. Далее современная оценка качества выпускника-школьника производится по единому образцу, единому государственному экзамену. Хорошо это или нет для регионального образования? Для экономики это хорошо, а для гармоничного развития региона, скорее всего, нет. Ежегодно происходит отток более подготовленной части молодежи в другие, более развитые регионы и, может быть, в другие страны. Это объективный закон тяготения человека к предпочтительным местам по качеству жизни и по возможности реализации своих личностных устремлений.

Высокий уровень качества жизни в регионе и предоставление полных возможностей реализации всяческих устремлений молодежи хорошо иметь здесь, в собственном регионе. Это и предусматривается различными программами развития и обустройства нашего региона. Тогда что необходимо современному региональному образованию школьного и послешкольного уровня? В первую очередь, это активно использовать в обучении современных образовательных технологий и интернет технологий. Надо показать доступность для любого жителя региона знаний и получения информации, участия в общественной жизни через интернет. В конечном счете, это предусматривает примерно равные стартовые условия у любого молодого человека.

Рассматривая сельскую школу, принимаем во внимание ее определенную удаленность, что можно использовать, как возможность более активно взаимодействовать с естественной природой, ведь леса, озера и реки, животный мир и растения сохранились в первоначальной гармонии. Изучение, наблюдение и способность анализировать естественное движение в природе, конечно, на селе будет более результативно, поэтому любовь к природе, любовь к родному краю, к национальному быту как раз и могут составить главные основы в воспитании патриотизма.

Ученические производственные бригады, которые известны как таковые еще в начале прошлого века и сегодня остаются хорошей школой получения навыков труда на земле и наблюдения за ростом и изменениями в жизни растений. Сегодня важно, что ученические производственные бригады работают в содружестве с вузами и современной наукой. Школьник получает возможность узнать современные технологии возделывания культурных растений, а также возможности влияния на ускорение или замедление развития во флоре и фауне. Проведение слетов ученических производственных бригад на базе вуза, как это делается в нашем институте, безусловно, важный элемент в оценке труда и в формировании собственного самосознания сельского школьника. Но это традиционные проекты. К новым проектам развития школьного образования надо отнести всестороннее применение круглых столов на интересные темы, интернет - конференций и диспутов, например, интернет-викторина «Зеленая академия», проводимая нашим вузом. Выявление и обучение учащихся с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности в области сельского хозяйства, как на профессиональном, так и на допрофессиональном уровне. Представление докладов учащихся на научных конференциях, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах и т.п. Двустороннее взаимовыгодное сотрудничество «школа плюс вуз» в образовательном пространстве сельской школы выступает ресурсом инновационной деятельности, является своего рода экспериментальной площадкой по реализации моделей профильного обучения и направлено на решение задач, стоящих перед современным инновационным учебным заведением.

Безусловно, современное общество выдвигает все новые и новые проблемы перед нами, перед самой личностью, новые требования к рынку труда, а отсюда и новые требования к обучению и воспитанию современной молодежи. Наверное, только всесторонний учет всех этих параметров может позволить приобщить современные тенденции развития образования к потребностям личности и государства.

УДК 373.018.2

Метод проектов как технология формирования ключевых

компетентностей обучающихся

Белянин Н.А., Шелков В.А.

мастера производственного обучения

ГОУ НПО «Профессиональное училище № 76»,

г. Топки, Кемеровская обл.

Поиски активных форм обучения привели наш коллектив к внедрению технологии — проектной деятельности. «Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность», – эти слова принадлежат преподавателям, которые работают по этой технологии. Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций у обучающихся. Перед нами стояла задача освоить теорию метода проектов, разработать тематику и осуществить межпредметные проекты, разработать и апробировать системы мониторинга в области формирования компетентности. Мы рассуждали так: если применение метода проектов станет спланированной, целенаправленной и постоянной составляющей образовательного процесса, то мы создадим условия для развития у обучающихся широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной деятельности. Например, коммуникативных и оргдеятельностных умений и качеств, а также презентационных умений и навыков. Тем самым мы усилим личностно ориентированную направленность образовательного процесса. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. На уроках производственного обучения по профессии «Автомеханик» мы применяем различную классификацию проектов (исследовательский, практико-ориентированный, информационный, творческий и ролевой проект), одними из основных являются проектно-ролевые игры, поскольку игра позволяет повысить познавательный интерес обучающихся, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке [1].

В ней участники, индивидуально или в группах, выполняют определенные проектные задания, близкие по тематике, и готовят презентации собственных проектов, защита которых осуществляется в виде ролевой игры. При этом обеспечивается возможность использования разных качеств участников – от умения мыслить, выполнять творческие и поисково-исследовательские задания, доходчиво довести свои мысли и теории, активно и корректно участвовать в дискуссии, до коммуникативных (организовывать работу в группе, обращаться к аудитории, располагая ее к себе) и даже чисто внешних данных.

Реализуется также межпредметная направленность этого вида учебной деятельности: как правило, проект предполагает разностороннее изучение вопроса. Но, так как деятельность групп и отдельных участников подчинена определенной логически заданной цели, эмоциональная составляющая не является доминирующей, довлеющей над судьбой игры. Вместе с тем есть и непредсказуемость результата (авторы проектов до начала ролевого финала не знают о работах друг друга, отношении к ним остальных участников), что позволяет поддержать высокий интерес к игре.

Использование актуальных, связанных с реальными потребностями обучающихся, тем также повышает внутреннюю мотивацию участников к учебной деятельности. В игровых проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда обучающиеся-участники принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существовавших ситуаций. Игровые проекты должны предваряться участием обучающихся в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр. Проектно-ролевая игра объединяет в себе свойства как минимум трех типов проектов (исследовательских, игровых и практико-ориентированных).

Можно утверждать, что новые технологии обучения способствуют, прежде всего, повышению активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Список использованной литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией Е.С. Полат. – М., 2000.

  2. Полат Е.С. Как рождается проект / Е.С. Полат. – М., 1995.

  3. Сергеев И.С. Как организовать учебную деятельность обучающихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.

УДК 372.4

Использование технологии формирования типа правильной

читательской деятельности в начальной школе



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..