Главная > Документ


результат качества образования

Чудинова Г.В.

заведующая учебной частью, преподаватель физики

ГОУ НПО «Профессиональное училище №29», г. Новокузнецк,

Кемеровская обл.

Сегодня педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Изучая практическую сторону взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса при определении технологичности действий преподаватель вынужден пристальнее присмотреться к этому взаимодействию: определить его основание, структуру, функции, процессуальные и психологические характеристики.

Особое внимание необходимо уделять начальному моменту взаимодействия – воздействию, фокусирующему в себе весь технологический арсенал педагога. Момент «воздействия» надо вычленять как объект научного исследования, потому что важность этого начального этапа взаимодействия обусловлена социально, психологически и педагогически. В нашем современном обществе психологическая напряженность так велика, что соприкосновение педагога должно быть весьма тонким, искусным. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе обучающегося на позицию субъекта. Для этого педагогу, кроме общепедагогических знаний и умений, необходимо владеть техническим и технологическим инструментарием, позволяющим ему выстраивать и осуществлять взаимодействие с обучающимся, развивая его личность.

Педагогическое взаимодействие можно представить в виде схемы 1:

Педагогическое

педагог

обучающийся

основание

структура

Рис.1. Процессуальные и психологические характеристики

Схема 1. Педагогическое взаимодействие

Нужно отметить, что сегодня происходит позитивное изменение отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

Анализ инновационных процессов в системе профессионального образования является актуальным с позиции теории и практики процессуальной педагогики (схема 2):

результат

научные поиски

передовой

педагогический

опыт преподавателей

передовой опыт

педагогического

Схема 2. Инновационные процессы в системе профессионального

образования

Качество профессионального образования должно опираться на творческую деятельность педагогов и обучающихся, которая предполагает, прежде всего, ориентировку во всей системе преподавания предмета, в ее технологических, организационных аспектах, для которых отсутствуют типовые решения.

Цель современного образования – сформировать способность к осуществлению выбора собственной индивидуальной образовательной траектории обучаемым или профессиональной траектории своего развития. Поэтому решение проблем реализации современных педагогических технологий это задача комплексная, требующая интеграции различных отраслей научного знания, направленных на педагогическую, психологическую, методическую проработку решений. В этом смысле профессионально-педагогическая технология – сфера междисциплинарного знания. Она не может быть спроектирована усилиями одного педагога или усилиями одной научной дисциплины. Такое проектирование должно осуществляться в рамках междисциплинарных комплексов знаний и командой высококвалифицированных специалистов. Поэтому профессионально-педагогическая технология это, прежде всего, новая форма научно-методического знания, позволяющая осуществить выработку параметров процесса обучения или параметров его подсистем, блоков, элементов, связей с точки зрения сохранения целостности самого образовательного процесса.

Проблемы реализации современных педагогических технологий в преподавании предмета «Физика» заключаются, прежде всего, в том, что:

- все основные понятия дисциплины должны быть рассмотрены на достаточно высоком теоретическом уровне (насколько это возможно для обучающихся НПО);

- уроки теоретического обучения должны строиться в соответствии с основными принципами обучения (в первую очередь, это принцип деятельности). Вместе с тем, необходимо учитывать взросление обучающихся, необходимо готовить их к применению аксиоматического метода изложения, включая элементы лекционно-семинарских форм обучения, зачетную систему и т.п.;

- важная роль должна отводиться различным формам совместной деятельности, которую надо рассматривать не как самоцель, а как средство, без которого не может быть организовано обучение, способствующее развитию позиционного мышления, позиционного видения предмета, при котором обучающийся, высказывая свою точку зрения, в состоянии удержать и способ видения предмета другим обучающимся, занимая одну позицию, может учитывать и другую, в чем-то противоположную.

При осуществлении своей деятельности (преподавания предмета технического цикла – физики) используем такие педагогические технологии, как:

-технологию конкурсной деятельности (обучающиеся поставлены в условия соревнования);

- проектную технологию (практико-ориентированные проекты, требующие четкого определения функции каждого обучающегося в процессе выполнения работы в установленные сроки);

- информационные технологии (виртуальные лабораторные работы, уроки на базе мультимедийных технологий, создание веб-страницы, предназначенной для получения консультации обучающимися);

- кейс-технологию (сформулированной проблемы нет, необходимо из представленных данных самостоятельно выявить ее и указать пути решения);

- рейтинг, портфолио (способы индивидуальной оценки знаний обучающегося);

- технологию самостоятельной работы (обнаружить проблему, наметить поиск путей решения, выдвинуть гипотезу, решить обучающие задачи, провести исследование).

Например, один из способов индивидуальной оценки знаний обучающихся и самоконтроль при изучении какой-либо темы по физике – это использование следующей формы записи:

Изучаемая тема: Законы сохранения

Знания, умения и навыки, которые необходимо приобрести по мере прохождения темы

Результаты обучения (отмечается то, чем уже овладел из 1 столбца и ставится оценка)

Вопросы (то, что не понял, не нашел ответы самостоятельно, с чем прийти на консультацию)

  1. Знать закон сохранения импульса.

  2. Что такое работа силы. Мощность.

  3. Кинетическая, потенциальная энергия.

  4. Закон сохранения механической энергии.

  5. Решить задачи №…

  6. Выполнить лабораторную работу «Изучение закона сохранения механической энергии»

  1. Формулировка закона, математическая запись.

  2. Определение работы, мощности, приведены примеры.

  3. Формулировка, математическая запись, примеры.

  4. Решение задач.

  5. Собрать установку по описанию, провести измерения, вычисления, сделать вывод по лабораторной работе

1.Применение закона сохранения импульса.

2.Решение задачи №..

3.Решение качественной задачи №..

Этот пример демонстрирует то, что педагогу необходимо постоянно определять, изменять, влияние технологического фактора на результаты процесса обучения, для того, чтобы с одной стороны избежать технологического детерминизма, а с другой стороны – развивать инновации как фактор совершенствования образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что еще в 1949 году выдающийся физик А.Эйнштейн отметил: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растение требует наряду с поощрением, прежде всего, свободы – без нее оно неизбежно погибает. Большая ошибка думать о том, что чувство долга и принуждения помогут находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мне кажется, что даже здоровое хищное животное потеряло бы жадность к еде, если бы удалось с помощью бича заставить его непрерывно есть, даже когда оно не голодно, и особенно, если принудительно предлагаемая еда не им выбрана».

Поэтому при изучении предмета не нужно бояться давать возможность обучающимся «добывать» знания самостоятельно. Таким образом, при внедрении в педагогическую деятельность инновационных процессов теоретического и практического характера преподаватель выступает в качестве автора, исследователя, разработчика, пользователя и пропагандиста новых педагогических идей, теорий, технологий, концепций и методик.

Для освоения компетенций, необходимых для осуществления трудовой деятельности по определенной специальности (профессии), должны быть технологии, которые дадут возможность обучающимся самостоятельно работать на занятиях, решать проблемы, относящиеся к реальной трудовой деятельности такие, как кейс-технология, метод проектов, современные мобильные технологии, дистанционное обучение.

УДК 377.1

Формирование познавательного интереса обучающихся на

основе активных методов обучения

Кузнецова Н.В., Сидорова Е.В., Стасенко Ю.В.

мастера производственного обучения

ГОУ НПО «Профессиональное училище №76», г. Топки,

Кемеровская обл.

Познавательной активностью называют все виды активного отношения к учению, как к познанию; наличие смысла и значимости обучения; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию). Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Для преподавателей и мастеров производственного обучения очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с обучающимися, умение использовать для этого специально-психологические, дидактические и личностные средства. Одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» являются игровые методы, это один из современных подходов к обучению будущих специалистов. Игра, как способ обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, оценить уровень подготовленности обучающихся, оценить степень владения материалом и перевести его из пассивного состояния – знания в активное – умение, развить индивидуальное мышление, умение анализировать и прогнозировать, а также активизировать самообразование обучающихся.

На занятиях производственного обучения по специальности «Продавец, контролер-кассир», мы применяем различные модификации деловых игр, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся (имитационные, ролевые и операционные игры), что дает возможность обучающимся «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях. В наиболее общем виде деловую игру определяют, как метод имитации (подражания, изображения, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилами. Она дает возможность в определенной обстановке (в нашем случае это производственное обучение) мобилизовать у обучающихся их знания, навыки и умение вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Используя метод инсценировки, мы решаем одну из основных задач, стоящую перед обучающимися: это умение ориентироваться в различных ситуациях и обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и деятельность. Деловая игра помогает нам раскрыть личностный потенциал каждого обучающегося, и дает возможность оценить совместную деятельность. Моделируя профессиональные ситуации на практических занятиях производственного обучения, мы тем самым обеспечиваем приобретение у обучающихся необходимых навыков и умений правильного выполнения производственных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию. Использование игровых методов позволяет нам диагностировать не только знания, но и профессиональные качества обучающихся, все они с интересом идут на такой эксперимент и активно работают на практических занятиях. Для деловой игры в начале выбирается тема и исходная ситуация, затем совместно с обучающимися разрабатывается сценарий и игровая конструкция деловой игры, определяются цели и задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц. Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением персонажей; исполнением двойных ролей; конструированием поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, поощрений; визуальным представлением результатов, что излагается в игровой документации. А также проводим диагностику возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций и объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

Введение обучающихся в игру происходит следующим образом: знакомим обучающихся с исходной информацией, затем формируем группы участников, информируем об условиях игры, вводим игровые правила, вручаем игровые документы, определяем совместно задачи игры, собираем дополнительную информацию, обучающиеся изучают дополнительную литературу. При необходимости участники могут обратиться за консультацией к ведущему, например, к мастеру производственного обучения. При распределении ролей нельзя отказываться от полученной роли, выходить из игры, быть слишком пассивным или наоборот подавлять своей активностью участников игры, нарушать регламент и этику поведения. С момента начала деловой игры нельзя вмешиваться и изменять ход игры, можно лишь корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. При проведении деловой игры используются соревнования между микрогруппами. Состязательность это мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся. Результаты игры анализируются участниками. Происходит обмен мыслями, участники игры защищают свои решения и выводы, а в заключении игры мастер п/о подводит итог, отмечает достигнутые результаты, выявляются ошибки, и формируется окончательный итог занятий.

Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается. Для проведения нестандартных уроков требуется выдумка и энергия, игры вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебный процесс, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соперничества, взаимопомощь. Применяя на практических занятиях игровые способы обучения, можно улучшить как общую, так и качественную успеваемость обучающихся. На это влияет ряд факторов:

- все обучающиеся заняты своей деятельностью;

- каждый чувствует ответственность за результат порученной ему работы, все готовы решить поставленную перед ними задачу или проанализировать работу друг друга;

- обучающиеся работают на выполнение общего результата, внося каждый свою лепту в процессе работы. Такое обучение, несомненно, интересное, творческое и перспективное.

Список использованной литературы

  1. Бадаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Бадаев. – М.: Академия, 2005.

  2. Бельчиков М.М. Деловые игры / М.М. Бельчиков. – М. : Академия, 2005.

  3. Борисова Н.В. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры»: метод. пос. / Н.В. Борисова, А.А. Соловьева. – М. : Академия, 2007.

Раздел 2. Формирование профессиональной компетентности

учителя современной школы

УДК 371.13:374

Формирование профессиональной компетентности педагога

дополнительного образования

Воронина Н.Е.

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Атамановский Дом детского творчества»

В педагогической литературе часто используются термины компетенция, компетентность. Понятие «компетентный» в словарях трактуется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в девяностые годы прошлого века. Широкое применение этих терминов в педагогике связано с необходимостью модернизации содержания образования. Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетенции. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободномыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Основными результатами деятельности образовательного учреждения в настоящее время должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.

В последние годы отечественное образование характеризуется возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга. Реализуется дополнительное образование школьников руководителями различных творческих объединений.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребёнка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодёжи в неформальном общении, ориентирована на личность ребёнка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою познавательную активность, реализовать свои лучшие личностные качества, то есть демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический климат для достижения успеха. А это, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Несмотря на все особенности организации, содержания и методики, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. В задачи педагога дополнительного образования входит организация внеурочной работы с воспитанниками, руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведёт непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определённом творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несёт ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по интеллектуальному, физическому и нравственному развитию личности.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребёнка. Формирование педагогической компетентности – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывает в ней изменения. Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил, и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха. Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через награждение: благодарности, грамоты, дипломы, медали. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека.

Учёными установлено, что удовлетворённость трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно, чем выше удовлетворённость содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, ожидать высокого профессионализма не приходится. Но это легко поправить. И неудовлетворённость своим трудом может перейти в удовлетворённость. Нужно повысить свой профессионализм. Исходя из современных требований, можно определить для себя основные пути формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования: самообразование, работа в методических объединениях, освоение новых педагогических технологий, исследовательская деятельность, активное участие в педагогических семинарах, конкурсах, конференциях, мастер-классах, выставках, обобщение собственного педагогического опыта, использование ИКТ.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде, умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. Компетентность педагога дополнительного образования включает в себя синтез профессионализма, творчества, ораторского искусства. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся, что подтверждает портфолио учащихся. От профессиональной компетентности педагога зависит социально-экономическое и духовное развитие нашего общества.

Список использованной литературы

  1. Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: путь к себе. / Г.П. Буданова – М. : Чистые пруды, 2010. – 30 с.

  2. Ромм Т.А. История социальной педагогики. / Т.А. Ромм. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2010. – 346 с.

  3. Рачкова Л.В. Развитие индивидуальных творческих способностей младших школьников: этапы диагностики и организации воспитательной работы / Л.В. Рачкова. – Новокузнецк. : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 36 с.

УДК 371.12



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..