Главная > Документ


Шевнина М.И.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1», г. Мариинск, Кемеровская обл.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. И задача учителя помочь ребёнку в освоении речевой деятельности. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение отличать литературный язык от нелитературного. Во-вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятии речи других людей. Третья область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.

В развитии речи выделяют три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Речь учащихся должна отвечать определённым требованиям:

- содержательности (текст построен на знании фактов);

- ясности, точности, убедительности (обоснованность выводов, завершённость высказываний, проявление чувств, своего отношения к описываемому, разнообразие языковых средств и т. д.);

- литературной правильности, благозвучия (правильное построение предложений, образование морфологических форм, работа над орфографией, пунктуацией, соблюдение орфоэпических норм).

Надо стремиться сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными для учащихся, заинтересовать их самим процессом работы над словом, научить школьников осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинению, изложению), чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях.

Запоминанию нового слова способствуют такие приёмы и упражнения:

- запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении его и правильной постановкой ударения в нём (слово воспринимается зрительно и на слух);

- упражнение в определении значений слов путём перечисления признаков понятия;

- составление предложений с новым словом в его разных значениях (разбить стакан, разбить клумбу, разбить врага);

- введение в орфографические упражнения новых слов;

- творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказа, изложение, сочинение);

- ведение детских словарей (толковых, алфавитных, тематических: мебель, вещество, явления природы; поклассных или индивидуальных, в тетрадях и настенных словарях-таблицах).

Существуют диктанты разных видов. Вот примеры некоторых:

- словарный диктант с продолжением;

- словарный диктант с сопоставлением;

- словарный диктант-игра;

- словарный диктант на основе загадок;

- словарный диктант с творческим заданием;

- фразеологический словарный диктант.

Методика развития речи на основе концептов русской культуры, включающая как приемы рационального (логического), так и приемы иррационального (интуитивно-ассоциативного) анализа слова как единицы языка и текста, создает условия для гармонизации развивающейся «картины мира» растущего человека.

В работе с обучающимися доминантой концептуального анализа абстрактного слова (анализа слова как единицы мышления и культуры) становится его метафорическая составляющая. Метафора как посредник между разумом и культурой позволяет понять слово не только как факт языка и речи, но и как культурный феномен. Метафора – один из инструментов формирования информационного поля ученика, ключ к его внутреннему миру, личностным смыслам. Следовательно, она усиливает познавательную рефлексию языкового сознания и способствует моделированию индивидуальной картины мира в процессе активной работы воображения, ассоциативного мышления и образной памяти ребенка.

Формирование и развитие способности использовать в своей речи метафоры связано с осознанным применением учеником разных моделей ее построения. В качестве примера рассмотрим модели построения метафор чувств.

Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным, при конструировании метафор, обозначающих отрицательные эмоции. Процесс создания метафор, основанных на сопоставлении животного и человека, протекает достаточно интенсивно. Например, посредством метафорических образов кусающих, терзающих, грызущих животных нередко передается внутреннее напряжение и возбуждение: тоска навалилась, страх заползает в душу, обида мучает, зависть грызет, ревность гложет, досада точит и т.п. Найдите в текстовых фрагментах сравнения и определите способ их выражения. Какое из сравнений показалось вам наиболее оригинальным и почему?

Важно организовать работу учащихся так, чтобы была чёткая обратная связь. Выделяют следующие уроки, необходимые для деятельности учащихся: диспут, урок-суд, викторины, «Кто хочет стать отличником», урок-экскурсия, урок-конференция и т.д.

Игра – это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребёнка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на такие психические процессы детей, как наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображение, эмоции. Наблюдательность, умение подмечать характерные особенности предметов и явлений формируются в процессе развития речи. Этой цели служат широко применяемые в практике обучения устное рисование, ведение дневников наблюдения, экскурсии, игровые формы уроков.

Список использованной литературы

  1. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка / А.Д. Дейкина. – М. : Просвещение, 1990.

  2. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения / П.Ф. Ивченков. – М. : Просвещение, 1995.

  3. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1993.

  4. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям / Т.А. Ладыженская. – М. : Просвещение, 1998.

  5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1990.

  6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи / П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич. – М. : Просвещение, 1999.

  7. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. – М. : Воронеж, 2000.

УДК 371.314.6:372.893

Метод проектов на уроках истории и обществознания

Белоброва К.М.

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №1», Мариинский район, Кемеровская обл.

Уроки истории в профильных классах предоставляют широкую возможность для использования метода проектов. Практически ориентированная проектная деятельность может способствовать более глубокому усвоению курса истории, практическому применению знаний.

Осуществление проектной деятельности возможно лишь на основе имеющихся знаний и навыков учащихся, предусмотренных образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Так, менее подготовленные учащиеся выбирают в соответствии со своими склонностями краткосрочные мини-проекты, дающие возможность проявить самостоятельность. Целесообразно участие этих учеников в групповых проектах. Участие в групповых проектах может научить менее подготовленных учеников проявлять инициативу, сотрудничать с партнёрами. Примером создания групповых проектов является подготовка к семинарским занятиям.

В 11 классе на уроках истории по теме «Великая Отечественная война» учащимися были подготовлены проекты: «Сражалось и слово», «Наука фронту», «Роль плакатной живописи в годы войны», «Искусство фронту», «Полководцы Великой Отечественной», «Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне», «Фронтовые письма», «Великая Отечественная война глазами моего поколения» и др.

С данными проектами школьники выступали на семинарском занятии «Памяти павших будьте достойны». Семинарское занятие проходит при большом интересе его участников и имеет важное воспитательное значение. Тематика проектов меняется, некоторые темы ребята сами называют, например, «У войны не женское лицо», «Оставшиеся навсегда молодыми», «Цена победы». Эти проекты были созданы на основе воспоминаний участников Великой Отечественной войны, работы с архивами, в т.ч. и семейными. Выступления некоторых ребят о судьбе своих родных просто потрясли участников семинара. Лучшие проекты были рекомендованы для участия в научно-практических конференциях.

Уроки-конференции, когда учащиеся выступают со своими проектами, в течение года проводятся неоднократно. В 11 классе были подготовлены проекты «Хрущевская оттепель», «М.С. Горбачёв. Судьба перестройки», «Либеральные реформы в России», «Советская империя» и др. Презентация проектов сопровождается показом видеосюжетов, что делает выступления ребят более яркими.

В 10 классе при большом интересе ребят ежегодно в рамках предметной декады проходит внеклассное мероприятие «Имя твоё, Россия». Учащиеся готовят проекты «Жизнь и деятельность княгини Ольги», «Александр Невский – защитник земли Русской», «Петр I – царь или революционер на троне», «Русские святые», «Екатерина Великая. Эпоха просвещенного абсолютизма», «Жизнь и деятельность Александра II», «Великие русские полководцы» и др. Для выступления обучающиеся готовят иллюстративный материал, презентации, видеосюжеты. Встречаясь с ребятами во время подготовки проектов, обращаем внимание на их взросление, серьёзность, самостоятельность в суждениях, у них возникают свои точки зрения, с некоторыми – соглашаемся, по спорным моментам приводим свои аргументы. Иногда разговор идёт как с коллегами, и это нас радует, т.к. видим рост своих учеников.

Учебные проекты, которые учащиеся выполняют на уроках обществознания, можно разделить на три уровня. Первый уровень – это учебные проекты, которые учащиеся готовят к семинарскому занятию; второй уровень – это проекты, подготовленные к зачёту; третий уровень составляют проекты, подготовленные для участия в конкурсах, научно-практических конференциях. Примером тем учебных проектов первого уровня являются: «К чему ведёт глобализация», «Молодёжь против наркотиков», «Курение вредит здоровью», « Многообразие современного мира» и др.

Как правило, это групповые проекты, где распределены роли: кто готовит теоретическую часть, кто проводит практическую часть и обрабатывает результаты, а кто оформляет материал. Работа в группе сплачивает ребят, учит их коммуникабельности, в такой группе 3-4 человека, здесь необходим лидер, руководитель группы.

На втором уровне группа не более 2-х человек, объём работы возрастает, проекты становятся сложнее и время подготовки увеличивается (2-3 месяца). Темы проектов для зачётов выбирают самостоятельно, но здесь необходима консультация педагога. Примерные темы для зачёта: «Права ребёнка», «Становление гражданского общества в Российской Федерации», «Глобальные проблемы современности», «Демографическая проблема и её решение в Российской Федерации», «Социальная структура и социальные отношения в современной России», «Молодёжная субкультура», «Средства массовой информации и их роль в современном обществе» и др. Зачёт проходит в марте, а выбор тем происходит в ноябре. В течение этого периода преподаватель проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, где учит школьников методике работы над проектами.

Работа над проектами третьего уровня начинается летом. В дни школьных каникул работает школьная академия «Шанс», где принимают участие старшеклассники 8, 9, 10 классов. Занятия с ними ведут школьные преподаватели, в «Шансе» обучают методике исследовательской деятельности. Данные занятия направлены на развитие детей, группы комплектуются по желанию ребят. Обучаясь в летней академии, ребята выбирают тему исследовательской работы или проекта, которые представляют на конкурс или конференцию. В течение двух лет были подготовлены проекты «Права человека в современном мире», «Если б я был депутатом», «Мои предложения Председателю Совета Федерации», «Диалог молодёжи с властью», «Моя программа социального действия», «Твори добро» и др.

Работа над социальными проектами способствует успешной социализации старшеклассников. Качественная успеваемость благодаря применению проектной методики выросла на 20%. На 40% увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня; повысилась успешность выступлений школьников на олимпиадах. За последние три года ученики стали п

Список использованной литературы.

  1. Камашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе / А.И. Камашинский // Практика административной работы в школе. – 2006. – № 6.

  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М., 2000.

  3. Чечиль И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечиль // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 6.

УДК 377.1

Создание системы междисциплинарных связей

между дисциплинами и модулями

профессионального цикла ФГОС СПО

Кожемяко И.Л., Овчинникова И.А.

преподаватели

ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум», г. Мариинск, Кемеровская обл.

Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе креативности как требования к любой деятельности человека в современных условиях. Вооружение такими умениями будущего специалиста – актуальная социальная задача средней профессиональной школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью междисциплинарных связей.Суть изменений в подготовке специалистов, наряду с ориентацией обучения на практику, видится в междисциплинарном взаимодействии, необходимости качественно новых путей интеграции учебных дисциплин.

Сложившаяся дисциплинарная система профессионального обучения формирует определенные противоречия между:

– целями активизации познавательной деятельности обучающихся, обусловленными сменой образовательных парадигм и недостаточностью системных представлений об осуществлении данного процесса на современном этапе развития отечественного образования;

– профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обучения и средствами ее формирования в рамках отдельных учебных дисциплин;

– назревшими потребностями в междисциплинарной интеграции и недостаточным количеством соответствующих исследований и методических пособий по обоснованию дидактических условий, выявлению, внедрению междисциплинарных задач в учебный процесс.

Таким образом, необходим переход на научно обоснованные концепции междисциплинарных связей, адекватным требованиям объективного закона качественного развития образования, так как разрозненность по учебным дисциплинам знаний, отсутствие, ненаучность или недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводят, с одной стороны, к дублированию отдельных вопросов в разных дисциплинах в условиях дефицита учебного времени, а с другой – к недостаточному освоению обучающимися ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в другой.

В рамках изучения дисциплины «Инженерная графика», предлагается создание условий: для осознания обучающимися основной профессиональной образовательной программы (ОПОП СПО) ФГОС СПО за счет определения междисциплинарных связей с дисциплинами и модулями профессионального цикла, для раскрытия в процессе обучения и воспитания важности профессиональной деятельности, социальной значимости будущей профессии, для выявления способности осмысленно и целенаправленно двигаться к намеченной цели – стать конкурентоспособными специалистами. В соответствии со стандартом ФГОС СПО необходимо внедрение в учебный процесс новых методических и содержательных подходов к изучению дисциплины «Инженерная графика» на основе систем междисциплинарных задач.

Междисциплинарные связи дисциплины «Инженерная графика» устанавливаются на взаимной согласованности учебных программ основной профессиональной образовательной программы, на уровне общности выполняемых чертежей, научных понятий, связанных общим смыслом дисциплин и методами преподавания, исключают противоречия в трактовке одних и тех же законов, понятий, явлений, дублирование материала, способствуют целостности получаемых обучающимися научных и технических знаний, обеспечивают единство многообразия процессов и явлений, изучаемых разными дисциплинами.

Внедрение в образовательный процесс междисциплинарных комплексных задач, связанных несколькими дисциплинами, профессиональными модулями позволяет:

– снизить загруженность обучающихся в рамках совмещенных, бинарных занятий или практических работ;

– последовательно реализовывать репродуктивные, частично-поисковые, творческие и научно-исследовательские, дидактические принципы по нескольким дисциплинам, профессиональным модулям;

– на основе дифференцированного личностно-ориентированного подхода к обучению выбирать уровень сложности решаемой задачи;

– развивать самостоятельность и ответственность обучающихся при выполнении индивидуальных заданий;

– вовлекать обучающихся с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности во внеучебную деятельность.

Актуальность создания системы междисциплинарных связей определяется следующими факторами:

– потребностью в разработке механизма повышения качества обучения по дисциплинам: «Информатика», «Гидротермическая обработка и консервирование древесины», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», профессиональным модулям на основе внедрения междисциплинарных задач и системообразующей роли дисциплины «Инженерная графика» (Рисунок 1);

– необходимостью компьютеризации дисциплины «Инженерная графика» на основе междисциплинарного задачного подхода;

– развитие творческих способностей обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности по созданию учебно-исследовательского комплекса «Графический кейс».

Создание системы междисциплинарных связей дисциплины «Инженерная графика» с дисциплинами и модулями профессионального цикла ФГОС СПО обуславливает возможность междисциплинарного внедрения комплексов «Графический кейс» в образовательный процесс. Каждый обучающийся создает свой именной комплекс, так называемый «Графический кейс», в который помещаются выполненные в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» чертежи, необходимые в дальнейшем обучении специальности. Оболочка комплекса представляет собой функциональную таблицу, систематизирующую графические изображения по дисциплинам, профессиональным модулям, видам практик. Виды графических изображений в ячейках таблицы – активные гиперссылки, по которым открываются соответствующие чертежи, выполненные в программе Компас. Продолжение разработки обучающимися «Графического кейса» в процессе обучения на 2-4 курсах позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах учебных дисциплин, и уже тем самым создает возможности для систематизации, исключения дублирования, выявления недостающего материала. Обучающиеся, осваивая новую для них деятельность от простых элементов к более сложным, занимаясь активным самостоятельным поиском, получают знания и навыки практической деятельности по чтению и выполнению эскизов, рабочих чертежей деталей, чертежей общего вида, сборочных чертежей изделий с использованием прикладной программы Компас, решения комплексных производственно-технических задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов, анализа принятых решений, видения перспектив, приобретают практический опыт, формируют профессиональную готовность к овладению полноценной профессиональной деятельностью.

Обучающиеся должны не только владеть новыми информационными технологиями, но и эффективно применять их в своей учебно-профессиональной деятельности, используя творческий самостоятельный подход к решению профессиональных задач, что способствует воспитанию современного специалиста, обладающего информационной компетентностью, умеющего самостоятельно принимать решения в сложных обстоятельствах, быть готовым брать на себя ответственность, предвидеть возможные последствия своих решений для производства, других людей и себя лично, уметь реализовывать и усовершенствовать профессиональные навыки, развивать методики и технологии своей профессии и быть готовым к усовершенствованию профессионального мастерства.

Систематизация междисциплинарных связей в процессе изучения дисциплины «Инженерная графика» предполагает особую роль графической подготовки, содержание которой необходимо насытить фундаментальным материалом в виде междисциплинарных задач, который позволит обучающимся при переходе на третий, четвертый курсы свободно ориентироваться в вопросах анализа и синтеза графических моделей, иметь твердые навыки создания геометрических образов инженерных объектов с использованием информационных технологий на профессиональной основе, динамично оперировать ими. Таким образом, это позволяет создать будущему специалисту условия для активной самостоятельной познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий, для приобретения научно-практического опыта решения междисциплинарных задач и возможности применения его на производстве.

УДК 372.853

Педагогические технологии в преподавании физики как



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..