Главная > Документ


Скорых С.В.

учитель начальных классов

МОУ «Сидоровская СОШ», Новокузнецкий район,

Кемеровская обл.

Одной из главных проблем для учителя выступает проблема ценностно-смысловых ориентаций (не «что и как делать?», а «зачем и во имя чего?»).

Главная задача школы видится в формировании конкурентно-способной личности («Я знаю, чего хочу, и могу достичь этого сам социально приемлемыми способами»). А первые черты этой конкурентоспособности как раз и закладываются в младшем школьном возрасте, потому что выпускник начальной школы уже должен иметь внутреннюю установку «я могу учиться» и мотивацию «я хочу учиться». Это необходимо для продолжения образования в среднем звене.

В настоящий момент в обществе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, популяризуются развивающие программы, в которых увеличен объем содержания обучения, обучение идет на высоком уровне сложности. С другой стороны, массовое ухудшение здоровья населения привело к тому, что в школу приходят соматически ослабленные, педагогически запущенные дети, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Это создает большие трудности в обучении. Эта ситуация заставляет искать пути решения данной проблемы.

Развивающее обучение качественно меняет отношение учителя к ребенку, поднимая его на уровень сотворчества. Задача учителя заключается в поддержании мотивации учащихся, ее повышении. Это можно осуществить через обучение средствами субъективизации, используя интерактивные формы обучения. Субъективизация – это способ организации работы обучаемого, именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление его личности и реализация его потенциальных возможностей. Под этим процессом понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности. Следовательно, субъективизация предполагает наличие таких качеств интеллекта учащегося, как речь, внимание, память, способность к совершенствованию операций сравнения, анализа, синтеза.

Одна из форм взаимодействия учителя с учениками на уроке – интерактивное обучение (в переводе с английского – «научение») – стихийное или специально организованное обучение, основанное на взаимодействие обучаемых с учебным окружением. Самое главное в интерактивном обучении – опора на опыт слушателей. Учитель выполняет роль помощника, одного из источников информации. Задача учителя – создать условия для самореализации личности учащихся. Выделяют три вида активности учащихся:

  1. Физическая (дети меняются местами, говорят, слушают, пишут, рисуют и т.д.).

  2. Социальная (неравнодушны к тому, что происходит вокруг, – задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями).

  3. Познавательная (дети вносят дополнения поправки в ответы других).

При интерактивном обучении учитель выступает в роли организатора (налаживает взаимодействие, разбивает на пары, группы, координирует работу) или консультанта. Его задача – создание условий для самореализации личности, побуждение учащихся к сбору новых данных, к самостоятельному решению проблем, вооружение инструментами для успешной работы.

Такая позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Минусы»

  1. Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт.

  2. Усложнено изложение теории.

  3. Сложно соблюсти временные рамки.

  4. Большие энергозатраты труда учителя.

«Плюсы»

  1. Активность участников обучения.

  2. Обращение к личному опыту.

  3. Разумное сочетание теории и практики.

  4. Легкость восприятия, усвоения материала учениками.

  5. Творчество всех участников процесса обучения.

  6. Возможность личностного роста.

  7. Многообразие точек зрения.

  8. Мастерство учителя.

Таким образом, интерактивное обучение строится на трех китах:

  1. Использование трех видов активности.

  2. Использование опыта детей.

  3. Новая позиция учителя как консультанта, организатора.

На уроках можно использовать следующие формы интерактивного обучения:

- пары сменного состава;

- статичные пары;

- статичные группы;

- фронтальная работа в кругу;

- карусель;

- незаконченное предложение;

- мозговой штурм;

- ролевая игра;

- суд от своего имени.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Список использованной литературы

1. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения: Спецсеминар для учителей / Т. А. Мясоед. – М., 2004 .

2.Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова. – М., 2005.

3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый., Ж.С. Хайдаров. – М., 1996. – 268 с.

УДК 371.322

Формирование у школьников умений и навыков

самостоятельной работы по русскому языку

Зырянова В.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1», Яшкинский муниципальный район,

Кемеровская обл.

За последнее время изменились приоритеты образования, если раньше ценились знания сами по себе, то теперь деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы обучающиеся овладевали коммуникативными навыками, навыками самоконтроля и самооценивания, развивали творческие способности.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому задача учителя состоит не только в том, чтобы дать углубленные знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребенка.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации обучающихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

В учебном процессе совершается систематическое и последовательное формирование тех личностных образований, которые подводят школьника к активной позиции в учебной деятельности. Ученик проявляет активность, самостоятельность в учении, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований условно можно считать механизмом становления активной позиции школьника в учебной деятельности.

Что же подразумевается под самостоятельной деятельностью учащихся на уроке?

По мнению Ю.Б. Зотова, это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [3].

А.С. Границкая считает, что самостоятельная работа учащихся – «не только активизация деятельности учащихся, но и создание условий для индивидуальной работы» [2, с. 12].

С этой же точки зрения рассматривают данный процесс Ю.К. Бабанский, как выполнение учебных заданий учеником без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя [1], А.К. Маркова, что это работа, выполняемая без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предназначенное для этого время [4].

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Поэтому в настоящее время самостоятельная работа учащихся является одной из главных в приобретении и закреплении знаний.

Н.Н. Стройкина понимает под самостоятельностью школьников активную мыслительную деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний и навыков по русскому языку и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы [5].

Опираясь на данное высказывание, можно сделать вывод о том, что перечисленные умения не заложены от природы у учащихся, их надо развивать. Получается, что при умелой организации самостоятельной работы на уроках русского языка, у учеников можно развить самостоятельное мышление, готовность к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции.

Существует несколько видов самостоятельной работы на уроках русского языка.

В своей статье «Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания» Н.Н. Стройкина предлагает пошаговое решение развития самостоятельности учащихся:

  1. Самостоятельная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления.

Выдвигая перед обучающимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, «необходимо, прежде всего, требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка». Таким образом, учитель на этой ступени добивается осознанного отношения к выполнению заданий.

  1. Принцип постепенного наращивания трудностей.

Например, в упражнении поставлены задачи: «Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос и указывая вид глагола». Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся.

  1. Принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.

В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера

  1. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

  2. Самостоятельная работа обучающихся в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

  3. Необходимость использования литературных текстов.

Как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а, следовательно, их самостоятельности.

  1. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

  2. Самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся [5].

Формированию самостоятельности, по мнению Е.Е. Чернышовой, способствует проектная и исследовательская деятельность школьников [6]. В своей работе Е.Е. Чернышова дает определения понятий «проектная деятельность учащихся», «проект», освещает типологию проектов по Е.С. Полат, знакомит педагогов с исследовательским методом в обучении.

Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников:

-мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение; обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

-умений и навыков работы с книгой, другими источниками информации;

-умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

-специальных исследовательских умений и навыков [6].

В наше время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что учение – процесс творческий. Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание в процессе движения к цели нового продукта.

В основе любой творческой деятельности лежит прогноз, который предвосхищает или предвидит вероятный результат любой деятельности.

Так, например, учащимся можно на уроке предложить изначально определения самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, глагола, числительного вместе с примерами. Затем обучающиеся должны будут привести предложенную информацию к единому логическому основанию. Это уплотняет информацию почти в полтора раза, экономит ресурсы памяти детей, с одной стороны, а с другой – позволяет безошибочно развернуть ее и воссоздать четыре самостоятельных определения. Такое прогнозирование и сжатие информации ведет к широким перспективам для развития творческого мышления учащихся.

Ю.Б. Зотов выделяет «в соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. На первом этапе формируется база знаний учеников. Однако, задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье у подопечных.

На втором этапе самостоятельные работы приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами образца. Ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более глубокими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников [3].

Нужно отметить, что по форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых педагогами в системе урочных и внеурочных занятий. Наиболее распространенные из них:

  1. Работа с книгой (конспектирование и реферирование прочитанного, анализ, сравнение, обобщение, конспект текста…).

  2. Упражнения (идет выработка практических умений и навыков, составление различных задач и вопросов и их решение).

  3. Подготовка докладов и рефератов.

  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

  5. Разработка проектов.

  6. Написание эссе, мини-сочинений.

Необходимо расширять применение методов самостоятельной работы в практике обучения.

Критериями применения методов самостоятельной работы должны быть в единстве доступность содержания учебного материала и готовность учащихся к ее использованию на данном этапе обучения. У всех учеников необходимо развивать познавательную самостоятельность, от класса к классу наращивать степень применения самостоятельной работы.

Нужно помнить о том, что если давать самостоятельные задания ученикам уровнем выше - это в лучшем случае напрасно терять время на уроке, поэтому учителям необходимо уделить особое внимание отбору оптимально необходимого числа упражнений и при необходимости корректировать возникающие трудности путем дифференцирования заданий.

Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении самостоятельных заданий.

Не количество упражнений, а повышение качества их выполнения приведет к эффективности обучения при экономии времени учеников и учителей. От каждого упражнения надо получать максимально возможную учебно-воспитательную отдачу.

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985. - С. 165.

2. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя / А.С. Границкая. – М. : Просвещение, 1991. - С. 12.

3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Просвещение, 1984. - С. 91-93.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – С. 49.

5. Стройкина Н.Н. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания [Электронный ресурс]-

6. Чернышова Е.Е. Организация исследовательской деятельности обучающихся как мотивационный фактор повышения профессиональной компетентности учителя / Е.Е. Чернышова // Учитель Кузбасса. - 2010. - №2. - С. 38-42.

УДК 377.35:372.8

Применение разноуровневой технологии обучения на уроках

бухгалтерского учета

Прохорова Н.В.

преподаватель спецдисциплин

ГОУ НПО «Профессиональное училище №76», г. Топки,

Кемеровская обл.

В современных условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.

Проблема формирования активности личности в учебном про­цессе давно оценивалась как весьма существенная. Принятие на себя роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, формирования познавательных интересов и потребностей, роста профессионализма будущих специалистов.

Существенным условием профессиональной и учебно-познава­тельной активности является самоопределение личности, которое понимается как сознательное утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.

Предоставление свободы выбора обучающимся полезно, потому что способствует формированию профессиональной подготовки, за­ключается в готовности владеть системой знаний и умений, творчески их использовать в профессиональной деятельности и само­образовании; квалифицированно и независимо решать профессио­нальные задачи; видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения; самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность; ориенти­роваться в многообразии учебных пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной; осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и становления личности.

В нашем образовательном учреждении уже несколько лет педагоги работают по внедрению педагогических технологий в свою работу. Созданы творческие лаборатории по изучению, апробации и внедрению их в действие.

Члены методической комиссии по профессии «Бухгалтер» выбрали одну из самых эффективных, на наш взгляд, технологию разноуровневого обучения.

Ведущей целью построения модели разноуровневого обучения является создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в образовательную деятельность.

В любом учебно-воспитательном процессе педагог имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными склонностями, способностями, интересами, возможностями.

Отсюда следует, что обучение всех по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное развитие каждому обучающему.

Данные психологических исследований говорят о том, что дети с врожденными замедленными характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения работы в едином темпе и на высоком уровне сложности представляются нереализуемыми для всех обучающихся, поскольку в действительности часть ребят не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики.

Теоретическое обоснование разноуровневого обучения объединяет комплекс идей, главной из которых служит та, что различия основной массы подростков по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому для усвоения учебного материала.

Целью технологии разноуровневого обучения является – обеспечение усвоения учебного материала каждым обучающимся в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его психологии.

Разноуровневое обучение представляет шанс каждому организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, а нам педагогам позволяет акцентировать свое внимание на работе с различными категориями детей.

Изначально в группе Б-071, мы совместно с педагогом-психологом провели тестирование, на основании которого сформировали подгруппы:

  1. базовый уровень «А» – 7 человек;

  2. программный уровень «В» – 5 человек;

  3. продвинутый уровень «С» – 3 человека.

Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям ребят. При таком обучении учащиеся приобретают большую свободу действий, они сознательно обучаются в разноуровневых группах. Подобранные таким образом группы создают более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей. Использование данной технологии позволяет каждому обучающемуся принимать самое активное участие в познавательной деятельности, осмысливать новый материал, самостоятельно применять полученные знания.

Контроль знаний, умений и навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого обучающегося и он сам принимает ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

Нам отрадно, что многие обучающиеся, пройдя базовый уровень, стремятся решить задачи программного уровня и перейти на продвинутый. Это снимает проблему выставления оценки при контроле знаний и значительно повышает качество образования по преподаваемым предметам.

Проведя мониторинг качества образования по дисциплине «бухгалтерский учет», можно отметить, что общая успеваемость составила 100%, а качественная изменилась с 53% до 67% (3 человека повысили свой уровень, что составило 14%).

Основная цель управленческо-педагогической деятельности состоит в развитии личности учащегося средствами учебного предмета и выражается в развитии его познавательных и коммуника­тивных потребностей и способностей.

Это развитие происходит в деятельности обучающегося по усвоению основных компонентов содержания образования, находящихся в полном соответствии с теми его потребностями и способностями, на выращивание которых направлена деятельность педагога.

Список использованной литературы

  1. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пос. / Н.А. Морева. – М. : ИЦ «Академия», 2005. – 432 с.

  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

УДК 372.881.161.1

Задания, активизирующие развитие речи обучающихся на уроках

русского языка



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуальные проблемы современного образования

    Документ
    ... государственный сельскохозяйственный институт» Актуальныепроблемысовременногообразования Материалы региональной заочной научно ... аспирантам, всем тем, кто занимается актуальнымипроблемамисовременногообразования. © Кемеровский ГСХИ, 2011 ...
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Политика и действительность

    Документ
    ... общества Наши авторы Contents № 5 2007 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИОбразование и общество ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. ... 160 № 1 2008 г. АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ Доминанта ■ Х.Э. МАРИНОСЯН Актуальное и вечное Нам 50! ...
  3. Актуальные проблемы математического образования

    Анкета
    Актуальныепроблемы математического образования Однажды, выступая перед студентами, Андрей ... [речь идёт о натурфилософии, на нашем современном языке --- о физике] написана в величественной книге ...
  4. Проблемы современного образования разработка системы профессиональной ориентации учащихся

    Тезисы
    ... преподавания позволяют наметить перспективы решения актуальнойпроблемы чтения: 1) возрождение традиций семейного ... САМОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Зеленина Е.Б. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ Савельева Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА ...
  5. «актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории» программа студенческой научной конференции (4 – 8 апреля 2011 г )

    Программа
    ... – старший преподаватель О.В. Мурашов. «АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГООБРАЗОВАНИЯ» Программа студенческой научной конференции (5 – ... . Руководитель – С.С. Кулдин. 8. Проблемысовременного информационного общества. Р. Соловьев, факультет социальных ...

Другие похожие документы..